В этой части примеры мер, которые могут применяться к НКО в соответствии с Рекомендациями ФАТФ, следующие:
(i) требование регистрироваться и/или получать лицензию;
(ii) обязанность хранить и обеспечивать публичный доступ к информации о целях и задачах НКО, а также о личности лиц, которые владеют, контролируют и направляют деятельность НКО;
(iii) обязанность публиковать ежегодные финансовые отчеты;
(iv) требование обеспечить надлежащий учет и контроль за денежными средствами;
(v) необходимость проводить идентификацию и подтверждать положительную репутацию тех, кому помогает НКО, и её партнёров;
(vi) требование хранить не менее 5 лет отчеты о внутренних и международных операциях, достаточно подробные, чтобы убедиться, что средства были получены и израсходованы в соответствии с целью и задачами организации.
Меры (i) – (iv) Российская Федерация обеспечивает в полном объеме.
Все некоммерческие организации в РФ обязаны регистрироваться в Министерстве юстиции. Исключение составляют общественные объединения, не являющиеся юридическими лицами, но в настоящее время ведется работа по установлению обязательного уведомительного порядка их деятельности. Если эта инициатива будет внедрена, все общественные объединения будут обязаны уведомлять Минюст о своём создании и о том, какой деятельностью они намерены заниматься.
Информацию о любом зарегистрированном на территории России юридическом лице можно получить на портале Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru.
В учредительных документах НКО указывается исчерпывающий перечень целей и видов их деятельности. На них распространяются требования по установлению бенефициарных владельцев. НКО ежегодно отчитываются в Минюст, раскрывая основные направления своей деятельности, состав руководящих органов и цели расходования ими денежных средств. Все отчеты доступны на официальном информационном портале о деятельности некоммерческих организаций http://unro.minjust.ru/. Благотворительные организации предоставляют также перечень и описание утвержденных ими благотворительных программ.
Внедрение обязанности отчитываться в Минюст было частью реализации Российской Федерацией программы противодействия финансированию терроризма. Хотя, пожалуй, наиболее эффективным механизмом остается надзор за всеми операциями, проходящими через расчетный счет как НКО, так и близких к ней физических лиц, которые осуществляет Росфинмониторинг (подробно об этом написано в части «Критерии подозрительности»). Служба финансовой разведки может по собственному усмотрению либо по запросу передавать информацию о тех или иных операциях некоммерческих организаций Министерству юстиции и правоохранительным органам (Схема 3). Этот обмен информацией, естественно, производится без ведома НКО или иных посторонних лиц.
Как юридические лица некоммерческие организации обязаны отчитываться в такие государственные органы, как Федеральная налоговая служба, Российская служба государственной статистики (Росстат) и внебюджетные фонды.
В дополнение к государственным органам, имеющим полномочия проверять деятельность НКО как юридических лиц, контролирующим органом для некоммерческих организаций является Министерство юстиции (Минюст): он занимается проверкой деятельности НКО и соответствия ее учредительным документам.
Необходимо отметить, что несоответствие деятельности уставу организации является одним из критериев и признаков необычных сделок, утвержденных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 г. №103, об этом уже упоминалось в Разделе 1. И именно операции, не соответствующие уставным целям НКО, были определены в качестве единственного критерия подозрительности в России в рамках типологического исследования по теме «Отмывание денег с использованием некоммерческих организаций», проведенного в странах Евразийской группы в 2012 г.[27]
В исполнение п. (iv) все некоммерческие организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов в разрезе источников финансирования.
К настоящему моменту в РФ не внедрена законодательная обязанность некоммерческих организаций идентифицировать и проверять людей, которым они помогают. На практике бывают случаи, когда кредитные учреждения запрашивают у российских некоммерческих организаций информацию о людях, которым была оказана финансовая поддержка, что противоречит, в частности, законодательству о персональных данных. Минюст также время от времени пытается получить эту информацию. Но НКО далеко не всегда готовы предоставлять эти данные в том числе и по политическим соображениям. Поэтому иногда реализация требований и рекомендаций ФАТФ препятствует некоммерческим организациям, особенно правозащитным, в осуществлении своей деятельности.
Дополнительно 2 июля 2019 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, устанавливающий запрет выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности[28]. По состоянию на 22.07.2019 г. не определен алгоритм исключения члена НКО, в отношении которого принято такое решение.
Все юридические лица РФ обязаны хранить учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей в течение, как минимум, 5 лет. Таким образом требование (vi) реализуется в рамках работы со всеми организациями, зарегистрированными в России.
В 2018 году РФ проводила оценку рисков финансирования терроризма с использованием некоммерческого сектора[29] и присвоила НКО низкий риск вовлечения в террористическую деятельность. Оценка проводилась как сектора в целом, так и по организациям определенных организационно-правовых форм. Средний уровень риска был присвоен:
· фондам ввиду специфики их деятельности (они больше всех собирают денежные средства);
· общественным организациям ввиду того, что половина установленных случаев связи лиц из антитеррористического перечня с НКО приходилась именно на эту форму организаций;
· религиозным организациям, что объясняется возможностью их использования для распространения радикальных учений.
В целом же некоммерческий сектор РФ в достаточной степени защищен. Среди уязвимостей авторы оценки отметили нерегулированность сферы краудфандинга и непоступление собранных пожертвований на банковский счет НКО. Для минимизации рисков законодатели предлагают приравнять банковские счета физических лиц, на которые собирают денежные средства НКО, к расчетным счетам организации и контролировать их наравне со счетами, официально принадлежащими НКО[30], хотя такая инициатива противоречит существующему законодательству и в целом здравому смыслу. Некоммерческие организации и так не имеют права собирать денежные средства на расчетные счета физических лиц.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 231.