Паспорт фонда оценочных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Паспорт фонда оценочных средств

              по дисциплине «История и методология юридической науки»

                                                                  

№ п/п Контролируемые темы (разделы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1. Темы №1,2, 3,4, 5, 6, 7 ОК-3, ОК-4, ОК-5,  ПК-11, ПК-13,ПК-14 Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра
2. Темы № 1, 2, 3, 6 ОК-3, ОК-4, ОК-5,, ПК-11, ПК-13, ПК-14 Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра.
3. Темы №4, 5, 7 ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

В процессе освоения ОП

      по дисциплине «История и методология юридической науки»

                                                    

 

№ п/п Код Компетенция Этапы формирования (№ семестра и № занятия)
1 ОК-3, ОК-4 Названия согласно расшифровке данных кодов компетенций в РП Семестр 1. Занятия № 1-5
2 ОК-3, ОК-5 Названия согласно расшифровке данных кодов компетенций в РП Семестр 1. Занятия № 1-5
3  ПК-11, ПК-14 Названия согласно расшифровке данного кода компетенции в РП Семестр 1. Занятия № 1-6
4 ПК-13, ПК-14 Названия согласно расшифровке данных кодов компетенций в РП Семестр 1. Занятия № 1-6
       

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра теории права, государства и судебной власти

 


Вопросы для семинаров

по дисциплине «История и методология юридической науки»

1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):

Коды компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 с их названиями (наименованиями), данными в РП по ИМЮН.

 

 Тема (раздел) семинара:

№ п/п Вопросы Код компетенции (части) компетенции
1. Тематические вопросы Раздела (темы) 1 Тематического плана РП по ИМЮН ОК-3, ОК-4, ОК-5,
2. Тематические вопросы раздела (темы) 3 Тематического плана РП по ИМЮН  ПК-11, ПК-13, ПК-14

 Тема (раздел) семинара:

№ п/п Вопросы Код компетенции (части) компетенции
1. Тематические вопросы раздела (темы) 2 Тематического плана РП по ИМЮН  ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13
2. Тематические вопросы Раздела (темы) 4 Тематического плана РП по ИМЮН ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-14

Тема (раздел) семинара:

 

№ п/п Вопросы Код компетенции (части) компетенции
1. Тематические вопросы раздела (темы) 3 Тематического плана РП по ИМЮН ОК-3, ОК-4, ОК-3, ОК-5, ПК-11
2. Тематические вопросы Раздела (темы) 5 Тематического плана РП по ИМЮН  ОК-3. ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, П-14

2.    Критерии оценивания работы на семинаре:

Критерии Баллы
Полное незнание или крайне слабое знание тематических вопросов семинарского занятия, неумение владеть знанием .В связи с этим слабая подготовка и сумбурное, невнятное изложение, либо неподготовка заданного преподавателем устного тематического доклада и оппонирования по нему. Отсутствие письменных ответов на заданные вопросы по тематическому плану. Для очников – 0-8 баллов   Для заочников и ГВД  - 0-2 балла
Некоторое знание тематических вопросов семинарского занятия и заметное умение излагать их. В связи с этим путаное изложение заданного устного тематического доклада и оппонирование по нему. Путаные письменные ответы на заданные вопросы по тематическому плану. Для очников – 9- 14 баллов   Для заочников и ГВД - 3-5 баллов
Хорошее, уверенное знание тематических вопросов семинарского занятия и умение правильно, грамотно использовать их. В связи с этим грамотное, но недостаточно полное и четкое изложение заданного устного тематического доклада и оппонирование по нему. Неполные, недостаточно точные письменные ответы на заданные вопросы по тематическому плану. Для очников- 15- 20 баллов   Для заочников и ГВД - 6-8 баллов
Отличное, эрудированное и эвристичное знание тематических вопросов семинарского занятия и умелое владение этим знанием с его развитием. В связи с этим четкое, полное и лаконичное изложение устного тематического доклада и оппонирование по нему. Точные и полные письменные ответы на заданные вопросы по тематическому плану. Для очников - 21-26 баллов Для заочников и ГВД - 9-10 баллов

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Темы семинарских докладов

по дисциплине «История и методология юридической науки»

 

Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством: ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-5; ПК-11; ПК-13, ПК-14.

