ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОв НАРХИИ (конец  XVII - XVIII вв.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОв НАРХИИ (конец  XVII - XVIII вв.)

 

План 1. Причины и предпосылки возникновения абсолютизма в России  конце XVII в. Реформы Петра I (1682- 1725) . Оформление  абсолютизма в России. Превращение России в империю.

                2. Дворцовые перевороты. Развитие государственной системы во второй четверти  XVIII в.

                      3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Губернская реформа.          . Правовое положение население России в XVIII в.

                         4. Законодательство XVIII в. Гражданское право. Уголовное право. Судебные органы и процесс в XVIII в.

 

Абсолютизм -

1. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, сложившиеся в конце XVII в.

А. разветвленный центральный(специализация, рост числа чиновников)  и местный бюрократический аппарат    с 1626 г. по всей территории государства рядом с органа­ми местного самоуправления (губные, земские избы, городо­вые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в.их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на мес­тах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80 гг. XVII в. вытесни­ли по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными ок­ругами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).

Усиление административной централизации выразилось в ряде мер организационного и финансового характера. В

Б. оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649)

  Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649—1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

В. реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;

Г. реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в

1679 г. было введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение было сосредоточено в Приказе большой казны, возглавившем систему финансовых прика­зов.

В 1680—1681 гг. была проведена перепись разрядов (воен­ных округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использован­ной Петром I для организации рекрутских наборов и полко­вых дворов (военно-административных органов).

Причины перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной   в России:

1. Необходимость выхода к теплым морям

2. Обострение классовой борьбы в условиях развития товарно-денежных отношений.

Особенности:

1. складывался в условиях феодально-крепостнической системы

2. социальной базой являлось служилое дворянство

Реформы Петра I.  

Петр не сразу осознал необходимость реформ. Не было и плана реформ. Большое влияние на направление и характер реформ оказала Северная война (1700 – 1721 гг.). Поражение русских войск под Нарвой в 1700 г. заставило Петра принять первоочередные меры к реорганизации армии.  

         С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осу­ществлялся по установленным рекрутским округам.

 С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной расклад­ки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрут­ских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи сол­дат). Закрепленный порядок позволил сформировать много­численную, хотя и плохо обученную армию.

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стре­лецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стре­лецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существо­вание полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

  Ежегодно в рекруты набиралось до 40 тыс. здоровых мужчин в возрасте от 15 до 32 лет. Рекрутов клеймили специальными наколками – крестами на левой руке, кресты натирали порохом. Согласно правительственному предписанию, «…если кто где увидит такого человека, который имеет назначенный крест, чтоб их ловили и приводили в городы. А кто такого человека увидит и не приведет, и за такое противление оной непослушник истязан будет, яко изменник и беглец, и может потерять все свое имение, и написан будет сам в рекруты». 

       - выделена артиллерия в самостоятельный род войск. В ее составе были созданы инженерные войска;

     - упразднены многочисленные приказы, ведавшие   армией Раз­рядный приказ, Приказ военных дел Провиантский приказ (1700 г.). Стрельцами ведал Приказ земских дел.  созданы военная коллегия (1719г.) и адмиралтейств-коллегия (1718г.). для управления вооруженными силами; 

       - учреждена на военное время должность главнокомандующего;

            - открыта серия военных учебных заведений (навигационная, артиллерийская школы);

       - приняты воинский и морской уставы;    

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. «Устав воинский», регламентировавший состав и организацию армии, отноше­ния командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.

В 1720 г. был принят Морской устав.

    - учреждены ордена и медали для поощрения отличившихся в бою генералов и офицеров (орден Андрея Первозванного, орден святой Екатерины, орден Александра Невского).

         В результате в России была создана самая многочисленная армия, превосходившая европейские армии. Русская армия насчитывала 170 тыс. чел., прусская – 86 тыс., австрийская и французская – около 150 тыс., шведская – 144. Военная реформа способствовала успеху русской армии и флота в Северной войне. Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав.

