ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОв НАРХИИ (конец XVII - XVIII вв.)
План 1. Причины и предпосылки возникновения абсолютизма в России конце XVII в. Реформы Петра I (1682- 1725) . Оформление абсолютизма в России. Превращение России в империю.
2. Дворцовые перевороты. Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в.
3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Губернская реформа. . Правовое положение население России в XVIII в.
4. Законодательство XVIII в. Гражданское право. Уголовное право. Судебные органы и процесс в XVIII в.
Абсолютизм -
1. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, сложившиеся в конце XVII в.
А. разветвленный центральный(специализация, рост числа чиновников) и местный бюрократический аппарат с 1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в.их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80 гг. XVII в. вытеснили по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).
Усиление административной централизации выразилось в ряде мер организационного и финансового характера. В
Б. оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649)
Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649—1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);
В. реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;
Г. реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в
1679 г. было введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение было сосредоточено в Приказе большой казны, возглавившем систему финансовых приказов.
В 1680—1681 гг. была проведена перепись разрядов (военных округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром I для организации рекрутских наборов и полковых дворов (военно-административных органов).
Причины перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной в России:
1. Необходимость выхода к теплым морям
2. Обострение классовой борьбы в условиях развития товарно-денежных отношений.
Особенности:
1. складывался в условиях феодально-крепостнической системы
2. социальной базой являлось служилое дворянство
Реформы Петра I.
Петр не сразу осознал необходимость реформ. Не было и плана реформ. Большое влияние на направление и характер реформ оказала Северная война (1700 – 1721 гг.). Поражение русских войск под Нарвой в 1700 г. заставило Петра принять первоочередные меры к реорганизации армии.
С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам.
С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.
Ежегодно в рекруты набиралось до 40 тыс. здоровых мужчин в возрасте от 15 до 32 лет. Рекрутов клеймили специальными наколками – крестами на левой руке, кресты натирали порохом. Согласно правительственному предписанию, «…если кто где увидит такого человека, который имеет назначенный крест, чтоб их ловили и приводили в городы. А кто такого человека увидит и не приведет, и за такое противление оной непослушник истязан будет, яко изменник и беглец, и может потерять все свое имение, и написан будет сам в рекруты».
- выделена артиллерия в самостоятельный род войск. В ее составе были созданы инженерные войска;
- упразднены многочисленные приказы, ведавшие армией Разрядный приказ, Приказ военных дел Провиантский приказ (1700 г.). Стрельцами ведал Приказ земских дел. созданы военная коллегия (1719г.) и адмиралтейств-коллегия (1718г.). для управления вооруженными силами;
- учреждена на военное время должность главнокомандующего;
- открыта серия военных учебных заведений (навигационная, артиллерийская школы);
- приняты воинский и морской уставы;
В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. «Устав воинский», регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.
В 1720 г. был принят Морской устав.
- учреждены ордена и медали для поощрения отличившихся в бою генералов и офицеров (орден Андрея Первозванного, орден святой Екатерины, орден Александра Невского).
В результате в России была создана самая многочисленная армия, превосходившая европейские армии. Русская армия насчитывала 170 тыс. чел., прусская – 86 тыс., австрийская и французская – около 150 тыс., шведская – 144. Военная реформа способствовала успеху русской армии и флота в Северной войне. Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав.
Длительное ведение войны требовало огромных финансовых вложений. Поэтому государственная финансовая политика петровской эпохи характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Специальные прибыльщики выискивали все новые и новые источники доходов. Вводились налоги на ловлю рыбы, на баню, на соль, на дубовые гробы, на гербовую бумагу, на гербы. Всего насчитывалось 40 косвенных налогов. Существовали прямые налоги: рекрутские, корабельные, драгунские. Поиски новых источников доходов привели к коренной налоговой реформе – введению подушной подати, заменившей подворное обложение. С этой целью была проведена ревизия – перепись населения, и составлены ревизские сказки – списки налогоплательщиков.
Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.
Проблема абсолютизма в России его генезиса и сущности вызывает дискуссии в современной исторической науке. Существуют следующие концепции российского абсолютизма: а) в России утвердился абсолютизм, ничем не отличавшийся от абсолютизма Западной Европы. Та же неограниченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический аппарат, централизованная система сбора налогов. б) абсолютизм иного типа – азиатский деспотизм. Особенностью российского абсолютизма было то, что власть самодержца оказалась полностью независима от общества. Режим как бы стоял над ним, и заставлял служить себе все составляющие общество сословия. Всякий кто не был тяглым, был служилым. Сторонники этой точки зрения называют государство, созданное Петром, тяглым, военно-бюрократическим, полицейским, наконец, регулярным. Регулярное государство – правильное государство, где вся жизнь строго регламентирована, подчинена правилам.
