Расследование и сбор информации и механизмы международного сотрудничества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральным законом №115-ФЗ установлен запрет на информирование организаций и физических лиц о том, что в отношении их принимаются меры противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Исключение предусмотрено только для мер по блокированию денежных средств и иного имущества и причинах, послуживших для их применения. То есть для мер, о введении которых человек или организация по объективным причинам просто не могут не узнать.

Таким образом, в отрытом доступе практически отсутствует информацию о том, каким образом ведется расследование и сбор информации, и о том, насколько применяемые методы расследования эффективны.

Для реализации рекомендации ФАТФ по организации эффективного сотрудничества и обмена информацией между государственными органами и организациями, имеющими существенную информацию НКО, в частности, была создана межведомственная комиссия, куда входят, в частности, Росфинмониторинг, Федеральная налоговая служба, Министерство юстиции. Вышеназванные ведомства имеют возможность получить полную информацию обо всех операциях любой некоммерческой организации.

При этом некоторые специалисты, в частности, отмечают, что несмотря на тот факт, что действующее законодательство предусматривает механизм осуществления контроля за деятельностью некоммерческих, общественных и иных неправительственных организаций, на практике правоохранительные органы осуществляют свои обязанности недостаточно четко и активно, как того требует положение дел[31].

По мнению экспертов, иные неконтролирующие, фискальные органы также недолжным образом или вообще не информируют уполномоченные органы, что позволяет уклоняться «нехорошим» организациям от заявленных ими целей и планов в своей деятельности. Такая ситуация требует от исполнительной власти субъектов федерации при реализации современной правоприменительной практики и обеспечении противодействия экстремизму добиваться открытости, гласности и большей подконтрольности различных некоммерческих организаций.

Среди предлагаемых мер особенно привлекает внимание предложение четко определить сферы государственной деятельности, где должно быть ограничено участие НКО, право определить критерии благонадежности различных подобных организаций с учетом интересов национальной и государственной безопасности.

В оценке рисков финансирования терроризма с использованием некоммерческого сектора, проведенной в 2018 году в том числе с учетом информации, полученной от правоохранительных органов (неясно, правда, за какой период и в каких масштабах собиралась и анализировалась информация), указывалось, что проверки на злоупотребления в этой области проводились только 4 раза[32].

На основании собранной информации можно сделать вывод, что законодательные механизмы для работы с некоммерческим сектором в рамках ПД/ФТ установлены, однако не всегда работа должным образом организована на местах.

Международное сотрудничество Российской Федерации с другими странами в области противодействия легализации и отмыванию доходов, финансированию терроризма не предполагает выделения некоммерческого сектора в отдельное направление работы. Устанавливаются общие механизмы по обмену информацией на различных уровнях взаимодействия.

В рамках многостороннего сотрудничества Федеральная служба по финансовому мониторингу от имени Российской Федерации участвует в работе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ), ряда иных международных структур.

Россия участвует в деятельности Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт»[33], объединяющей подразделения финансовой разведки 159 юрисдикций и представляющей своим членам возможность обмена информацией по специальному защищенному каналу связи.

С рядом стран у России также заключены межправительственные и межведомственные соглашения о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Как отмечает Росфинмониторинг, наиболее интенсивный обмен информацией осуществляется с подразделениями финансовой разведки Австрии, Белоруссии, Кипра, Латвии, Франции, США, Испании, Германии, Казахстана, Таджикистана, Чехии, Швейцарии[34].

Выводы по разделу 2

Работа с некоммерческим сектором в рамках реализации Рекомендации 8 ведется, в основном, в одностороннем порядке: государственные органы размещают на своих официальных сайтах значимую для НКО информацию. При этом на практике обсуждений с некоммерческими организациями по работе в сфере ПД/ФТ не проводится.

Российская Федерация установила законодательные механизмы, позволяющие обеспечить подконтрольность и прозрачность деятельности некоммерческих организаций. Основным пробелом остается невозможность контроля за сбором НКО наличных денежных средств.

При необходимости государственные органы имеют возможность оперативно получить подробную информацию о любой некоммерческой организации в рамках межведомственного взаимодействия и передать ее, в том числе, в иные государства в случае получения соответствующего запроса.


Заключение

Работа с некоммерческим сектором РФ в рамках противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ведется и в рамках выполнения рекомендаций ФАТФ, общих для всех юридических лиц, и Рекомендации 8, специально написанной для некоммерческих организаций.