Длительное ведение войны требовало огромных финансовых вложений.     Поэтому государственная финансовая политика петровской эпохи характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Специальные прибыльщики выискивали все новые и новые источники доходов. Вводились налоги на ловлю рыбы, на баню, на соль, на дубовые гробы, на гербовую бумагу, на гербы. Всего насчитывалось 40 косвенных налогов. Существовали прямые налоги: рекрутские, корабельные, драгунские. Поиски новых источников доходов привели к коренной налоговой реформе – введению подушной подати, заменившей подворное обложение. С этой целью была проведена ревизия – перепись населения, и составлены ревизские сказки – списки налогоплательщиков. 

Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм.  По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.

 Проблема абсолютизма в России его генезиса и сущности вызывает дискуссии в современной исторической науке. Существуют следующие концепции российского абсолютизма: а) в России утвердился абсолютизм, ничем не отличавшийся от абсолютизма Западной Европы. Та же неограниченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический аппарат, централизованная система сбора налогов. б) абсолютизм иного типа – азиатский деспотизм. Особенностью российского абсолютизма было то, что власть самодержца оказалась полностью независима от общества. Режим как бы стоял над ним, и заставлял служить себе все составляющие общество сословия. Всякий кто не был тяглым, был служилым. Сторонники этой точки зрения называют государство, созданное Петром, тяглым, военно-бюрократическим, полицейским, наконец, регулярным. Регулярное государство – правильное государство, где вся жизнь строго регламентирована, подчинена правилам.  

2.  Период со второй четверти и до 1762 г.   вошел в историю как период дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты не являлись государственными, т. е. не предполагали своей целью изменений в государственном устройстве (за исключением 1730 г., когда дворяне попытались ограничить монархию олигархическим правлением). За 37 лет трон занимали 6 царствующих особ. Они получали престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов.

1. Екатерина I (1725 – 1727 гг.)

2. Петр II (1727 – 1730 гг.)

3. Анна Ивановна (1730 – 1740 гг.) Бироновщина.

  4. Иван Антонович Брауншвейгский при регентше Анне Леопольдовне (1740 –  1741 гг.)

5. Елизавета Петровна (1741 – 1761 гг.)

6. Петр III (1761 – 1762 гг.)

Причинами дворцовых переворотов послужили следующие обстоятельства.

        - Петр отменил закон о престолонаследии и не назначил преемника, поэтому множество прямых и косвенных наследников смогли претендовать на власть; В 1722 г. издается «Указ о наследии престола», утвердив­ший право монарха по собственной воле назначать наследни

        - корпоративные интересы дворянства и родовитой знати.

      Движущей силой дворцовых переворотов являлась гвардия. Именно гвардия решала, кому быть на престоле. С этого времени и до 1825 г. можно говорить об особой роли гвардии в российской истории. Решение гвардии, по замечанию иностранцев, есть закон.

После смерти Петра I роль Сената как центрального органа управления начинает снижаться. С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в ре­шении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствие государя). В 1718 г. на­чинает создаваться система коллегий, взявших на себя отрас­левое управление. Власть Сената переносится на координа­цию их деятельности, а сам он превращается в совещатель­ный орган при государе. С 1722 г. Сенат фактически приобре­тает функции ревизионной коллегии, возглавив систему кон­трольных органов.

В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредото­чивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный Совет стал рассмат­ривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий. Верховный Тайный совет приобретает законода­тельные полномочия, законы подписываются либо императ­рицей (Екатериной I), либо Верховным Тайным советом.

В 1730 г. этот орган управления упраздняется, и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров, выполнявший сове­щательные функции при императрице (Анне Иоановне). С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочия­ми, полный набор подписей министров (три) заменяет под­пись императрицы. Кабинет министров фактически возгла­вил исполнительную власть в стране, сосредоточив все госу­дарственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осущест­вляя его решения. В 1741 г. Кабинет министров упраздняется,

 

и Сенат вновь превращается в высшее политическое учреж­дение, активно включившись в управление государством. В том же году, однако, создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, — Каби­нет ее величества, возглавляемый секретарем императрицы (Елизаветы Петровны).

