РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

ФИНАНСЫ представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных (государственных) и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов государства, накапливаемых в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах;

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ - денежно-экономические отношения, обеспечивающий кругооборот денежных фондов предприятий различных форм собственности.

Таким образом, финансовые отношения составляют значительную часть экономических денежных отношений.

Деньги - всеобщий эквивалент, измеритель затрат общественного труда.

Финансы - экономический механизм, с помощью которого распределяются финансовые ресурсы внутри государства.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция реализуется в 2 процессах.

1).   Распределение национального дохода среди участников материального производства.

2). Перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферой, между различными социальными группами населения, между разными регионами. Основой перераспределения является взыскание налогов и использование денежных средств в интересах государства.

2. КОНТРОЛЬНАЯ функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП (валовой внутренний продукт) по соответствующим направлениям и их целевым использованием.

УПРАВЛЕНИЕ - совокупность действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования какой-либо системы, какого-либо процесса.

Целью управления финансами является обеспечение стабильного развития экономических систем.

 

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, — называется Финансовым аппаратом.

ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

1.    Стратегическое управление выражается в разработке финансовой политики, определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу установления объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ, разработке финансовых планов, обеспечивающих достижение стратегических целей.

2.    Оперативное управление финансами включает комплекс мер, направленных на достижение максимальных финансовых результатов в условиях конкретной ситуации и обеспечение выполнения финансовых планов.

3.    КОНТРОЛЬ за Финансами состоит в изучении их соответствия законодательным и нормативным актам, плановым показателям, выяснении резервов роста ресурсов. Он служит основой стратегического и оперативного управления.

1.4. Финансовая политика

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — это управляющее воздействие, основным содержанием которого является установление принципов функционирования финансовой систем государства, ее отдельных элементов или финансов хозяйственного субъекта (финансовая политика предприятия) и реализация их на практике.

Направления финансовой политики:

1.    Экономическое

2.    Социальное

3.    Культурное

4.    Техническое

5.    Бюджетное

6.    Кредитное

7.    Внутренняя и внешняя политика

 

В составе финансовой политики выделяют:

1. БЮДЖЕТНУЮ политику, которая ставит своей целью определение:

-      источников формирования «донора» государственного бюджета;

-      приоритетных направлений расходов бюджета;

-      допустимых пределов разбалансированности бюджета;

-      источников финансирования бюджетного дефицита;

-      принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В составе бюджетной политики выделяют: налоговую, инвестиционную политику, политику управления государственным долгом и др.

 

2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ политику - обеспечивает устойчивость денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, своевременность и бесперебойность расчетов через регулирование деятельности банковской системы.

В кредитной политики выделяют: эмиссионную, ценовую, валютную, кредитную.

1.5. Финансовый контроль

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка эффективности финансовых операций и целесообразности расходов.

ФК можно разделить на 2 сферы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ — обеспечивает реализацию финансовой политики государства и осуществляется государственными финансовыми органами.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ — подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль могут выполнять банки, страховые фирмы и учреждения. Внутренний контроль финансовый менеджмент. Его главным содержанием является оценка финансового состояния, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия.

Как внешний, так и внутренний контроль может выполняться с привлечением аудиторских фирм.

Подробнее остановимся на государственном финансовом контроле.

1. Финансовый контроль со стороны представительных органов для его проведения создаются специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федераций (СФ) и Государственной Думы (ГД), Счетная палата РФ. Комиссия Государственной думы по бюджету, налогам, банкам и финансам проводит экспертно аналитическую работу по финансовым вопросам.

Перед Счетной палатой поставлены следующие задачи:

-      организация контроля за исполнением федерального бюджета (ФБ) и внебюджетных фондов (ВБФ),

-      подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса,

-      оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств,

-      определение степени обоснованности статей проектов ФБ,

-      финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятие федеральных законов для бюджета,

- контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков, и т.д.