№ п/п Тема Код компетенции (части) компетенции
1. Признаки и структура правовой науки ОК-3, ОК-4,  ОК-5, ПК-11
2. Критерии юридической науки ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
3. Объект и предмет правовой науки: их значение и состав. ОК3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
4. Функции правовой науки ОК-3, ОК-4,  ОК-5, ПК-11
5.  Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни правовой науки. ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
6. Характеристика правовой науки как деятельности. ОК-3, ОК-4,  ОК-5, ПК-11
7. Значение и составляющие философского основания правовой науки.. ОК31, ОК-4, ОК-5, ПК-11
8. Общенаучные, в том числе логические, методы научного познания государства и права. ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
9. Специальные и частнонаучные методы, применяемые в правовой науке, в том числе в её отраслях. ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14
10 Общие принципы научного познания: объективность, всесторонность, системность, конкретно-исторический подход, относительность и диалектичность. ОК-3, ОК-4, ОК-5,  ПК-11
11 Отраслевое строение правовой науки. Общие отрасли правовой науки. ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-11
12 Специальные отрасли правовой науки. ОК-3, ОК-4, ОК-5,  ПК-11
13 Правовая наука Античного периода и Средневековья в Западной Европе. ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
14 Западноевропейская правовая наука Нового времени и современная. ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
15 Основные этапы развития российской правовой науки и их особенности. ОК-3, ОК-4,  ОК-5, ПК-11
16 Особенности становления российской правовой науки в Х1 - середина Х1Х веках. ОК3, ОК-4, ОК-5, ПК-11.
17 . «Золотой век» российской правовой науки (вторая половина Х1Х в. – начало ХХ в.). ОК.-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
18 Советский и современный периоды российской правовой науки ОК-3, ОК-4, , ОК-5, , ПК-11
19 Научно-правовое исследование: понятие, структура и виды. Его связь с подготовкой магистерской диссертации.  ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-13
20 Стадии научно-правового исследования: их значение, содержание и связь. ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-13
21 .Новизна научного-правового исследования и её объекты. Превращенные формы научно-правовых исследований и их новизны. ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ОК-5, ПК-11
22  Понятие, виды и значение исследовательских процедур. Их отношение к магистерским диссертациям. ОК-2, ОК-3, ОК-1, ОК-5,  ПК-11
23 . Описание и классификация как исследовательские процедуры (их понятия, структура и правила). ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13
24 Дефиниция и объяснение как исследовательские процедуры (их понятия, структура и правила). ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13
25 Аргументация и критика как исследовательские процедуры (их понятия, структура и правила). ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14
26 Методологии теоретико-правовых и прогностических правовых исследований. ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
27 Эмпирические научно-правовые исследования и их разновидности. Их связь с магистерской диссертацией. ОК-3, ОК-4, ОК-5,  ПК-11
28 Методологии историко-правовых правовых исследований. ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11
29 Методологии догматических и сравнительно-правовых исследований ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14
30 Методология социальных правовых исследований. ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13.ПК-14

 

Задание 1.

I:

S: Назовите, какие методы и принципы научного познания используются в исследовании государственно-правовых явлений:

-: все доступные для понимания и использования правоведами методы и принципы научного познания

-: те методы и принципы научного познания, которые подсказывают интуиция исследователя или его коллеги и руководство

-: философский метод, общенаучные, специальные (математический, статистический, моделирования, конкретно-социологический) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой и толкования норм и принципов права) методы, принципы познаваемости, объективности, системности, конкретно-исторического подхода, всесторонности, непротиворечивости (логичности), обоснованности, относительности и диалектичности, проверяемости.

Задание 2.

