Паспорт фонда оценочных средств
по дисциплине «История и методология юридической науки»
№ п/п | Контролируемые темы (разделы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
1. | Темы №1,2, 3,4, 5, 6, 7 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13,ПК-14 | Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра |
2. | Темы № 1, 2, 3, 6 | ОК-3, ОК-4, ОК-5,, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра. |
3. | Темы №4, 5, 7 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра. |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра теории права, государства и судебной власти
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
В процессе освоения ОП
по дисциплине «История и методология юридической науки»
№ п/п | Код | Компетенция | Этапы формирования (№ семестра и № занятия) |
1 | ОК-3, ОК-4 | Названия согласно расшифровке данных кодов компетенций в РП | Семестр 1. Занятия № 1-5 |
2 | ОК-3, ОК-5 | Названия согласно расшифровке данных кодов компетенций в РП | Семестр 1. Занятия № 1-5 |
3 | ПК-11, ПК-14 | Названия согласно расшифровке данного кода компетенции в РП | Семестр 1. Занятия № 1-6 |
4 | ПК-13, ПК-14 | Названия согласно расшифровке данных кодов компетенций в РП | Семестр 1. Занятия № 1-6 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра теории права, государства и судебной власти
Вопросы для семинаров
по дисциплине «История и методология юридической науки»
1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):
Коды компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 с их названиями (наименованиями), данными в РП по ИМЮН.
Тема (раздел) семинара:
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Тематические вопросы Раздела (темы) 1 Тематического плана РП по ИМЮН | ОК-3, ОК-4, ОК-5, |
2. | Тематические вопросы раздела (темы) 3 Тематического плана РП по ИМЮН | ПК-11, ПК-13, ПК-14 |
Тема (раздел) семинара:
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Тематические вопросы раздела (темы) 2 Тематического плана РП по ИМЮН | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13 |
2. | Тематические вопросы Раздела (темы) 4 Тематического плана РП по ИМЮН | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-14 |
Тема (раздел) семинара:
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Тематические вопросы раздела (темы) 3 Тематического плана РП по ИМЮН | ОК-3, ОК-4, ОК-3, ОК-5, ПК-11 |
2. | Тематические вопросы Раздела (темы) 5 Тематического плана РП по ИМЮН | ОК-3. ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, П-14 |
2. Критерии оценивания работы на семинаре:
Критерии | Баллы |
Полное незнание или крайне слабое знание тематических вопросов семинарского занятия, неумение владеть знанием .В связи с этим слабая подготовка и сумбурное, невнятное изложение, либо неподготовка заданного преподавателем устного тематического доклада и оппонирования по нему. Отсутствие письменных ответов на заданные вопросы по тематическому плану. | Для очников – 0-8 баллов Для заочников и ГВД - 0-2 балла |
Некоторое знание тематических вопросов семинарского занятия и заметное умение излагать их. В связи с этим путаное изложение заданного устного тематического доклада и оппонирование по нему. Путаные письменные ответы на заданные вопросы по тематическому плану. | Для очников – 9- 14 баллов Для заочников и ГВД - 3-5 баллов |
Хорошее, уверенное знание тематических вопросов семинарского занятия и умение правильно, грамотно использовать их. В связи с этим грамотное, но недостаточно полное и четкое изложение заданного устного тематического доклада и оппонирование по нему. Неполные, недостаточно точные письменные ответы на заданные вопросы по тематическому плану. | Для очников- 15- 20 баллов Для заочников и ГВД - 6-8 баллов |
Отличное, эрудированное и эвристичное знание тематических вопросов семинарского занятия и умелое владение этим знанием с его развитием. В связи с этим четкое, полное и лаконичное изложение устного тематического доклада и оппонирование по нему. Точные и полные письменные ответы на заданные вопросы по тематическому плану. | Для очников - 21-26 баллов Для заочников и ГВД - 9-10 баллов |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра теории права, государства и судебной власти
Темы семинарских докладов
по дисциплине «История и методология юридической науки»
Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством: ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-5; ПК-11; ПК-13, ПК-14.