1

 

Основные формы контроля проводимого Счетной Палатой — тематические проверки и ревизии.

2.    Президентский контроль — за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления ГД кандидатуры для назначения на должность председателя центрального банка.

3.    Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ. Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляют Контрольноревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства. КРУ Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов и внебюджетных фондов, проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы КРУ могут направлять в вышестоящие и правоохранительные органы сведения о выявленных нарушениях.

Органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом. Они могут использовать следующие меры воздействия на нарушителя.

-      приостановление операций по счетам

-      бесспорное взыскание денежных средств

-      штраф в размере учетной ставки ЦБ РФ.

4.    Обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полнота и своевременная уплата налогов и других обязательных платежей — главная задача Государственной налоговой службы.

К нарушителям налогового законодательства может быть применен целый комплекс мер:

-      финансовые санкции (штрафы, пени, взыскание незаконно полученных доходов)

-      административные санкции к руководству и уголовная ответственность.

5.    Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) — подчинена правительству РФ, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых

 

тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. Приостановление и отзыв лицензий - основные меры их воздействия на нарушителей.

6.    Особая роль в осуществлении ФК принадлежит Центральному банку России (ЦБ РФ). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, организует И контролирует денежно — кредитные отношения в стране. ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и имеет возможность применять к ним следующие меры воздействия: штрафы до 1 % уставного капитала банка, запрет отдельных операций, смена руководства, отзыв лицензий.

7.    Вневедомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-коммерческой деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

· перераспределение национального дохода и ВВП и создание общегосударственного фонда денежных средств;

· государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики;

· контроль за образование и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.

Бюджетная система РФ - основана на экономических отношениях государственного устройства РФ, регулирует нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

 

бюджеты субъектов РФ (региональные) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты.

Бюджеты утверждаются в форме государственных законов представительными

органами соответствующих уровней.

Федеральный бюджет и все региональные бюджеты вместе составляют консолидированный бюджет РФ, а конкретный региональный бюджет и бюджеты всех муниципальных образований на территории региона вместе составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Кроме непосредственно бюджетов в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ в состав бюджетной системы включены целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды.

ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральными законами.

Бюджеты составляются на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными и исполнительными органами власти осуществляют:

•     контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•     проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы, называется БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИЕЙ, которая включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· экономическая классификация расходов бюджетов РФ (по экономическому смыслу - текущие и капитальные);

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (по направлениям финансирования государственных функций и полномочий);

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (по министерствам и ведомствам):

· классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию видов государственных внешних и внутренних долгов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, внешних активов РФ.

 

Доходы бюджета

ДОХОДЫ бюджета представляют собой часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования части централизованных денежных средств и поступают в распоряжение органов власти.

налоговые доходы - предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки, предоставленные соответствующему бюджету.

неналоговые доходы - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; штрафы, средства, полученные в результате конфискации, компенсации, возмещение вреда, причиненного РФ или ее субъектам; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы;

доходы целевых бюджетных фондов;

безвозмездные перечисления.

Все доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на

ВИДЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

 

 

 

 

долговременной основе (не менее чем ни 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы бюджету другого уровня.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ

1.    В зависимости от источников образования: доходы с юридических лиц;

налоги с физических лиц; займы (ГКО);

поступления от реализации государственной собственности.

2.    По видам налогов: акцизы;

единый социальный налог;

НДС;

налог на прибыль и др.

3.    По методам взимания: налоговые; неналоговые.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

1.    Налоги - являются государственным методом перераспределения национального дохода, составляют около 90% всех доходных поступлений.

2.    Государственные займы.

3.    Эмиссия денег - используется только при чрезвычайных обстоятельствах, ведет к росту денежной массы и усилению инфляции.

2.3. Расходы бюджета

РАСХОДЫ бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить назначение бюджетных расходов, а количественная - их величину.

Вес расходы бюджетов разделяются капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, связанные с расширенным воспроизводством и др.