Внедрена обязанность каждой организации устанавливать бенефициарного собственника. Эта обязанность создает определенные сложности ввиду отсутствия четких правил и процедур для некоммерческих организаций, а ответственность за нарушение требований законодательства крайне существенна.

Работа по реализации Рекомендаций ФАТФ в части установления операций, подлежащих обязательному контролю либо имеющих признаки необычных сделок, привела к тому, что кредитные учреждения Российской Федерации должны информировать службу финансовой разведки (Росфинмониторинг) о каждой операции некоммерческой организации. У некоммерческих организаций выше риск попасть в «черный» список Центрального банка РФ и столкнуться с отказом в заключении договора банковского счета, в проведении операции по счету или с расторжением договора банковского счета в одностороннем порядке кредитным учреждением.

Работа с некоммерческим сектором в рамках реализации Рекомендации 8 в настоящее время заключается в информировании НКО о текущих требованиях, рисках и рекомендациях по их минимизации путем размещения информации на официальных сайтах Министерства юстиции РФ и Росфинмониторинга. В целом, можно сделать вывод, что Россия внедрила инструменты, позволяющие обеспечить прозрачность деятельности некоммерческих организаций: дополнительную отчетность, проверки соответствия деятельности НКО ее учредительным документам, обязанность хранить документы в течение, как минимум, 5 лет.

В случае возникновения подозрений в отношении конкретной НКО у государственных органов есть возможность оперативно собрать максимально возможную информацию о деятельности организации без ее ведома в рамках межведомственного взаимодействия. Единственным существенным риском остается неурегулированность деятельности НКО по сбору наличных денежных средств и на карты или банковские счета своих сотрудников. Однако Российская Федерация намерена предпринять шаги в этом направлении. Одновременно, некоторые эксперты отмечают необходимость усиления контроля за некоммерческим сектором и недостаточную работы с НКО на местах.

Оценить эффективность механизмов международного сотрудничества по некоммерческому сектору не представляется возможным, так как он не выделяется отдельно, и обмен информацией производится по конкретным запросам.


[1] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/

[2] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

[3] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33838/

[4] http://fedsfm.ru/content/files/documents/2018/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D1%84%D0%B0%D1%82%D1%84.pdf

[5] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/21990c54bfdcd5e358b3d610e3fa0267592f0a25/

[6] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

[7] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/

[8] Опубликовано в Вестнике Банка России №11 (1489) от 05.02.2014, стр. 44: https://www.cbr.ru/Publ/Vestnik/Ves140205011.pdf

[9] http://www.fedsfm.ru/news/3621

[10] http://fedsfm.ru/about/legal/752

[11] http://www.fedsfm.ru/documents/rfm/3021

[12] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71307264/

[13] http://www.fedsfm.ru/documents/rfm/127

[14] http://base.garant.ru/588596/

[15] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72054160/

[16] Визер Н. (2013) Финансирование терроризма. Кто может попасть под подозрение? // Расчет №12, декабрь 2013 г.

[17] http://base.garant.ru/70162622/

[18] Опубликовано в Вестнике Банка России №1 (1597) от 21.01.2015, стр. 49: http://cbr.ru/publ/Vestnik/ves150121001.pdf

[19] https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/17579/10-MR_2016.pdf

[20] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71505280/

[21] http://www.garant.ru/products/IPO/prime/doc/71629876/

[22] Срок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 №209

[23] При написании настоящего раздела был использован текст рекомендаций ФАТФ на русском языке, опубликованный на официальном сайте Росфинмониторинга по состоянию на 29.05.2019 г.

[24] http://kremlin.ru/supplement/5310

[25] http://unro.minjust.ru/prof_2018.aspx

http://unro.minjust.ru/prof_2019.aspx

[26] http://www.fedsfm.ru/documents-nko

[27] https://eurasiangroup.org/files/Typologii%20EAG/WGTYP_2012_7_rus.pdf

[28] http://government.ru/dep_news/37337/

[29] https://minjust.ru/sites/default/files/sektralnaya_ocenka.pdf

[30] https://minjust.ru/sites/default/files/sektralnaya_ocenka.pdf, стр. 38

[31] Совершенствование деятельности органов государственной власти по противодействию экстремизму в Российской Федерации: монография / В. В. Ломакин, А. В. Карпов. - Москва : Дашков и К°, 2015

[32] https://minjust.ru/sites/default/files/sektralnaya_ocenka.pdf

[33] https://www.egmontgroup.org/

[34] http://www.fedsfm.ru/activity/bilateral-cooperation


Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.