2. Период со второй четверти и до 1762 г. вошел в историю как период дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты не являлись государственными, т. е. не предполагали своей целью изменений в государственном устройстве (за исключением 1730 г., когда дворяне попытались ограничить монархию олигархическим правлением). За 37 лет трон занимали 6 царствующих особ. Они получали престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов.
1. Екатерина I (1725 – 1727 гг.)
2. Петр II (1727 – 1730 гг.)
3. Анна Ивановна (1730 – 1740 гг.) Бироновщина.
4. Иван Антонович Брауншвейгский при регентше Анне Леопольдовне (1740 – 1741 гг.)
5. Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.)
6. Петр III (1761 – 1762 гг.)
Причинами дворцовых переворотов послужили следующие обстоятельства.
- Петр отменил закон о престолонаследии и не назначил преемника, поэтому множество прямых и косвенных наследников смогли претендовать на власть; В 1722 г. издается «Указ о наследии престола», утвердивший право монарха по собственной воле назначать наследни
- корпоративные интересы дворянства и родовитой знати.
Движущей силой дворцовых переворотов являлась гвардия. Именно гвардия решала, кому быть на престоле. С этого времени и до 1825 г. можно говорить об особой роли гвардии в российской истории. Решение гвардии, по замечанию иностранцев, есть закон.
После смерти Петра I роль Сената как центрального органа управления начинает снижаться. С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствие государя). В 1718 г. начинает создаваться система коллегий, взявших на себя отраслевое управление. Власть Сената переносится на координацию их деятельности, а сам он превращается в совещательный орган при государе. С 1722 г. Сенат фактически приобретает функции ревизионной коллегии, возглавив систему контрольных органов.
В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный Совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий. Верховный Тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным Тайным советом.
В 1730 г. этот орган управления упраздняется, и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров, выполнявший совещательные функции при императрице (Анне Иоановне). С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями, полный набор подписей министров (три) заменяет подпись императрицы. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения. В 1741 г. Кабинет министров упраздняется,
и Сенат вновь превращается в высшее политическое учреждение, активно включившись в управление государством. В том же году, однако, создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, — Кабинет ее величества, возглавляемый секретарем императрицы (Елизаветы Петровны).
За время своего существования высший совещательный орган при императоре (при всем многообразии его наименований) сохранял весьма широкие полномочия: в области внешней политики, налогообложения, законодательства, государственного надзора, пересмотра судебных решений, назначения на должности и т.п. Решения, как в древней думе, принимались единогласно.
С некоторых пор Сенат стал представлять в Верховный тайный совет кандидатуры на замещение высших административных должностей, а затем Совет начинает замещать и назначать сенаторов. При Петре II Верховный тайный совет выполнял функции регента, а после его смерти решал вопрос о преемнике престола. Анна Иоановна была вынуждена подписать «Кондиции» (февраль 1730 г.), представленные ей Советом (аналогичные навязанным боярами Василию Шуйскому и королевичу Владиславу в XVII в.), которые жестко ограничивали ее полномочия, но уже в начале марта их отвергла, а Верховный тайный совет упразднила.
С этого момента вновь усиливается роль Сената, но рядом с ним (октябрь 1731 г.) создается Кабинет министров. В конце 30-х гг. появился проект упразднения Сената и создания Штате-Коллегии. Кабинет министров усиливает контроль над Сенатом. Кабинету представлялись все более широкие законодательные и контрольные функции, он фактически заменяет собой Верховный тайный совет. При Кабинете учреждалась Канцелярия, состоявшая из трех экспедиций (иностранных, внутренних и секретных дел).
С 1744 г. оживляется деятельность Сената, восстанавливается должность генерал-прокурора. Структура Сената включает четыре департамента: духовных, финансовых, торгово-промышленных, судебных дел.
В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение Сената вновь снижается, над ним усиливается контроль Кабинета (рекетмейстер принимает жалобы
на Сенат). Сам же Кабинет состоит из трех департаментов (внутренних, военных и морских, иностранных дел), во главе каждого из которых стоят кабинет-министры.
Роль Сената вновь резко возросла при Елизавете Петровны, которая передала этому органу все вопросы государственного управления и часть законодательных и судебных полномочий. Несколько позже рядом с Сенатом возникает Конференция при Высочайшем дворе (1756 г.), активно вмешивавшаяся в иностранные и внутренние дела государства.
В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при Высочайшем дворе, сосредоточившим свою деятельность на внутренней политике и включавшим всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г., затем был заменен Непременным Государственным Советом.
Еще в период царствования Екатерины II Совет при Высочайшем дворе сделал попытку ограничить императорскую власть и ввести правило контрассигнаций (обязательного визирования Советом законов, издаваемых верховной властью). Императрица в своем указе подчеркнула, что Совет является лишь совещательным органом.