I:

S: Укажите, что входит в философское основание правовой науки:

-: основные направления в философии (материализм и идеализм в их разновидностях, дуализм), законы диалектики (материалистической и идеалистической), общие принципы научного познания и категории философии (форма и содержание, сущность и явление, абстрактное и конкретное, общее, особенное и единичное, возможное и действительное, причина и следствие и др.)

-: все достижения философии в познании природы, общества и сознания

-: философские знания, которые образуют парадигмы в правовой науке

Задание 3.

I:

S: Назовите основные исследовательские процедуры, используемые в правовой науке:

-: сбор и оценка письменных источников права, выдвижение правовых гипотез

-: использование анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и аналогии

-: описание, классификация, дефиниция, объяснение, аргументация и критика, изложение результатов в их понятиях, структуре и правилах.

Задание 4.

I:

S: Укажите, что входит в объект и предмет правовой науки:

-: исторические учения о государстве и праве

-: в объект входит государство и право во всех формах их явления, практика функционирования государства и права, конкретно-исторические условия их существования, функционирования и изменения, а в предмет – закономерности возникновения, функционирования и изменения собственно государства и права, факторные закономерности и закономерности познания государства и права.

-: в данный объект входят нормы права и правоотношения, законность, юридическая ответственность, а в предмет – соотношение государства и права

Задание 5.

I:

S: Назовите, в каких исторических периодах становления и развития правовой науки имеются четкие проявления диалектико-материалистического научного понимания и объяснения государства и права:

-: в античный и средневековый периоды западноевропейской правовой науки

-: в современный период российской и западноевропейской правовой науки

-: в период Нового времени западноевропейской и в Х1Х - ХХ веках российской правовой науки.

Задание 6.

I:

S: Укажите структуру правовой (юридической) науки как деятельности (в динамике):

-: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона

-: тема, логика изложения, субъект, критерии, принципы исследования, задачи

-: субъект, объект, предмет, цель, философское основание, методы научного познания, технические и иные средства, исследовательские процедуры, результаты.

Задание 7.

I:

S: Укажите состав правовой (юридической) науки как системы знаний (в статике):

- гуманитарные правовые науки, специальные и общие правовые науки

- общие отрасли правовой науки (ТГП, История государства и права, история учений о государстве и праве, методология правовой науки) и специальные отрасли правовой науки (отраслевые, об организации и деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции, прикладные (комплексные) правовые науки, наука международного права)

- исторические, общие, смежные и комплексные правовые науки.

Задание 8.

I:

S: Назовите критерии научно-правовых знаний:

-: добросовестность, полнота, связность, достоверность, оригинальность, эвристичность

-: честность, избирательность, истинность, согласованность, нетипичность, актуальность

-: рациональность, включающая в себя прогрессизм, в том числе новизну, истинность (объективность, достоверность), критицизм, логичность, обоснованность, практичность, относительность, диалектичность, системность, конкретную историчность. проверяемость, полноту познания.

 

Задание 1.

I:

S: Укажите имеющиеся уровни юридической (правовой) науки:

-: высокий, средний, низкий уровни

-: доступный, недоступный и вспомогательный уровни

-: метафизический, феноменологический и экзистенциальный уровни

-: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни.

Задание 2.

I:

S: Назовите, какие стороны характеризуют правовую науку как деятельность и что в них входит:

-: субъективная и объективная стороны; в субъективную сторону входят субъекты правовой науки (правоведы) и их определенные личностные качества; в объективную сторону – предмет исследования, средства познания и конкретно-исторические условия существования и функционирования правовой науки

-: светлая сторона и темная сторона; в первую входят достижения правовой науки; во вторую – её недостатки и пороки

-: близкая сторона и дальняя сторона; в первую входят актуальные проблемы правовой науки, во вторую – её перспективы и прогнозы.

2. Задание 3.

I:

S: Укажите наиболее правильные функции правовой науки:

-: мировоззренческая, поисковая, онтологическая, систематическая, дискретная

-: познавательная, теоретико-методологическая, прогностическая, прикладная, идеологическая, социально-культурологическая

-: управленческая, аксиологическая, аксиоматическая, эвристическая, критическая

Задание 4.

