МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебная дисциплина «История» относится к циклу ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и обычно читается в I и II учебных семестрах, т.е. на первом курсе. В связи с этим, начиная чтение лекций и проведение семинаров, необходимо обратить внимание на общую подготовку студентов, уровень остаточных знаний по историческим и обществоведческим курсам, умение слушать и конспектировать лекцию, навыки организации самостоятельной работы по подготовке к семинарским и практическим занятиям.

На первом занятии преподаватель объясняет студентам характер и режим учебной работы, общие требования и применяемую балльно-рейтинговую систему. На этом же занятии можно провести микро-контроль остаточных знаний и уровня подготовки студентов, чтобы учесть особенности учебных потоков и групп. Если в ходе первых занятий преподаватель дает общие рекомендации по организации работы студентов на лекциях, семинарах, практических занятиях, то в дальнейшем имеет смысл ознакомить студентов с содержанием учебных, студенческих комплексов и подготовительных материалов к практическим занятиям.

По курсу «История» предусмотрены лекции, семинарские занятия, контрольно-проверочные работы (письменные ответы на вопросы, тесты, эссе), консультации, возможно также написание рефератов, творческих работ, проведение коллоквиумов и публичного обсуждения результатов студенческих исследований. Итоговой формой контроля служит устный зачет/экзамен, с вопросами которого преподаватель знакомит студентов не менее чем за месяц до начала сессии.

Чтение лекций, проведение семинарских занятий и контрольно-проверочных работ должно соответствовать календарно-тематическому плану. График проведения зачётов/экзаменов устанавливается деканатом по согласованию с лектором.

Начиная чтение лекции, следует обязательно объявить тему, дать план, обратить внимание на актуальность проблемы и ее практическое значение, прокомментировать задание и литературу. 

При подготовке и чтении лекции следует, во-первых, обеспечить ее научность и информационность, доказательность и аргументированность, приводя необходимое число убедительных фактов, ярких примеров;

во-вторых, способствовать активизации мышления слушателей, четкой структурой, логикой последовательно излагаемых вопросов, постановкой проблемных вопросов, обращением к дискуссионным темам, по которым лектор должен высказать собственную позицию; раскрывая содержание тем, акцентировать внимание студентов на основных категориях, событиях, явлениях и процессах мировой и отечественной истории; раскрывать сущность и содержимое научных подходов в объяснении исторических событий, явлений и процессов;

в-третьих, разъяснять используемые термины, формулировать главные идеи, подчеркивать выводы, как по разделам так и по всей лекции, излагать материал четким, ясным и доступным языком; обращать внимание на эмоциональность изложения и контакт с аудиторией;

в-четвертых, чтобы обеспечить межпредметные связи и воспитательную функцию лекции завершая ее надо оставить время для вопросов.

При подготовке к семинарскому занятию преподавателю следует: во-первых, уточнить план его проведения, во-вторых, составить план-конспект, в котором обдумать основные и дополнительные вопросы, привлекаемые преподавателем материалы, в-третьих, ознакомиться с новыми публикациями по теме, в-четвертых, обдумать связь содержания изучаемых вопросов со смежными дисциплинами и актуальность для современности. Семинарские занятия проводятся в соответствии с опубликованными планами семинарских занятий.

В начале семинарского занятия важно сделать введение, раскрыть значение обсуждаемой темы, определить регламент работы. Целесообразно задавать выступающему уточняющие и дополнительные вопросы, способствующие разворачиванию дискуссии, а также использовать наглядные материалы и современные информационные ресурсы.

В конце необходимо подвести итоги, дать оценки выступлениям, указав положительные стороны и недочеты, проставить оценки в журнал, а также проследить ход дискуссии, сделав общие выводы по теме, ответить на вопросы, дать следующее задание. После каждого консультационного и семинарского занятия сделать запись в журнале учета посещаемости, уточнив причины отсутствия студента.

Целесообразно проводить индивидуальные и групповые консультации, в том числе, для отстающих по успеваемости студентов.

При подведении итогов семестрового рейтинга принимаются во внимание следующие позиции:

· Посещение и творческая работа студентов на лекциях (постановка проблемных вопросов приведение интересных примеров)

· Доклад, выступление, дополнение на практических занятиях.

· Результаты тестирования и контрольных работ.

· Выполнение творческих работ.

При завершении лекций и практических занятий студентам объявляется итоговые баллы за работу в семестре.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Лекции. Во время лекции студенты должны сосредоточить внимание на её содержании. Основные положения лекции, отдельные важные факты, исторические даты, имена, выводы из рассматриваемых вопросов необходимо записывать. Конспектирование предлагаемого преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для них исторической информации, умение более сжато и чётко записывать услышанное. Лекции могут служить необходимым вспомогательным материалом не только в процессе подготовки к экзаменам, но и при написании самостоятельных творческих работ студентов: сообщений, рефератов, презентаций и т.п.

