КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧР»

(бакалавры, 2 курс, Менеджмент)

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»

Раздел 1. Управление человеческими ресурсами общества (макро-и мезоуровень)

Тема 1. Роль человека и человеческих ресурсов в экономических преобразованиях и социальных изменениях

Тема 2. Системный подход к управлению человеческими ресурсами общества (социальная и кадровая составляющие)

Тема 3. Государственная социальная политика по воспроизводству человеческих ресурсов общества

     3.1. Формирование и социальное развитие человеческих ресурсов (демография,миграция,образование)

     3.2. Распределение и перераспределение человеческих ресурсов на рынке труда

     3.3. Использование и профессиональное развитие человеческих ресурсов (занятость и безработица)

Тема 4. Стратегическое управление человеческими ресурсами на макро-и мезоуровне

Раздел 2. Внутрифирменное управление человеческими ресурсами

Тема 5. Система УЧР в организации (социальная и кадровая составляющие)

Тема 6. Методы и модели управления человеческими ресурсами

Тема 7. Стратегическое УЧР в организации

Тема 8. Технологии обеспечения организации человеческими ресурсами

Тема 9. Эффективность управления человеческими ресурсами в организации и методы ее повышения

Тема 10. Мировой опыт управления человеческими ресурсами (если останется время)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: Учебник/Л.О.Ильина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 415 с. – (Высшее образование)

2. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. В 2-х частях. Учебное пособие /Под ред. Н.А.Горелова, Л.О.Ильиной. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 326 с.; 2006. – 239 с.

3. Управление человеческими ресурсами: Учебник /Под ред. И.А.Максимцева, Н.А.Горелова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во Юрайт, 2014. – 526 с.

4. Трудовой Кодекс РФ. – М.:ГроссМедиа, 2007. – 192 с.

5. Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – СПб: Изд-во Питер, 2012. – 208 с.

ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧР»*

(образец)

______________________________________________________________

Неделя Дни недели      Вид занятия          Тематика  занятий

               

1    1-7 сентября        лекция        Тема 1,2

2     8-14 сентября       лекция     Тема 2,3 (3.1 демография)

3 15-21 сентября     лекция          Тема 3 (3.1 демография)

3 15-21 сентября     семинар       Тема 1,2

4     22-28 сентября       лекция     Тема 3 (3.1 демогр.;миграция)

4 22-28 сентября    практика Расчетно-аналит . работа № 1   

5  29-5 октября         лекция      Тема 3 (3.1 миграция; образование)

5 29-5 октября   семинар    Тема 3 (3.1 демография)                     

6 6-12 октября    лекция       Тема 3 (3.1 образование)

6  6-12 октября        практика  Лабораторная работа № 1

7 13-19 октября  лекция        Тема 3 (3.2 рынок труда)

7 13-19 октября семинар          Тема 3 (3.1 миграция)

8 20-26 октября  лекция        Тема 3 (3.2 рынок труда)

8 20-26 октября практика   Лабораторная работа № 2

   9  27-2 ноября         лекция        Тема 3 (3.3 занятость,безработица)

9 7-2 ноября       семинар     Тема 3 (3.1 образование)

10 3-9 ноября          лекция        Тема 3 (3.3 безработица);

                                                                Тема 4 (Страг.УЧР общ-ва)

10 3-9 ноября       семинар      Тема 3 (3.2 рынок труда)

11 10-16 ноября     лекция         Тема 5 (Система УЧР орган-и)

11 10-16 ноября         семинар      Тема 3 (3.3 занятость, безраб.)                        

12 17-23 ноября     лекция         Тема 5 (оконч.); Тема 6 (Методы

                                                                 и модели УЧР)

Ноября    практика     Расчетно-аналит. работа № 2

12 17-23 ноября Контрольная точка Защита реферата (с презент.)

13 24-30 ноября      лекция          Тема 6 (оконч.); Тема 7 (Страг.

                                                                   УЧР в организации)

13 24-30 ноября      семинар       Тема 5 (Система УЧР в орган-и) 

14 1-7 декабря         лекция         Тема 7 (оконч.);

 14 1-7 декабря         семинар      Тема 6 (Методы и модели УЧР)

15 8-14 декабря      лекция          Тема 8 (Технологии обеспечения

                                                                  организации челов. ресурсами)

Декабря     семинар       Темы 4 и 7 (Страт. УЧР на

                                                                   макро-и микроуровне)

15    8-14 декабря Контрольная точка    Контрольная работа

16 15-21 декабря     лекция         Тема 9 (Эффективность УЧР в ор-

                                                                 ганизации)

Декабря  семинар      Тема 8 (Технологии обеспечения

                                                               организации ЧР)

17 22-28 декабря   лекция         Тема 10 (Мировой опыт УЧР)

Декабря  семинар     Тема 9 (Эффективность УЧР в

                                                                организации)

18   29-31 декабря Подведение итогов  и получение допуска к экзамену

 

*все виды занятий в графике должны соответствовать Рабочей программе дисциплины и учебной нагрузке преподавателя; дни недель (числа) необходимо откорректировать по календарю 2015 г.; контрольных точек по дисциплине – 2.

 

 

                  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

дисциплины «Управление человеческими ресурсами»

Курс – 2; семестр – 3; кредитов – 2

Кафедра – Экономика труда

Преподаватель (лектор) –

Номер                          Форма                                                  Зачетный                           

 п/п                     контроля знаний                                         min max                  

                                                                                                       (в баллах)

  Т е к у щ и й к о н т р о л ь (в течение семестра)            0 – 20                                      

 (семинары, расчетно-аналитические и лабораторные работы)

   Р у б е ж н ы й к о н т р о л ь                                              25 - 40

1.   Защита реферата (с презентацией)  (12 неделя)                  15 - 25                   

2.   Контрольная работа                      (15 неделя)                 10 - 15                                                    

                 И Т О Г О  за семестр                                   25* - 60

                  Э к з а м е н                                                        20* - 40

                  И Т О Г О по дисциплине            не менее 55  - 100

 Баллы за семестр суммируются с экзаменационными баллами.

 Шкала перевода баллов в оценки: - от 85 до 100 баллов = отлично

                                                                  - от 70 до 85 баллов = хорошо

                                                                  - от 55 до 70 баллов = удовлетворительно

                                                                  - менее 55 баллов  = неудовлетворительно

 

                                                                        

*если студент набирает за семестр всего лишь 25 баллов, то на экзамене он должен получить не менее 30 баллов для общей оценки  по дисциплине - «удовлетворительно» (см. Положение о БРС). Зачетный минимум по контрольным точкам (реферат и контрольная работа) студентом должен быть выполнен; баллы по контрольным точкам преподаватель заносит в электронную ведомость группы на следующий день после её проведения.  

КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ

по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»

Системный подход к УЧР

В основе УЧР лежит современная (международная) концепция развития человека (человеческого потенциала), которая рассматривает развитие человека как цель и критерий социального (общественного) прогресса.

УЧР имеет место на всех уровнях – макроуровне (национальном, федеральном), мезоуровне (территориальном, региональном, отраслевом), микроуровне (муниципальном, организационном).

На каждом уровне реализуется концепция развития человека.

УЧР как важнейшая функция менеджмента рассматривается этой концепцией как система управления людьми, которая имеет двесоставляющие – социальную и кадровую.  У каждой составляющей - свои цели, задачи, объект, субъект, методы управления.

Социальная составляющая системы УЧР направлена на постоянный процесс воспроизводства человеческих ресурсов на макро-мезо-микроуровне, который состоит из следующих стадийформирования и социального развития ЧР; распределения и перераспределения ЧР на рынке труда; использования и профессионального развития ЧР. Каждая стадия имеет свое содержание и специфические особенности воспроизводства ЧР.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 по дисциплине «УЧР» включают:

- семинары (см. тематику в графике учебного процесса)

- расчетно-аналитические работы (№1 и № 2)

- лабораторные работы (№1 и № 2)

Тестовый опрос

по теме «Состав и структура человеческих ресурсов»

Цель опроса: промежуточная оценка знаний студентов.

 Тестовые задания (примеры):

1. Человеческие ресурсы – это:

а) все население страны с его количественными и качественными характеристиками

б) часть населения страны, обладающая трудоспособностью

в) часть населения страны, занятая в сферах экономики

г) все перечисленное

Выбрать подходящий вариант.

2. Трудовые ресурсы – это:

а) человеческие ресурсы, обладающие физическими, умственными способностями и эмоциональным потенциалом

б) форма выражения человеческих ресурсов, обладающих физическими, умственными, интеллектуальными и профессиональными способностями для осуществления трудовой деятельности

в) трудоспособное население в трудоспособном возрасте

г) все перечисленное

Выбрать подходящие варианты.

3. Трудоспособность человека проявляется с определенного возраста, границы которого в РФ следующие:

а) для мужчин                    б) для женщин

14-54 лет (включ.)              14-50 лет (включ.)

16-55 лет (включ.)              16-50 лет (включ.)

16-59 лет (включ.)              16-55 лет (включ.)

16-60 лет (включ.)              16-54 лет (включ.)

Отметить подходящий вариант в п.п. а) и б).

