Выключатели и переключатели.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Концевой выключатель тепловоза ЧМЭ3 смонтирован в металлическом корпу­се 19, к задней стенке которого при­креплена четырьмя винтами изоляционная панель 7. На ней укреплены во­семь контактных пальцев и два кон­тактных кольца. Палец 15 вместе с рычагом 12 приклепан к текстолито­вому кубику 5, на котором укреплен стержень с бронзовым роликом 4. Ры­чаг 12 может поворачиваться на оси 9, установленной в скобе 10. К ней при­клепано основание 14 с отверстием под болт 13, головка которого входит в кольцевой Т-образный паз 11, про­точенный на панели. Болт 13 служит не только для крепления пальца на панели, но и для соединения его (через шунт 22) с соответствующим прово­дом цепей управления. Переднее 3 и заднее 8 контактные кольца собраны из четырех медных сегментов, укреп ленных на ввернутых в панель колон­ках 6. Сегменты покрыты слоем серебра.

Концевой выключатель: а — общий вид; б — поперечный разрез; в — контактный палец и его крепление; г — валик с кулачком и крышкой; 1 — кулачок; 2, 20 — крышки; 3,8 — переднее и заднее контактные кольца; 4 — ролик; 5 — кубик; б — колонка;7 — панель;  9 — ось; 10 — скоба; 11— паз; 12 — рычаг; 13 — болт; 14 — основание; 15 — контактный палец; 16 —валик; 17 — втулка; 18 — поводок; 19 — icopnyq 21 — пластинчатая пружина; 22 — шунт; а — выступ  
К корпусу сзади прикреплена втулка 17, в которую вставлен валик 16. На передний конец валика со шпонкой насажен и укреплен гайкой текстолитовый кулачок 1, имеющий выступ (переходный профиль) а. К ку­лачку приклепана стальная крышка 2. С противоположной стороны к валику 16 приварен поводок 18, которым он связан с кулачковым валом 4 регулятора дизеля (отогнутый ко­нец поводка входит в паз регулиро­вочного кулачка, жестко укрепленно­го на валу 4)

Концевой выключатель: а — общий вид; б — поперечный разрез; в — контактный палец и его крепление; г — валик с кулачком и крышкой; 1 -кулачок; 2, 20 - крышки; 3,8 - переднее и заднее контактные кольца; 4 -ролик; 5 - кубик; б -колонка;7 - панель; 9 - ось; 10 - скоба; 11- паз; 12- рычаг; 13 -болт; 14- основание; 15 - контактный палец; 16 -валик; 17 -втулка; 18 - поводок; 19 – корпус; 21 — пластинчатая пружина; 22 — шунт; а — выступ    

В кольцевом пазу между крышкой и кулачком находятся ролики контактных пальцев. Крышка имеет вырез, через который находящиеся в пазу ро­лики могут выбегать на наружную по­верхность крышки по переходному профилю кулачка. Если ролик нахо­дится в кольцевом пазу, то его палец замкнут с передним кольцом, к кото­рому присоединен провод 87. Если ро­лик находится в вырезе крышки (на переходном профиле кулачка), то его палец занимает среднее положение между кольцами. Если ролик выбегает из кольцевого паза на наружную поверхность крышки, то его палец замы­кается с задним кольцом, к которому присоединен провод 81. К пальцам (с первого по восьмой) присоединены со­ответственно провода 75, 76, 77, 78, 79, 80, 85 и 86

На нулевой и 1 -й позициях контрол­лера первый ролик находится в вырезе крышки, а его палец занимает среднее положение между кольцами. Осталь­ные семь роликов находятся в кольце­вом пазу, т. е. их контактные паль­цы соединены с передним кольцом .