 

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Каждый вид расходов делится по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный - позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные средства. Целевой - определяет конкретные виды затрат с целью их рационального использования и контроля за их использованием.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ

1.    По их роли в процессе воспроизводства:

-      затраты, связанные с финансированием материального производства;

-      затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы.

2.    По общественному назначению:

-      расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;

-      расходы на оборону страны;

-      расходы на содержание аппарата управления и др.

3.    По отраслевой структуре:

-      сельское хозяйство;

-      промышленность;

-      транспорт;

 

 

- торговля и др.

Сбалансированность бюджетов должна обеспечивать соответствие их расходов и источников формирования. В практике бюджетного планирования возможен как дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами, так и его профицит - превышение доходов бюджета над его расходами.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

1.    Кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

2.    Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ:

3.    Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4.    Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:

5.    Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

6.    Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета:

7.    Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

8.    Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.

2.4. Государственный кредит

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берег на себя ответственность за погашение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно выступает гарантом.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

1.    Через распределительную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2.    Регулирующая функция заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, производство и занятость.

3.    Контрольная функция имеет специфические особенности:

связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования как бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

Заемная деятельность государсгва на внутреннем и внешнем рынках ВНУТРЕННЕ ЗАЙМЫ ФЕДЕРАЦИИ.

Для покрытия бюджетного дефицита РФ вынуждена привлекать заемные средства. В бюджетном кодексе ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА определены как займы и кредиты,

 

привлекаемы от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг - долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Общегосударственный долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга Росси служит все имущество, составляющее государственную казну.

ВНЕШНИЕ ЗАЙМЫ ФЕДЕРАЦИИ.

Россия входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной.

Основная сумма долга РФ приходится на Парижский клуб, который объединяет около двух десятков государств.

Второе место по объему долга занимают межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время. Интересы этой группы представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков.

Государство как кредитор

ВНУТРЕННИЕ КРЕДИТЫ

Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.

Бюджетный кредит как форма финансирования бюджетных расходов, которые предусматривают предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной основе или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Заемщиками средств федерального бюджета на возвратной основе могут быть российские предприятия и организации, кроме предприятий с иностранными инвестициями.

ВНЕШНИЕ КРЕДИТЫ.

Государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным юсударствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.

 

ства;

 

 

Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют

долг иностранных государств перед РФ.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

1.    Мера стоимости.

Стоимость товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей.

2.    Средство обращения.

В процессе товарного обращения, Товар - Деньги - Товар, деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения. По сравнению с обменом товара на товар, товарное обращение с использованием денег не требует:   взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся

товаровладельцев, совпадения по времени актов продажи и купли, совпадения актов купли-продажи в пространстве.

С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей.

3.    Средство накопления.

Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах. Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.

4.    Средство платежа.

Вследствие неодинаковой продолжительности периодов производства различных товаров, к моменту появления кого-либо товаропроизводителя на рынке, потенциальные покупатели могут не иметь наличных денег. Возникает необходимость купли-продажи в кредит. Средством обращения тогда служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. При использовании в целях погашения долговых обязательств деньги выполняют функцию средства платежа.

5.    Мировые деньги.

Развитие международных политических и экономических связей (внешнеторговых, международных кредитных отношений, и т.д.) обусловливает функционирование денег на мировом рынке. Мировые деньги выступают в виде слитков благородных металлов, а в условиях развитого капитализма - в виде слитков золота, т.к. неполноценные деньги, имеющие обращение внутри отдельной страны, на мировом рынке теряют силу.

Мировые деньги могут выполнять функции:

международного платежного средства; международного покупательного средства; всеобщего воплощения общественного богатства.

РОЛЬ ДЕНЕГ

1.    Деньги — это всеобщий стоимостной эквивалент.

2.    Авансирование денежного капитала для расширения производства.

3.    Покупка товаров и ресурсов в кредит.

4.    Купля-продажа рабочей силы на рынке труда (Выплата заработной платы).