I:

S: Укажите, какие личностные качества необходимы для субъектов правовой науки:

-: способность не позволять своему языку опережать свою мысль, беспристрастность, любознательность, умеренность, аккуратность

-: сдержанность, грамотность, целеустремленность, начитанность, упорство, учтивость

-: способность к абстрактному и системному мышлению, обладание широкой эрудицией, особенно в познании государства и права, этики государственной службы, знание и владение методами и принципами научного познания, стремление внести вклад в правовую науку, обладание интуицией и фантазией, честностью и смелостью.

Задание 5.

I:

S: Определите, на чем основана эволюция российской и западноевропейской правовой науки:

 -: на историческом изменении нравов, народного духа, проявлений абсолютной идеи

-: на изменении личных, в том числе этических, предпочтений ученых-правоведов

-: на историческом изменении философского основания, методов правовой науки и форм юридического образования в России и Европе, отражающем смену общественно-экономических формаций.

Задание 6.

I:

S: Назовите, какие из указанных ниже групп правовых теорий непосредственно связаны с нравственно-психологическими качествами субъектов права:

-: ирригационная, патриархальная и органическая теории происхождения государства и права

-: психологическая теория права Петражицкого Л.И., нравственная философия права Соловьёва В.С., договорная теория происхождения государства Т. Гоббса, естественно-правовые теории, материалистическая теория права Сырых В.М.

-: позитивистская теория права, теологическая теория права, либертарно-юридическая, коммуникативная и социологическая теория права.

 

3. ОК-5 Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

Задание 1.

I:

S: Назовите основные виды научно-правовых исследований:

-: исторические, эвристические, критические, идеологические, апологетические и аксиологические научно-правовые исследования

-: эмпирические, теоретические, метатеоретические, прикладные, прогностические научно-правовые исследования; фундаментальные и прикладные научно-правовые исследования

-: актуальные, предметные, систематические, казуальные научно-правовые исследования

Задание 2.

I:

S: Укажите, на какие разновидности подразделяются эмпирические научно-правовые исследования:

- догматические (формально-юридические), сравнительно-правовые, историко-правовые и социальные правовые исследования

-: ситуационные, периодические, актуальные, проблемные

-: иррациональные, феноменологические, ретроспективные, авангардные.

Задание 3.

I:

S: Определите, к какому виду научно-правовых исследований по преимуществу относится использование таких исследовательских процедур, как описание и классификация:

-: к прогностическим научно-правовым исследованиям

-: к метатеоретическим научно-правовым исследованиям

-: к эмпирическим научно-правовым исследованиям

-: к теоретическим научно-правовым исследованиям.

Задание 4.

I:

S: Укажите, какие правила должны использоваться в осуществлении аргументации как исследовательской процедуры:

-: правила официального языка и воображения

-: правила, которые обеспечивают научность аргументации во всех элементах её структуры: правила-требования к тезису аргументации, правила-требования к аргументам, включая их релевантность и действительность, правила-требования к демонстрации (правила индукции и дедукции, причинно-следственной связи)

в) правила эстетики и этикета

Задание 5.

I:

S: Назовите, какие специфические методы используются только в социальных правовых исследованиях:

-: методы восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот, структурно-функциональный метод

-: метод идеализации и статистический метод

-: методы наблюдения (простого и включенного) и опроса (интервью и анкетирование), метод социально-правового эксперимента, метод социального моделирования.

Задание 2.

I:

S: Определите, на каких уровнях правовой науки осуществляются стадии научно-правового исследования:

-: стадии целеполагания и подготовительная осуществляются в зависимости от объекта исследования более на эмпирическом уровне правовой науки, но в связи с её теоретическим и метатеоретическим уровнями; эмпирическая стадия – на эмпирическом уровне, где изучается объект правовой науки; теоретическая стадия – на теоретическом и метатеоретическом уровнях правовой науки, где изучается её предмет. Стадия изложения и опубликования результатов исследования осуществляется по необходимости в разной мере на всех уровнях правовой науки.