Выключатели. На главном и вспомогательном пультах управления и распределительном щи-' те тепловоза ЧМЭ3 находятся кнопки типа 236А и вы­ключатели типа 236В. Пластмассовая рукоятка 2 выключателя укреплена внутри стальной втулки 5. В центральное от­верстие рукоятки запрессована пласт­массовая втулка 4, в нижней части которой сделаны прорези под сталь­ной штифт 3. Между втулкой 5 и руко­яткой 2 поставлена пластмассовая ко­лодка 6 с наклонными вырезами на стенках. При сборке выключателя во втулку 4 вставляют сначала штифт 3, а затем стальной цилиндрический стержень 7, на верхнюю часть которо­го напрессована пластмасса.При повороте рукоятки выключа­теля в одно из рабочих положений вместе с ней поворачивается и втулка 4 со штифтом 3. Концы штифта, вы­ступающие из втулки, скользят по на­клонным поверхностям колодки 6, т. е. штифт движется по спирали, одновре­менно перемещая вниз стержень 7, ко­торый воздействует на подвижные контакты 9 мостикового типа (при по­вороте рукоятки в другую сторону штифт поднимается вместе со стерж­нем и подвижными контактами). Угол поворота рукоятки ограничен высту­пами а колодки, в которые упираются концы штифта Подвижные контакты 9 рас­положены внутри разъемного корпуса и снабжены возвращающими и

 
прити­рающими пружинами. Корпус выключателя собран из нескольких пластмассовых колодочек 8, стянутых двумя болтами. К колодочкам прикреплены непод­вижные контакты 10 с наружными вы­водами для подсоединения проводов из цепей управления. Втулка 5 двумя винтами соединяется с верхней коло­дочкой корпуса. Выключатель укреп­ляют при помощи гайки 1, под которую
     
 

ставят резино­вую прокладку

 

 

Выключа­тель типа Т6 состоит из головки, одной, двух или трех коло­док и соединительных

зажимов. Ко­лодки 13 изготовлены из оргстекла и по конструкции почти не отличаются от рассмотренных выше. В каждой ко­лодке укреплены две пары неподвиж­ных контактов с наружными вывода­ми 12 для подсоединения проводов и два подвижных контакта 9 мостикового типа с притирающей 15 и возвращающей 16 пружинами. Подвижные кон­такты надеты на стержень 7 из орг­стекла, который проходит через цент­ральное отверстие в колодке. Соединение двух или трёх колодок в общий блок осуществляется посредст­вом пластмассовых зажимов 14, вы­ступы которых охватывают боковые стенки двух соседних колодок. Для бо­лее надежного крепления внутренние поверхности выступов и наружные по­верхности боковых стенок выполнены зубчатыми.

В зависимости от конструктивного исполнения головки выключателя за­мыкание и размыкание контактов производятся нажатием кнопки или поворотом рукоятки. Головка представляет собой пластмассовый корпу с размещенной внутри него пластмассовой кнопкой. Между корпусом, и кноп­кой помещена возвратная пружина. Для крепления выключателя на  наружную резьбовую по­верхность корпуса наворачивают пла­стмассовую и стальную  гайки.

Переключатель типа ВАСО VS 16. Этот переключатель собран из восьми пла­стмассовых пластин 2, стянутых дву­мя шпильками 4, на которые надеты резиновые трубочки 3. К пластинам прикреплены винтами по четыре ла­тунных неподвижных контакта 16, два из которых соединены перемычкой 17, а два используются для крепления проводов из цепей управления. По­движные контакты изготовлены в ви­де латунных пластинок (мостиков) 13, вставленных в прорези пластмассо­вых держателей 14, которые вместе с включающими пружинами 15 уста­новлены в выемках пластин 2. Через отверстия пластин проходит стальной стержень 6 квадратного се­чения, на котором жестко укреплены пластмассовая звездочка 9 и восемь пар кулачковых пластмассовых шайб 5, имеющих вырезы различной конфи­гурации, причем в каждой паре шайб вырезы расположены диаметрально противоположно. На выступающем конце стержня укреплена пластмассо­вая рукоятка 8. При повороте рукоят­ки вместе со стержнем в определенное положение концы держателей 14 под действием пружин попадают в вырезы двух кулачковых шайб, при этом оба подвижных контакта соединяются с неподвижными, замыкая соответству­ющую цепь управления .

