КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

ИСТОРИЯ

 

 

Учебно е пособие

для иностранных студентов

 

 

Казань

2018



УДК 93

ББК 63.3

И89

Печатается по решению Учебно-методической комиссии

Института международных отношений, истории и востоковедения

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

(протокол № 7 от 21 февраля 2018 г.)

и рекомендации кафедры Отечественной истории

(протокол № 4 от 7 ноября 2017 года)

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент А.Р. Ахметова

(КФУ)

доктор исторических наук, профессор О.Н. Коршунова

(КНИТУ (КХТИ))

 

Научный редактор

доктор исторических наук, профессор А.А. Литвин

 

 

Авторский коллектив:

Л.Н. Бродовская, А.М. Фазлиев (Методические указания, Темы 4–5),

В.М. Бухараев, Р.А. Циунчук (История как наука, Тема 1),

М.А. Галеева, Ф.Н. Шакуров (Тема 2),

А.А. Гафаров (Тема 3), В.В. Буравлева (Тема 6),

Д.И. Люкшин (Тема 7), Р.Р. Ибрагимов (Тема 8),

Л.Р. Галимзянова, И.З. Нафиков (Тема 9)

 

 

  И89 История: учеб. пособие для иностранных студентов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 162 с.

 

Пособие содержит планы семинарских занятий и лекций, методические материалы по курсу «История», задания для самоконтроля, вопросы к зачету, а также темы рефератов и творческих заданий. Рассчитано на использование балльно-рейтинговой системы текущего контроля. Отвечает требованиям действующих образовательных стандартов и составлено с учетом многолетнего опыта преподавания истории иностранным студентам из ближнего и дальнего зарубежья в К(П)ФУ.

 

© И здательство Казанского университета, 2018

Содержание:

История как наука………………………………………………………   4
Методические указания преподавателям и студентам………………   9
Темы лекций и семинарских занятий……………………………...….   13  
Глоссарий (словарь терминов и понятий)………………………….....   120
Темы письменных эссе и устных докладов...........................................   156
Вопросы к зачету (экзамену)…………………………………………..   158
Основные учебники и учебные пособия……………………………... 160

 

 

История как наука

История  –  одна  из  самых  ранних  отраслей  знания, она возникла около 2 500 лет тому назад. Само понятие «история» появилось в Древней Греции и означает исследование, рассказ, повествование о прошедшем. Это слово вошло во все современные языки, его первоначальное значение продолжает широко использоваться в бытовой лексике и научной литературе. Примечательно, что в древнегреческой мифологии музой (покровительницей) истории является Клио («дарующая славу»), дочь верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Свиток и графическая палочка в её руках являются символом и залогом того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

Основоположником, «отцом» истории принято считать древнегреческого мыслителя и путешественника Геродота (ок. 484 г. до н.э. – ок. 426 до н.э.), автора полномасштабного исторического трактата «История», где он описывает греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труд Геродота – это первое полностью сохранившееся историческое и вообще прозаическое произведение в европейской литературе. Античные авторы усматривали значение истории в том, что, как выразился древнегреческий историк Полибий (ок. 200 г. до н.э. – 120 г. до н.э.), «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами». Поэтому древние называли историю «magistra vitae», наставницей жизни.

Долгое время история была интегрирована в общую систему знаний. В эпоху Античности и в Средние века она неразрывно связана с мифологией, религией, литературой, в XVII–XVIII веках – с политической теорией, философией, географией. Постепенно намечается обособление истории от других областей социально-гуманитарного знания, поскольку в течение XVIII века – века Просвещения – в Европе возникают новые представления об истории. Она начинает осмысливаться в виде процесса становления и развития человечества, выделяются различные исторические эпохи, появляется «историческое время» с неизвестным будущим.

К XVIII веку относится и возникновение истории, зарождение исторических теорий в России. Первым русским историком признан А.Н. Татищев (1686–1750), государственный деятель, «птенец гнезда Петрова» – этот образ из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» используется для характеристики тех людей, что являлись ближайшими сподвижниками Петра I, который осуществил масштабную европеизацию страны, заложил основы развития отечественной науки и образования. А.Н. Татищев создаёт первый в России собственно исторический труд «История Российская с самых древнейших времён» в четырех томах, в котором воплощает своё понимание истории как воспоминания о «бывших деяниях и приключениях, добрых и злых», выдающихся людей. Впервые с рационалистических (а не религиозных) позиций автор пытается найти некие универсалии в развитии государства и общества, усматривая в знании и просвещении факторы, определяющие ход исторического развития.