5.    Реализация товара на внутреннем рынке.

КОНЦЕПЦИИ 110 ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДЕНЕГ

1.    Рационалистическая (Аристотель) — объясняет происхождение денег соглашением между людьми и считает, что деньги - это орудие технического обмена и не более того.

2.    Эволюционная (Карл Маркс) — доказывает, что деньги появились помимо воли людей в результате длительного развития, обмена, т.е. из огромного товарного мира выделился особый товар, выполняющий роль денег.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОБМЕНА

1.    Простая (случайная) форма стоимости соответствует ранней ступени обмена (между общинами), когда обмен носил случайный характер, т.е. когда один товар выражал стоимость другого.

2.    Полная (развернутая) форма стоимости связана с развитием обмена и выделением специализации производства, при этом каждый товар мог обмениваться на множество других товаров.

3.    Всеобщая форма стоимости — т.е. выделение из товарного мира отдельных товаров, играющих роль всеобщего эквивалента (соль, мука, скот).

4.    Роль всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами (золото, серебро) в силу их естественных свойств.

ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ

1.    Металлические:

1)    золото - слитковые - металлические деньги в форме слитков разной формы (пластины, проволока).

2)    золото - девизные - чеканка монет по установленной законом форме с определенным весовым содержанием.

2.    Бумажные - денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита, наделенные государством принудительным курсом, позволяющим выполнять им роль покупательного и платежного средства.

3.    Кредитные - чек, кредитная пластиковая карточка, электронные деньги и т.д.

14

 

4.2, Наличное и безналичное денежное обращение ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ - движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме. Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов (в кошельках населения). Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребностей в деньгах у одной из двух сторон.

Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вклады кредитных учреждений, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличные и безналичные.

НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения).

Наличные деньги используются:

•     для кругооборота товаров и услуг;

•     для расчетов, не связанных непосредственно с движением товара и услуг, а именно: расчетов по выплате зарплаты, премий, пособий, пенсий, по выплате страхового возмещения по договорам страхования; по платежам населения за коммунальные услуги и др.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами (между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государством и т.д.).

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карт). Эмиссию наличных денег осуществляет ЦБ РФ. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

Налично-денежное обращение регулируется Гражданским кодексом РФ.

БЕЗНАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета для оплаты, взаимных расчетов посредством перечислений с одного счета на другой.

Все вопросы с регулированием безналичных расчетов устанавливается ЦБ РФ в соответствии с законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более 2 операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти в пределах РФ.

В качестве форм безналичных расчетов используются:

платежные поручения, платежные требования (инкассо);

аккредитивы;

расчетные чеки;

электронные платежи.

РАЗДЕЛ 5. СТРАХОВАНИЕ

По мнению ученых, страхование является одной из древнейших категорий общественных отношений. Предполагается, что первоначальный смысл этого понятия был связан со словом «страх». Люди испытывали страх за свое имущество, думали об его сохранении, о том, как бы его не украли, чтобы оно не пострадало от стихийного бедствия. Впрочем, нельзя говорить только в прошедшем времени - с тех пор, как зародилось само понятие страхования, страх сам по себе так и остался.

5.1. Сущность страхования и история его развития

В те времена, когда еще не было капитализма, основной формой страхования бала взаимопомощь. Она носила разовый характер. Ученые предполагают, что первичные формы страхования встречались за несколько тысячелетий до нашей эры.

Так, в законах вавилонского царя Хамурапи предусматривались соглашения между участниками торгового каравана. В них говорилось, что все торговцы обязаны вместе нести убытки, постигшие кого-либо в пути от нападения разбойников, кражи, стихийного бедствия и т. д.

В дальнейшем страхование стало приобретать более совершенную форму. Оно строилось на основе регулярных платежей, которые, в свою очередь, приводили к накоплению денежных средств и созданию страхового фонда. Подобные организации существовали, к примеру, в Древней Индии и в Древнем Египте. В основном это были организации взаимопомощи ремесленников и торговцев.