№ п/п | Тема | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Признаки и структура правовой науки | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
2. | Критерии юридической науки | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
3. | Объект и предмет правовой науки: их значение и состав. | ОК3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
4. | Функции правовой науки | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
5. | Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни правовой науки. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
6. | Характеристика правовой науки как деятельности. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
7. | Значение и составляющие философского основания правовой науки.. | ОК31, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
8. | Общенаучные, в том числе логические, методы научного познания государства и права. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
9. | Специальные и частнонаучные методы, применяемые в правовой науке, в том числе в её отраслях. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 |
10 | Общие принципы научного познания: объективность, всесторонность, системность, конкретно-исторический подход, относительность и диалектичность. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
11 | Отраслевое строение правовой науки. Общие отрасли правовой науки. | ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-11 |
12 | Специальные отрасли правовой науки. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
13 | Правовая наука Античного периода и Средневековья в Западной Европе. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
14 | Западноевропейская правовая наука Нового времени и современная. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
15 | Основные этапы развития российской правовой науки и их особенности. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
16 | Особенности становления российской правовой науки в Х1 - середина Х1Х веках. | ОК3, ОК-4, ОК-5, ПК-11. |
17 | . «Золотой век» российской правовой науки (вторая половина Х1Х в. – начало ХХ в.). | ОК.-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
18 | Советский и современный периоды российской правовой науки | ОК-3, ОК-4, , ОК-5, , ПК-11 |
19 | Научно-правовое исследование: понятие, структура и виды. Его связь с подготовкой магистерской диссертации. | ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-13 |
20 | Стадии научно-правового исследования: их значение, содержание и связь. | ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-13 |
21 | .Новизна научного-правового исследования и её объекты. Превращенные формы научно-правовых исследований и их новизны. | ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ОК-5, ПК-11 |
22 | Понятие, виды и значение исследовательских процедур. Их отношение к магистерским диссертациям. | ОК-2, ОК-3, ОК-1, ОК-5, ПК-11 |
23 | . Описание и классификация как исследовательские процедуры (их понятия, структура и правила). | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13 |
24 | Дефиниция и объяснение как исследовательские процедуры (их понятия, структура и правила). | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13 |
25 | Аргументация и критика как исследовательские процедуры (их понятия, структура и правила). | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 |
26 | Методологии теоретико-правовых и прогностических правовых исследований. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
27 | Эмпирические научно-правовые исследования и их разновидности. Их связь с магистерской диссертацией. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
28 | Методологии историко-правовых правовых исследований. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11 |
29 | Методологии догматических и сравнительно-правовых исследований | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 |
30 | Методология социальных правовых исследований. | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13.ПК-14 |
Задание 1.
I:
S: Назовите, какие методы и принципы научного познания используются в исследовании государственно-правовых явлений:
-: все доступные для понимания и использования правоведами методы и принципы научного познания
-: те методы и принципы научного познания, которые подсказывают интуиция исследователя или его коллеги и руководство
-: философский метод, общенаучные, специальные (математический, статистический, моделирования, конкретно-социологический) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой и толкования норм и принципов права) методы, принципы познаваемости, объективности, системности, конкретно-исторического подхода, всесторонности, непротиворечивости (логичности), обоснованности, относительности и диалектичности, проверяемости.
Задание 2.
I:
S: Укажите, что входит в философское основание правовой науки:
-: основные направления в философии (материализм и идеализм в их разновидностях, дуализм), законы диалектики (материалистической и идеалистической), общие принципы научного познания и категории философии (форма и содержание, сущность и явление, абстрактное и конкретное, общее, особенное и единичное, возможное и действительное, причина и следствие и др.)
-: все достижения философии в познании природы, общества и сознания
-: философские знания, которые образуют парадигмы в правовой науке
Задание 3.
I:
S: Назовите основные исследовательские процедуры, используемые в правовой науке:
-: сбор и оценка письменных источников права, выдвижение правовых гипотез
-: использование анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и аналогии
-: описание, классификация, дефиниция, объяснение, аргументация и критика, изложение результатов в их понятиях, структуре и правилах.
