ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В повседневной практике нам постоянно приходится корректировать поведение учащихся, развивать лучшие качества и изживать недостатки. В этих случаях воспитатель использует приемы педагогического действия. Некоторые приемы способствуют улучшению поведения преимущественно на основе положительных чувств, воодушевляющих воспитанника: радости, благодарности, уважения к учителю, веры в свои силы. Эту группу приемов называют созидающими. Другие приемы помогают исправить поведение, побуждая преимущественно отрицательные чувства: стыд, неловкость, разочарование, сожаление, раскаяние. Эту группу приемов называют тормозящими приемами.

Созидающие приемы

Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанником. Проявление доброты, внимания и заботы.

Просьба - просьба со стороны учителя предполагает уважение к его личности. Просьба вызывает у ученика готовность в выполнении того или иного полезного дела, служит нравственным упражнением. Особенно важно, что просьба помогает сблизиться с учеником, создать более сердечные, взаимоотношения. Просьба предполагает добровольное оказание помощи, поэтому она несовместима с нажимом. Для этого необходимо убедить ученика в том, что его участие совершенно необходимо.

Поощрение - один из методов воспитания, а также прием, содействующий корректированию поведения. Поощрение имеет большое значение: во-первых, оно способствует закреплению положительных форм поведения у человека, совершившего хороший поступок, во-вторых, поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих. Когда речь идет об учащихся, роль поощрения особенно велика. Поскольку самосознание детей только развивается, для них особенно важно осмыслить, какие поступки поощряются обществом, какие осуждаются. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, счастья, воодушевления, желания вести себя лучше. Поощрение, как и другие приемы педагогического воздействия, требуют соблюдения определенных условий. Поощрение должно быть справедливым. Для этого необходимо учитывать характер поступка и степень прилагаемых волевых усилий.

Проявление огорчения - проявление огорчения характеризуется тем, что воспи-татель, обнаружив тот или иной поступок, нарушение дисциплины, выражает свое искреннее огорчение, переданное содержанием слов, обращенных к воспитаннику, мимикой, интонацией голоса. Проявление огорчения можно применить, к отдельному ученику, группе учащихся и к классу в целом. Учащиеся, совершая неблаговидный поступок, зачастую упускают из виду впечатление, которое их поведение окажет на учителя.

Проявление умений учителя - для использования этого приема педагогического воз-действия, учитель должен не только глубоко знать свой предмет, но быть мастером и в какой-то другой области. Впечатление усилится, когда мастерство учителя проявляется для учащихся неожиданно.

Приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, ведущие к накоплению опыта правильного поведения.

Убеждение - положительный эффект воздействия данного приема объясняется авторитетом воспитателя в глазах воспитанников, правильными взаимоотношениями между ним и учениками.

Доверие - его сущность — поручение воспитаннику определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет ученика, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину. При реализации данного приема важное значение имеет правильный выбор поручения. Оно должно быть для ученика интересным, соответствовать его способностям. Непосильное поручение вскоре приводит к охлаждению, к утрате к нему интереса. Иногда лучше дать такое поручение, которые выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы ученик сразу увидел результаты своего труда.

Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность - используя прием моральной поддержки и укрепления веры в собственные силы, учитель относится к ученику доброжелательно, терпеливо, мобилизует и активизирует его творческие силы. Сущность приема состоит в том, что воспитатель создает такую педагогическую ситуацию, в которой ученик может проявить себя наилучшим образом.

Тормозящие приемы

Приемы, в которых открыто проявляется власть воспитателя

Осуждение – когда учитель использует этот прием, он надеется, что ученику станет стыдно и он приложит максимум усилий доказать, что он не такой. Но таких детей, да и взрослых, меньшинство. Это скорее исключение из правил. Зачастую, дети смиряются со своей оценкой и ведут себя соответствующим образом. Недаром есть у нас поговорка, назови его свиньей 100 раз и он захрюкает.

Приказание – во-первых, это всегда унижает, показывая иерархию во взаимоотношениях. И ребенок должен в этом случае слушать учителя, не потому что он согласен с ним, или уважает его, а потому что боится ослушаться. Этот прием может быть использован для того, чтобы предотвратить нежелательное событие, когда нет времени для объяснений, но педагогически он не несет с собой результатов.