4. Трудовые ресурсы страны, учитываемые статистикой, состоят из основных, резервных и дополнительных трудовых ресурсов. Отметить в каждом варианте к какому виду трудовых ресурсов относится соответствующая группа населения

- занятое в сферах экономики население

- самозанятое население

- население рабочего возраста, но неработающее по разным причинам

- безработные, активно ищущие работу по найму

- экономически активное население

- работающие подростки 14-15 лет

- рабочая сила (лица, занятые трудом на условиях найма либо активно ищущие такую работу)

- работающие пенсионеры

- военнослужащие

- очно обучающаяся молодежь рабочего возраста

- иждивенцы трудоспособного возраста

- домохозяйка рабочего возраста

- женщины трудоспособного возраста, воспитывающие детей и не работающие

- инвалиды 2-ой группы рабочего возраста, но не работающие по причине ограничения трудоспособности

Вступление

Социальный процесс воспроизводства человеческих ресурсов на микроуровне связан с формированием, движением и эффективным использованием трудового потенциала организации.

В основе формирования трудового потенциала организации лежит процесс планирования потребности в человеческих ресурсах (необходимой численности, структуры и состава работников, времени работы, затрат на содержание работников) и создание условий для мотивации высокопроизводительного труда.

Предваряет процесс планирования процедура анализа и оценки имеющихся в организации  человеческих ресурсов. Для оценки используется следующая информация – социально-демографические характеристики работников (пол, возраст, образование, уровень квалификации, профессия, доход, продолжительность занятости на данном предприятии), соотношение численности различных категорий работников (рабочих, служащих, специалистов, руководителей), продолжительность рабочего дня, размер и структура трудового вознаграждения и социальных выплат, штатное расписание (наличие вакансий, сокращение рабочих мест (должностей) и изменение трудовой нагрузки.

Планирование потребности в человеческих ресурсах опирается на расчет показателей, характеризующих затраты живого труда. К ним относятся: численность работников; численный состав рабочих по профессиям; масштабы дополнительной потребности или сокращения численности работников; средства на содержание персонала.

Вторая фаза воспроизводства трудового потенциала организации связана с движением человеческих ресурсов, их мобильностью. Анализ показателей мобильности человеческих ресурсов является важнейшим направлением управленческой деятельности на предприятии. Анализ осуществляется на основе расчета показателей движения (оборота и текучести) кадров.

Третья фаза воспроизводства человеческих ресурсов связана с эффективным использованием трудового потенциала работников и предприятия. К показателям эффективного использования трудового потенциала предприятия относят: эффективность использования рабочего времени (чем меньше потерь рабочего времени по вине работников и по вине администрации, чем лучше используется полезный фонд рабочего времени, тем эффективнее используется трудовой потенциал работников и предприятия в целом для получения запланированных результатов); достигнутый уровень производительности труда (прирост количества продукции на единицу затрат живого труда); снижение трудоемкости продукции (затрат живого труда на единицу производимой продукции); экономический эффект в виде прироста объемов продукции, продаж, прибыли; соотношение прироста производительности труда и затрат на персонал (темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста заработной платы); зарплатоемкость продукции (при нормальном развитии производства расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции или на рубль валовой выручки должны снижаться); рост уровня рентабельности персонала (увеличение балансовой прибыли на фоне снижения затрат труда). 

Рассмотрим методы расчета отдельных показателей, отражающих формирование, движение и эффективное использование трудового потенциала предприятия.

Раздел 1. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ФОНДА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ОДНОГО РАБОТНИКА (номинального, полезного, эффективного ФРВ)

Задача. Определить на плановый период номинальный, полезный и эффективный фонды рабочего времени одного работника; коэффициенты списочного и явочного состава работников, если известно, что:

- число календарных дней в году – 365

- число праздничных дней – 12

- число выходных дней – 50

- число очередных и дополнительных отпусков работников предприятия «N» - 32

- число неявок на работу по болезни работников данного предприятия – 5

- средняя продолжительность рабочего дня на данном предприятии – 7,8 час (за счет наличия «льготных» работников с сокращенным рабочим днем).

Решение:

1) ФРВном= 365 – 12 – 50 = 303 дня

2) ФРВпол = ФРВном – Очеред.и допол.отпуска – Неявки по болезни =

         = 303 – 32 – 5 = 266 дней

3) ФРВэфф. = ФРВпол х Сред.прод.рабочего дня = 266 х 7,8 = 2074,8 час

4) Кспис.сост. = ФРВном : ФРВпол = 303 : 266 = 1,14

5) Кяв.сост. = ФРВпол : ФРВном = 266 : 303 = 0,88

Данные коэффициенты позволяют рассчитать списочную и явочную численность работников.

Раздел 2. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

2.1. Списочная и явочная численность работников

Задача. Фактическая численность занятых на постоянной, сезонной и временной работе 750 чел. Отсутствуют на работе по каким-либо причинам 50 чел.

Списочная численность работников на предприятии составит:

                               Чсп. = 750 + 50 = 800 чел.

 

Задача. Явочная численность работников как минимально необходимая для нормальной организации производственного процесса составляет 702 чел. Коэффициент списочного состава, рассчитанный по фондам рабочего времени данного предприятия, составляет 1,14.

Списочная численность Чсп. = Чяв. х Ксп.сост.= 702 х 1,14 = 800 чел.

Если дана списочная численность и коэффициент явки, то можно рассчитать явочную численность работников: Чяв = Чсп х Кяв.сост. = 800 х 0,88 = 702 чел.

2.2. Среднесписочная численность работников

Задача. Списочная численность за все календарные дни февраля месяца (включая выходные и праздничные дни) составила: с 1 по 15 число (ежедневно) – 800 чел.; с 16 по 28 февраля (ежедневно) – 780 чел.

 Среднесписочная численность Чср.сп. = Сумма списочной численности за все календарные дни месяца (с выход. и празд.) : Число календарных дней месяца = (800 х 15 + 780 х 13) : 28 = 791 чел.

 

Задача. Организация начала работать с марта месяца. Среднесписочная численность работников в марте составила 450 чел., в апреле – 660 чел., в мае – 690 чел.

Среднесписочная численность с начала года (с января) составит:

Чср.сп. = (450 + 660 + 690) : 5 мес. = 360 чел.

Среднесписочная численность за первый квартал года составит:

Чср.сп. = 450 : 3 мес. = 150 чел.

Среднесписочная численность за год составит:

Чср.сп. = Сумма среднесписочной численности за все месяцы отчетного года (начиная с месяца начала работы организации) : 12 .

2.3. Расчетная численность работников

Задача. Расчетная численность включает численность работников всех категорий (руководителей, специалистов, служащих, рабочих); она необходима для выполнения запланированного объема работ. Определяется двумя способами: а) Чрасч. = Чбаз х JQ  или б) Чрасч. = Qплан : В где Q – объем производства; JQ – изменение объема производства в плановом периоде по сравнению с базовым (JQ = Qплан : Q,баз); В – среднегодовая выработка одного работника в базовом периоде.

Численность базового периода 560 чел. Изменение объема производства в плановом периоде J Q = 1,15. Расчетная численность составит: Чрасч. = 560 х 1,15 = 644 чел.

2.4. Оценка обеспеченности предприятия рабочей силой;

определение общей и дополнительной потребности в работниках

Задача. Фактическая численность работников 3248 чел., плановая – 3270 чел. План выпуска продукции предприятие выполнило на 101,2 % (прирост 1,2 %). Как обеспечено предприятие рабочей силой по сравнению с планом ?

Решение:

- требуемая численность работников (потребность в рабочей силе) под плановый выпуск продукции 3270 + (3270 х 0,012) = 3309 чел.

- дополнительная потребность в рабочей силе составит Чфакт – Чтреб. = 3248 – 3309 = - 61 чел. Знак минус означает нехватку работников (потребность в рабочей силе).

Задача. В штате предприятия работает 50 чел. под запланированный объем выпуска продукции. Администрация предприятия корректирует план выпуска продукции, увеличивая его на 10 %, дополнительно принимает на работу еще 8 чел. и увеличивает индивидуальные нормы выработки (ПТ) на 5 %. Насколько оправдано такое управленческое решение ?

Решение: Общая потребность в работниках (штатная численность) с учетом изменения объема производства и норм выработки определяется так:           Штат.числ. х ( J Q : J В ) = 50 х (1,1 : 1,05) = 52 чел.

Вывод: исходя из скорректированных экономических показателей деятельности предприятия допустимо увеличение численности на 2 чел., а не на 8 чел. Соотношение J Q : J В = J Ч вытекает из расчета показателя производительности труда (выработки)    ПТ = Q : Ч

2.5. Оценка потребности производства

в работниках определенных профессий

2.5.1. Потребность в основных рабочих-сдельщиках

Задача. Определить соответствие профессионального состава основных рабочих-сдельщиков запланированному объему работ, если известна их фактическая численность по профессиям: А – 3 чел., В – 6 чел., С – 3 чел., Д – 2 чел., а также трудоемкость работ на месяц (в норма-ч) по профессиям: А – 500 , В – 1100, С – 400, Д – 850. Эффективный ФРВ на месяц одного рабочего любой профессии – 150 час. Выполнение норм выработки (Кв.н.в.) для все рабочих-сдельщиков запланировано на 105 %.