Задание 4.
I:
S: Укажите, что входит в объект и предмет правовой науки:
-: исторические учения о государстве и праве
-: в объект входит государство и право во всех формах их явления, практика функционирования государства и права, конкретно-исторические условия их существования, функционирования и изменения, а в предмет – закономерности возникновения, функционирования и изменения собственно государства и права, факторные закономерности и закономерности познания государства и права.
-: в данный объект входят нормы права и правоотношения, законность, юридическая ответственность, а в предмет – соотношение государства и права
Задание 5.
I:
S: Назовите, в каких исторических периодах становления и развития правовой науки имеются четкие проявления диалектико-материалистического научного понимания и объяснения государства и права:
-: в античный и средневековый периоды западноевропейской правовой науки
-: в современный период российской и западноевропейской правовой науки
-: в период Нового времени западноевропейской и в Х1Х - ХХ веках российской правовой науки.
Задание 6.
I:
S: Укажите структуру правовой (юридической) науки как деятельности (в динамике):
-: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона
-: тема, логика изложения, субъект, критерии, принципы исследования, задачи
-: субъект, объект, предмет, цель, философское основание, методы научного познания, технические и иные средства, исследовательские процедуры, результаты.
Задание 7.
I:
S: Укажите состав правовой (юридической) науки как системы знаний (в статике):
- гуманитарные правовые науки, специальные и общие правовые науки
- общие отрасли правовой науки (ТГП, История государства и права, история учений о государстве и праве, методология правовой науки) и специальные отрасли правовой науки (отраслевые, об организации и деятельности судов, правоохранительных органов и учреждений юстиции, прикладные (комплексные) правовые науки, наука международного права)
- исторические, общие, смежные и комплексные правовые науки.
Задание 8.
I:
S: Назовите критерии научно-правовых знаний:
-: добросовестность, полнота, связность, достоверность, оригинальность, эвристичность
-: честность, избирательность, истинность, согласованность, нетипичность, актуальность
-: рациональность, включающая в себя прогрессизм, в том числе новизну, истинность (объективность, достоверность), критицизм, логичность, обоснованность, практичность, относительность, диалектичность, системность, конкретную историчность. проверяемость, полноту познания.
Задание 1.
I:
S: Укажите имеющиеся уровни юридической (правовой) науки:
-: высокий, средний, низкий уровни
-: доступный, недоступный и вспомогательный уровни
-: метафизический, феноменологический и экзистенциальный уровни
-: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни.
Задание 2.
I:
S: Назовите, какие стороны характеризуют правовую науку как деятельность и что в них входит:
-: субъективная и объективная стороны; в субъективную сторону входят субъекты правовой науки (правоведы) и их определенные личностные качества; в объективную сторону – предмет исследования, средства познания и конкретно-исторические условия существования и функционирования правовой науки
-: светлая сторона и темная сторона; в первую входят достижения правовой науки; во вторую – её недостатки и пороки
-: близкая сторона и дальняя сторона; в первую входят актуальные проблемы правовой науки, во вторую – её перспективы и прогнозы.
2. Задание 3.
I:
S: Укажите наиболее правильные функции правовой науки:
-: мировоззренческая, поисковая, онтологическая, систематическая, дискретная
-: познавательная, теоретико-методологическая, прогностическая, прикладная, идеологическая, социально-культурологическая
-: управленческая, аксиологическая, аксиоматическая, эвристическая, критическая
Задание 4.
I:
S: Укажите, какие личностные качества необходимы для субъектов правовой науки:
-: способность не позволять своему языку опережать свою мысль, беспристрастность, любознательность, умеренность, аккуратность
-: сдержанность, грамотность, целеустремленность, начитанность, упорство, учтивость
-: способность к абстрактному и системному мышлению, обладание широкой эрудицией, особенно в познании государства и права, этики государственной службы, знание и владение методами и принципами научного познания, стремление внести вклад в правовую науку, обладание интуицией и фантазией, честностью и смелостью.