Работа на семинарских занятиях. Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа. Семинар – активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению материалов лекций по «Истории», глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем. В основе подготовки к семинару лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной кафедрой учебной литературой. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинара. Самостоятельная работа позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа с учебной, научной и популярной литературой. В процессе изучения курса студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебной (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой, материалами периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данному предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов своё отношение к конкретной культурологической или общественно-политической проблеме, определяет их гражданскую позицию. Работа студентов с литературой не отделена от лекций и семинаров, однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, подготовка сообщений на базе прочитанных материалов способствует гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Данная работа также предполагает обращение студентов к справочной литературе для уяснения конкретных терминов и понятий, введенных в курс, что способствует пониманию и закреплению пройденного лекционного материала и подготовке к семинарским занятиям.

Устный доклад. Итогом самостоятельной работы студента является выступление с докладом, выполненным в форме реферата, на семинаре. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы (монографии, научные сборники, учебники, учебные и методические пособия, публикации в периодических изданиях, энциклопедии). Литература должна быть разнообразной и включать не менее 5 названий в списке использованной литературы. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.

Реферат состоит из: титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, библиографии и приложений (таблицы, рисунки и т. д.). В содержании последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы. Основная часть делится на главы и параграфы (пункты и подпункты), в которых раскрываются основные вопросы темы работы. В заключении подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата.

Студент, освоивший курс «История», должен знать: основные проблемы теории и истории России, даты, места, участников и результатов важнейших событий, а также исторические названия, термины, усвоить исторические понятия, концепции; сформировать представления об оценках исторических событий и явлений. Должен уметь: извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приемами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.); использовать навыки оценочной деятельности (умение определять и обосновывать свое отношение к историческим и современным событиям, их участникам).

Данное учебно-методическое пособие содержит планы семинарских (практических) занятий, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, вопросы для самоконтроля, а также темы рефератов и творческих заданий по всем темам, что позволяет более эффективно решать учебно-педагогические задачи в ходе чтения и освоения курса. Сконцентрированные в этом издании материалы позволяют проводить как традиционные семинары по истории, так и использовать другие формы творческого изучения вопросов истории, такие как, коллоквиумы, «круглые столы», конференции, олимпиады и т.д. Оно рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы, которая отражает, все виды работы студента, учитывая данные текущего контроля. Итоговой формой контроля изучения курса «История» является дифференцированный зачет (экзамен).


Темы семинарских занятий:

 


Тема 1. История как наука

1. Предмет, принципы и функции исторической науки.

2. Основные подходы, методы и источники в изучении истории.

3. Место истории в системе гуманитарного знания.

 

Термины и понятия: наука, история, историография, классификация источников.

 

Проблемы для самостоятельного изучения:

Структура исторического знания.

Основные этапы развития профессиональной историографии (вторая половина XIX – начало XXI вв.).

Основные подходы к изучению исторического процесса (формационный, цивилизационный, модернизационный и др.).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом истории?

2. Каковы основные значения термина «история»?

3. Что такое исторический источник, какова его роль в изучении прошлого?

4. Какие задачи решают вспомогательные исторические дисциплины?

5. Как соотносится история и другие социально-гуманитарные науки?

 

Вопросы для обсуждения и дискуссий:

1. Что означает мыслить исторически?

2. Почему историки «переписывают» историю?

3. Возможно ли объективное и беспристрастное описание исторических событий?

 

Электронные ресурсы:

1. https://kpfu.ru/imoiv/elektronnye-resursy/uchebnye-i-metodicheskie-materialy

2. https://edu.kpfu.ru

3. http://www.magister.msk.ru/library/history/

4. http://znanium.com/

5. http://e.lanbook.com/

 

Основная литература:

1. Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 496 с. – ISBN 978-5-394-01949-4.

URL: http://znanium.com/bookread.php?book=415074

2. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 639 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-004430-9, 1500 экз. http://znanium.com/bookread.php?book=406952

3. Отечественная история. XX – начало XXI веков: учебное пособие / Под ред. А.В. Ушакова. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 448 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-8199-0463-3, 1500 экз. http://znanium.com/bookread.php?book=213997

4. Отечественная история. Курс лекций / С.П. Бычков, Ю.П. Дусь. – М.: Форум, 2011. – 320 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-91134-490-0, 1000 экз. http://znanium.com/bookread.php?book=215741

5. Алексушин Г.В. История как наука. – Самара, 2002.

6. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории историографическая практика. – М., 2011.

7. Ростовцев Е.А. Методология истории: учебно-методическое пособие. Ч. I: Общая методология. – СПб., 1998.

8. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. – М., 2002.

9. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). – СПб., М., 2008.

10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов, 4-е изд. – Брянск, 2000.

 

Дополнительная литература:

1. Бибиков Г.Н., Бибикова Л.В. Методология современной истории: историографический очерк. – М., 2011.

2. Блок М. Апология истории или ремесло историка. 2-е изд. – М., 1986.

3. Бухараев В.М. История перед вызовом постмодернизма: комплиментарные стратегии на полях научных изысканий. // Clio Moderna. Альманах зарубежной истории и историографии. Вып. 6. – Казань, 2008.

4. Копосов Н.Е. Как думают историки. – М., 2002.

5. Рохас К. Историография в XX веке. История и историки между 1848 и 2025 годами. – М., 2008.

6. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1990.

7. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М., 1992.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 255.