-: стадии научно-правового исследования осуществляются на тех уровнях, которые выбирает исследователь по своему усмотрению

-: стадии научно-правового исследования осуществляются независимо от уровней правовой науки.

Задание 3.

I:

S: Укажите, каким требованиям должна соответствовать классификация государственно-правовых явлений, чтобы быть научной:

-: она должна быть строгой, объективной и вразумительной

-: классификация должна соответствовать всем правилам, выработанным в научной логике в отношении элементов её структуры - объема классификации, основания классификации и компонентов классификации, а также быть добросовестной и соразмерной.

-: она должна быть адекватной, периодической и значимой.

Задание 4.

I:

S: Укажите превращенные (ложные) формы научно-правовых исследований и их результатов:

-: раритетные и анахронические формы

-: плагиат, компиляция наукообразие и собственно фальсификация.

-: эксклюзивные, апологетические и мнимые формы

5. ПК-13 Способность управлять самостоятельной работой обучающихся.

Задание 1.

I:

S: Дайте правильный ответ на вопрос: Имеют ли значение для успешного осуществления самостоятельного научно-правового исследования его стадия целеполагания и подготовительная стадия:

-: да, они строго необходимы для организации и осуществления успешного самостоятельного научно-правового исследования

-: они имеют лишь просто обеспечительное значение для такого исследования

-: они не обязательны для самостоятельного научно-правового исследования.

Задание 2.

I:

S: Ответьте, необходимо ли самостоятельным исследователям знание видов научно-правовых исследований:

-: нет, не обязательно знать такие виды, поскольку на практике они тесно переплетены

-: да, но лишь в познавательных целях выработки общих представлений о форме развития правовой науки и её результатов

-: такое знание необходимо, поскольку, во-первых, оно упорядочивает представление, а во-вторых, служит основой для определения и практического использования видовых методологий научно-правовых исследований и в-третьих, помогает исследователям ориентироваться в уровнях проведения ими научно-правовых исследований, формах получаемых знаний и их новизне.

Задание 3.

I:

S: Укажите, какая имеется структура у научно-правового исследования и имеет ли она инструктивно-методическое значение для правоведов:

-: такая структура имеется и состоит из разных наборов элементов в зависимости от объекта и целей исследования, поэтому она имеет справочное значение для правоведов

-: структура научно-правового исследования есть и состоит из: субъекта, объекта исследования, включающего в себя объект и предмет правовой науки, цель, методы научно познания, в которые включаются и философское основание, принципы научного познания, технические и иные средства, исследовательские процедуры и результаты. Именно в этом наборе данных элементов возможно научно-правовое исследование. В связи с этим данная процедура имеет инструктивно-методическое значение для правоведов в их самостоятельной работе.

-: обязательной структуры у научно-правового исследования не имеется, она определяется интуицией и усмотрением исследователей. Её понятие служит лишь ориентиром для них.

Задание 4.

I:

S: Дайте правильный ответ на вопрос: служит ли знание структуры понятия и правил его определения (дефиниции) необходимым условием его научности и самостоятельного дефинирования:

-: нет, не служит таким условием, поскольку каждый исследователь по-своему может определять правовые понятия

-: такое знание является вспомогательным ориентиром для исследователей

-: такое знание является строго необходимым, поскольку без учета структуры понятия (его объема и содержания, связи тождества между ними) и правил дефинирования невозможно самостоятельно достичь научности правовых дефиниций.

Задание 1.

I:

S: Укажите, какие методы толкования норм и принципов права используются в догматических (формально-юридических) научно-правовых исследованиях форм права, включая нормативные правовые акты:

-: текстуальный, казуальный и ретроспективный методы

-: грамматический, логический, системный, историко-политический, телеологический и функциональный методы

-: источниковедческий, дискуссионный, антропологический и герменевтический методы.

Задание 2.

