Концевой выключатель тепловоза ЧМЭ3 смонтирован в металлическом корпусе 19, к задней стенке которого прикреплена четырьмя винтами изоляционная панель 7. На ней укреплены восемь контактных пальцев и два контактных кольца. Палец 15 вместе с рычагом 12 приклепан к текстолитовому кубику 5, на котором укреплен стержень с бронзовым роликом 4. Рычаг 12 может поворачиваться на оси 9, установленной в скобе 10. К ней приклепано основание 14 с отверстием под болт 13, головка которого входит в кольцевой Т-образный паз 11, проточенный на панели. Болт 13 служит не только для крепления пальца на панели, но и для соединения его (через шунт 22) с соответствующим проводом цепей управления. Переднее 3 и заднее 8 контактные кольца собраны из четырех медных сегментов, укреп ленных на ввернутых в панель колонках 6. Сегменты покрыты слоем серебра.
|
|
В кольцевом пазу между крышкой и кулачком находятся ролики контактных пальцев. Крышка имеет вырез, через который находящиеся в пазу ролики могут выбегать на наружную поверхность крышки по переходному профилю кулачка. Если ролик находится в кольцевом пазу, то его палец замкнут с передним кольцом, к которому присоединен провод 87. Если ролик находится в вырезе крышки (на переходном профиле кулачка), то его палец занимает среднее положение между кольцами. Если ролик выбегает из кольцевого паза на наружную поверхность крышки, то его палец замыкается с задним кольцом, к которому присоединен провод 81. К пальцам (с первого по восьмой) присоединены соответственно провода 75, 76, 77, 78, 79, 80, 85 и 86
На нулевой и 1 -й позициях контроллера первый ролик находится в вырезе крышки, а его палец занимает среднее положение между кольцами. Остальные семь роликов находятся в кольцевом пазу, т. е. их контактные пальцы соединены с передним кольцом .
Выключатели. На главном и вспомогательном пультах управления и распределительном щи-' те тепловоза ЧМЭ3 находятся кнопки типа 236А и выключатели типа 236В. Пластмассовая рукоятка 2 выключателя укреплена внутри стальной втулки 5. В центральное отверстие рукоятки запрессована пластмассовая втулка 4, в нижней части которой сделаны прорези под стальной штифт 3. Между втулкой 5 и рукояткой 2 поставлена пластмассовая колодка 6 с наклонными вырезами на стенках. При сборке выключателя во втулку 4 вставляют сначала штифт 3, а затем стальной цилиндрический стержень 7, на верхнюю часть которого напрессована пластмасса.При повороте рукоятки выключателя в одно из рабочих положений вместе с ней поворачивается и втулка 4 со штифтом 3. Концы штифта, выступающие из втулки, скользят по наклонным поверхностям колодки 6, т. е. штифт движется по спирали, одновременно перемещая вниз стержень 7, который воздействует на подвижные контакты 9 мостикового типа (при повороте рукоятки в другую сторону штифт поднимается вместе со стержнем и подвижными контактами). Угол поворота рукоятки ограничен выступами а колодки, в которые упираются концы штифта Подвижные контакты 9 расположены внутри разъемного корпуса и снабжены возвращающими и
|
Выключатель типа Т6 состоит из головки, одной, двух или трех колодок и соединительных
зажимов. Колодки 13 изготовлены из оргстекла и по конструкции почти не отличаются от рассмотренных выше. В каждой колодке укреплены две пары неподвижных контактов с наружными выводами 12 для подсоединения проводов и два подвижных контакта 9 мостикового типа с притирающей 15 и возвращающей 16 пружинами. Подвижные контакты надеты на стержень 7 из оргстекла, который проходит через центральное отверстие в колодке. Соединение двух или трёх колодок в общий блок осуществляется посредством пластмассовых зажимов 14, выступы которых охватывают боковые стенки двух соседних колодок. Для более надежного крепления внутренние поверхности выступов и наружные поверхности боковых стенок выполнены зубчатыми.
В зависимости от конструктивного исполнения головки выключателя замыкание и размыкание контактов производятся нажатием кнопки или поворотом рукоятки. Головка представляет собой пластмассовый корпу с размещенной внутри него пластмассовой кнопкой. Между корпусом, и кнопкой помещена возвратная пружина. Для крепления выключателя на наружную резьбовую поверхность корпуса наворачивают пластмассовую и стальную гайки.