Потребность в рабочих-сдельщиках по профессиональным группам определяется по формуле:

                        Чр-сд.= Т(нормо-ч) : [ФРВэфф х Кв.н.в.]

Чр-сд.(А) = 500 : [ 150 х 1,05 ] = 3 чел. (соответствует имеющейся)

Чр-сд.(В) = 1100 : [ 150 х 1,05 ] = 7 чел. (дополнит.потребность 1 чел.)

Чр-сд.(С) = 400 : [ 150 х 1,05 ] = 3 чел. (соответствует имеющейся)

Чр-сд.(Д) = 850 : [ 150 [ 1,05 ] = 5 чел. (дополнит.потребность 3 чел.)

2.5.2. Потребность в основных рабочих – повременщиках

Задача. Фактическая численность основных рабочих-повременщиков по профессиям: А – 10 чел., В – 2 чел., С – 5 чел. Трудоемкость работ на месяц (в нормо-ч) по профессиям: А – 1500, В – 900, С – 450. Эффективный ФРВ на месяц одного рабочего любой профессии – 150 час.

Потребность в рабочих-повременщиках по профессиональным группам определяется по формуле:

                        Чр-повр.= Т(нормо-ч) : ФРВэфф

Чр-повр.(А) = 1500 : 150 = 10 чел. (соответствует имеющейся)

Чр-повр.(В) = 900 : 150 = 6 чел. (дополнит.потребность 4 чел.)

Чр-повр.(С) = 450 : 150 = 3 чел. (излишек 2 чел.)

Примечание к Разделу 2 :

Численность вспомогательных рабочих-сдельщиков определяется на основе трудоемкости вспомогательных работ, норм выработки, нормативов численности.

Численность вспомогательных рабочих-повременщиков определяется по нормам обслуживания рабочих мест основных рабочих вспомогательными и по количеству рабочих мест.

Численность служащих и специалистов определяется штатным расписанием, которое разрабатывается предприятием на основе среднеотраслевых нормативов численности, либо самостоятельно по видам работ и должностей.

Численность руководителей зависит от размера предприятия, его отраслевых особенностей и норм управляемости.

Раздел 3. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ        РАБОТНИКОВ     (ФЗП, индивидуальная зарплата)

3.1. Метод формирования ФЗП через среднесписочную численность и среднемесячную зарплату

Это наименее трудоемкий и потому самый распространенный метод формирования средств на содержание работников.

Задача.  Среднесписочная численность работников в организации 520 чел., среднемесячная зарплата одного работника 17600 руб. ЕСН на ФЗП составляет 26 %. Годовой ФЗП на плановый период составит:

    ФЗП план = Чср.сп. х ЗП ср.мес. х 12 мес. х 1,26 = 520 х 17600 х 12 х 1,26 =

            = 138,4 млн.руб.

 

Задача. В отчетном периоде среднемесячная зарплата одного работника снизилась на 1,1% , а среднесписочная численность работников выросла на 3%. Как изменился месячный ФЗП (до налогообложения) в отчетном периоде по сравнению с плановым.

                J ФЗП = J Чср.спис . х J ЗПср.мес . = 1,03 х 0,989 = 1,019 (101,9%)

или 2-ой способ расчета:

 ФЗП мес.(до измен.) = 520 х 17600 = 9152000 руб.

ФЗМ мес.(после изм.) = (520 х 1,03) х (17600 х 0,989) = 536 х 17406 = 9329616 руб.               J ФЗП = 9329616 : 9152000 = 1,019 (101,9%)

3.2. Нормативный метод формирования ФЗП

Алгоритм расчета ФЗП по данному методу следующий:

                              ФЗПплан = Нплан х Qплан, 

 где    Нплан = Нбаз х (JЗПср.мес. : Jпт );             Нбаз = ФЗПбаз : Qбаз;

- Нплан; баз  - норматив затрат на оплату труда в расчете на единицу стоимости продукции в плановом и базовом периоде (устанавливает предприятие);

 - Qплан; баз  - объемы продукции в плановом и базовом периоде; соотношение (JЗПср.мес. : Jпт) вытекает из выражения ПТ = Q : ЗП (в знаменателе затраты труда представлены не численностью и рабочим временем, а средствами на содержание работников, т.е. ФЗП или ЗПмес., которые также относятся к затратам труда).

3.3. Остаточный метод формирования ФЗП

Данный метод используют организации, создающие прибыль.

Алгоритм расчета ФЗП по остаточному методу (из прибыли) следующий:

- Выручка от реализации продукции

минус  Материальные затраты на производство продукции

минус Амортизационные отчисления (на износ средств производства)

=      Расчетный доход предприятия

минус Налоги и обязательные платежи

минус Финансовый резерв предприятия 

минус Фонд накопления

плюс Целевые поступления на счет предприятия

= Фонд потребления предприятия

минус Выплаты из фонда потребления (аренда, кредиты)

=  Ф о н д з а р а б о т н о й п л а т ы

3.4. Поэлементный метод расчета ФЗП

Данный метод используется при формировании основного ФЗП рабочих (сдельщиков и повременщиков) и основного ФЗП служащих (включая руководителей и специалистов). Поэлементный метод позволяет дифференцировать ФЗП рабочих на часовой, дневной и годовой ФЗП. К основному ФЗП рабочих и служащих помимо тарифных ставок, сдельных расценок и окладов относятся доплаты за условия труда, стимулирующие надбавки и премии, отпускные и прочие выплаты социального характера (подробнее см. Учебник по экономике труда).

3.5. Методы расчета индивидуальной заработной платы

3.5.1. Расчет повременной зарплаты рабочего

Задача. Часовая тарифная ставка рабочего 100 руб. За месяц он отработал 176 час.

Прямая повременная ЗПмес. = ТСчас х ФРВ мес.(факт) = 100 х 176 = 17600 руб.

 

Задача. Месячный оклад работника по штатному расписанию 17600 руб. По табелю учета рабочего времени из 22 положенных рабочих дней он фактически отработал 15. Его месячная зарплата составит:

Прямая повременная ЗПмес. = (Оклад : Кол-во раб. дней в мес.) х Факт. кол-во отраб. дней в мес. = (17600 : 22) х 15 = 12000 руб.

3.5.2. Расчет сдельной зарплаты рабочего

Задача. Норма выработки рабочего – сдельщика 100 деталей. Объем производства на месяц 700 деталей. Тарифная ставка (ТС) рабочего 6 разряда 5000 руб.

Прямая сдельная ЗП мес. = Рсд. х Qмес., где Рсд. – сдельная расценка (цена одной детали при ее изготовлении); рассчитывается двумя способами; в данной задаче Р сд . = ТСза работы по 6 разряду : Нвыр. = 5000 : 100 = 50 руб. за деталь.     Отсюда, ЗП мес. = 50 х 700 = 35000 руб.

 

Задача. Норма времени рабочего – сдельщика на изготовление одной детали 0,5 часа (30 минут). Часовая тарифная ставка рабочего 6 разряда 100 руб. Объем производства на месяц 700 деталей.

Прямая сдельная ЗПмес. = Рсд. х Qмес. , где Рсд. – сдельная расценка (цена нормативного времени изготовления одной детали), рассчитывается вторым способом Р сд . = ТСза работы по 6 разряду х Нвр . = 100 х 0,5 = 50 руб. Отсюда, ЗПмес. = 50 х 700 = 35000 руб.

Раздел 4.МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ

 ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Задача. Среднесписочная численность работников за год 560 чел. За год принято на работу 15 чел.; убыло по всем причинам 20 чел., в том числе уволилось по собственному желанию 8 чел. Определить Коборота по приему, Коборота по убытию, Ктекучести кадров.

Коборота по приему = (Принято : Чср.спис.) х 100% = 15 : 560 х 100 = 2,7%

Коборота по убытию = (Убыло : Чср.спис.) х 100% = 20 : 560 х 100 = 3.6%

Ктекучести кадров = (Увол.по соб.желанию :Чср.спис.) х 100% = 1,4%

Расчеты показывают, что в организации невысокие показатели оборота и текучести кадров. В целом частая сменяемость работников отрицательно сказывается на эффективности производства и использования человеческих ресурсов. У новых работников производительность труда, как правило, ниже, чем у проработавших некоторый срок, понижено качество работы в период адаптации на новой работе, растут расходы, связанные с приемом и увольнением работников. С другой стороны, движение человеческих ресурсов внутри и за пределы организации, обновление коллектива является естественным социальным процессом воспроизводства трудового потенциала предприятия.

Раздел 5. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Методы измерения производительности труда

Производительность труда – это результат труда, измеряемый количеством произведенной продукции (Q) на единицу затрат труда (ЗТ) : ПТ = Q : ЗТ. К затратам труда относят численность работников, отработанное время, трудоемкость (чел-час), зарплату. Измеряется производительность труда натуральным, стоимостным и трудовым методом.

Задача. Произведено 50 тыс. тонн проката. Среднесписочная численность работников за год 2 тыс. человек.

По натуральному методу измерения - ПТ = 50 : 2 = 25 тонн проката в год на одного работника.