Появление страхования на Руси связывают с памятником древнего права «Русской правды» (Х-Х1 вв.). В нем были прописаны нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной в случае убийства, так же можно обнаружить все элементы договора страхования 1ражданской ответственности.

На государственном уровне страхование в России стало развиваться со времен Екатерины. В начале Х|Х в. появляется страхование как вид коммерции. Первые страховые компании - «Саламандра», «Россия», «Российское общество» и др.

специализировались на страховании от огня.

В Петербурге, а потом и в Москве с 1869 г. стали возникать общества взаимопомощи на профессиональной основе. В XIX в. появляются и первые случаи страхования рабочих.

Основным событием в плане социального страхования рабочих в России в начале XX в. явился закон 1912 г., согласно которому социальное страхование стало

государственным.

В советский период страхование было монополизировано единственным страховщиком - Госстрахом. Ситуация стала меняться после легализации предпринимательства.

В 1996 г. Правительством РФ было принято постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ».

 

В 1997 г. была разработана специальная целевая программа страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Но нельзя говорить об окончательном становлении страхования в России.

Совершенствование страхового рынка продолжается.

5.2. Сущность страхования

СТРАХОВАНИЕ - это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают в себя совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями, т. е.

рисками.

ФУНКЦИИ СТРАХОВАНИЯ

1.    Формирование специализированного фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Данная функция реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещение убытков.

2.    Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Порядок возмещения определяется страховыми компаниями, исходя из условий договоров страхования, и регулируется государством.

3.    Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба. Эта функция предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий (превенции). В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ

1.    По форме организации:

1)    Государственное страхования представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (закон о статусе страховой деятельности).

2)    Акционерное страхование - негосударственная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставной фонд которого формируется из акций и других ценных бумаг.

3)    Взаимное страхование I негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических, юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Такая форма страхования является некоммерческой, т.

 

е. эта деятельность не преследует цели получения прибыли.

4)    Кооперативное страхование - негосударственная организационная форма.

Она заключается в проведении страховых операций кооперативами.

5)    Медицинское страхование - особая организационная форма страховой деятельности.

В России она выступает как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Его цель - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая Получение медицинской помощи за счет накопленных средств.

2.    По отраслевому признаку:

1.    СТРАХОВАТЕЛЬ - физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные взносы и имеющее право на основании договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.

2.    СТРАХОВЩИК (андеррайтер) - юридическое лицо, проводящее страхование, принимающее на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму. Страховщик обязан пройти государственную регистрацию и иметь лицензию на страхование.

3.    СТРАХОВЫЕ АГЕНТЫ И СТРАХОВЫЕ БРОКЕРЫ.

Страховые агенты - представители страховщика, страховые брокеры - представители и ‘ страховщика и страхователя. Агенты и брокеры работают за комиссионное вознаграждение.

4.    ЗАСТРАХОВАННЫЙ - физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования. На практике застрахованный может быть одновременно и страхователем, если уплачивает денежные (страховые) взносы.

5.    ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ:

1)    получатель выплаты в случае смерти застрахованного.

2)    получатель выплаты, назначенный собственником, или сам собственник имущества.

6.    ТРЕТЬЕ ЛИЦО:

1)    лицо, которому нанесен ущерб лицом, застрахованным по риску ответственности.

2)    виновный в выплате по личному и имущественному страхованию.

5.4. Основные понятия страхования

1.    ОБЪЕКТ СТРАХОВАНИЯ - материальный носитель страховой защиты:

жизнь, здоровье, трудоспособность - в личном страховании; здания, оборудование, транспорт и другие материальные ценности - в имущественном страховании).

Страховая защита объекта ограничена в тех пределах, в которых расположены застрахованные объекты.