Переключатель типа ВАСО VS 16. Этот переключатель собран из восьми пластмассовых пластин 2, стянутых двумя шпильками 4, на которые надеты резиновые трубочки 3. К пластинам прикреплены винтами по четыре латунных неподвижных контакта 16, два из которых соединены перемычкой 17, а два используются для крепления проводов из цепей управления. Подвижные контакты изготовлены в виде латунных пластинок (мостиков) 13, вставленных в прорези пластмассовых держателей 14, которые вместе с включающими пружинами 15 установлены в выемках пластин 2. Через отверстия пластин проходит стальной стержень 6 квадратного сечения, на котором жестко укреплены пластмассовая звездочка 9 и восемь пар кулачковых пластмассовых шайб 5, имеющих вырезы различной конфигурации, причем в каждой паре шайб вырезы расположены диаметрально противоположно. На выступающем конце стержня укреплена пластмассовая рукоятка 8. При повороте рукоятки вместе со стержнем в определенное положение концы держателей 14 под действием пружин попадают в вырезы двух кулачковых шайб, при этом оба подвижных контакта соединяются с неподвижными, замыкая соответствующую цепь управления .
Для крепления стяжных шпилек по торцам. выключателя поставлены пластмассовые диски 1 и 7. Между диском 7 и верхней пластиной 2 помещена пластмассовая шайба 10, в вырезах которой установлены пружины 11, прижимающие цилиндрические пластмассовые стержни 12 к выемкам звездочки 9.
Переключатель типа KSP 15 собран из отдельных пластмассовых пластин 2, на которых укреплены шесть латунных держателей 14 и шесть неподвижных латунных контактов 16. На держателях шарнирно укреплены латунные контактные пальцы 21, соединенные с ними шунтами. Провода из цепей уп равления присоединены к держателям и неподвижным контактам. Пальцы своими роликами 20 опираются на пластмассовые кулачковые шайбы 5, насаженные на стальной стержень б квадратного сечения. При повороте рукоятки 8, укрепленной на конце стержня, ролики контактных пальцев попадают во впадины или на выступы шайб, происходит замыкание или размыкание контактов. Для фиксации определенного положения рукоятки переключателя на стержне б укреплен храповик 23, в вырезы которого под действием пружины 11 входят ролики двух рычагов 22. Пластмассовые пластины стянуты четырьмя шпильками 4, на которые снизу надета скоба 19. На нижнем конце стержня укреплены две шайбы 18. В крайних положениях переключателя выступ шайбы упирается в отогнутый язычок скобы 19.
Отключатель. В аппаратной камере установлен рубильник (отключатель) аккумуляторной батареи На изоляционной панели 5 укреплены болтами верхние 6 и нижние 8 контактные зажимы. В средней части панели шарнирно укреплены два стальных ножа Г-образной формы, которые вверху соединены пластмастмассовой рукояткой 3. К ней присоединен также средний нож 2. В верхнем положении рубильника нож 2 входит в зажим 4, соединенный с проводом 45 К верхним зажимам 6 присоединены кабели 21 и 23, идущие от "плюса" и "минуса" аккумуляторной батареи, а к нижним зажимам 8 — шины 81 и 82, выведенные на панель зажимов КЗ К ножам 1 присоединены шины 20 и 24 и провода 20 и 24 .
На тепловозах ТЭ10 применены двухполюсные тумблеры типа ТВ 1-2.
Предохранители. В аппаратной камере тепловоза ЧМЭ3установлены плавкие предохранители типа РНО, защищающих цепи управления от токов короткого замыкания. Предохранитель имеет керамический корпус 4, закрытый с торцов латунными крышками 6 и 13, под которые ставят асбестовые прокладки. Через прорези в крышках проходят латунные контактные пластины 7 и 12. Концы пластин отогнуты в разные стороны и припаяны к крышкам. Внутрь корпуса помещена плавкая вставка 3 — медная пластинка, припаянная к верхней и нижней контактным пластинам. В нескольких местах вставки сделаны вырезы и отверстия, уменьшающие ее поперечное сечение до необходимого размера, рассчитанного на определенный ток. При протекании по цепи тока, превышающего расчетный в 1,5—2 раза, плавкая вставка перегорает сразу в нескольких местах, что уменьшает размер дуги, возникающей при перегорании вставки. Для быстрого гашения дуги внутреннее пространство корпуса предохранителя заполнено кварцевым песком.
К верхней крышке 6 припаян медный упругий язычок 5, отогнутый конец которого соединен с плавкой вставкой медной проволочкой, проходящей через отверстие в крышке. Так как одновременно с плавкой вставкой перегорает и проволочка, то язычок разгибается, сигнализируя о перегорании плавкой вставки.