Задание 5.
I:
S: Определите, на чем основана эволюция российской и западноевропейской правовой науки:
-: на историческом изменении нравов, народного духа, проявлений абсолютной идеи
-: на изменении личных, в том числе этических, предпочтений ученых-правоведов
-: на историческом изменении философского основания, методов правовой науки и форм юридического образования в России и Европе, отражающем смену общественно-экономических формаций.
Задание 6.
I:
S: Назовите, какие из указанных ниже групп правовых теорий непосредственно связаны с нравственно-психологическими качествами субъектов права:
-: ирригационная, патриархальная и органическая теории происхождения государства и права
-: психологическая теория права Петражицкого Л.И., нравственная философия права Соловьёва В.С., договорная теория происхождения государства Т. Гоббса, естественно-правовые теории, материалистическая теория права Сырых В.М.
-: позитивистская теория права, теологическая теория права, либертарно-юридическая, коммуникативная и социологическая теория права.
3. ОК-5 Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
Задание 1.
I:
S: Назовите основные виды научно-правовых исследований:
-: исторические, эвристические, критические, идеологические, апологетические и аксиологические научно-правовые исследования
-: эмпирические, теоретические, метатеоретические, прикладные, прогностические научно-правовые исследования; фундаментальные и прикладные научно-правовые исследования
-: актуальные, предметные, систематические, казуальные научно-правовые исследования
Задание 2.
I:
S: Укажите, на какие разновидности подразделяются эмпирические научно-правовые исследования:
- догматические (формально-юридические), сравнительно-правовые, историко-правовые и социальные правовые исследования
-: ситуационные, периодические, актуальные, проблемные
-: иррациональные, феноменологические, ретроспективные, авангардные.
Задание 3.
I:
S: Определите, к какому виду научно-правовых исследований по преимуществу относится использование таких исследовательских процедур, как описание и классификация:
-: к прогностическим научно-правовым исследованиям
-: к метатеоретическим научно-правовым исследованиям
-: к эмпирическим научно-правовым исследованиям
-: к теоретическим научно-правовым исследованиям.
Задание 4.
I:
S: Укажите, какие правила должны использоваться в осуществлении аргументации как исследовательской процедуры:
-: правила официального языка и воображения
-: правила, которые обеспечивают научность аргументации во всех элементах её структуры: правила-требования к тезису аргументации, правила-требования к аргументам, включая их релевантность и действительность, правила-требования к демонстрации (правила индукции и дедукции, причинно-следственной связи)
в) правила эстетики и этикета
Задание 5.
I:
S: Назовите, какие специфические методы используются только в социальных правовых исследованиях:
-: методы восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот, структурно-функциональный метод
-: метод идеализации и статистический метод
-: методы наблюдения (простого и включенного) и опроса (интервью и анкетирование), метод социально-правового эксперимента, метод социального моделирования.
Задание 2.
I:
S: Определите, на каких уровнях правовой науки осуществляются стадии научно-правового исследования:
-: стадии целеполагания и подготовительная осуществляются в зависимости от объекта исследования более на эмпирическом уровне правовой науки, но в связи с её теоретическим и метатеоретическим уровнями; эмпирическая стадия – на эмпирическом уровне, где изучается объект правовой науки; теоретическая стадия – на теоретическом и метатеоретическом уровнях правовой науки, где изучается её предмет. Стадия изложения и опубликования результатов исследования осуществляется по необходимости в разной мере на всех уровнях правовой науки.
-: стадии научно-правового исследования осуществляются на тех уровнях, которые выбирает исследователь по своему усмотрению
-: стадии научно-правового исследования осуществляются независимо от уровней правовой науки.
Задание 3.
I:
S: Укажите, каким требованиям должна соответствовать классификация государственно-правовых явлений, чтобы быть научной:
-: она должна быть строгой, объективной и вразумительной
-: классификация должна соответствовать всем правилам, выработанным в научной логике в отношении элементов её структуры - объема классификации, основания классификации и компонентов классификации, а также быть добросовестной и соразмерной.