Наука история, в основном, развивалась в русле эволюции научного знания в целом. В период специализации наук и создания их современных форм, в первой половине XIX века, история обретает качество самостоятельной научной дисциплины с присущими ей предметом изучения, совокупностью методов, принципами, задачами и функциями. Не случайно это столетие получило название «века истории».

Поскольку сегодня термин «история» обладает различными значениями, следует иметь в виду два основных варианта его употребления:

1. История как всякий процесс общественного развития.

2. История как наука, изучающая этот процесс развития человеческого общества во всей его конкретности и разнообразии.

История общества представляет собой сумму различных действий отдельных индивидов и человеческих сообществ, поэтому предметом исторической науки являются деятельность и поступки людей в историческом времени, вся совокупность отношений в обществе, взятая в становлении и развитии. В связи с тем, что проявления человеческой жизни, отношения, в которые вступают субъекты, чрезвычайно многообразны, история формируется как многоотраслевая наука, она складывается из целого ряда самостоятельных отраслей знания. Базовыми разделами исторического знания выступают политическая, экономическая, социальная история и история культуры.

В ходе развития исторического знания сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение географических названий), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников).

Источниковедение играет особую роль среди вспомогательных дисциплин, поскольку наука история оперирует удостоверенными данными, как правило, точно установленными фактами, а они извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все «остатки», все следы прошлой жизни, все свидетельства о минувшем. В самом общем виде выделяют четыре группы  источников:  1)  вещественные;  2)  письменные;  3)  изобразительные; 4) фонетические.

Основой классического историознания являются биографии и хронология, они составляют первоначальное ядро фактов, которые требуют своего истолкования и объяснения. Так в исторической науке вырабатываются концепции, теории, под углом зрения которых строится историческое описание. Суть любой исторической концепции заключается в отыскании движущих сил и обстоятельств, в которых эти движущие силы действовали. Таким образом, с одной стороны, необходимо знание конкретных фактов, с другой – историк должен осмысливать совокупность фактов с целью выявления устойчивых причинно-следственных связей, или закономерностей, в развитии общества. Соответственно, познавательная сторона работы историка может быть сведена к нескольким основным задачам: описание (дескрипция), объяснение, аргументация (обоснование) и интерпретация.

Исследование исторических источников требует профессиональных навыков и компетенций, умения следовать необходимым принципам и методам. К основным принципам исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который предполагает воссоздание исторического прошлого с опорой на подлинные факты, а также достижения самой науки;

– принцип детерминизма, согласно ему все события обусловлены определенными предпосылками и включены в сплетение причинно-следственных связей, каузальностей различного уровня;

– принцип историзма, предписывающий рассматривать события с учетом конкретной  обстановки,  в  совокупности  с  другими  событиями  и  в  своем развитии;

– принцип альтернативности, допускающий вариативность исторического развития, что позволяет увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.

Принципы как главные правила и ориентиры исследования находят непосредственное выражение в методах исторического познания, с помощью которых историк изучает и обобщает данные, содержащиеся в источниках. Выделяют следующие специальные исторические методы:

– конкретно-исторический (идеографический) метод, суть которого – в описании фактов, явлений и событий как базы любого исследования;

– сравнительно-исторический (компаративистский) метод ориентирует на изучение явлений в контексте подобных явлений и в сопоставлении с ними;

– историко-генетический метод связан с выявлением генезиса, то есть зарождения и последующего развития явления;

– ретроспективный метод заключается в последовательном «проникновении» в прошлое для выявления причин и условий событий;

– историко-типологический метод – классификация объектов познания по избранному признаку (признакам) для более углубленного их понимания;

– хронологический метод предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности.

В методологии истории (историологии) фигурирует и ряд других специальных методов, а также предусматривается использование методов других наук, с которыми взаимодействует историознание: лингвистики, антропологии, географии, математики и т. д.

