Понятие и взаимосвязь правовой информатики и кибернетики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Термин «информатика» возник в 60-х годах прошлого века во Франции для названия области автоматизированной обработки информации с помощью электронных вычислительных машин, слияние слов информация и автоматика и озна­чает «информационная автоматика», или «автоматизированная переработка информации».

В российской науке существуют различные точки зрения на эту проблему.

Н.С. Полевой и А.Р. Шляхов рассматривали правовую ин­форматику как одно из направлений науки кибернетики. Предме­том этого направления являются закономерности образования, восприятия, хранения, обработки и выдачи социально-правовой информации в целях повышения эффективности организационно­го взаимодействия управляющих и управляемых систем в право­вой сфере общества[1].

Ю.М. Батурин в правовой информатике выделяет три состав­ляющих: 1) техническую сторону информационного права и про­граммное обеспечение правовых задач;

2) специализированные юридические системы и принятие юридических решений с по­мощью ЭВМ;

3) основы теории информации применительно к пра­ву[2].

Особый интерес, на наш взгляд, представляет точка зрения Л.Б. Венгерова, который связывает предмет правовой информа­тики с «информационной концепцией права, то есть учением об информационной природе права», а информационно-правовую деятельность рассматривает как новое направление в юридиче­ской работе[3].

Развивая эти положения, М.М. Рассолов и В.Д. Элькин опреде­ляют правовую информатику как «прикладную науку, изучающую проблемы сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки и использования социально-правовой информации в правовой системе общества и ее подсистемах как специфических правовых информационных образованиях»[4].

О.А. Гаврилов, соглашаясь с предложенным Н.С. Полевым определением, определяет правовую информатику как «междис­циплинарную отрасль знаний о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности, об их автоматизации, о принципах построения и методиках ис­пользования автоматизированных информационных систем, соз­даваемых для совершенствования и повышения эффективности юридической деятельности и решения правовых задач на базе комплексного использования теории и методологии правовых наук средств и методов математики, информатики и логики»[5].

Анализ указанных подходов позво­ляет выделить, два наиболее важных направления.

1. Связано с исследованием правовой сис­темы общества, ее подсистем, социально-правовой информации как специфических информационных правовых образований.

2. Связано с уче­том правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и про­цессов.

Учитывая сказанное, правовую информатику можно опреде­лить как науку, изучающую информацию, информационные про­цессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.

Наиболее тесно информатика связана с кибернетикой – наукой о закономерностях управления сложными динамическими системами. В качестве таких систем рассматриваются и живые организмы, и социаль­ные сообщества, и технические системы.

В 60-70 годах XX века проблемы исследования киберне­тических систем нашли широкое отражение в различных отрас­лях науки. Активно развивались и научная теория правовой кибер­нетики – науки, изучающей закономерности, условия и особен­ности использования математических методов и технических средств в целях оптимизации и повышения эффективности управленческих процессов при решении конкретных правовых задач. Сегодня правовая кибернетика активно используется при исследовании эффективности законодательного и иного правово­го регулирования общественных отношений.

Основные объекты исследования правовой кибернетики:

а) управляющее устройство – правотворческий орган, уста­навливающий нормы права, задающие поведение субъектов пра­воотношений;

б) управляемое устройство – субъекты правоотношений, ко­торым информационно-правовыми нормами предписываются определенные правила поведения (права, обязанности, ответст­венность);

в) прямая и обратная связи – каналы, по которым движется правовая информация – нормативная (как команда управления) и ненормативная (как информация обратной связи).

Дата: 2019-11-01, просмотров: 177.