Для крепления стяжных шпилек по торцам. выключателя поставлены пластмассовые диски 1 и 7. Между ди­ском 7 и верхней пластиной 2 помеще­на пластмассовая шайба 10, в вырезах которой установлены пружины 11, прижимающие цилиндрические пла­стмассовые стержни 12 к выемкам звездочки 9.

Переключатель типа KSP 15 собран из от­дельных пластмассовых пластин 2, на которых укреплены шесть латунных держателей 14 и шесть неподвижных латунных контактов 16. На держате­лях шарнирно укреплены латунные контактные пальцы 21, соединенные с ними шунтами. Провода из цепей уп равления присоединены к держателям и неподвижным контактам. Пальцы своими роликами 20 опираются на пластмассовые кулачковые шайбы 5, насаженные на стальной стержень б квадратного сечения. При повороте рукоятки 8, укрепленной на конце стержня, ролики контактных пальцев попадают во впадины или на выступы шайб, происходит замыкание или размыкание контак­тов. Для фиксации определенного по­ложения рукоятки переключателя на стержне б укреплен храповик 23, в вырезы которого под действием пру­жины 11 входят ролики двух рычагов 22. Пластмассовые пластины стянуты четырьмя шпильками 4, на которые снизу надета скоба 19. На нижнем кон­це стержня укреплены две шайбы 18. В крайних положениях переключате­ля выступ шайбы упирается в отогну­тый язычок скобы 19.

Отключатель. В аппаратной ка­мере установлен рубильник (отключа­тель) аккумуляторной батареи На изоляционной панели 5 ук­реплены болтами верхние 6 и нижние 8 контактные зажимы. В средней час­ти панели шарнирно укреплены два стальных ножа Г-образной формы, которые вверху соединены пластмастмассовой рукояткой 3. К ней присоединен также средний нож 2. В верхнем поло­жении рубильника нож 2 входит в за­жим 4, соединенный с проводом 45 К верхним зажи­мам 6 присоединены ка­бели 21 и 23, идущие от "плюса" и "минуса" аккумуляторной батареи, а к нижним зажимам 8 — шины 81 и 82, выведенные на панель зажимов КЗ К ножам 1 присоединены шины 20 и 24 и провода 20 и 24 .

На тепловозах ТЭ10 применены двухполюсные тумблеры типа ТВ 1-2.

Предохранители. В аппаратной камере тепловоза ЧМЭ3ус­тановлены плавкие предохрани­тели типа РНО, защищающих цепи управления от токов короткого замы­кания. Предохранитель име­ет керамический корпус 4, закрытый с торцов латунными крышками 6 и 13, под которые ставят асбестовые про­кладки. Через прорези в крышках про­ходят латунные контактные пластины 7 и 12. Концы пластин отогнуты в раз­ные стороны и припаяны к крышкам. Внутрь корпуса помещена плавкая вставка 3 — медная пластинка, припаянная к верхней и нижней контакт­ным пластинам. В нескольких местах вставки сделаны вырезы и отверстия, уменьшающие ее поперечное сечение до необходимого размера, рассчитан­ного на определенный ток. При проте­кании по цепи тока, превышающего расчетный в 1,5—2 раза, плавкая вставка перегорает сразу в нескольких местах, что уменьшает размер ду­ги, возникающей при перегорании вставки. Для быстрого гашения дуги внутреннее пространство корпуса предохранителя заполнено кварце­вым песком.

К верхней крышке 6 припаян мед­ный упругий язычок 5, отогнутый ко­нец которого соединен с плавкой вставкой медной проволочкой, прохо­дящей через отверстие в крышке. Так как одновременно с плавкой вставкой перегорает и проволочка, то язычок разгибается, сигнализируя о перего­рании плавкой вставки.

