С развитием ремесла, мануфактуры, торговли, транспорта, строительства в XVIII в. широкое распространение получило обязательственное право.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отличительной особенностью сферы обязательственного права было то, что дворянство, духовенство и купечество пользовались широкими возможностями, а для мещан и крестьян устанавливались большие ограничения.

Известны следующие договоры:

1. Договоры товарищества разрешались еще Указом 1698 г. с целью создания как торговых, так и промышленных предприятий.

2. Договор подряда применялся для производства различных работ: строительства или ремонта. При заключении договора поставки для государства необходимо было поручительство.

3. Договор личного найма получил широкое распространение (от домашних услуг до промыслов) .

4. Договор имущественного найма совершался письменно и только "крепостным" порядком.

5. Договор купли-продажи осуществлялся определением предмета договора, цены и "очищением" от претензий на вещь третьих лиц.

6. Договоры дарения и мены по Указу 1714 г. не касались недвижимого имущества. В 1731 г. ограничения были отменены.

7. Договор поклажи мог заключиться на любое движимое имущество всеми лицами за исключением монахов, которым по Духовному регламенту запрещалось брать на хранение чужие вещи и деньги.

До 1754 г.  запрещалось взимать проценты с должника, а после было установлено получение по договору займа 6% годовых. В 1754 г. был создан заемный банк.

С 1729 г. купцы получили право выдавать векселя.(ценная бумага –в которой указано обязательство об уплате долга).

В брачно-семейном праве произошли существенные изменения. Указом о единонаследии 1714 г. был установлен брачный возраст 20 лет для мужчин и 17 для женщин. После смерти Петра I был установлен прежний брачный возраст 15 и 13 лет соответственно.

Указом Синода 1744 г. определены предельный брачный возраст - 80 лет. "

 Указом 1722 г. запрещено было вступать в брак с неполноценным рассудком ("дуракам"), "которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся".

Указ 1724 г. требовал учитывать волю брачующихся под угрозой "тяжкого штрафования". Для вступления в брак требовалось знание основных начал вероучения, для служащих - дозволение начальства.

По указу 1714 г. разрешалось венчать только дворян, которые представляют свидетельство о знании грамматики, арифметики и геометрии.

Обручение брачующихся проводилось обычно задолго до венчания, а в 1775 г. обручение и венчание были слиты в одну процедуру.

Прекращение брака устанавливалось в случаях:

политической смерти и ссылки в вечную каторгу супруга, брак при этом считался расторгнутым без всякого ходатайства (приказ 1720 г.), а с 1753 г. с санкции Синода;

пострижении в монахи обоих супругов при достижении женой 50-ти летнего возраста, при отсутствии малолетних детей;

безвестное отсутствие (указ 1723 г.) в течение 5 лет (указ 1810 г.);

неизлечимая болезнь "освидетельствованная врачами";

прелюбодеяние одного из супругов (жена в этом случае ссылалась в Сибирь или монастырь);

неспособность к брачному "сожитию", с запрещением неспособному супругу вступать в новый брак;

покушение на жизнь супруга;

принятие христианства одним из супругов, при нежелании второго (указ 1739 г.).

Бракоразводные дела рассматривала духовная консистория, которая направляла решение на усмотрение архиерея.

Устав благочиния 1782 г. определяет власть родителей над детьми. Артикул воинский разрешает применять "лозы" для наказания детей. А Учреждение о губерниях 1775 г. - предоставляет право заключать в смирительные дома.

В XVIII в. получил развитие институт опеки над несовершеннолетними детьми, с получением 5% дохода управляемого им имущества. По достижении опекаемому 14 лет опекун заменялся попечителем, опекаемый при этом пользовался правом распоряжения имуществом, но с согласия попечителя.

Уголовное право в XVIII в. характеризуется усилением репрессивных мер против зависимого населения. Основным источником, созданным в этот период, Артикул воинский, состоящий из 24 глав и 209 артикулов(статей).

При Петре I впервые появляется термин "преступление" для обозначения наказуемых деяний. Преступлением является деяние общественно опасное для господствующего класса и государства.

Более детально рассматриваются деяния случайные, неосторожные и умышленные. Случайные деяния не наказывались, в зависимости от степени неосторожности.