 

Задача. За год произведено изделий А на 2 млн.руб., изделий В – на 1,5 млн.руб., изделий С – на 1,0 млн.руб. Среднесписочная численность за год 1000 человек.

По стоимостному методу измерения среднегодовая выработка на одного работника составит:

ПТ = (2000000+1500000+1000000): 1000 = 4500 руб.

 

Задача. За год произведено изделий А – 5000 ед. с трудоемкостью изготовления 10 нормо-ч за единицу; изделий В – 10000 ед. с трудоемкостью – 6 нормо-ч за единицу. Среднесписочная численность за год 500 чел.

Производительность труда по трудовому методу составит:

ПТ = (5000 х 10 + 10000 х 6) : 500 = 220 нормо-ч

 

Задача. Фактическая численность работников 3248 чел., плановая – 3270 чел. Запланированный выпуск продукции выполнен на 101,2%. На сколько процентов выросла производительность труда в этих условиях?

Решение:

Изменение производительности труда (Jпт) за счет изменения объема продукции (JQ) и численности (JЧ) выглядит следующим образом:

Jпт = JQ : JЧ = 1,012 : (3248 : 3270) = 1,012 : 0,993 = 1,019 (рост 101,9%)

Прирост ПТ% = 101,9 – 100 = 1,9 %

5.2. Методы измерения трудоемкости работ; взаимосвязь производительности труда и трудоемкости работ

Трудоемкость работ – это затраты труда на производимый объем продукции (работ). Трудоемкость бывает: технологическая (затраты труда основных рабочих сдельщиков и повременщиков); обслуживания (затраты труда вспомогательных рабочих, обслуживающих основное производство); производственная (затраты труда основных и вспомогательных рабочих); управленческая (затраты труда управленческого персонала); полная (все вышеперечисленные затраты труда).

Задача. За год затраты труда основных рабочих–сдельщиков и рабочих– повременщиков составили 150 тыс.чел-час и 50 тыс.чел-час соответственно. Затраты труда вспомогательных рабочих по обслуживанию производства – 125 тыс. чел-час. Затраты по управлению производством – 55 тыс. чел-час.

Технологическая трудоемкость ( Ттех) = 150 + 50 = 200 тыс. чел-час

Производственная трудоемкость (Тпроизв.) = 200 + 125 = 325 тыс.чел-час

Полная трудоемкость (Тполная) = 325 + 55 = 390 тыс. чел-час

 

Примечание к Разделу 5 :

Преподавателю обратить внимание студентов   на разницу в показателях « трудоемкость в нормо-ч» и «трудоемкость в чел-час». Трудоемкость в нормо-часах отражает объем производства продукции (необходимый результат труда), измеряемый трудовым методом с использованием нормативов и норм производства продукции; применяется в расчетах показателя производительности труда и всегда стоит в числителе. Трудоемкость в чел-часах – это затраты живого труда, необходимые (или произведенные) для получения результата труда (последний может быть измерен натуральным, стоимостным и трудовым методом, включая трудоемкость в нормо-часах). Трудоемкость в чел-час всегда стоит в знаменателе.

Задача. Планируется снижение трудоемкости работ (затрат труда) в течение года на 25%. Если фактическое снижение трудоемкости произойдет, то это может повысить производительность труда на 33,3%.

Прирост ПТ% = [%сниж. Т : (100 - %сниж.Т)] х 100% =

                    = [25 : (100 – 25)]  х 100 = 33,3%

 

Задача. Запланированный рост производительности труда на 25% возможен, если трудоемкость снизится на 20%.

%снижения Т = [% прироста  ПТ : (100 + % прироста ПТ)] х 100% =

                     = [25 : (100 + 25)] х 100 = 20%

 

Задача. С 1 марта планируется снизить трудоемкость изготовления одной детали (t) с 0,56 нормо-ч до 0,32 нормо-ч за счет модернизации оборудования. Однако фактическое снижение произошло с 1 мая. Объем производства за месяц 250 деталей. Определить процент снижения производительности труда за счет несвоевременного срока снижения трудоемкости производственной программы (Тпроиз.прог.).

Решение:

1) Тпроиз.прог.(план) = Тпроиз.прог. до 1.03 + Тпроиз.прог. после 1.03 = (Qмес. х t до 1.03  х 2 мес.) + (Qмес. х t после 1.03 х 10 мес.) = (250 х 0,56 х 2) + (250 х 0,32 х 10) = 1080 нормо-ч

2) Тпроиз.прог.(факт)  = Тпроиз.прог. до 1.05 + Тпроиз.прог.после 1.05 = (Qмес. х t до 1.05 х 4 мес.) + (Qмес. х t после 1.05 х 8 мес.) = (250 х 0,56 х 4) + (250 х 0,32 х 8) = 1200 нормо-ч

3) J Т(%) = Тпроиз.прог.(факт) : Тпроиз.прог.(план) = 1200 : 1080 = 1,11

J ПТ(%) = 1 : J Т(%) = 1 : 1,11 = 0,90 (ПТ снизилась на 10% за счет срыва сроков снижения трудоёмкости производственной программы)

 

                                     

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

                      «Оценка демографической ситуации в России»

Исходные данные:   (можно обновить и добавить года)

1. Численность населения России и ее динамика за 1970 – 1989 (…) г.г.

2. Размещение населения по территории России.

3. Половозрастная структура населения.

 

Определить:

1. Численность населения России, его размещение и половозрастную структуру за 1999 г. (использовать данные статсборника «Россия в цифрах»)

2. Абс. и относ. темпы роста численности населения.

3. Уровень урбанизации (долю городского и сельского населения).

4. Средний возраст населения.

5. Уровень старения населения.

6. Тип возрастной структуры населения.

7. Показатели движения населения (естественного и механического), в том числе: абс. прирост населения. естественный прирост населения, коэффициент рождаемости (общий и специальный), коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста, коэффициент механического прироста населения.

Результаты оформить в виде таблиц № 1, 2, 3, сопроводив их аналитической запиской.

                                    Исходные данные

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------Численность населения (тыс. чел.)   1970          1979                 1989   1999             

1. Все население                              129941        137410           145170                     

 

   в том числе: - мужчин         59161          63208             67388                     

                             - женщин         70780          74202             77782                     

2. Из всего населения -  город        80631          94942           106430                    

                                   - село         49310          42468             38740                    

  3. Из всего населения по возрастам:

- до 5 лет                                          9326           10523            11811                    

- 5 – 9 лет                                       11975           9707             10680                

- 10 - 14 лет                                     13202           9512             10278                

- 15 – 19 лет                                    12290          12385              9366                     

- 20 – 24 лет                                     9706          12995            10761                

- 25 – 29 лет                                      7102          11902            13246                    

- 30 - 34 лет                                     11708          8016             12395                    

- 35 - 39 лет                                       9327          8390             10878                   

  - 40 - 44 лет                                      10925           10485            5733                    

 - 45 - 49 лет                                        6698             9376              10878                   

  - 50 – 54 лет                                       5253             9716             8301                   

  - 55 - 59 лет                                        6874            5595              9447                    

  - 60 - 64 лет                                        5510            5065              7093                    

 - 65 - 69 лет                                        4181             5493              4051                    

 - 70 и старше                                       5806            8200            10171                    

4. Численность женщин детородного                                                                                              

возраста (от 15 до 49 лет)                        33774          36637            36553                   

 

Таблица 1.

Таблица 2.

Таблица  3.

Миграции населения

 (по каждому варианту – расчет, свод в таблицу, анализ):

Регион России Миграционный Миграционный Коэффициенты Результативность

                              оборот           прирост        интенсивности      миграции

                          (валовая мигра- (чистая мигра-     миграции                   

                            ция)                ция)                Кп Кв Квм Кчм колич. качест.

-

-

-

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧР»

включают:

 

- контрольную работу (по вариантам)

- реферат (с презентацией)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Формирование трудового потенциала общества и организации»

Вариант 1.

Задача 1.

Дано: На 1.01. численность ЭАН – 410 тыс.чел.; уровень безработицы - 5,6 %.

Задача 2.

Дано : Число родившихся – 1214,7 тыс. чел.;  число умерших – 2144,3 тыс. чел.

Задача 3.

Дано : Численность населения региона – 4500 тыс. чел. Соотношение численности «город – село» в регионе – 75% : 25%. В результате миграционных процессов численность региона сократилась на 500 тыс. чел., при этом численность сельского населения в 1,2 раза.

Определить: 1) численность региона в результате миграции; 2) численность города и села до и после миграции; 3) соотношение численности «город – село» в результате миграции.

Задача 4.

Дано: Списочная численность на 1 квартал – 500 чел. Планируется увеличить объем производства продукции во 2 квартале на 10% за счет повышения индивидуальной нормы выработки (ПТ) на 5%.

Определить : 1) среднесписочную численность за 1 квартал; 2) общую и дополнительную потребность в работниках на 2 квартал; 3) если списочную численность оставить во 2 квартале неизменной, на сколько процентов должна повыситься индивидуальная выработка, чтобы увеличить объем производства продукции на 10% ?

ОТВЕТЫ ВАРИАНТА 1.