На тепло­возах ТЭ10 применяются предохранители на 160 и 125 А, в цепях вспомогательных генераторов и в цепи электродвигателя маслопрокачивающего насоса. Разборные предохранители состоят из фибровой трубки 2, в которую помещена плавкая вставка 3 из листового цинка толщиной 0,6 мм. Вставка болтами прикрепле­на к контактным ножам 1, которые врубаются в пружинящие контактные стойки, соединенные с соответствующей цепью. Вставка перегорает, когда по ней проходит ток, превышающий номинальное значение для данного предохранителя. Трубку заполняют асбесто­вой бумагой, толченым мелом, кварцевым песком или мраморной крошкой, которые способствуют гашению дуги и защищают трубку от выгорания.

Выключатель автоматический типа АЕ-25


Автоматические выключатели. Эти аппараты защищают цепи управ­ления от перегрузок и токов коротких замыканий. Все детали автоматиче­ского выключателя собраны в пластмассовом корпусе 1, который закрыт крышкой. В нижней части кор­пуса установлена катушка 12 с сер­дечником. Одни конец катушки соединен с нижним зажимом 15, а другой имеет гибкое соединение с подвижным контактом 4. Сердечник катушки ук­реплен на Г-образном ярме 13. Сверху на ярмо опирается якорь 11, один ко­нец которого соединен с возвратной пружиной 14, закрепленной на ярме. Неподвижный контакт 6 соединен с верхним зажимом 7. Размыкание кон­тактов происходит в дугогасительной камере, образованной постоянным магнитом 3 и двумя полюсными нако­нечниками 5. Когда выключатель включен, ток от верхнего зажима, к которому при­креплен подводящий провод, прохо­дит через неподвижный 6 и подвиж­ный 4 контакты, гибкие пластины 8 и 2 и катушку 12 к нижнему зажиму 15, соединенному с отводящим проводом. При прохождении по цепи тока боль­ше допустимого магнитный поток ка­тушки возрастает. Якорь, преодоле­вая усилие пружины 14, притягивает­ся к сердечнику катушки и освобожда­ет защелку, связанную с подвижным контактом, что вызывает автоматиче­ское размыкание контактов. Освобо­дившись от зацепления с якорем, за­щелка с помощью пружины выталки­вает из корпуса язычок 10, сигнализи­руя тем самым об автоматическом размыкании цепи. При этом пластмас­совая рукоятка 9 подвижного контак­та не меняет своего положения. Для восстановления цепи надо опустить вниз рукоятку 9, а затем снова поднять ее вверх.

На тепловозах ТЭ10 для за­щиты электрических цепей от перегрузок и коротких замыканий применяются автоматические выключатели типа АЕ-25 и А3700. Устройство выключателя А3700, используемого в цепи уравнительных соединений, анало­гично выключателю АЕ-25, но он имеет трехполюсное исполнение.

Операция включения или отключения выключателя осуществляет­ся переводом рукоятки соответственно в верхнее или нижнее положение. Автомат смонтирован на основании 1, на котором раз­мещены все его части, закрывающиеся крышкой 3. Коммутирую­щее устройство состоит из подвижного 4 и неподвижного 10 кон­тактов. Гашение дуги при разрыве контактов происходит в деионной решетке 11 дугогасительной камеры. Автоматическое отключение производится электромагнитным расцепителем максимального тока 9 при коротком замыкании и тепловым расцепителем тока 8 при возникновении перегрузки. При этом незакрепленный конец биметал­лической пластинки теплового максимального расцепителя 8 нажи­мает на рейку 7 и освобождает защелку механизма управления 5; под действием пружины подвижной контакт займет разомкнутое положение, а рукоятка 6— нейтральное. Для включения выключате­ля после его автоматического выключения предварительно необходимо движением рукоятки вниз до отказа ввести рычаг взвода в за­цепление с рейкой 7, после чего рукоятку перевести вверх до отказа. При автоматическом срабатывании выключателя повторно его включают не ранее 1 мин после срабатывания. Выключатели снаб­жены пламегасительным устройством 2.