2.    СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ - событие, при наступлении которого страховщик обязан выплатить страхователю страховое возмещение или обеспечение при условии

 

своевременной уплаты страховых взносов. Случайность страхового случая заключается в том, что страховщики продают услугу, о которой заранее нечего неизвестно (где, когда произойдет, и какие объекты повредятся).

3.    СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ (платеж, взнос) - оплаченный страховой интерес, плата за страховой риск в денежной форме. Страховую премию оплачивает страхователь и вносит страховщику согласно договору страхования. Вносится единовременно авансом при вступлении в страховые отношения мл по частям (ежемесячно, ежеквартально) в течении всего срока страхования. Размер страховой премии отражается в страховом полисе.

4.    СТРАХОВОЙ ПОЛИС - документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю. Удостоверяет заключенный договор страхования и содержит все его условия.

5.    СТРАХОВАЯ СУММА - денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности, жизнь, здоровье трудоспособность.

6.    СРОК СТРАХОВАНИЯ - временной интервал, в течении которого застрахованы объекты страхования. Может колебаться от нескольких дней до нескольких лет.

7.    ПРАВО НА РЕГРЕСС- право предъявления регрессного требования страховщика к виновной стороне.

8.    ФРАНШИЗА - минимальная, не компенсируемая страховщиком часть убытка, понесенная страхователем. Устанавливается добровольно и фиксируется в договоре. Ставка франшизы может быть определена: 1) в процентах к величине страховой суммы; 2) в процентах к величине страхового убытка. При применении франшизы страховщик получает скидку со страхового тарифа.

Условная франшиза: страховщик освобождается от ответственности, если ущерб не превышает величину франшизы; если ущерб превышает сумму, определяемую ставкой франшизы, то страховщик выплачивает страховое возмещение полностью.

Безусловная франшиза: страховщик выплачивает страхователю возмещение от убытка за минусом суммы франшизы.

5.5. Системы страхования

1.    Страхование по действительной стоимости имущества (ущерб=возмещению).

2.    Страхование по системе пропорциональной ответственности (неполное, частичное страхование объекта). В этом случае сумма страхового возмещения уменьшается пропорционально доле страховой суммы в действительной стоимости объекта:

3.    Страхование по системе первого риска. В этом случае страховое возмещение выплачивается в размере ущерба, но в пределах страховой суммы.

Ущерб сверх страховой суммы вообще не выплачивается.

 

4.    Страхование по восстановительной стоимости. В этом случае страховое возмещение равно цене нового имущества соответствующего вида. Но и страховые взносы при этом будут выше, чем при других системах страхования.

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

ФИНАНСЫ представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных (государственных) и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов государства, накапливаемых в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах;

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ - денежно-экономические отношения, обеспечивающий кругооборот денежных фондов предприятий различных форм собственности.

Таким образом, финансовые отношения составляют значительную часть экономических денежных отношений.

Деньги - всеобщий эквивалент, измеритель затрат общественного труда.

Финансы - экономический механизм, с помощью которого распределяются финансовые ресурсы внутри государства.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция реализуется в 2 процессах.

1).   Распределение национального дохода среди участников материального производства.

2). Перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферой, между различными социальными группами населения, между разными регионами. Основой перераспределения является взыскание налогов и использование денежных средств в интересах государства.

2. КОНТРОЛЬНАЯ функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП (валовой внутренний продукт) по соответствующим направлениям и их целевым использованием.

УПРАВЛЕНИЕ - совокупность действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования какой-либо системы, какого-либо процесса.

Целью управления финансами является обеспечение стабильного развития экономических систем.

 

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, — называется Финансовым аппаратом.

ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

1.    Стратегическое управление выражается в разработке финансовой политики, определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу установления объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ, разработке финансовых планов, обеспечивающих достижение стратегических целей.

2.    Оперативное управление финансами включает комплекс мер, направленных на достижение максимальных финансовых результатов в условиях конкретной ситуации и обеспечение выполнения финансовых планов.