Задача 1.

Решение:

1) ЧБ на 1.01.= ЭАН х УБ на 1.01.= 410 х 5,6:100 = 23 тыс.чел.

2) ЧЗ на 1.01.= ЭАН – ЧБ на 1.01. = 410 – 23 = 387 тыс.чел.

3) ЧБ за 1 кв. = ЧБ на 1.01. + приток Б за 1 кв. = 23 + 7 = 30 тыс.чел.

4) ЭАН за 1 кв. = ЭАН на 1.01. + приток З за 1 кв. = 410 + 5 = 415 тыс.чел.

5) УБ за 1 кв. = ЧБ за 1 кв. : ЭАН за 1 кв. = 30 : 415 = 7,2 %

6) ЧЗ за 1 кв. = ЧЗ на 1.01. + приток З за 1 кв. – отток З в Б в 1 кв. = 387 + 5 – 7 = 385 тыс.чел.

7) УЗ за 1 кв. = ЧЗ за 1 кв. : ЭАН за 1 кв. = 385 : 415 = 92,8 %

 

Задача 2.

Решение:

1) Абс. прирост = 146328 – 147105 = - 777 тыс. чел.

2) Естеств. убыль = 1214,7 – 2144,3 = - 929, 6 тыс.чел.

3) Механ. прирост = абс.прирост – естеств. убыль = - 777 – ( - 929,6) = 152,6 тыс.чел.

4) Кр. = (1214,7 : 146328) х 1000 = 8,3 пром.; на каждую 1000 человек населения пришлось 8 рождений в текущем году.

5) Кспец.р. = (1214,7 : 37449) х 1000 = 32,4 пром.

6) Ксм. = (2144,3 : 146328) х 1000 = 14,7 пром.

7) Ке.п. = (-929,6) : 146328) х 1000 = - 6,4 пром. или Ке.п. = Кр. – Ксм.= 8,3 – 14,7 = - 6,4

8) К мех.п. = (152,6 : 146328) х 1000 = 1,0 пром.

 

Задача 3.

Решение:

1) Численность региона в результате миграции = 4500 – 500 = 4000 тыс.чел.

2) Численность города и села в регионе:

- до миграции – город = 4500 х 0,75 = 3375 тыс. чел.; село = 4500 х 0,25 = 1125 тыс.чел.

- после мигр. – село = 1125 : 1,2 = 937,5 тыс.чел.; город = 4000 – 937,5 = 3062,5 тыс.чел.

3) Соотношение численности «город – село» в результате миграции:

(3062,5 : 4000) : (937,5 : 4000) = 76,6% : 23,4%

 

Задача 4.

Решение:

1) Среднесписочная численность за 1 кв. = 500 : 3 = 166,7 чел.

2) Общая потребность в работниках (или расчетная численность) на 2 кв. =

= Чспис.1 кв. х ( J оп : J в) = 500 х (1,1 : 1,05) = 523,8 чел.

3) Дополнительная потребность (нехватка) работ-в = Чспис.1 кв. – Чрасч.на 2 кв. =

= 500 – 523,8 = 23,8 чел.

4) J пт (в) = J оп : J ч = 1,1 : 1 = 1,1 (рост ПТ должен быть на 10%, если не менять списочную численность).

 

Вариант 2.

Задача 1.

Дано: Численность трудового резерва – 215 тыс.чел. ; занятых в экономике – 1800 тыс. чел.; безработных, активно ищущих работу, - 25 тыс. чел.; самозанятых - 80 тыс. чел.

Определить : 1) численность ЭАН; 2) общую численность трудовых ресурсов; 3) численность занятых трудом на условиях найма; 4) уровень безработицы; 5) уровень занятости в экономике; 6) уровень экономической активности населения.

Задача 2.

Дано : Численность населения в текущем году 147150 тыс. чел., в предшествующем - 146725 тыс.чел. Коэффициенты движения населения в текущем году: Кр. = 9,1 промилей, К спец.р. = 37,6 пром., Ксм.= 15,2 пром.

Определить: 1) численность родившихся; 2) численность умерших; 3) численность женщин фертильного возраста; 4) абсолютный прирост численности; 5) естественный прирост; 6) механический прирост; 7) «К» естественного прироста/убыли; 8) «К» механического прироста/убыли.

Задача 3.

Дано: Из одной области в другую мигрировало 5000 чел. Обратный поток составил 3000 чел.

Определить для каждой области: 1) чистую миграцию; 2) валовую миграцию; 3) результативность миграции (двумя способами - через сопоставление чистой миграции с числом прибывших и миграционным оборотом); 4) сделать выводы по результативности миграции в двух областях.

 

Задача 4.

Дано:  Число календарных дней в году – 365; праздничных дней – 12; выходных – 50; очередных и дополнительных отпусков – 35 дней; неявки по болезни – 10 дней; средняя продолжительность рабочего дня – 7,6 час.; явочная численность работников – 350 чел.

Определить: 1) ФРВ ном.; 2) ФРВ пол.; 3) ФРВ эфф. на план. период; 4) К спис. состава работников; 5) К явоч. состава работников; 6) списочную численность работников; 7)ФРВ эфф. на весь списочный состав работников; 8) ФРВ эфф. на месяц.

ОТВЕТЫ К ВАРИАНТУ 2.

Задача 1.

Решение:

1)ЭАН = Заняты в экономике + Безработные (а.и.р.) = 1800 + 25 = 1825 тыс.чел.

2)ТР = Эан + ТРрез. = 1825 + 215 = 2040 тыс.чел.

3)Занято трудом по найму = Занято в эк-ке – Самозанятые = 1800 – 80 = 1720 тыс. чел.

4)УБ = ЧБ : ЭАН = 25 : 1825 х 100% = 11,4 %

5)УЗ = Занято в эк-ке : ЭАН = 1800 : 1825 х 100% = 98,6 % или 100% - 11,4% = 98,6 %

6)Уровень экон. актив-ти = ЭАН : ТР = 1825 : 2040 = 89,5 %

 

Задача 2.

Решение:

1) Р = (Кр х ЧН) : 1000 = (9,1 х 147150) : 1000 = 1339 тыс.чел.

2) У = (Ксм. х ЧН) : 1000 = (15,2 х 147150) : 1000 = 2237 тыс.чел.

3) Ж ферт. = (Р : Кспец.р.) х 1000 = (1339 : 37,6) х 1000 = 35612 тыс.чел.

4) Абс.прирост = 147150 – 146725 = 425 тыс.чел.

5) Естеств. прирост /убыль = Р – У = 1339 – 2237 = - 898 тыс. чел.

6) Механ. прирост = Абс. прирост – Естеств. прирост = 425 – (- 898) = 1323 тыс. чел.

7) К естест.убыли = (Естеств.убыль : ЧН) х 1000 = (- 898) : 147150 х 1000 = - 6,1 пром.

8) К мех. прир. = (Механ. прир. : ЧН) х 1000 = 1323 : 147150 х 1000 = 9 пром.

 

Задача 3.

Решение:

Область 1. – прибыло 3000 чел.; выбыло – 5000 чел.

                - чистая миграция (сальдо) = - 2000 чел

                - валовая миграция (миграц.оборот) = 8000 чел.

                - результативность миграции = СМ : П х 100% = - 2000 : 3000 = - 66,7 %

                - результативность миграции = СМ : МО х 100% = -2000 : 8000 = - 25 %

Вывод: из числа прибывших в область 1 - 66,7 % вернулись в область 2.; в общем потоке перемещавшихся лиц между двумя областями – 25 % составили выбывшие из области 1.

Область 2. – прибыло – 5000 чел.; выбыло – 3000 чел.

                - чистая миграция (сальдо) = 2000 чел.

                - валовая миграция (миграц. оборот) = 8000 чел.

                - результативность миграции = 2000 : 5000 = 40 %

                - результативность миграции = 2000 : 8000 = 25 %.

Выводы: из числа прибывших в область 2 - 40 % в ней закрепились; в общем потоке перемещавшихся лиц между двумя областями – 25 % предпочли остаться в области 2.

 

Задача 4.

Решение:

1) ФРВ ном. = 365 – 12 – 50 = 303 дня

2) ФРВ пол. = 303 - 35 – 10 = 258 дней

3)  ФРВ эфф. план. период = 258 х 7,6 = 1960,8 час.

4) К спис. с. = ФРВ ном. : ФРВ пол. = 1,17

5) К явоч. с. = ФРВ пол. : ФРВ ном. = 0,85

6) Ч спис. = Ч явоч. х К спис.с. = 350 х 1,17 = 409,5 чел.

7) ФРВ эфф. спис.с. = Ч спис. х ФРВ эфф.(час.) = 409,5 х 1960,8 час.= 802824,75 час.

8) ФРВ эфф. мес. = ФРВ эфф. план. период : 12 мес. = 1960,8 : 12 = 163,4 час.

Вариант 3.

Задача 1.

Дано: Численность ЭАН – 2040 тыс.чел.; доля занятых в экономике – 91 %; численность самозанятых – 100 тыс. чел. Кризис привел к сокращению масштабов бизнеса и численности самозанятых на 20 % ; часть самозанятых нашла работу по найму, а 5 % стали безработными.