Законодательство более четко устанавливает различия между умышленным и предумышленным, т.е. заранее задуманным намерением. Например, умышленное убийство наказывалось смертной казнью через отсечение головы, предумышленное - колесованием.

Не до конца разработан был принцип индивидуальной ответственности. За совершение некоторых преступлений отвечали, наряду с виновниками, их близкие - жена и дети.

Более подробно разработаны стадии совершения преступления. Голый умысел "злая воля", т.е. намерение совершить преступление в 3-х случаях:

* когда кто "умышлять будет царское величество полонить или убить или учинить ему какое насильство";

* когда кто "какую измену или тому подобное учинить намерится";

* когда "многие умышлят к неприятелю бежать".

По Морскому уставу даже умысел на убийство наказывался смертной казнью. Наличие голого умысла в сознании устанавливалось пы

Административное право. Эта отрасль права в основном регламентировала рабо­ту полиции. В ее задачу входила защита интересов государства и горожан. К первым относилась, например, борьба с нищими. Одиноких, но годных к службе людей ловили и отправляли в солдаты, женатых - на казенные заводы или в оренбург­ские степи на пограничные заставы. Интересам государства соответствовало также уста­новление винной монополии. Отныне за донос о производстве соседом домашнего вина и самогона устанавливалась премия, за недонесение - штраф.

Что касается интересов общества, то, прежде всего, им соответствовала борьба по­лиции с разного рода разбойниками. Так, в городах ходить ночью без фонарей и группой более трех человек запрещалось. Полиция пыталась также обеспечить безопасность дви­жения на улицах, поскольку травматизм от лихих наездников в те века был значитель­ным. Она контролировала цены на городских рынках и выполняла множество других со­циально важных функций.

Все эти обязанности полиции были систематизированы в «Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. и «Уставе благочиния» 1782 г.

С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая была завершена в 1781 г.

 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на 14 глав, 274 статьи.

 Устав регламентировал структуру полицейских органов. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники. Управы  подчинялись губернскому правлению. 

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Низшую полицейскую должность занимали будочники, отвечавшие за порядок на конкретной улице. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".

 Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

 "Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

        В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, на­блюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мел­ких уголовных дел и др.

 В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных пре­ступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содер­жались лица, не совершившие никаких преступлений, но под­вергнутые заключению в административном порядке и обви­ненные в «непотребном и невоздержанном житии.

Суд.    Высшей судебной инстанцией был монарх. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду монарха. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной. Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.
Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры. Вотчинная коллегия рассматривала земельные споры. Мануфактур-коллегия разбирала дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников).

Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров.

С 1719 г. страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух — шести членов суда.

 Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреждался.

Он руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.
В 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры. Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие.

Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах. Духовенство в консистории при епархиальных архиереях, в духовных дел управлениях и в Синоде.

Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

В 1722 г. были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.
В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела.
В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.
Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военныесуды.
Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

В 1727 г. попытались отменить надворные суды и магистраты. Функции судебные переданы губернатору и воеводам. С 1743г. вернули назад городские магистраты и главный магистрат, которые губернаторам не подчинялись.

С 1754 г. начинается создание сословных судов. 

Судебная реформа 1775 г.  Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: 1. Для дворян - верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных.

2.Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты,

3. государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы.

4. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными.

4. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались.

 5.Высшим судебным органом империи был Сенат.
    В ходе судебной реформы была предпринята попытка отделения судебной власти от исполнительной, согласно наказу императрицы. Еще перед Уложенной комиссией Екатерина провозгласила: "Государев наместник не есть судья". Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. Если бы это стало реальностью, то в России уже в 18 в.  началось бы формирование правового государства. Но всесильное российское чиновничество никогда не соблюдало независимости судей и судов. На практике губернаторы по своему благоразумению отстраняли и назначали первых и "перетряхивали" вторые.

 С конца XVII в. в области судебного процесса доминировала розыскная форма процесса (инквизиционная).

1. В 1697 г. был принят указ «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску», который нанес большой удар по состязательной форме процесса.

 Детальная регламентация инквизиционного процесса давалась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г.