Возмущение – это прием, который показывает слабость учителя. Обычно это выражается в повышенном тоне, в угрозах и иногда в крике. Если вспомнить школу, то меньше всего пользовались уважением учителя, которые позволяли себе повышать голос, и именно на их уроках отсутствовала дисциплина. Это прямая связь. Если я позволяю себе повышать голос и возмущаться, значит я позволяю ученикам делать все что им вздумается, пока я не начну выходить из себя, а они будут делать ставки: кто первый выведет меня из себя, или сколько времени от начала урока им понадобиться, чтоб я начала кричать. Приемы со скрытым воздействием

Запугивание – это больше похоже на манипуляцию. Тем более, что мы обычно не собираемся воплощать в жизнь то, чем мы пугаем учеников ради их хорошего поведения. И они догадываются, что это пустые слова. Достаточно один раз сказать и не сделать, чтоб потом долго доказывать, что то, что Вы говорите, не является простым ничего не стоящим запугиванием. Запугивание не решает проблемы, оно только накаляет отношения и противопоставляет учителя ученикам.

Безразличие – почти всегда наблюдается в общеобразовательных школах, и недопустимо в воскресной школе. Оно проявляется в том, что мы общаемся с детьми только на уроке, и может быть до и после не более 5 минут и только с любимчиками. Как этого избежать. Необходимо быть готовым к уроку, чтоб перед уроком не пришлось отталкивать детей, пытаясь сообразить, чем же сегодня заняться. Так же, желательно знать всех детей по именам, и если они что-то рассказывают из своей жизни, запомнить, чтоб на следующей неделе спросить, как разрешилась ситуация с сестрой Светой, или с другом Женей, или с учительницей по математике Марией Михайловной. Это действует очень благоприятно на детей, потому что показывает им, что Вы заинтересованы не только в своем служении как таковом, но также Вы любите детей, и именно его, потому что помните то, что ему важно.

Ирония или сарказм. Очень часто шутки бывают наполнены иронией. И не только шутки. Взрослые привыкают к таким речевым оборотам и стараются не обращать внимания, или ответить тем же. Но это гнилая речь и она разрушительно действует на отношения, особенно на ребенка. Обычно такими приемами люди пользуются для того, чтобы выразить свое неудовольствие тем или иным поступком, или же словами. Лучше говорить прямо и мягко. Дети не понимают сарказма и иронии, они воспринимают это как жесткое отношение к ним.

Развитие независимости составляет один из существенных моментов взросления. Сходство с другими снижает напряжение, нетерпимость к тем, кто исповедует другие ценности (белые вороны), облегчает возникновение контакта. Чем больше «недополучает» ребенок эмоциональной поддержки в детстве, тем больше вероятность его зависимости от мнения отношения окружающих в будущем, тем больше его потребность в эмоциональном подкреплении, тем медленнее взросление, труднее обретение зрелости. «Мама, посмотри на меня!» - говорит ребенок, забираясь на лестницу. «Зачем?». «Чтобы я не упал». Не достигнув зрелости, взрослый «падает с лестницы», если на него никто не смотрит, не одобряет, не поддерживает. Поговорка взрослого «Я не гривенник, чтобы всем нравится». Зрелый человек понимает, что не обязательно быть первым, достаточно быть самим собой.

Педагогика поддержки – так назвал Олег Семенович Газман деятельность педагога принципиально отличную от обучения времен Советского Союза. Необходимость исследовать и детально описать эту деятельность возникла в начале 90-х годов прошлого столетия. Эта деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка, на становление его авторской позиции в жизни, поддержку его самостоятельности и взросления. В деятельности многих талантливых педагогов всегда незримо присутствует эта составляющая. У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача - помочь ребёнку стать хозяином своей жизни.

Ниже представлены различия между педагогикой воздействия (принятой во всех массовых школах) и педагогикой поддержки.

Поддержка

  • Цель – Счастливый ребенок
  • Совместное определение проблемы и путей ее решения.
  • Ребенок многое может сделать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Испытание свободой и ответственностью.
  • Нет иерархии. Есть взрослый человек и маленький человек. Поведение учителя и ученика зависят друг от друга.
  • Как результат - Развитая личность которая выбирает движение вперед и преодоление препятствий.

Воздействие

  • Цель – Послушный ребенок
  • Индивидуальное определение проблемы и пути решения
  • Ребенок не осознает действительности и не умеет думать о будущем сегодня
  • Строгая иерархия: учитель и ученик. Поведение ученика зависит от учителя
  • Как результат - Личность, которая нуждается в помощи, и решает проблемы методом бегства

Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.