-: она должна быть адекватной, периодической и значимой.
Задание 4.
I:
S: Укажите превращенные (ложные) формы научно-правовых исследований и их результатов:
-: раритетные и анахронические формы
-: плагиат, компиляция наукообразие и собственно фальсификация.
-: эксклюзивные, апологетические и мнимые формы
5. ПК-13 Способность управлять самостоятельной работой обучающихся.
Задание 1.
I:
S: Дайте правильный ответ на вопрос: Имеют ли значение для успешного осуществления самостоятельного научно-правового исследования его стадия целеполагания и подготовительная стадия:
-: да, они строго необходимы для организации и осуществления успешного самостоятельного научно-правового исследования
-: они имеют лишь просто обеспечительное значение для такого исследования
-: они не обязательны для самостоятельного научно-правового исследования.
Задание 2.
I:
S: Ответьте, необходимо ли самостоятельным исследователям знание видов научно-правовых исследований:
-: нет, не обязательно знать такие виды, поскольку на практике они тесно переплетены
-: да, но лишь в познавательных целях выработки общих представлений о форме развития правовой науки и её результатов
-: такое знание необходимо, поскольку, во-первых, оно упорядочивает представление, а во-вторых, служит основой для определения и практического использования видовых методологий научно-правовых исследований и в-третьих, помогает исследователям ориентироваться в уровнях проведения ими научно-правовых исследований, формах получаемых знаний и их новизне.
Задание 3.
I:
S: Укажите, какая имеется структура у научно-правового исследования и имеет ли она инструктивно-методическое значение для правоведов:
-: такая структура имеется и состоит из разных наборов элементов в зависимости от объекта и целей исследования, поэтому она имеет справочное значение для правоведов
-: структура научно-правового исследования есть и состоит из: субъекта, объекта исследования, включающего в себя объект и предмет правовой науки, цель, методы научно познания, в которые включаются и философское основание, принципы научного познания, технические и иные средства, исследовательские процедуры и результаты. Именно в этом наборе данных элементов возможно научно-правовое исследование. В связи с этим данная процедура имеет инструктивно-методическое значение для правоведов в их самостоятельной работе.
-: обязательной структуры у научно-правового исследования не имеется, она определяется интуицией и усмотрением исследователей. Её понятие служит лишь ориентиром для них.
Задание 4.
I:
S: Дайте правильный ответ на вопрос: служит ли знание структуры понятия и правил его определения (дефиниции) необходимым условием его научности и самостоятельного дефинирования:
-: нет, не служит таким условием, поскольку каждый исследователь по-своему может определять правовые понятия
-: такое знание является вспомогательным ориентиром для исследователей
-: такое знание является строго необходимым, поскольку без учета структуры понятия (его объема и содержания, связи тождества между ними) и правил дефинирования невозможно самостоятельно достичь научности правовых дефиниций.
Задание 1.
I:
S: Укажите, какие методы толкования норм и принципов права используются в догматических (формально-юридических) научно-правовых исследованиях форм права, включая нормативные правовые акты:
-: текстуальный, казуальный и ретроспективный методы
-: грамматический, логический, системный, историко-политический, телеологический и функциональный методы
-: источниковедческий, дискуссионный, антропологический и герменевтический методы.
Задание 2.
I:
S: Назовите структуру и правила критики как исследовательской процедуры:
-: структура критики: субъекты, объекты, субъективная и объективная стороны критики. Правила критики: она должна быть правильной, точной и последовательной.
-: в структуру критики входят субъекты, посылки и выводы с их обоснованием; правилами критики являются те, которые обеспечивают её результативность.