За время своего существования высший совещательный орган при императоре (при всем многообразии его наимено­ваний) сохранял весьма широкие полномочия: в области внешней политики, налогообложения, законодательства, го­сударственного надзора, пересмотра судебных решений, на­значения на должности и т.п. Решения, как в древней думе, принимались единогласно.

С некоторых пор Сенат стал представлять в Верховный тайный совет кандидатуры на замещение высших админи­стративных должностей, а затем Совет начинает замещать и назначать сенаторов. При Петре II Верховный тайный совет выполнял функции регента, а после его смерти решал вопрос о преемнике престола. Анна Иоановна была вынуждена под­писать «Кондиции» (февраль 1730 г.), представленные ей Со­ветом (аналогичные навязанным боярами Василию Шуйско­му и королевичу Владиславу в XVII в.), которые жестко огра­ничивали ее полномочия, но уже в начале марта их отвергла, а Верховный тайный совет упразднила.

С этого момента вновь усиливается роль Сената, но рядом с ним (октябрь 1731 г.) создается Кабинет министров. В конце 30-х гг. появился проект упразднения Сената и создания Штате-Коллегии. Кабинет министров усиливает контроль над Сенатом. Кабинету представлялись все более широкие законодательные и контрольные функции, он фактически за­меняет собой Верховный тайный совет. При Кабинете учреж­далась Канцелярия, состоявшая из трех экспедиций (ино­странных, внутренних и секретных дел).

С 1744 г. оживляется деятельность Сената, восстанавлива­ется должность генерал-прокурора. Структура Сената вклю­чает четыре департамента: духовных, финансовых, торгово-промышленных, судебных дел.

В период царствования Ивана Антоновича и Анны Лео­польдовны значение Сената вновь снижается, над ним усили­вается контроль Кабинета (рекетмейстер принимает жалобы

на Сенат). Сам же Кабинет состоит из трех департаментов (внутренних, военных и морских, иностранных дел), во главе каждого из которых стоят кабинет-министры.

Роль Сената вновь резко возросла при Елизавете Петров­ны, которая передала этому органу все вопросы государствен­ного управления и часть законодательных и судебных полно­мочий. Несколько позже рядом с Сенатом возникает Конфе­ренция при Высочайшем дворе (1756 г.), активно вмешивав­шаяся в иностранные и внутренние дела государства.

В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при Высочайшем дворе, сосредоточившим свою де­ятельность на внутренней политике и включавшим всех руко­водителей центральных органов управления. Совет просуще­ствовал до 1801 г., затем был заменен Непременным Государ­ственным Советом.

Еще в период царствования Екатерины II Совет при Высо­чайшем дворе сделал попытку ограничить императорскую власть и ввести правило контрассигнаций (обязательного ви­зирования Советом законов, издаваемых верховной влас­тью). Императрица в своем указе подчеркнула, что Совет яв­ляется лишь совещательным органом.

О монархии

О Сословиях

О Законности

О монархии

- В России возможна единственная форма правление – самодержавие (в силу особенностей географического положения). Теория разделения властей отвергалась.

-  Цель самодержавной власти – общество благоденствия. Монарх через справедливые законы, обеспечивает благо подданных.

 -. Общество не может ограничивать монарха, так как власть сама себя ограничивает. Монарх правит кротко и снисходительно. 

О Сословиях

- Утверждалась правомерность существования сословного строя и закрепления за сословиями обязанностей. Если сословия отменить, то государство разрушится. Все могут быть сословия равны только перед уголовно-правовыми законами.

-  Екатерина много страниц отвела вопросу о крепостном праве. Писала, что необходимо уничтожить это позорное явление русской жизни.

- О законности

Выработаны новые представления о системе законодательства:

- законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;

- указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми

- Классификация норм и вся их система должна соответствовать «естественной иерархии этих норм в общественной жизни.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОв НАРХИИ (конец  XVII - XVIII вв.)

 

План 1. Причины и предпосылки возникновения абсолютизма в России  конце XVII в. Реформы Петра I (1682- 1725) . Оформление  абсолютизма в России. Превращение России в империю.

                2. Дворцовые перевороты. Развитие государственной системы во второй четверти  XVIII в.

                      3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Губернская реформа.          . Правовое положение население России в XVIII в.