I:

S: Назовите структуру и правила критики как исследовательской процедуры:

-: структура критики: субъекты, объекты, субъективная и объективная стороны критики. Правила критики: она должна быть правильной, точной и последовательной.

-: в структуру критики входят субъекты, посылки и выводы с их обоснованием; правилами критики являются те, которые обеспечивают её результативность.

-: структура критики состоит из элементов: объекта критики (оцениваемых знаний), тезиса критики, аргументов критики, логической связи между ними и субъектов критики (пропонента и оппонента). Правила критики обеспечивают научность критики и её результата. Они являются правилами-требованиями к элементам структуры критики, например, к объекту критики: он должен быть одним и тем же, не должен подменяться, искажаться или приписываться; тезис критики должен быть также одним и тем же, релевантным её объекту, четким; аргументы критики также должны быть релевантными её тезису и объекту, действительными. В целом критика должна быть конкретной, объективной, конструктивной, добросовестной, грамотной и честной.

Задание 3.

I:

S: Назовите, какие формы права являются объектом догматических и сравнительно-правовых исследований:

-: законы и подзаконные нормативные правовые акты

-: нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, правовые обычаи, юридические прецеденты (судебные и административные), религиозные тексты, правовые доктрины, имеющиеся в международном и внутригосударственном праве и с учетом соответствующей правовой системы

-: судебные и иные правоприменительные акты, научные комментарии к законам.

Задание 4.

I:

S: Ответьте, как соотносятся общие и специальные отрасли юридической науки:

-: общие отрасли юридической науки выясняют государственно-правовые закономерности и вырабатывают методологию научно-правовых исследований, которыми снабжают специальные отрасли юридической науки, а последние создают фактологическую основу для первых. Поэтому они соотносятся во многом как общее и особенное.

-: специальные отрасли дополняют общие отрасли

-: общие отрасли служат ориентиром для специальных отраслей.

 

Критерии оценки тестовых заданий:

Таблица 1

Критерии Оценка Баллы
Студент дает правильные ответы на 90-100 % тестовых заданий Отлично 4
Студент дает правильные ответы на 70-90 % тестовых заданий Хорошо 3
Студент дает правильные ответы на 50-70 % тестовых заданий Удовлетворительно 2
Студент дает правильные ответы на менее 50 % тестовых заданий Неудовлетворительно менее 1

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Вопросы для экзамена

по дисциплине «История и методология юридической науки»

                         

1. Понятие и состав (структура) юридической (правовой) науки.

2. Уровни юридической науки и их формы знаний.

3. Объект юридической (правовой) науки и его состав.

4. Аргументация как процедура научно-правового исследования.

5. Западноевропейская правовая наука Античного периода истории.

6. Классификация как исследовательская процедура научно-правового исследования.

7. Западноевропейская правовая наука Средневековья и Нового времени.

8. Методология прогностических правовых исследований.

9. Методология метатеоретических правовых исследований

10.  Методология догматических (формально-юридических) научно-правовых исследований.

11.  Критерии научно-правового знания.

12.  Эмпирические правовые исследования: общая характеристика.

13.  Методология правовой науки и методы отраслевых юридических наук.

14.  Методология сравнительно-правовых исследований.

15.  Новизна метатеоретических юридических исследований.

16.  Методология историко-правовых исследований.

17.  Новизна прикладных правовых исследований.

18.  Новизна теоретических правовых исследований.

19.  Новизна эмпирических юридических исследований.

20.  Общие принципы научно-правового познания.

21.  Объяснение как исследовательская процедура: понятие, структура и значение. Виды научно-правовых объяснений.

22.  Описание как исследовательская процедура научно-правового исследования.

23.  Основные виды правовых исследований: общая характеристика

24.  Основные периоды истории российской правовой науки.

25.  Понятие и виды стадий правового исследования.

26.  Понятие отрасли правовой науки и виды её отраслей: общая характеристика и система данной науки.

27.  Понятие и структура научно-правовой критики как исследовательской процедуры. Правила критики.

28.  Понятие и структура правового исследования как формы развития правовой науки.

