Задание 1.
I:
S: Укажите, какие методы толкования норм и принципов права используются в догматических (формально-юридических) научно-правовых исследованиях форм права, включая нормативные правовые акты:
-: текстуальный, казуальный и ретроспективный методы
-: грамматический, логический, системный, историко-политический, телеологический и функциональный методы
-: источниковедческий, дискуссионный, антропологический и герменевтический методы.
Задание 2.
I:
S: Назовите структуру и правила критики как исследовательской процедуры:
-: структура критики: субъекты, объекты, субъективная и объективная стороны критики. Правила критики: она должна быть правильной, точной и последовательной.
-: в структуру критики входят субъекты, посылки и выводы с их обоснованием; правилами критики являются те, которые обеспечивают её результативность.
-: структура критики состоит из элементов: объекта критики (оцениваемых знаний), тезиса критики, аргументов критики, логической связи между ними и субъектов критики (пропонента и оппонента). Правила критики обеспечивают научность критики и её результата. Они являются правилами-требованиями к элементам структуры критики, например, к объекту критики: он должен быть одним и тем же, не должен подменяться, искажаться или приписываться; тезис критики должен быть также одним и тем же, релевантным её объекту, четким; аргументы критики также должны быть релевантными её тезису и объекту, действительными. В целом критика должна быть конкретной, объективной, конструктивной, добросовестной, грамотной и честной.
Задание 3.
I:
S: Назовите, какие формы права являются объектом догматических и сравнительно-правовых исследований:
-: законы и подзаконные нормативные правовые акты
-: нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, правовые обычаи, юридические прецеденты (судебные и административные), религиозные тексты, правовые доктрины, имеющиеся в международном и внутригосударственном праве и с учетом соответствующей правовой системы
-: судебные и иные правоприменительные акты, научные комментарии к законам.
Задание 4.
I:
S: Ответьте, как соотносятся общие и специальные отрасли юридической науки:
-: общие отрасли юридической науки выясняют государственно-правовые закономерности и вырабатывают методологию научно-правовых исследований, которыми снабжают специальные отрасли юридической науки, а последние создают фактологическую основу для первых. Поэтому они соотносятся во многом как общее и особенное.
-: специальные отрасли дополняют общие отрасли
-: общие отрасли служат ориентиром для специальных отраслей.
Критерии оценки тестовых заданий:
Таблица 1
Критерии | Оценка | Баллы |
Студент дает правильные ответы на 90-100 % тестовых заданий | Отлично | 4 |
Студент дает правильные ответы на 70-90 % тестовых заданий | Хорошо | 3 |
Студент дает правильные ответы на 50-70 % тестовых заданий | Удовлетворительно | 2 |
Студент дает правильные ответы на менее 50 % тестовых заданий | Неудовлетворительно | менее 1 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Вопросы для экзамена
по дисциплине «История и методология юридической науки»
1. Понятие и состав (структура) юридической (правовой) науки.
2. Уровни юридической науки и их формы знаний.
3. Объект юридической (правовой) науки и его состав.
4. Аргументация как процедура научно-правового исследования.
5. Западноевропейская правовая наука Античного периода истории.
6. Классификация как исследовательская процедура научно-правового исследования.
7. Западноевропейская правовая наука Средневековья и Нового времени.
8. Методология прогностических правовых исследований.
9. Методология метатеоретических правовых исследований
10. Методология догматических (формально-юридических) научно-правовых исследований.
11. Критерии научно-правового знания.
12. Эмпирические правовые исследования: общая характеристика.
13. Методология правовой науки и методы отраслевых юридических наук.
14. Методология сравнительно-правовых исследований.
15. Новизна метатеоретических юридических исследований.
16. Методология историко-правовых исследований.
17. Новизна прикладных правовых исследований.
18. Новизна теоретических правовых исследований.
19. Новизна эмпирических юридических исследований.
20. Общие принципы научно-правового познания.
21. Объяснение как исследовательская процедура: понятие, структура и значение. Виды научно-правовых объяснений.
22. Описание как исследовательская процедура научно-правового исследования.
23. Основные виды правовых исследований: общая характеристика
24. Основные периоды истории российской правовой науки.
25. Понятие и виды стадий правового исследования.
26. Понятие отрасли правовой науки и виды её отраслей: общая характеристика и система данной науки.
27. Понятие и структура научно-правовой критики как исследовательской процедуры. Правила критики.
28. Понятие и структура правового исследования как формы развития правовой науки.
29. Понятие научного метода. Соотношение методов правовых исследований и теоретико-понятийного аппарата правовой науки.
30. Понятие новизны научных юридических исследований и их превращённые формы.
31. Предмет правовой науки. Виды закономерностей, изучаемых правовой наукой.
32. Понятие исследовательской процедуры в научно-правовом исследовании. Виды исследовательских процедур.
33. Понятие и его дефиниция (определение). Правила определения правовых (юридических) понятий.
34. Правовая наука как деятельность и социокультурный институт.
35. Функции юридической науки.
36. Современная западноевропейская правовая наука.
37. Современный период развития российской правовой науки: общая характеристика.
38. Специальные методы, применяемые в познании государственно-правовых явлений. Частно-научные методы познания права.
39. Философское основание правовой науки. Общие философские (логические) методы научно-правового познания.
40. Исследовательская процедура изложения результатов научно-правового исследования. Формы данного изложения.
41. Методология социальных правовых исследований.
42. Методология теоретических правовых исследований.
Заведующий кафедрой __________/ _____________
(подпись) (ФИО)
2. Критерии оценивания экзамена:
Критерии | Баллы |
Незнание или слабое знание вопросов билета (неудовлетворительно). | от 0 до 15 |
Некоторое знание вопросов билета (удовлетворительно). | от 16 до 40 |
Хорошее знание вопросов билета и умение использовать их (хорошо). | от 41 до 50 |
Полное и уверенное знание вопросов билета, умение образцово использовать их (отлично). | от 51 до 60 |
Подробнее данные критерии указаны ниже в таблице критериев экзаменационной оценки. | |
Развёрнутые критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций на экзамене по дисциплине «История и методология юридической науки»
Сформированность компетенций | Неудовлетворительно | Удовлетворительно (пороговый) | Хорошо (базовый) | Отлично (продвинутый) |
ОК-3; ОК-4; ОК-5; ПК-11; ПК-13; ПК-14 | Не знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Не умеет : научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. Не владеет навыками: использования методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработки правовой информации, применения разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работы с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. | Частично знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Частично умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. Частично владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. | В целом знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. В целом умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. В целом владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. | Знает точно и полно: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Замечательно умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. Замечательно владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. |
Оценка знаний по данной дисциплине проводится по 100-бальной шкале в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов» в Университете.
К примеру, оценка знаний и работы студентов очной формы обучения осуществляется в следующих баллах:
№ п/п | Вид обучения | Баллы |
1. | Оценка качества работы студента в 1 семестре, в т.ч.: активная работа на семинаре и др.,
оценка посещаемости учебных занятий | до 40
до 26
до 14 |
2. | Экзамен | до 60 |
3. | Итого: | до 100 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Образовательная программа 40.04.01 «Юриспруденция» для магистратуры
Дисциплина: История и методология юридической науки
Экзаменационный билет №
(Образец)
1. Вопрос ………………………………………………………………………
2. Вопрос ……………………………………………………………………...
Заведующий кафедрой ______________ / _______________
(подпись) (ФИО)
Примечание: утвержденные билеты хранятся на кафедре.
* Критерии оценки могут быть индивидуальны для каждой деловой игры
Дата: 2019-11-01, просмотров: 420.