История традиционно является основой гуманитарного образования и важным фактором формирования личности, поэтому она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) функция, которая сводится к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, интеллектуально-развивающая) функция – понимание и объяснение исторических процессов;

– прогностическая (предвидение будущего) функция и практически-рекомендатель­ная (практически-политическая) функция. Обе функции подразумевают использование опыта прошлого для решения задач современности;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция и функция социальной памяти, которые отвечают за складывание культурно-исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

В целом, историческое сознание общества имеет сложносоставной характер. Оно не сводится к тем образам истории, которые формирует историческая наука – официальная история, доминирующая в официальных учреждениях и системе образования. В историческом знании представлены также другие компоненты: критика официальной истории (контристория), которая может при определенных обстоятельствах заменять официальную историю (например, в бывших колониях – т.н. постколониальный дискурс; после революционных переворотов, приводящих к фундаментальной переоценке ценностей); память поколений, которая закрепляется в различных формах (праздники, семейные предания, анекдоты на «исторические темы» и проч.); эмпирическая история, опирающаяся на данные демографии, статистики; литература и кино.

За два века существования истории как науки произошли глубокие изменения в структуре и содержании исторического знания, его методологии. Современный этап изучения истории характеризуется сочетанием различных подходов и интерпретаций, которые дают возможность рассмотреть историческое полотно под разными углами зрения. Среди основных подходов, которые находятся друг с другом в отношениях конкуренции, а одновременно – взаимодополнения, выделяются:

– формационный подход, в соответствии с которым всемирный исторический процесс предстаёт как последовательная смена общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре;

– цивилизационный подход осуществляет членение исторической эволюции на цивилизации, понимаемые в качестве совокупности материально-технических и духовных достижений народов на определённой стадии развития тех или иных регионов мира;

– модернизационный подход рассматривает историю в виде процесса перехода от традиционного (аграрно-сословного) общества к модерному обществу – индустриально-рыночному, урбанизированному, социально-плюралистическому, акцентируя внимание на особенностях процесса модернизации в различных государствах и группах стран;

– мир-системный подход (миросистемный анализ), в рамках которого исследуются не только социальные системы, свойственные одной цивилизации, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира;

– социокультурный подход постигает общество как единства духовной культуры и социальных форм, образуемых в ходе деятельности человека, личность которого рассматривается через призму ментальности – свойственных ей представлений, культурных образцов, устойчивых стереотипов восприятия, зачастую  не  осознаваемых  полностью,  т. е.  относящихся  к  области  бессознательного.

Таким образом, историки склонны сегодня рассматривать историю на широких основаниях, согласно которым в общественной жизни в разных комбинациях и в различные периоды с той или иной силой действуют «на равных» многообразные факторы – культурные, технологические, организационно-экономические, идейно-политические. История видится в качестве взаимодействия больших культурно-исторических сообществ, объединенных понятием «цивилизация». Исторический путь России, являющейся своего рода мультицивилизацией, нередко анализируется с точки зрения воздействия на него культурно-формирующих центров – Запада и Востока. Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические типы цивилизации, их характерные особенности, место отдельных культурно-исторических эпох во всемирно-историческом процессе.

В конце ХХ – начале ХХI вв. в русле исторического познания сформировалось несколько направлений, которые углубляют понимание исторического процесса за счёт анализа повседневной жизни людей, истории идей, внутреннего мира человека, учета факторов культуры в её разнообразных проявлениях – «новая социальная история», «новая историческая наука», «новая интеллектуальная история», «культурная история», «психоистория» и др.

В современных условиях историки всё более исходят из того, что при всей специфике исторического развития, индивидуальном характере каждой эпохи, в истории просматриваются определенные закономерности, но не в смысле фатального движения к какой-либо цели, а как пробивающие себе дорогу тенденции, импульсы, взаимосвязи. Сформировавшееся в XX столетии представление о единстве человечества, следовательно, о внутренней целостности исторического процесса в мировом масштабе, что ещё более усиливается в связи с экономической и культурной глобализацией, проявляется в идее общей периодизации мировой истории. Принято обозначать четыре основных периода всемирной истории:

1. Древний мир (от выделения человека из животного мира ок. 2–1,5 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (от падения Западной Римской империи до конца XV в., начала эпохи Возрождения и Великих географических открытий).

3. Новое время (от начала XVI в. до 1918 г., окончания Первой мировой войны).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Существуют и другие варианты периодизации всемирной истории, так, в западной историографии окончание Средних веков принято связывать с XV веком, после чего начинается Новое время как единый период современной истории, продолжающейся и поныне.

Наконец, нужно помнить, что опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие социальные и политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия, потому в истолковании тех или иных исторических событий прослеживается непрекращающаяся борьба политических идей и мнений. Между тем отношение к истории как к науке требует разделять и различать, насколько это вообще возможно, факты и оценки, объективную истину и историческую «правду», какая у каждой социальной, этнической группы своя.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 228.