29.  Понятие научного метода. Соотношение методов правовых исследований и теоретико-понятийного аппарата правовой науки.

30.  Понятие новизны научных юридических исследований и их превращённые формы.

31.  Предмет правовой науки. Виды закономерностей, изучаемых правовой наукой.

32.  Понятие исследовательской процедуры в научно-правовом исследовании. Виды исследовательских процедур.

33.  Понятие и его дефиниция (определение). Правила определения правовых (юридических) понятий.

34.  Правовая наука как деятельность и социокультурный институт.

35.  Функции юридической науки.

36.  Современная западноевропейская правовая наука.

37.  Современный период развития российской правовой науки: общая характеристика.

38.  Специальные методы, применяемые в познании государственно-правовых явлений. Частно-научные методы познания права.

39.  Философское основание правовой науки. Общие философские (логические) методы научно-правового познания.

40.  Исследовательская процедура изложения результатов научно-правового исследования. Формы данного изложения.

41.  Методология социальных правовых исследований.

42.  Методология теоретических правовых исследований.

 

               Заведующий кафедрой    __________/ _____________ 

                                                            (подпись) (ФИО)

 

2. Критерии оценивания экзамена:

 

Критерии Баллы
Незнание или слабое знание вопросов билета (неудовлетворительно).                от 0 до 15
Некоторое знание вопросов билета (удовлетворительно).              от 16 до 40
Хорошее знание вопросов билета и умение использовать их (хорошо).              от 41 до 50
Полное и уверенное знание вопросов билета, умение образцово использовать их (отлично).              от 51 до 60
Подробнее данные критерии указаны ниже в таблице критериев экзаменационной оценки.  
   

Развёрнутые критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций на экзамене по дисциплине «История и методология юридической науки»

Сформированность компетенций Неудовлетворительно Удовлетворительно (пороговый) Хорошо (базовый) Отлично (продвинутый)
ОК-3; ОК-4;  ОК-5;   ПК-11; ПК-13; ПК-14 Не знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Не умеет : научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. Не владеет навыками: использования методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработки правовой информации, применения разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работы с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. Частично знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Частично умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию.  Частично владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. В целом знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. В целом умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. В целом владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. Знает точно и полно: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Замечательно умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. Замечательно владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения.

                                                                                                                                                           

Оценка знаний по данной дисциплине проводится по 100-бальной шкале в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов» в Университете.

К примеру, оценка знаний и работы студентов очной формы обучения осуществляется в следующих баллах:                                                                                      

№ п/п Вид обучения Баллы
1.

Оценка качества работы студента в 1 семестре, в т.ч.:

активная работа на семинаре и др.,

 

 

оценка посещаемости учебных занятий

до 40

 

до 26

 

 

до 14

 
2. Экзамен до 60
3. Итого: до 100

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

         «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

Образовательная программа 40.04.01 «Юриспруденция» для магистратуры

            Дисциплина: История и методология юридической науки

                                                                  

 

                                Экзаменационный билет №

                                                 (Образец)

1. Вопрос ………………………………………………………………………

2. Вопрос ……………………………………………………………………...

 

 

                                                        

                 Заведующий кафедрой ______________ / _______________                                                                                                                 

                                                                     (подпись)              (ФИО)

 

Примечание: утвержденные билеты хранятся на кафедре.


* Критерии оценки могут быть индивидуальны для каждой деловой игры


Паспорт фонда оценочных средств

              по дисциплине «История и методология юридической науки»

                                                                  

№ п/п Контролируемые темы (разделы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1. Темы №1,2, 3,4, 5, 6, 7 ОК-3, ОК-4, ОК-5,  ПК-11, ПК-13,ПК-14 Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра
2. Темы № 1, 2, 3, 6 ОК-3, ОК-4, ОК-5,, ПК-11, ПК-13, ПК-14 Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра.
3. Темы №4, 5, 7 ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Дата: 2019-11-01, просмотров: 366.