Определить: 1) численность занятых в экономике до и в период кризиса; 2) численность безработных до и в период кризиса; 3) численность самозанятых в период кризиса; 4) долю занятых в экономике в период кризиса; 5) уровень безработицы до и в период кризиса.

Задача 2.

Дано: Численность родившихся – 1903,7 тыс. чел.; умерших – 1131, 2 тыс. чел.

Задача 4.

Дано : Среднесписочная численность работников (ЧР) предприятия сократилась

на 1,05 %, а среднемесячная зарплата (ЗП) одного работника увеличилась на 3 %.

Определить : На сколько процентов увеличился фонд заработной платы работников предприятия ?

Ответы к варианту 3.

Задача 1.

Решение:

1) Занято в экономике (до) = ЭАН х 0,91 = 1856,4 тыс.чел.

Занято в экономике (в кризис) = 1856,4 – снижение на 5% = 1856,4 – 92,82 = 1763,58 тыс.чел.

2) Числ. безраб. (до) = ЭАН – Занято в эк-ке (до) = 2040 – 1856,4 = 183,6 тыс. чел.

  Числ. безраб. (в кризис) = 183,6 х 5 % (или на 1,05) = 192,78 тыс.чел.

3) Самозанятые (в кризис) = 100 – снижение на 20 % = 100 – (100 х 0,2) = 80 тыс.чел.

4) Доля занятых в эк-ке (в кризис) = 1763,58 : 2040 х 100% = 86.5 %

5) УБ (до) = 183,6 : 2040 х 100% = 9 %

УБ (в кризис) = 192,78 : 2040 = 9,5 % (или 9 % + (9 х 0,05) = 9,5 % ).

Задача 2.

 Решение:

1) Абс. прирост = 129941 – 129379 = 562 тыс. чел.

2) Естеств. прирост = Р – У = 1903,7 – 1131,2 = 772,5 тыс. чел.

3) Механ. прирост = Абс. прирост – Естеств. прирост = - 210, 5 тыс. чел.

4) Коэффициенты движения населения:

- К р. = Р : ЧН х 1000 = 1903,7 : 129941 х 1000 = 14,6 пром.

- К спец.р. = Р : Ж ферт. х 1000 = 1903,7 : 33774 х1000 = 56,4 пром.

- Ксм. = У : ЧН х 1000 = 1131,2 : 129941 х 1000 = 8,7 пром.

- К ест.пр. = Естеств. прирост : ЧН х 1000 = 772,5 : 129941 х 1000 = 5,9 пром.

- К мех.пр. = Мех.прирост : ЧН х 1000 = - 210,5 : 129941 х 1000 = - 1,6 пром.

 

Задача 3.

Решение:

1) П = (К приб. х ЧН) : 1000 = (1,9 х 3300) : 1000 = 6,3 тыс. чел.

В = МО – П = 9,5 – 6,3 = 3,2 тыс.чел.

2) СМ = П – В = 6,3 – 3,2 = 3,1 тыс.чел.

3) Коэффициенты движения населения:

- К п = 1,9 пром. ( по условию задачи)

- К в = (В : ЧН) х 1000 = (3,2 : 3300) х 1000 = 1,0 пром.

- К ч.м. = (СМ : ЧН) х 1000 = (3,1 : 3300) х 1000 = 0,9 пром.

- К мо = (МО : ЧН) х 1000 = ( 9,5 : 3300) х 1000 = 2,9 пром

4) Рм = (СМ : П) х 100 % = (3,1 : 6,3) х 100 = 49,2 %

     Рм = (СМ : МО) х 100 % = (3,1 : 9,5) х 100 = 32,6 %

5) Вывод : из числа прибывших в область - 49,2 % остались в ней жить (работать); из общего числа перемещавшихся лиц – 32,6 % остались в ней для проживания (работы).

 

Задача 4.

Решение:

1) Расчет основан на зависимости: ФЗП = Среднемес. ЗП х Среднеспис. ЧР

2) Любое изменение показателя в процентах свидетельствует об использовании в расчетах индексов (коэффициентов).

Отсюда: J фзп = J зп х J чр = [(100 % + 3 %) : 100 % ] х [(100 % - 1,05 %) : 100 %] =

            = 1,03 х 0,9895 = 1,019 (рост ФЗП составил 101,9 % или прирост 1,9 %).

 

Вариант 4.

Задача 1.

Дано : На начало года уровень экономической и социальной активности населения составил 80 % : 20 %. Численность трудовых ресурсов 500 тыс.чел. За полгода приток экономически активного населения на рынок труда составил 20 % от численности трудового резерва, увеличив при этом численность занятых в экономике на 5 %. Численность безработных на начало года составила 26 тыс. чел.

Определить : 1) численность ЭАН и ЭНАН на начало года; 2) численность ЭАН и ЭНАН через полгода; 3) численность занятых в экономике на начало года и через полгода; 4) численность безработных через полгода; 5) новое соотношение ЭАН и ЭНАН.

Задача 2.

Дано : Численность населения в текущем году 145200 тыс. чел.; в предшествующем – 144300 тыс. чел. Число родившихся в текущем году – 2430 тыс. чел. Коэффициент специальной рождаемости в текущем году – 45 промилей; коэффициент смертности в текущем году – 14 промилей.

Определить : 1) численность женщин фертильного возраста; 2) численность умерших; 3) абсолютный прирост численности; 4) естественный прирост численности; 5) механический прирост численности; 6) коэффициент естественного прироста; 7) коэффициент механического прироста; 8) коэффициент рождаемости.

Задача 3.

Дано : Численность выбывших из города 13,5 тыс.чел. Миграционное сальдо 3,5 тыс.чел. со знаком минус. Численность населения города 3000 тыс.чел.

Определить : 1) масштабы миграции; 2) интенсивность миграционного движения; 3) результативность миграции (двумя способами – через показатель «прибыло» и миграционный оборот); 4) сделать выводы по результативности миграции.

Задача 4.

Дано: Нормативная трудоёмкость работ на месяц 2700 нормо-ч. Численность работников 15 чел. Месячный ФРВ одного работника 150 час. Плановый коэффициент выполнения норм выработки для работников 105%.

Определить: Соответствует ли численность работников потребностям производства?

Ответы к варианту 4.

Задача 1.

Решение:

1) ЭАН нач. = ТР х 0,8 = 500 х 0,8 = 400 тыс.чел.

ЭНАН нач. = 500 – 400 = 100 тыс. чел.

2) ЭАН п/года = ЭАН нач. + приток из ЭНАН = 400 + (100 х 0,2) = 420 тыс.чел.

ЭНАН п/года = ЭНАН нач. – отток 20% = 100 – (100 х 0,2) = 80 тыс.чел.

3) Занято в эк-ке (нач) = ЭАН нач. – Безраб.нач. = 400 – 26 = 374 тыс.чел.

Занято в эк-ке (п/года) = Занято в эк-ке(нач.) х 1,05 = 374 х 1,05 = 392,7 тыс.чел.

4) Безраб.п/года = ЭАН п/года – Занято в эк-ке(п/года) = 420 – 392,7 = 27,3 тыс.чел.

5) Новое соотношение ЭАН :ЭНАН = (420 : 500) : (80 : 500) = 84 % : 16 %

 

         Задача 2.

Решение:

1) Ж фертил.возр.= (Р : К спец.р.) х 1000 = (2430 : 45) х 1000 = 54000 тыс.чел.

2) У = (Ксм. х ЧН) : 1000 = (14 х 145200) : 1000 = 2032,8 тыс.чел.

3) Абс. прирост = 145200 – 144300 = 900 тыс. чел.

4) Естеств. прирост = Р – У = 2430 – 2032,8 = 397,2 тыс.чел.

5) Механ. прирост = Абс. прирост – Естеств. прирост = 900 – 397,2 = 502,8 тыс.чел.

6) Кр. = (Р : ЧН) х 1000 =(2430 : 145200) х 1000 = 16,7 пром.

7) К ест. прир.= (Естест. прирост : ЧН) х 1000 = (397,2 : 145200) х1000 = 2,7 пром.

8) К мех.прир. = (Мех.прир. : ЧН) х1000 = (502,8 : 145200) х 1000 = 3,5 пром.

 

Задача 3.

Решение: 1) масштабы миграции :   В = 13,5 тыс.чел. (по условию);

                                                        П = - СМ + В =10 тыс.чел.

                                                        МО = П + В = 10 + (- 3,5) = 6,5 тыс.чел.

3) Интенсивность миграц. движения : К п = 10 : 3000 х 1000 = 3,3 пром.

                                                    К в = 13,5 : 3000 х 1000 = 4,5 пром.

                                                     К чм = - 3,5 : 3000 х 1000 = - 1,2 пром.

                                                    К мо = 6,5 : 3000 х 1000 = 2,2 пром.

4) Результативность миграции :      Рм = - 3,5 : 6,5 х 100% = - 53,8 %

                                                    Рм = - 3,5 : 10 х 100% = - 35 %

5) В общем числе перемещавшихся лиц преобладали выбывавшие из города (53,8%).

Из числа прибывших в город 35 % выбыли.

 

Задача 4.