 

Устройство междутепловозного соединения . Для работы по системе двух единиц ЧМЭ3 на заднем буферном бру­се с правой стороны укреплена розет­ка РЗУ, а на тепловозе имеется кабель междутепловозного соединения с дву­мя штепсельными головками по кон­цам. В литом алюминиевом корпусе 8 штепсельной головки рас­точены три гнезда, в которые вставле ны изоляционные шайбы 18. Запрессо­ванный в шайбу стальной штифт вхо­дит в прорезь корпуса, предотвращая проворот шайбы. Шайбы прижаты к корпусу при помощи стальной рамки 17, которая привернута четырьмя вин­тами В каждой шайбе установлены во­семь подвижных контактов 9, состоя­щих из двух частей — виг, между которыми поставлена пружина 28. На­ружная часть в подвижного контакта представляет собой латунный цилин­дрический стержень с серебряной на­пайкой б на переднем торце, а внут­ренняя часть г выполнена в виде ла­тунного болта, к заднему торцу которого припаян соответствующий провод. Обе части подвижного контак­та вместе с пружиной помещены в разъемную обойму 27, которую вставляют в расточку а на переднем торце изоляционной шайбы 18. На резьбо­вой хвостовик части г навернуты две гайки.

Для фиксации штепсельной голо­вки относительно розетки РЗУ на двух крайних шайбах укреплены двумя гайками латунные направляющие штыри 26, а в центральное отверстие средней шайбы вставлен стальной стержень 3 с глухим резьбовым отверстием. На другом конце стержня 3, выходящем из корпуса, жестко укреп­лена рукоятка 2. Между корпусом 8 и рукояткой помещена стальная втулка 4, свободно надетая на стержень.

Провода 25, припаянные к подвиж­ным контактам, выведены из корпуса головки через окно и алюминиевую горловину 20, которая прикреплена к корпусу двумя болтами. Между корпусом и горловиной поставлена резиновая прокладка 19. Все соедини­тельные провода между обеими штеп­сельными головками помещены в за­щитный кожаный чехол 1.

 

     
 

Корпус 15 розетки РЗУ также от­лит из алюминиевого сплава. В рас­точках корпуса установлены три изо­ляционные шайбы 16, не отличающи­еся по конструкции от шайб 18. На каждой шайбе укреплены восемь ла­тунных неподвижных точечных кон­тактов 12, на торцах которых также сделаны серебряные напайки б. К пят­надцати из них присоединены провода из цепей управления, проходящие че­рез прикрепленную к корпусу сталь­ную трубу 13, а девять контактов яв­ляются резервными. В крайних шай­бах укреплены латунные стержни 24 с глухими отверстиями д, а в средней — латунный стержень 14, на переднем конце которого наре­зана резьба. Корпус розетки РЗУ вместе с шайбами прикреплен че­тырьмя винтами 22 к кронштейну 11, который в свою очередь прикреп­лен двумя болтами 21 к буферному брусу 10. В верхней части кронштейна установлена стальная ось 23, на кото­рой шарнирно укреплена алюминие­вая крышка 5. При работе одного теп­ловоза вставленный в крышку стер­жень 6, имеющий глухое резьбовое от­верстие, посредством закрепленной на нем рукоятки 7 наворачивают на резь­бовой конец стержня 14, т. е. закрыва­ют розетку плотно прижатой к ней крышкой 5.

 

Междутепловозное соединение (а) и монтажная схема розетки РЗУ (б): / — защитный чехол; 2,7 — рукоятки; 3, б, 14, 24 — стержни; 4 — втулка; 5 — крышка; 8 — корпус головки; 9, 12 — подвижный и неподвижный контакты; 10 — буферный брус; 11 — кронштейн; 13 — труба; 15 — корпус розетки; 16,18 — изоляционные шайбы; 17 — рамка; 19 — резиновая прокладка; 20 ~- горловина; 21 — болт; 22 — винт; 23 — ось; 25 — провод; 26 — направляющий штырь; 27 — обойма; 28 — пружина; а — расточка; б — сереб­ряная напайка; в, г — наружная и внутренняя части подвижного контакта; д — отверстие

 

Для заряда батареи аккумуляторов, запуска дизеля и передвижения теп­ловоза ЧМЭ3 при неработающем дизеле предназначена  панель КЗ.