На тепловозах ТЭ10 применяются предохранители на 160 и 125 А, в цепях вспомогательных генераторов и в цепи электродвигателя маслопрокачивающего насоса. Разборные предохранители состоят из фибровой трубки 2, в которую помещена плавкая вставка 3 из листового цинка толщиной 0,6 мм. Вставка болтами прикреплена к контактным ножам 1, которые врубаются в пружинящие контактные стойки, соединенные с соответствующей цепью. Вставка перегорает, когда по ней проходит ток, превышающий номинальное значение для данного предохранителя. Трубку заполняют асбестовой бумагой, толченым мелом, кварцевым песком или мраморной крошкой, которые способствуют гашению дуги и защищают трубку от выгорания.
Выключатель автоматический типа АЕ-25 |
Автоматические выключатели. Эти аппараты защищают цепи управления от перегрузок и токов коротких замыканий. Все детали автоматического выключателя собраны в пластмассовом корпусе 1, который закрыт крышкой. В нижней части корпуса установлена катушка 12 с сердечником. Одни конец катушки соединен с нижним зажимом 15, а другой имеет гибкое соединение с подвижным контактом 4. Сердечник катушки укреплен на Г-образном ярме 13. Сверху на ярмо опирается якорь 11, один конец которого соединен с возвратной пружиной 14, закрепленной на ярме. Неподвижный контакт 6 соединен с верхним зажимом 7. Размыкание контактов происходит в дугогасительной камере, образованной постоянным магнитом 3 и двумя полюсными наконечниками 5. Когда выключатель включен, ток от верхнего зажима, к которому прикреплен подводящий провод, проходит через неподвижный 6 и подвижный 4 контакты, гибкие пластины 8 и 2 и катушку 12 к нижнему зажиму 15, соединенному с отводящим проводом. При прохождении по цепи тока больше допустимого магнитный поток катушки возрастает. Якорь, преодолевая усилие пружины 14, притягивается к сердечнику катушки и освобождает защелку, связанную с подвижным контактом, что вызывает автоматическое размыкание контактов. Освободившись от зацепления с якорем, защелка с помощью пружины выталкивает из корпуса язычок 10, сигнализируя тем самым об автоматическом размыкании цепи. При этом пластмассовая рукоятка 9 подвижного контакта не меняет своего положения. Для восстановления цепи надо опустить вниз рукоятку 9, а затем снова поднять ее вверх.
На тепловозах ТЭ10 для защиты электрических цепей от перегрузок и коротких замыканий применяются автоматические выключатели типа АЕ-25 и А3700. Устройство выключателя А3700, используемого в цепи уравнительных соединений, аналогично выключателю АЕ-25, но он имеет трехполюсное исполнение.
Операция включения или отключения выключателя осуществляется переводом рукоятки соответственно в верхнее или нижнее положение. Автомат смонтирован на основании 1, на котором размещены все его части, закрывающиеся крышкой 3. Коммутирующее устройство состоит из подвижного 4 и неподвижного 10 контактов. Гашение дуги при разрыве контактов происходит в деионной решетке 11 дугогасительной камеры. Автоматическое отключение производится электромагнитным расцепителем максимального тока 9 при коротком замыкании и тепловым расцепителем тока 8 при возникновении перегрузки. При этом незакрепленный конец биметаллической пластинки теплового максимального расцепителя 8 нажимает на рейку 7 и освобождает защелку механизма управления 5; под действием пружины подвижной контакт займет разомкнутое положение, а рукоятка 6— нейтральное. Для включения выключателя после его автоматического выключения предварительно необходимо движением рукоятки вниз до отказа ввести рычаг взвода в зацепление с рейкой 7, после чего рукоятку перевести вверх до отказа. При автоматическом срабатывании выключателя повторно его включают не ранее 1 мин после срабатывания. Выключатели снабжены пламегасительным устройством 2.
Устройство междутепловозного соединения . Для работы по системе двух единиц ЧМЭ3 на заднем буферном брусе с правой стороны укреплена розетка РЗУ, а на тепловозе имеется кабель междутепловозного соединения с двумя штепсельными головками по концам. В литом алюминиевом корпусе 8 штепсельной головки расточены три гнезда, в которые вставле ны изоляционные шайбы 18. Запрессованный в шайбу стальной штифт входит в прорезь корпуса, предотвращая проворот шайбы. Шайбы прижаты к корпусу при помощи стальной рамки 17, которая привернута четырьмя винтами В каждой шайбе установлены восемь подвижных контактов 9, состоящих из двух частей — виг, между которыми поставлена пружина 28. Наружная часть в подвижного контакта представляет собой латунный цилиндрический стержень с серебряной напайкой б на переднем торце, а внутренняя часть г выполнена в виде латунного болта, к заднему торцу которого припаян соответствующий провод. Обе части подвижного контакта вместе с пружиной помещены в разъемную обойму 27, которую вставляют в расточку а на переднем торце изоляционной шайбы 18. На резьбовой хвостовик части г навернуты две гайки.