Решение:

1) Ч р = Т н : (ФРВ х К в.н.в. ) = 2700 : (150 х 1,05) = 17 чел.

2) Дополн. потребность в работниках = 2 чел.

                                      

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

по дисциплине «УЧР»

(примерный перечень; возможны варианты по желанию преподавателя)

 

1. Демографическая политика государства

2. Политика государства в сфере здравоохранения

3. Политика государства по делам женщин, семьи, молодежи

4. Политика социального развития, социальной помощи и защиты населения

5. Политика уровня, качества жизни и доходов населения

6. Образовательная политика государства

7. Инновационная политика государства по развитию креативных способностей человека

8. Социально-экономическая политика государства и ее роль в управлении человеческими ресурсами

9. Политика по развитию предпринимательства и ее роль в управлении человеческими ресурсами

10. Региональная политика и ее значимость для управления человеческими ресурсами

11. Государственная политика занятости населения

12. Миграционная политика России

13. Научно-техническая политика и ее роль в воспроизводстве человеческих ресурсов

14. Влияние бюджетной и налоговой политики на воспроизводство человеческих ресурсов

15. Тенденции трудообеспечения граждан России на период до 2050 года

16. Прогнозирование численности и структуры человеческих ресурсов в социально-воспроизводственном процессе

17. Влияние глобализации на рынок труда России и ее социальные последствия

18. Антикризисное управление человеческими ресурсами на макро- мезо- и микроуровне

19. Инновационное управление человеческими ресурсами на макро- мезо- и микроуровне

20. Проблемы эффективного использования человеческих ресурсов

21. Методы управления человеческими ресурсами (теория и практика)

22. Муниципальный уровень управления человеческими ресурсами (цели, задачи, проблемы)

23. Управление человеческими ресурсами, занятыми на государственной службе

24. Государственная кадровая политика (макро-и мезоуровень)

25. Федеральные, региональные и отраслевые программы подготовки кадров для рыночной экономики

26. Управление знаниями и развитием человеческих ресурсов на макро- мезо-и микроуровне

27. Формирование трудового потенциала страны, региона, организации, работника

28. Роль профсоюзов и ассоциаций работодателей в системе управления человеческими ресурсами

29. Управление креативными человеческими ресурсами в высокотехнологичных организациях

30. Сравнительный анализ и оценка системы управления человеческими ресурсами в западных и отечественных компаниях

31. Технологии обеспечения предприятий необходимыми человеческими ресурсами

32. Влияние региональной социально-экономической политики на свободное перемещение человеческих ресурсов

33. Национальные особенности занятости и профессионального развития человеческих ресурсов на рынке труда (на примере малочисленных народов РФ)

34. Нормативно-правовая база государственной кадровой политики (для управления кадрами, подготовки и эффективного использования кадров).

35. Планирование потребности организации в человеческих ресурсах (методический подход)

36. Экономика труда в системе управления человеческими ресурсами (микроуровень)

37. Политика и процедуры управления человеческими ресурсами при разрешении социально-трудовых споров и конфликтов.

38. Управление человеческими ресурсами страны, занятыми на контрактной службе в системе безопасности РФ.

39. Роль информационных технологий в системе управления человеческими ресурсами.

40. Государственная политика по сохранению культурного потенциала человеческих ресурсов страны.

41. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на региональном и отраслевом уровне.

42. Профессионально-трудовая и социальная реабилитация инвалидов в системе УЧР.

43. Программы содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодёжи на рынке труда ( социальный и кадровый аспект УЧР).

44. Государственные программы по снижению заболеваемости и смертности населения России в трудоспособном возрасте.

45. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических (или медицинских) работников.

46. Государственные программы интеграции вынужденных переселенцев, перемещённых лиц и беженцев (социальный и кадровый аспект УЧР)

47. Государственное регулирование территориальной мобильности рабочей силы для поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов РФ.

48. Государственные программы улучшения психического здоровья трудоспособного населения (социальный и кадровый аспект УЧР)

49. Трудовая политика на макро- мезо-и микроуровне.

50. Социальное нормирование и нормирование труда в системе УЧР

 

Требования к оформлению реферата

-  Объем реферата 15-20 страниц в формате WinWord, шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта 12, интервал 1,5.

- Титульный лист оформляется по образцу (его дает преподаватель).

- На второй странице реферата отражается структура (его содержание). Каждый пункт в структуре реферата должен включать содержание статьи, либо сравнительный анализ позиций исследователей по изучаемому вопросу. - Стиль изложения должен быть научный, от лица автора (например, автор считает; по мнению автора) или обезличенный (например, в работе рассмотрено, анализируется).

- После списка литературы студент может дать к реферату Приложение, которое в объем работы не входит.

- Реферат должен быть отпечатан и скреплен; подписан студентом; иметь дату завершения работы.

Критерии оценки реферата включают:

1) раскрытие темы;

2) качество изложения;

3) обзор широкого спектра литературных источников (монографий, статей, данных международных и национальных организаций (правительственных, межправительственных, общественных и проч.);

4) оформление работы с соблюдением вышеперечисленных требований.

 

В целом реферат как контрольная точка оценивается от 15 до 25 баллов. Дифференциация баллов зависит от степени реализации студентом требований к содержанию и оформлению реферата; требований к презентации.

 

25-23 баллов 22-19 баллов 18-15 баллов
полное соответствие требованиям по содержанию, оформлению, презентации реферата; ответы на вопросы; соблюдение регламента. соответствие требованиям по содержанию, оформлению, презентации реферата; соответствие требованиям по содержанию и оформлению реферата; отсутствие презентации; нарушение регламента защиты

 

Критерии оценки презентации:

- четкое представление целей и гипотезы исследования и презентации;

- наличие плана и логической последовательности презентации (в виде слайдов)

- содержательность и лаконичность слайдов

- объем информации

- соответствие иллюстраций замыслу и материалу

- наличие единого стиля в слайдах

- обоснованный выбор фона, цвета, анимации, шрифта

- реакция докладчика на вопросы

- регламент презентации (5-10 минут)

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»

(для студентов)

1. Роль человека в экономических и социальных преобразованиях

2. Современная концепция развития человека и управления человеческими ресурсами

3. Системный подход к УЧР (составляющие системы, цели, задачи, объекты, субъекты управления)

4. Социальный процесс воспроизводства человеческих ресурсов на стадии их формирования и социального развития (макроуровень)

5. Управление процессами естественного движения населения. Демографическая политика РФ

6. Управление процессами социального развития человеческих ресурсов. Образовательная политика РФ

7. Управление механическим движением человеческих ресурсов в воспроизводственном процессе. Миграционная политика РФ

8. Показатели трудоспособности человеческих ресурсов общества

9. Прогноз и баланс трудовых ресурсов для управления процессами трудообеспечения и трудоиспользования

10. Экономическая и социальная активность человеческих ресурсов общества

11. Управление процессами распределения человеческих ресурсов по сферам и видам трудовой деятельности (регулирование рынка труда)

12. Управление процессом перераспределения человеческих ресурсов на рынке труда

13. Структура и инфраструктура рынка труда для содействия занятости и трудоустройства

14. Функции государства на рынке труда

15. Виды и модели рынка труда

16. Управление процессами эффективного использования и профессионального развития человеческих ресурсов

17. Занятость как экономическая категория и социальная проблема. Виды и формы занятости

18. Структура занятости и её трансформация. Критерии эффективности структуры занятости

19. Государственная социальная политика как инструмент реализации стратегического управления человеческими ресурсами общества

20. Государственная политика занятости на рынке труда

21. Безработица на рынке труда: причины, виды, последствия

22. Государственная кадровая политика как управленческий ресурс по накоплению и использованию человеческих ресурсов

23. Кадровая работа госслужащих министерств, федеральных служб и агентств

24. Методы управления человеческими ресурсами на макро- и микроуровне

25. Стратегическое управление человеческими ресурсами на макроуровне. Стратегии РФ до 2020 г. и до 2030 г.

26. Система управления человеческими ресурсами в организации (цели, задачи, объекты, субъекты управления)

27. Управление процессов воспроизводства трудового потенциала организации (структура и процедуры управления)

28. Управление процессом расстановки и движения кадров в организации (структура и процедуры управления)

29. Управление процессом эффективного использования и развития человеческого потенциала организации (структура и процедуры управления)

30. Кадровая политика организации (принципы, субъекты, объекты управления, кадровые процессы)

31. Кадровая работа службы по управлению человеческими ресурсами в организации

32. Модели управления человеческими ресурсами

33. Механизм формирования и реализации стратегии управления человеческими ресурсами в организации

34. Структура и показатели трудового потенциала организации

35. Технологии обеспечения организации необходимыми человеческими ресурсами

36. Экономическая эффективность управления человеческими ресурсами в организации

37. Социальная эффективность управления человеческими ресурсами в организации

38. Методы повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами в организации

 

Экзаменационный билет № 1

1. Роль человека и человеческих ресурсов в экономических преобразованиях и социальных изменениях

2. Управление процессом воспроизводства трудового потенциала организации

3. Задача. Дано: численность ТРном, численность занятых трудом, численность безработных. Определить: численность ЭАН и ЭНАН.