3.    КОНТРОЛЬ за Финансами состоит в изучении их соответствия законодательным и нормативным актам, плановым показателям, выяснении резервов роста ресурсов. Он служит основой стратегического и оперативного управления.

1.4. Финансовая политика

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — это управляющее воздействие, основным содержанием которого является установление принципов функционирования финансовой систем государства, ее отдельных элементов или финансов хозяйственного субъекта (финансовая политика предприятия) и реализация их на практике.

Направления финансовой политики:

1.    Экономическое

2.    Социальное

3.    Культурное

4.    Техническое

5.    Бюджетное

6.    Кредитное

7.    Внутренняя и внешняя политика

 

В составе финансовой политики выделяют:

1. БЮДЖЕТНУЮ политику, которая ставит своей целью определение:

-      источников формирования «донора» государственного бюджета;

-      приоритетных направлений расходов бюджета;

-      допустимых пределов разбалансированности бюджета;

-      источников финансирования бюджетного дефицита;

-      принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В составе бюджетной политики выделяют: налоговую, инвестиционную политику, политику управления государственным долгом и др.

 

2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ политику - обеспечивает устойчивость денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, своевременность и бесперебойность расчетов через регулирование деятельности банковской системы.

В кредитной политики выделяют: эмиссионную, ценовую, валютную, кредитную.

1.5. Финансовый контроль

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка эффективности финансовых операций и целесообразности расходов.

ФК можно разделить на 2 сферы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ — обеспечивает реализацию финансовой политики государства и осуществляется государственными финансовыми органами.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ — подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль могут выполнять банки, страховые фирмы и учреждения. Внутренний контроль финансовый менеджмент. Его главным содержанием является оценка финансового состояния, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия.

Как внешний, так и внутренний контроль может выполняться с привлечением аудиторских фирм.

Подробнее остановимся на государственном финансовом контроле.

1. Финансовый контроль со стороны представительных органов для его проведения создаются специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федераций (СФ) и Государственной Думы (ГД), Счетная палата РФ. Комиссия Государственной думы по бюджету, налогам, банкам и финансам проводит экспертно аналитическую работу по финансовым вопросам.

Перед Счетной палатой поставлены следующие задачи:

-      организация контроля за исполнением федерального бюджета (ФБ) и внебюджетных фондов (ВБФ),

-      подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса,

-      оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств,

-      определение степени обоснованности статей проектов ФБ,

-      финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятие федеральных законов для бюджета,

- контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков, и т.д.

1

 

Основные формы контроля проводимого Счетной Палатой — тематические проверки и ревизии.

2.    Президентский контроль — за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления ГД кандидатуры для назначения на должность председателя центрального банка.

3.    Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ. Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляют Контрольноревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства. КРУ Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов и внебюджетных фондов, проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы КРУ могут направлять в вышестоящие и правоохранительные органы сведения о выявленных нарушениях.

Органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом. Они могут использовать следующие меры воздействия на нарушителя.

-      приостановление операций по счетам

-      бесспорное взыскание денежных средств

-      штраф в размере учетной ставки ЦБ РФ.

4.    Обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полнота и своевременная уплата налогов и других обязательных платежей — главная задача Государственной налоговой службы.

К нарушителям налогового законодательства может быть применен целый комплекс мер:

-      финансовые санкции (штрафы, пени, взыскание незаконно полученных доходов)

-      административные санкции к руководству и уголовная ответственность.

5.    Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) — подчинена правительству РФ, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых

 

тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. Приостановление и отзыв лицензий - основные меры их воздействия на нарушителей.

6.    Особая роль в осуществлении ФК принадлежит Центральному банку России (ЦБ РФ). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, организует И контролирует денежно — кредитные отношения в стране. ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и имеет возможность применять к ним следующие меры воздействия: штрафы до 1 % уставного капитала банка, запрет отдельных операций, смена руководства, отзыв лицензий.

7.    Вневедомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-коммерческой деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 181.