 

 

Панель КЗ: 1 — крышка; 2 — контактные зажимы "Пуск"; 3 — контактные зажимы "Движение"; 4 — барашковая гайка; 5 текстолитовая панель; 6 — изоляционная прокладка; 1 — розетка РЗБ.

 

Межтепловозные соединения (IT , 2 T , ЗТ) тепловозов ТЭ10 состоит из розеток и переносных штепселей, при помощи которых соединяются провода управления тепловозов Розетка имеет кон­тактные пальцы, а штепсель — соответствующие им контактные гнезда. Контактные пальцы сделаны разрезными, чтобы обеспечивался надежный контакт в соединениях. Для соединения розетки и штепселя предусмотрен винт 8, который входит в углубление розетки. Контакты рассчитаны на ток 25 А и напряжение 110 В.

Чтобы предохранить штепсель от попадания влаги, кабель имеет резиновое уплотнение 6, а полости Б и В залиты изоля­ционной компаундной массой. Запорное устройство межтепловоз­ного соединения предохраняет штепсель и розетку от размыка­ния.

Межтепловозное соединение: 1— корпус розетки; 2— крышка с запирающим выступом; 3—ось; 4— пружина; 5— корпус штепселя; 6— уплотнение; 7— гайка; 8— винт; 9— изоляционная шайба штепселя; 10— кон­тактное гнездо; 11—изоляционная шайба розетки; 12—контактный штырь; 13—резиновая прокладка

 


ТРАНСФОРМАТОРЫ.

Трансформатор распределительный (ТР). Трансформатор типа ТР-23 служит для питания цепей переменного тока: трансформаторов постоянного тока, постоянного напряжения, амплистата возбуж­дения и индуктивного датчика.

Трансформатор имеет тороидальный сердечник из холодно­катаной стали. Сердечник, обмотки и плата (куда выведены концы обмоток) залиты эпоксидным компаундом

Основные данные

Маркировка зажимов

1-4 1-3 5-6 7-8 9-10 11-12 2-3
Напряжение, В 100 60 31,5 60 60 60 10
Ток, А   11 2.5 2.6 2.6 2.6 1.4

Амплистат возбуждения АВ-ЗА. Ток возбуждения возбудителя тягового генератора тепловоза регулируется амплистатом возбуждения. Амплистат представляет собой магнитный усилитель с питанием от источника переменного тока и с выходом на постоянном токе.

Магнитопровод амплистата состоит из двух сердечников, набранных из П-образных с уширенным ярмом пластин холоднокатаной электротехнической стали. На каждом сердечнике расположено по одной рабочей обмотке (обмотка переменного тока).

 

 

 

Кроме рабочих обмоток,, имеются следующие обмотки: управления, задающая, регулировочная, стабилизирующая, которые обхватывают оба сердечника, управляющая обмотка включена встречно другим. Катушки выполнены без каркаса и залиты эпоксидным компаундом. При изменении тока в обмотках подмагничивания меняется индуктивное сопротивление и ток рабочих обмоток.

 

Трансформатор постоянного напряжения ТПН-ЗА (ТПН-61) .

Трансформатор постоянного напряжения позволяет получить сигнал, пропорциональный напряжению тягового генератора тепловоза. Управляющая обмотка охватывает оба сердечника. Сердечники с обмотками залиты эпоксидным компаундом

 

Н2—К2— зажимы рабочей об­мотки; НУКУ — зажимы управляющей обмотки

 

 







Дата: 2019-11-01, просмотров: 470.