 Письменное приложение к Воинскому уставу — «Краткое изображение процессов», заимствованное из Западной Европы и регулировавшее военно-уголовный процесс, было распространено и на сферу гражданских дел.

 В процессе главную роль стал играть суд (а не са­ми стороны), судоговорение заменили письменные доказательства, права обвиняемого резко ограничились, он становится объектом пытки, судо­производство осуществляется тайно, а представительство сторон (поверенные) ограничивается и допускается только в исключительных случаях и только в гражданских делах (болезнь).

Целью введения розыскного процесса было желание царя избавиться от волокиты и злоупотреблений, процветавших в старом суде. Но сделать это не удалось. Новая судебная система работала плохо: пестрота в делах гражданских приводила не к уменьшению, а к увеличению волокиты. Кроме того, потребовался огромный судейский аппарат, заполнить кото­рый оказался некем, ибо система подготовки судей отсутствовала. В судах заседали те же чиновники, что и в других органах.

Процесс делился на три стадии (части): первая начиналась оповещением о начале судебного процесса и заканчивалась получением показаний ответчика;

 вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приговорадо его исполнения.
Закон устанавливал основания для отвода судей: нахождение судьи в сговоре с одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обязательств.
Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказательств. Доказательства были четырех видов — собственное признание, свидетельские показания, письменные доказательства, присяга.
Собственное признание являлось «царицей доказательств».

 Для получения признания могла применяться пытка. Закон регламентировал ее использование: пытали соразмерно занимаемому чину и сословию, возрасту, состоянию здоровья. Не пытают лишь стариков старше 70 лет, детей, беременных женщин, дворян, служителей высоких чинов (если речь идет не о государственном деле или убийстве).

На втором месте среди доказательств стоят свидетельские показания, но круг свидетелей строго очерчен. Не могли свидетельствовать в суде опороченные люди (преступники, прелюбодеи, не бывшие на исповеди), а также родственники и дети моложе 15 лет. Сила свидетельских показаний была выше у мужчи­ны, чем у женщины, у знатного человека, чем у простолюдина, у духовно­го лица, чем у светского, у учёного, чем у неуча.

Допускалась пытка свидетелей.

 Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими доказательствами.
    К письменным доказательствам относились различные документы: записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые обязательства, деловые письма и т. д.

Обычно письменные доказательства нуждались в подкреплении присягой. Принесший присягу ответчик считался оправданным, отказавшийся принести присягу признавался виновным.
Третья стадия вынесение приговора. Он выносился большинством голосов, при их равенстве перевешивал голос председателя. Приговор составлялся в письменной форме, подписывался членами суда, председателем и аудитором. Затем секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор.
Устанавливался апелляционный порядок пересмотра приговоров суда. После вынесения приговора он приводился в исполнение.
В 1723 г. был принят указ «О форме суда», в соответствии с которым по гражданским делам вновь стала использоваться состязательная форма судебного процесса. Вводилось устное судоговорение. Были сокращены сроки явки сторон в суд до одной недели. Уважительными причинами неявки были: болезнь, пожар, наводнение, смерть близких и др. Разрешалось судебное представительство. обязанность челобитчика излагать обстоятельства дела «по пунктам» и т.п. В следующем, 1724 г., однако, из производства по этому указу стали изыматься дела «доносительские и фискальные» (о политических преступлениях, взяточ­ничестве и казнокрадстве), а после смерти Петра I в 1725 г. и все другие уголовные дела, где восторжествовал чисто розыскной процесс. Но и в производстве по гражданским делам устное судоговорение не восстанови­ло своих позиций, уступив их окончательно письменной форме суда.

При Екатерине II произошли серьезные изменения в организации су­дебной системы, но они почти не затронули процесса. Только применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще.  В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелля­ций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заяв­ления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей.

В 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложе­ны на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контро­лем императрицы Екатерины II.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий бы­ли образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфис­кации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

Следствие в 1782 г.  было изъято из функций судебных органов и передано полиции - управам благочиния. объяснить по схеме или на доске).

     Пересмотр в апел­ляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уго­ловных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда выс­шей инстанции.
     Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот государственный и правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до ре форм 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.

 
















Дата: 2019-11-01, просмотров: 215.