БОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вступление

Фокус с двумя шариками на линейке. Есть ли место Богу в нашей преподавательской деятельности?

Библия о педагогической деятельности

  • Бог призывает Мф.28:18-20 (19 Итак идите, научите все народы…)
  • Человек нуждается в воспитании Еф.6:4 (И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем), Быт.18:19 (ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем)
  • Бог Сам является педагогом (Авраам, Иисус и ученики)

Рассмотрим схему педагогического процесса, в котором участвует Бог.

В этой схеме: треугольником обозначен Бог, большой круг – учитель, маленький – ученик, в середине схемы – содержание урока, а стрелками – связи.

Обратим внимание на то, что для успешного педагогического процесса необходимо, чтобы учитель имел с Богом двухстороннюю связь. Бог всегда оказывает влияние на человека, даже если он не верит в Него (что видно в отношении Бога и ученика), но для преподавателя библейской истины необходимо не только владеть предметом, но и иметь взаимные отношения с Богом.

Также процесс только передачи информации от учителя к ученику нельзя назвать педагогическим. Педагогический процесс, как мы упоминали выше, обязательно содержит и обратную связь от ученика к учителю. Если учитель не знает, какое влияние оказано на ученика, у него нет основы для подачи следующего материала. Это все - равно, что пытаться попасть мусором в корзину с закрытыми глазами, не имея представления, где она находится.

От ученика к Богу идет пунктирная линия, также как от материала к ученику. Мы не можем утверждать, что материал будет усвоен и применен учеником на 100%, так же мы не можем утверждать, что ученик будет иметь взаимоотношения с Богом. Мы надеемся на это, мы молимся об этом, но это не находится в нашей власти. Поэтому здесь проведены пунктирные линии.

Педагогический процесс в Библии

Ни для кого не секрет, что Бог был педагогом и до сих пор учит нас, также и Иисус, быв на земле, обучал и воспитывал Своих последователей. Рассмотрим следующее место Писания: Исх. 32:7-11, 32.

7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; 8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! 9И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; 10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. 11Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою 32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

Моисей постоянно приходил к Богу с жалобами на народ, а Бог хотел, чтоб Моисей любил этот народ, ведь он был их руководителем. Бог предлагает Моисею дать ему такой народ, который он точно сможет назвать своим. И тогда Моисей понимает, и дает обратную связь Господу – они дороги для меня больше, чем моя жизнь.

Из этой истории можно выделить следующие аспекты педагогического процесса: Учитель: Бог. Ученик: Моисей. Прямая связь: воздействие на чувства – это твой народ, возьми за него ответственность. Обратная связь: это мой народ, он дорог для меня, я собой отвечаю за него.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Под деятельностью педагога обычно понимают различные методы и формы с помощью которых он пытается донести до ученика содержание урока. Но как мы говорили выше, передача знаний не является основной и единственной задачей педагога. Педагог занимается воспитанием и обучением ребенка. Рассмотрим эти два понятия.

Воспитание: попытка воспитателя через осознанные действия влиять на личность воспитанника с целью добиться устойчивых изменений в положительную сторону, сохранить хорошее и защитить от отрицательных изменений.

Не случайно в определении я выделила эти 5 пунктов. Они показывают основу воспитания. Что значит, что воспитание, это попытка? Значит, что если мы пытались, но не достигли – это не конец нашей педагогической деятельности. Не всему мы можем научить ребенка, не всегда он поддается изменениям. И главное, эти изменения совершаем не мы, мы только призываем и направляем. Но в сердце ребенка работает Бог, и Он изменяет наших детей. Мы совершаем лишь попытки.

Так же очень важно отметить, что воспитание имеет цель добиться устойчивых изменений. Очень часто, когда мы учим детей, каким либо духовным вещам мы не делаем попытки воспитать их таким образом, чтобы этот опыт остался у них больше чем на один день. Мы говорим о том, что хорошо не врать, даем эмоциональное подкрепление своим словам различными историями из Библии и из жизни. Но как надолго это сохранится в сердце ребенка? Даже взрослые, решая во время проповеди изменить свою жизнь, выходят и вскоре забывают о своем решении еще до наступления понедельника. И тем более дети. Что же сделать, чтобы изменения были устойчивыми? Надо продумать библейский урок таким образом, чтобы в течение недели дети постоянно возвращались к библейской истине. Например, можно дать такое задание. Пусть ребенок на следующей неделе, после призыва к честности возьмет два сердечка, одно белое, другое черное. И каждый раз, когда он захочет обмануть, но вспомнит, что это плохо и скажет правду – он делает дырку в черном сердечке. А если он все-таки поступил нечестно, делает дырку в белом сердечке. Тогда на следующее воскресенье он сам будет видеть, какого цвета в его сердце больше: белого или черного. Конечно, дети могут обманывать нас в этом случае, ведь мы никак не можем проследить, правдиво он выполнял домашнее задание или нет. Но Бог видит, и это необходимо сказать детям. Я не могу проследить за вами, но Бог все видит. И если вы говорите неправду, вы не мне причиняете боль, вы причиняете боль, во-первых, Богу, а во-вторых, вы вредите себе.

Еще хотелось бы обратить внимание на то, что воспитание призвано также сохранить хорошее и защитить от отрицательного. Важно понимать, какую информацию, в какой ситуации следует говорить детям. Однажды я зашла в общеобразовательную школу и обратила внимание на стенд «Скажи наркотикам нет». Это была школа, которая заняла первое место в городе по количеству наркоманов. На этом стенде была размещена информация о том, как наркотик действует на молодой организм и что чувствует человек, когда получает дозу. А также о том, где можно достать в городе какой наркотик, и где первая доза бесплатно. Это было предостережение, но выглядело как реклама. Очень важно понимать, чему необходимо учить наших детей и в какой степени освещать вопрос. Если ваши дети никогда не курили, говорить об этом стоит, но что говорить?! Не стоит говорить о том, какое количество людей курит и в каком возрасте, какого вида табак существует и что ощущает человек после принятия дозы – это, скорее всего, будет воспринято как реклама.

Обучение: целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение знаний, умений и навыков.

В этом определении я хотела бы обратить внимание на то, что не все то чему мы учим, должно достигнуть уровня навыков. Поскольку навык это действия, доведенные до автоматизма, есть мнение, что это всегда лучше, чем умение. Но так ли это? Например, молитва. Если человек начинает молиться, не задумываясь о том, что он говорит – хорошо ли это? Или если ребенок поет песни о Боге не вдумываясь в их смысл, прославляет ли он тогда Бога? Это больше похоже на формализм, чем на духовный опыт. А есть ли место навыку в духовной жизни? Да! Например, помогать бабушкам на улице. Хорошо если я это делаю не задумываясь. Если это действие доведено до автоматизма: увидела бабушку с сумками, предложила помощь.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 147.