                         4. Законодательство XVIII в. Гражданское право. Уголовное право. Судебные органы и процесс в XVIII в.

 

Абсолютизм -

1. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, сложившиеся в конце XVII в.

А. разветвленный центральный(специализация, рост числа чиновников)  и местный бюрократический аппарат    с 1626 г. по всей территории государства рядом с органа­ми местного самоуправления (губные, земские избы, городо­вые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в.их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на мес­тах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80 гг. XVII в. вытесни­ли по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными ок­ругами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).

Усиление административной централизации выразилось в ряде мер организационного и финансового характера. В

Б. оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649)

  Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649—1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

В. реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;

Г. реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в

1679 г. было введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение было сосредоточено в Приказе большой казны, возглавившем систему финансовых прика­зов.

В 1680—1681 гг. была проведена перепись разрядов (воен­ных округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использован­ной Петром I для организации рекрутских наборов и полко­вых дворов (военно-административных органов).

Причины перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной   в России:

1. Необходимость выхода к теплым морям

2. Обострение классовой борьбы в условиях развития товарно-денежных отношений.

Особенности:

1. складывался в условиях феодально-крепостнической системы

2. социальной базой являлось служилое дворянство

Реформы Петра I.  

Петр не сразу осознал необходимость реформ. Не было и плана реформ. Большое влияние на направление и характер реформ оказала Северная война (1700 – 1721 гг.). Поражение русских войск под Нарвой в 1700 г. заставило Петра принять первоочередные меры к реорганизации армии.  

         С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осу­ществлялся по установленным рекрутским округам.

 С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной расклад­ки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрут­ских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи сол­дат). Закрепленный порядок позволил сформировать много­численную, хотя и плохо обученную армию.

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стре­лецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стре­лецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существо­вание полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

  Ежегодно в рекруты набиралось до 40 тыс. здоровых мужчин в возрасте от 15 до 32 лет. Рекрутов клеймили специальными наколками – крестами на левой руке, кресты натирали порохом. Согласно правительственному предписанию, «…если кто где увидит такого человека, который имеет назначенный крест, чтоб их ловили и приводили в городы. А кто такого человека увидит и не приведет, и за такое противление оной непослушник истязан будет, яко изменник и беглец, и может потерять все свое имение, и написан будет сам в рекруты». 

       - выделена артиллерия в самостоятельный род войск. В ее составе были созданы инженерные войска;

     - упразднены многочисленные приказы, ведавшие   армией Раз­рядный приказ, Приказ военных дел Провиантский приказ (1700 г.). Стрельцами ведал Приказ земских дел.  созданы военная коллегия (1719г.) и адмиралтейств-коллегия (1718г.). для управления вооруженными силами; 

       - учреждена на военное время должность главнокомандующего;

            - открыта серия военных учебных заведений (навигационная, артиллерийская школы);

       - приняты воинский и морской уставы;    

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. «Устав воинский», регламентировавший состав и организацию армии, отноше­ния командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.

В 1720 г. был принят Морской устав.

    - учреждены ордена и медали для поощрения отличившихся в бою генералов и офицеров (орден Андрея Первозванного, орден святой Екатерины, орден Александра Невского).

         В результате в России была создана самая многочисленная армия, превосходившая европейские армии. Русская армия насчитывала 170 тыс. чел., прусская – 86 тыс., австрийская и французская – около 150 тыс., шведская – 144. Военная реформа способствовала успеху русской армии и флота в Северной войне. Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав.

Длительное ведение войны требовало огромных финансовых вложений.     Поэтому государственная финансовая политика петровской эпохи характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Специальные прибыльщики выискивали все новые и новые источники доходов. Вводились налоги на ловлю рыбы, на баню, на соль, на дубовые гробы, на гербовую бумагу, на гербы. Всего насчитывалось 40 косвенных налогов. Существовали прямые налоги: рекрутские, корабельные, драгунские. Поиски новых источников доходов привели к коренной налоговой реформе – введению подушной подати, заменившей подворное обложение. С этой целью была проведена ревизия – перепись населения, и составлены ревизские сказки – списки налогоплательщиков. 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 224.