-: структура критики состоит из элементов: объекта критики (оцениваемых знаний), тезиса критики, аргументов критики, логической связи между ними и субъектов критики (пропонента и оппонента). Правила критики обеспечивают научность критики и её результата. Они являются правилами-требованиями к элементам структуры критики, например, к объекту критики: он должен быть одним и тем же, не должен подменяться, искажаться или приписываться; тезис критики должен быть также одним и тем же, релевантным её объекту, четким; аргументы критики также должны быть релевантными её тезису и объекту, действительными. В целом критика должна быть конкретной, объективной, конструктивной, добросовестной, грамотной и честной.
Задание 3.
I:
S: Назовите, какие формы права являются объектом догматических и сравнительно-правовых исследований:
-: законы и подзаконные нормативные правовые акты
-: нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, правовые обычаи, юридические прецеденты (судебные и административные), религиозные тексты, правовые доктрины, имеющиеся в международном и внутригосударственном праве и с учетом соответствующей правовой системы
-: судебные и иные правоприменительные акты, научные комментарии к законам.
Задание 4.
I:
S: Ответьте, как соотносятся общие и специальные отрасли юридической науки:
-: общие отрасли юридической науки выясняют государственно-правовые закономерности и вырабатывают методологию научно-правовых исследований, которыми снабжают специальные отрасли юридической науки, а последние создают фактологическую основу для первых. Поэтому они соотносятся во многом как общее и особенное.
-: специальные отрасли дополняют общие отрасли
-: общие отрасли служат ориентиром для специальных отраслей.
Критерии оценки тестовых заданий:
Таблица 1
Критерии | Оценка | Баллы |
Студент дает правильные ответы на 90-100 % тестовых заданий | Отлично | 4 |
Студент дает правильные ответы на 70-90 % тестовых заданий | Хорошо | 3 |
Студент дает правильные ответы на 50-70 % тестовых заданий | Удовлетворительно | 2 |
Студент дает правильные ответы на менее 50 % тестовых заданий | Неудовлетворительно | менее 1 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Вопросы для экзамена
по дисциплине «История и методология юридической науки»
1. Понятие и состав (структура) юридической (правовой) науки.
2. Уровни юридической науки и их формы знаний.
3. Объект юридической (правовой) науки и его состав.
4. Аргументация как процедура научно-правового исследования.
5. Западноевропейская правовая наука Античного периода истории.
6. Классификация как исследовательская процедура научно-правового исследования.
7. Западноевропейская правовая наука Средневековья и Нового времени.
8. Методология прогностических правовых исследований.
9. Методология метатеоретических правовых исследований
10. Методология догматических (формально-юридических) научно-правовых исследований.
11. Критерии научно-правового знания.
12. Эмпирические правовые исследования: общая характеристика.
13. Методология правовой науки и методы отраслевых юридических наук.
14. Методология сравнительно-правовых исследований.
15. Новизна метатеоретических юридических исследований.
16. Методология историко-правовых исследований.
17. Новизна прикладных правовых исследований.
18. Новизна теоретических правовых исследований.
19. Новизна эмпирических юридических исследований.
20. Общие принципы научно-правового познания.
21. Объяснение как исследовательская процедура: понятие, структура и значение. Виды научно-правовых объяснений.
22. Описание как исследовательская процедура научно-правового исследования.
23. Основные виды правовых исследований: общая характеристика
24. Основные периоды истории российской правовой науки.
25. Понятие и виды стадий правового исследования.
26. Понятие отрасли правовой науки и виды её отраслей: общая характеристика и система данной науки.
27. Понятие и структура научно-правовой критики как исследовательской процедуры. Правила критики.
28. Понятие и структура правового исследования как формы развития правовой науки.
29. Понятие научного метода. Соотношение методов правовых исследований и теоретико-понятийного аппарата правовой науки.
30. Понятие новизны научных юридических исследований и их превращённые формы.
31. Предмет правовой науки. Виды закономерностей, изучаемых правовой наукой.
32. Понятие исследовательской процедуры в научно-правовом исследовании. Виды исследовательских процедур.
33. Понятие и его дефиниция (определение). Правила определения правовых (юридических) понятий.
34. Правовая наука как деятельность и социокультурный институт.
35. Функции юридической науки.