Экзаменационный билет № 2

1. Современная концепция развития человека (человеческого потенциала) и управления человеческими ресурсами

2. Управление процессом расстановки и движения кадров в организации

3. Задача. Дано: рост среднесписочной численности запланирован на 1,5%; среднемесячной зарплаты – на 2,5%. Определить: рост и прирост ФЗП работников предприятия.

Экзаменационный билет № 3

1. Системный подход к управлению человеческими ресурсами (составляющие системы, цели, задачи, объекты, субъекты управления)

2. Технологии обеспечения организации необходимыми человеческими ресурсами

3. Задача. Дано: численность ЭАН, численность самозанятых, численность занятых трудом. Определить: численность занятых трудом на условиях найма, численность безработных.

Экзаменационный билет № 4

1. Социальный процесс воспроизводства человеческих ресурсов на макроуровне (стадия формирования и социального развития человеческих ресурсов)

2. Кадровая работа Службы по управлению человеческими ресурсами в организации

3.  Задача. Дано 5 показателей: число календарных дней в году (1); количество праздников и выходных дней (2); количество очередных и дополнительных отпусков (3); количество неявок на работу по болезни (4); средняя продолжительность рабочего дня (5). Определить: ФРВном, ФРВпол, ФРВэфф.

Экзаменационный билет № 5

1. Управление процессом естественного движения населения. Демографическая политика РФ.

2. Модели управления человеческими ресурсами в организации

3. Задача. Дано: численность безработных, численность и уровень (доля) занятых трудом. Определить: численность ЭАН, уровень безработицы.

Экзаменационный билет № 6

1. Управление процессом социального развития человеческих ресурсов. Образовательная политика РФ.

2. Управление процессом эффективного использования и развития человеческого потенциала организации.

3. Задача. Дано: ФРВном, ФРВпол, явочная численность работников. Определить: коэффициент списочного состава; списочную численность.

Экзаменационный билет № 7

1. Управление механическим движением человеческих ресурсов в их воспроизводственном процессе. Миграционная политика РФ.

2. Кадровая политика организации (принципы формирования, субъекты, объекты, кадровые процессы).

3. Задача. Дано: оклад работника по штатному расписанию; количество рабочих дней в месяце; фактическое количество отработанных дней в месяце. Определить: повременную заработную плату за месяц.

Экзаменационный билет № 8

1. Структура трудового потенциала общества

2. Экономическая эффективность управления человеческими ресурсами в организации

3. Задача. Дано: численность занятых трудом по найму; численность самозанятых; численность ЭАН. Определить: численность занятых трудом; численность безработных.

Экзаменационный билет № 9

1. Экономическая и социальная активность человеческих ресурсов общества.

2. Социальная эффективность управления человеческими ресурсами в организации.

3. Задача. Дано: ФРВном, ФРВпол, списочная численность. Определить: коэффициент явочного состава работников; явочную численность работников.

Экзаменационный билет № 10

1. Прогноз и баланс трудовых ресурсов для управления процессами трудообеспечения и трудоиспользования.

2. Структура трудового потенциала организации.

3. Задача. Дано: численность ТРном, численность занятых трудом, численность безработных. Определить: численность ЭАН и ЭНАН.

Экзаменационный билет № 11

1. Управление процессами распределения человеческих ресурсов по сферам и видам трудовой деятельности (регулирование рынка труда).

2. Методы повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами в организации.

3. Задача. Дано: штатная численность работников; изменение объёма производства (JQ); изменение норм выработки (Jв). Определить: общую потребность в работниках (расчетную численность); дополнительную (излишнюю) численность работников.

Экзаменационный билет № 12

1. Структура и инфраструктура рынка труда для содействия занятости и трудоустройства

2. Стратегическое управление человеческими ресурсами в организации.

3. Задача. Дано 5 показателей: число календарных дней в году (1); количество праздников и выходных дней (2); количество очередных и дополнительных отпусков (3); количество неявок на работу по болезни (4); средняя продолжительность рабочего дня (5). Определить: ФРВном, ФРВпол, ФРВэфф.

Экзаменационный билет № 13

1. Функции государства на рынке труда.

2. Структура трудового потенциала организации.

3. Задача. Дано: численность ЭАН, численность самозанятых, численность занятых трудом. Определить: численность занятых трудом на условиях найма; численность безработных.

Экзаменационный билет № 14

1. Управление процессами эффективного использования и профессионального развития человеческих ресурсов (макроуровень).

2. Кадровая политика организации (принципы формирования, субъекты, объекты, кадровые процессы).

3. Задача. Дано: планируемый рост среднесписочной численности работников 1,5%; среднемесячной зарплаты 2,5%. Определить: рост и прирост ФЗП работников в плановом периоде.

Экзаменационный билет № 15

1. Занятость как экономическая категория и социальная проблема. Виды и формы занятости.

2. Методы повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами в организации.

3. Задача. Дано: оклад работника по штатному расписанию; количество рабочих дней в месяце; фактическое количество отработанных дней в месяце.

Экзаменационный билет № 16

1. Государственная социальная политика как инструмент реализации стратегического управления человеческими ресурсами общества.

2. Кадровая работа Службы по управлению человеческими ресурсами в организации.

3. Задача. Дано: численность безработных; численность и уровень (доля) занятых трудом. Определить: численность ЭАН; уровень безработицы.

Экзаменационный билет № 17

1. Государственная политика занятости на рынке труда.

2. Модели управления человеческими ресурсами в организации.

3. Задача. Дано: ФРВном, ФРВпол, списочная численность работников. Определить: коэффициент явочного состава работников; явочную численность работников.

Экзаменационный билет № 18

1. Безработица на рынке труда: причины, виды, социально-экономические последствия.

2. Технологии обеспечения организации необходимыми человеческими ресурсами.

3. Задача. Дано: численность занятых трудом на условиях найма; численность самозанятых; численность ЭАН. Определить: численность занятых трудом; численность безработных.

Экзаменационный билет № 19

1. Государственная кадровая политика как управленческий ресурс по накоплению и использованию человеческих ресурсов общества.

2. Система управления человеческими ресурсами в организации (цели, задачи, объекты, субъекты, структура управления).

3. Задача. Дано: штатная численность работников; изменение объёма производства (JQ), изменение нормы выработки (JВ). Определить: общую потребность в работниках (расчетную численность); дополнительную (излишнюю) численность работников.

Экзаменационный билет № 20

1. Методы управления человеческими ресурсами на макро- и микроуровне.

2. Управление процессом эффективного использования и развития человеческого потенциала организации.

3. Задача. Дано: численность ЭАН, численность самозанятых, численность занятых трудом. Определить: численность занятых трудом на условиях найма; численность безработных.

Экзаменационный билет № 21

1. Стратегическое управление человеческими ресурсам на макроуровне.

2. Механизм формирования и реализации стратегии управления человеческими ресурсами в организации.

3. Задача. Дано: численность занятых трудом на условиях найма, численность самозанятых, численность ЭАН. Определить: численность занятых трудом; численность безработных.

ПРИМЕЧАНИЕ: Экзамен можно проводить в форме тестового опроса (1,5 час). В этом случае необходимо подготовить тесты по вариантам (в каждом не менее 25 тестов).

 

 

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧР»

(бакалавры, 2 курс, Менеджмент)

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»

Раздел 1. Управление человеческими ресурсами общества (макро-и мезоуровень)

Тема 1. Роль человека и человеческих ресурсов в экономических преобразованиях и социальных изменениях

Тема 2. Системный подход к управлению человеческими ресурсами общества (социальная и кадровая составляющие)

Тема 3. Государственная социальная политика по воспроизводству человеческих ресурсов общества

     3.1. Формирование и социальное развитие человеческих ресурсов (демография,миграция,образование)

     3.2. Распределение и перераспределение человеческих ресурсов на рынке труда

     3.3. Использование и профессиональное развитие человеческих ресурсов (занятость и безработица)

Тема 4. Стратегическое управление человеческими ресурсами на макро-и мезоуровне

Раздел 2. Внутрифирменное управление человеческими ресурсами

Тема 5. Система УЧР в организации (социальная и кадровая составляющие)

Тема 6. Методы и модели управления человеческими ресурсами

Тема 7. Стратегическое УЧР в организации

Тема 8. Технологии обеспечения организации человеческими ресурсами

Тема 9. Эффективность управления человеческими ресурсами в организации и методы ее повышения

Тема 10. Мировой опыт управления человеческими ресурсами (если останется время)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: Учебник/Л.О.Ильина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 415 с. – (Высшее образование)

2. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. В 2-х частях. Учебное пособие /Под ред. Н.А.Горелова, Л.О.Ильиной. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 326 с.; 2006. – 239 с.

3. Управление человеческими ресурсами: Учебник /Под ред. И.А.Максимцева, Н.А.Горелова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во Юрайт, 2014. – 526 с.

4. Трудовой Кодекс РФ. – М.:ГроссМедиа, 2007. – 192 с.

5. Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – СПб: Изд-во Питер, 2012. – 208 с.

ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧР»*

(образец)

______________________________________________________________

Дата: 2019-11-01, просмотров: 342.