О монархии
О Сословиях
О Законности
О монархии
- В России возможна единственная форма правление – самодержавие (в силу особенностей географического положения). Теория разделения властей отвергалась.
- Цель самодержавной власти – общество благоденствия. Монарх через справедливые законы, обеспечивает благо подданных.
-. Общество не может ограничивать монарха, так как власть сама себя ограничивает. Монарх правит кротко и снисходительно.
О Сословиях
- Утверждалась правомерность существования сословного строя и закрепления за сословиями обязанностей. Если сословия отменить, то государство разрушится. Все могут быть сословия равны только перед уголовно-правовыми законами.
- Екатерина много страниц отвела вопросу о крепостном праве. Писала, что необходимо уничтожить это позорное явление русской жизни.
- О законности
Выработаны новые представления о системе законодательства:
- законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;
- указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми
- Классификация норм и вся их система должна соответствовать «естественной иерархии этих норм в общественной жизни.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОв НАРХИИ (конец XVII - XVIII вв.)
План 1. Причины и предпосылки возникновения абсолютизма в России конце XVII в. Реформы Петра I (1682- 1725) . Оформление абсолютизма в России. Превращение России в империю.
2. Дворцовые перевороты. Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в.
3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Губернская реформа. . Правовое положение население России в XVIII в.
4. Законодательство XVIII в. Гражданское право. Уголовное право. Судебные органы и процесс в XVIII в.
Абсолютизм -
1. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, сложившиеся в конце XVII в.
А. разветвленный центральный(специализация, рост числа чиновников) и местный бюрократический аппарат с 1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в.их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80 гг. XVII в. вытеснили по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).
Усиление административной централизации выразилось в ряде мер организационного и финансового характера. В
Б. оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649)
Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649—1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);
В. реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;
Г. реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в
1679 г. было введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение было сосредоточено в Приказе большой казны, возглавившем систему финансовых приказов.
В 1680—1681 гг. была проведена перепись разрядов (военных округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром I для организации рекрутских наборов и полковых дворов (военно-административных органов).
Причины перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной в России:
1. Необходимость выхода к теплым морям
2. Обострение классовой борьбы в условиях развития товарно-денежных отношений.
Особенности:
1. складывался в условиях феодально-крепостнической системы
2. социальной базой являлось служилое дворянство
Реформы Петра I.
Петр не сразу осознал необходимость реформ. Не было и плана реформ. Большое влияние на направление и характер реформ оказала Северная война (1700 – 1721 гг.). Поражение русских войск под Нарвой в 1700 г. заставило Петра принять первоочередные меры к реорганизации армии.
С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам.
С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.
Ежегодно в рекруты набиралось до 40 тыс. здоровых мужчин в возрасте от 15 до 32 лет. Рекрутов клеймили специальными наколками – крестами на левой руке, кресты натирали порохом. Согласно правительственному предписанию, «…если кто где увидит такого человека, который имеет назначенный крест, чтоб их ловили и приводили в городы. А кто такого человека увидит и не приведет, и за такое противление оной непослушник истязан будет, яко изменник и беглец, и может потерять все свое имение, и написан будет сам в рекруты».
- выделена артиллерия в самостоятельный род войск. В ее составе были созданы инженерные войска;
- упразднены многочисленные приказы, ведавшие армией Разрядный приказ, Приказ военных дел Провиантский приказ (1700 г.). Стрельцами ведал Приказ земских дел. созданы военная коллегия (1719г.) и адмиралтейств-коллегия (1718г.). для управления вооруженными силами;
- учреждена на военное время должность главнокомандующего;
- открыта серия военных учебных заведений (навигационная, артиллерийская школы);
- приняты воинский и морской уставы;
В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. «Устав воинский», регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.
В 1720 г. был принят Морской устав.
- учреждены ордена и медали для поощрения отличившихся в бою генералов и офицеров (орден Андрея Первозванного, орден святой Екатерины, орден Александра Невского).
В результате в России была создана самая многочисленная армия, превосходившая европейские армии. Русская армия насчитывала 170 тыс. чел., прусская – 86 тыс., австрийская и французская – около 150 тыс., шведская – 144. Военная реформа способствовала успеху русской армии и флота в Северной войне. Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав.
Длительное ведение войны требовало огромных финансовых вложений. Поэтому государственная финансовая политика петровской эпохи характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Специальные прибыльщики выискивали все новые и новые источники доходов. Вводились налоги на ловлю рыбы, на баню, на соль, на дубовые гробы, на гербовую бумагу, на гербы. Всего насчитывалось 40 косвенных налогов. Существовали прямые налоги: рекрутские, корабельные, драгунские. Поиски новых источников доходов привели к коренной налоговой реформе – введению подушной подати, заменившей подворное обложение. С этой целью была проведена ревизия – перепись населения, и составлены ревизские сказки – списки налогоплательщиков.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 224.