36. Современная западноевропейская правовая наука.
37. Современный период развития российской правовой науки: общая характеристика.
38. Специальные методы, применяемые в познании государственно-правовых явлений. Частно-научные методы познания права.
39. Философское основание правовой науки. Общие философские (логические) методы научно-правового познания.
40. Исследовательская процедура изложения результатов научно-правового исследования. Формы данного изложения.
41. Методология социальных правовых исследований.
42. Методология теоретических правовых исследований.
Заведующий кафедрой __________/ _____________
(подпись) (ФИО)
2. Критерии оценивания экзамена:
Критерии | Баллы |
Незнание или слабое знание вопросов билета (неудовлетворительно). | от 0 до 15 |
Некоторое знание вопросов билета (удовлетворительно). | от 16 до 40 |
Хорошее знание вопросов билета и умение использовать их (хорошо). | от 41 до 50 |
Полное и уверенное знание вопросов билета, умение образцово использовать их (отлично). | от 51 до 60 |
Подробнее данные критерии указаны ниже в таблице критериев экзаменационной оценки. | |
Развёрнутые критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций на экзамене по дисциплине «История и методология юридической науки»
Сформированность компетенций | Неудовлетворительно | Удовлетворительно (пороговый) | Хорошо (базовый) | Отлично (продвинутый) |
ОК-3; ОК-4; ОК-5; ПК-11; ПК-13; ПК-14 | Не знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Не умеет : научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. Не владеет навыками: использования методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработки правовой информации, применения разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работы с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. | Частично знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Частично умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. Частично владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. | В целом знает: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. В целом умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. В целом владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. | Знает точно и полно: признаки, уровни, содержание, критерии и формы развития юридической науки, её эволюцию, общую и видовую методологию и этику, формы права, особенно НПА, и их толкование. Замечательно умеет: научно оценивать политико-правовые явления и теории, использовать методы, принципы и критерии научно-правового познания, излагать его результаты, соблюдать принципы научной этики, неуклонно и творчески применять общую и видовую методологию правовой науки, толковать формы права и казусы юридической практики, обосновывать свою правовую позицию. Замечательно владеет: использованием методологии изучения политико-правовых явлений и теорий, истории их формирования, этики научно-правового общения, обработкой правовой информации, применением разнообразных методов и принципов познания и конструирования государства и права, работой с правовой информацией и историко-правовыми знаниями, способами толкования форм права и его выражения. |
Оценка знаний по данной дисциплине проводится по 100-бальной шкале в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов» в Университете.
К примеру, оценка знаний и работы студентов очной формы обучения осуществляется в следующих баллах:
№ п/п | Вид обучения | Баллы |
1. | Оценка качества работы студента в 1 семестре, в т.ч.: активная работа на семинаре и др.,
оценка посещаемости учебных занятий | до 40
до 26
до 14 |
2. | Экзамен | до 60 |
3. | Итого: | до 100 |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Образовательная программа 40.04.01 «Юриспруденция» для магистратуры
Дисциплина: История и методология юридической науки
Экзаменационный билет №
(Образец)
1. Вопрос ………………………………………………………………………
2. Вопрос ……………………………………………………………………...
Заведующий кафедрой ______________ / _______________
(подпись) (ФИО)
Примечание: утвержденные билеты хранятся на кафедре.
* Критерии оценки могут быть индивидуальны для каждой деловой игры
Паспорт фонда оценочных средств
по дисциплине «История и методология юридической науки»
№ п/п | Контролируемые темы (разделы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
1. | Темы №1,2, 3,4, 5, 6, 7 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13,ПК-14 | Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра |
2. | Темы № 1, 2, 3, 6 | ОК-3, ОК-4, ОК-5,, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра. |
3. | Темы №4, 5, 7 | ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-14 | Вопросы, семинара. вопросы экзамена, темы докладов, темы контрольных работ, тематический план, тестовые задания, деловая игра. |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра теории права, государства и судебной власти
Дата: 2019-11-01, просмотров: 358.