Для фиксации штепсельной головки относительно розетки РЗУ на двух крайних шайбах укреплены двумя гайками латунные направляющие штыри 26, а в центральное отверстие средней шайбы вставлен стальной стержень 3 с глухим резьбовым отверстием. На другом конце стержня 3, выходящем из корпуса, жестко укреплена рукоятка 2. Между корпусом 8 и рукояткой помещена стальная втулка 4, свободно надетая на стержень.
Провода 25, припаянные к подвижным контактам, выведены из корпуса головки через окно и алюминиевую горловину 20, которая прикреплена к корпусу двумя болтами. Между корпусом и горловиной поставлена резиновая прокладка 19. Все соединительные провода между обеими штепсельными головками помещены в защитный кожаный чехол 1.
Междутепловозное соединение (а) и монтажная схема розетки РЗУ (б): / — защитный чехол; 2,7 — рукоятки; 3, б, 14, 24 — стержни; 4 — втулка; 5 — крышка; 8 — корпус головки; 9, 12 — подвижный и неподвижный контакты; 10 — буферный брус; 11 — кронштейн; 13 — труба; 15 — корпус розетки; 16,18 — изоляционные шайбы; 17 — рамка; 19 — резиновая прокладка; 20 ~- горловина; 21 — болт; 22 — винт; 23 — ось; 25 — провод; 26 — направляющий штырь; 27 — обойма; 28 — пружина; а — расточка; б — серебряная напайка; в, г — наружная и внутренняя части подвижного контакта; д — отверстие
Для заряда батареи аккумуляторов, запуска дизеля и передвижения тепловоза ЧМЭ3 при неработающем дизеле предназначена панель КЗ.
Панель КЗ: 1 — крышка; 2 — контактные зажимы "Пуск"; 3 — контактные зажимы "Движение"; 4 — барашковая гайка; 5 текстолитовая панель; 6 — изоляционная прокладка; 1 — розетка РЗБ.
Межтепловозные соединения (IT , 2 T , ЗТ) тепловозов ТЭ10 состоит из розеток и переносных штепселей, при помощи которых соединяются провода управления тепловозов Розетка имеет контактные пальцы, а штепсель — соответствующие им контактные гнезда. Контактные пальцы сделаны разрезными, чтобы обеспечивался надежный контакт в соединениях. Для соединения розетки и штепселя предусмотрен винт 8, который входит в углубление розетки. Контакты рассчитаны на ток 25 А и напряжение 110 В.
Чтобы предохранить штепсель от попадания влаги, кабель имеет резиновое уплотнение 6, а полости Б и В залиты изоляционной компаундной массой. Запорное устройство межтепловозного соединения предохраняет штепсель и розетку от размыкания.
|
ТРАНСФОРМАТОРЫ.
Трансформатор распределительный (ТР). Трансформатор типа ТР-23 служит для питания цепей переменного тока: трансформаторов постоянного тока, постоянного напряжения, амплистата возбуждения и индуктивного датчика.
Трансформатор имеет тороидальный сердечник из холоднокатаной стали. Сердечник, обмотки и плата (куда выведены концы обмоток) залиты эпоксидным компаундом
Основные данные | Маркировка зажимов | ||||||
1-4 | 1-3 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 2-3 | |
Напряжение, В | 100 | 60 | 31,5 | 60 | 60 | 60 | 10 |
Ток, А | 11 | 2.5 | 2.6 | 2.6 | 2.6 | 1.4 |
Амплистат возбуждения АВ-ЗА. Ток возбуждения возбудителя тягового генератора тепловоза регулируется амплистатом возбуждения. Амплистат представляет собой магнитный усилитель с питанием от источника переменного тока и с выходом на постоянном токе.
Магнитопровод амплистата состоит из двух сердечников, набранных из П-образных с уширенным ярмом пластин холоднокатаной электротехнической стали. На каждом сердечнике расположено по одной рабочей обмотке (обмотка переменного тока).
Кроме рабочих обмоток,, имеются следующие обмотки: управления, задающая, регулировочная, стабилизирующая, которые обхватывают оба сердечника, управляющая обмотка включена встречно другим. Катушки выполнены без каркаса и залиты эпоксидным компаундом. При изменении тока в обмотках подмагничивания меняется индуктивное сопротивление и ток рабочих обмоток.
Трансформатор постоянного напряжения ТПН-ЗА (ТПН-61) .
Трансформатор постоянного напряжения позволяет получить сигнал, пропорциональный напряжению тягового генератора тепловоза. Управляющая обмотка охватывает оба сердечника. Сердечники с обмотками залиты эпоксидным компаундом
|
Дата: 2019-11-01, просмотров: 470.