Тяговый генератор тепловоза ТЭ10 типа ГП311Б.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Генератор ГП311Б – десятиполюсная электрическая машина с независимым возбуждением и принудительной вентиляцией. Магнитная система включает в себя станину, главные и добавоч­ные полюсы. Кольцевой магнитопровод станины изготовлен из толстолистового стального проката с малым содержанием углерода. К станине приварены две лапы, которыми она опирается на поддизельную раму.

В каждой лапе имеются четыре отверстия для крепя­щих болтов и два отверстия с резьбой для отжимных болтов. Главный полюс имеет сердечник и катушку. Сердечник 7 собран из листов холоднокатаной электротехнической стали толщи­ной 1 мм. Листы сердечника изолированы друг от друга лаком, спрессованы и стянуты заклепками. В каждом листе выштамповано отверстие, куда запрессовывается стержень 23 с резьбовыми от­верстиями для крепления полюса к станине.

Главные полюсы имеют две катушки независимого возбуждения и пусковую. Катушки намотаны на каркас 6, имеющий отогнутые бурты, удерживающие рамки1 и 3, изготовленные из прочной и теплостойкой пластмассы. Изоляция каркаса состоит из четырех слоев гибкого стекломиканита на кремнийорганическом лаке и одного слоя стеклоленты. Пусковая обмотка 5 расположена у полюсного башмака, затем установлена стеклотекстолитовая изоляционная шайба 2, поверх которой намотана обмотка незави­ симого возбуждения 4. Такое расположение катушек обеспечивает хороший отвод тепла.

 

Витки пусковой катушки изолированы асбестовой электроизо­ляционной бумагой, пропитанной в лаке ЭФ-3; сверху катушка покрыта стеклянной лентой, пропитанной тем же лаком, затем катуш­ку пропитывают в кремнийорганическом лаке окунанием. В процессе намотки каждый слой катушки независимого воз­буждения промазывают кремнийорганическим лаком или компаун­дом. Пустоты заполняют замазкой. Катушку пропитывают в лаке, запекают и покрывают эмалью ГФ.

Добавочные полюсы состоят из сердечников и катушек. Сердечник  изготовлен из стали марки СтЗ. Часть сердечника, обращенная к якорю, сужена, к ней приклепаны латунные или дюралюминиевые угольники , служащие для крепления катушек и уменьшения рассеивания магнитного потока. На угольнике располо­жена изоляционная рамка .

Сердечник полюса изолирован от катушки 3 опрессованным и спеченным миканитом или стеклотканью на эпоксидной смоле. Ка­тушка полюса состоит из шести витков. Крайние витки изолирова­ны двумя слоями микаленты и одним слоем стеклоленты. Между витками уложены стеклотекстолитовые прокладки. Готовую катушку покрывают эмалью .

Между стальной накладкой и сердечником помещена тексто­литовая прокладка 2, создающая второй зазор Полюс в сборе пропитывают в термореактивном лаке и запекают. Между станиной и полюсом укладывают пружинную рамку из ленточ­ной стали для предотвращения перемещения катушки на сердечнике из-за усыхания изоляции и других деформаций. Между сердечником полюса и станиной помещен набор из шести стальных прокладок служащих для регулирования воздушного зазора под добавочным полюсом при настройке коммутации.

Подшипниковый щит 3 тягового генератора воспринимает большие усилия. Чтобы не допускать вибрации и смещения щеткодержателей, щит выполнен сварным каркасной конструкции с выемной ступицей. Это позволяет заменить подшип­ник без снятия генератора с тепловоза. Для облегчения обслужи­вания щеткодержателей и смены щеток в щите размещена поворот­ная траверса 5, представляющая собой сварное кольцо с посадочным и зубчатым венцами и десятью U-образными накладками, к которым через изоляторы прикреплены дюралюминиевые бракеты (кронш­тейны). На каждом бракете укреплено по девять щеткодержателей со щетками и токособирательные шины. Траверсу в положении, соответствующем нейтрали, фиксируют стопорными болтами. Тра­верса поворачивается вращением вала поворотного устройства.

Якорь тягового генератора состоит из вала, корпуса, сердечника, обмотки, коллектора и деталей крепления Для обеспечения свободного подвода воздуха в центральную часть яко­ря для входа в радиальные каналы корпус имеет ребристую конструк­цию и состоит из сварно-литого барабана 20, к которому приваре­ны литые фланцы и десять про­дольных ребер 21.

Задний фланец, используется для соединения через_эластичную муфту с коленчатым валом дизе­ля, передний для напрессовки коллектора. Сердечник якоря собирают из пяти штампованных сегментов стянутых шпильками в осевом направле­нии между обмоткодержателями.

В радиальном направлении сердечник закреплен встречными клиновыми шпонками 17, закладываемыми в пазы сегментов и ре­бер. Натяг между сердечником и корпусом создается расклинива­нием шпонок при нагретом сердечнике. Для образования радиаль­ных каналов в осевом направлении сердечник разделен вентиля­ционными распорками на восемь пакетов. Сердечник якоря имеет 155 пазов.

Коллектор арочного типа собран из 465 пластин трапециевидного профиля твердотянутой коллекторной меди с .присадкой серебра или кадмия. Легирующие присадки примерно вдвое увеличивают изно­соустойчивость коллектора. Коллекторные пластины 2 соединены с обмоткой якоря с помощью ленточных гибких петушков что обусловлено большой разницей диаметров якоря и коллектора. Ленточный петушок 3 приварен к коллекторной пластине тугоплавким медно-фосфористым припоем. К верхней части петушка приклепана и припаяна полоска 4, в которую впаивают концы обмотки якоря и уравнительных соединений. Для предохранения от замыкании в обмотке якоря из-за возможного скапливания пыли между гибкими петушками установлены пластмассовые прокладки, а торцовая стенка обмоткодержателя изолирована стеклотканью с эпоксидным связующим составом. Для облегчения коллектора и уменьшения боковой площади пластин в них сделаны отверстия. Пластины изолированы друг от друга прокладками из коллекторного миканита толщиной 1 мм. Коллекторный .мика­нит — это прессованный и калиброванный по толщине материал, состоящий из листочков щипаной слюды, склееных связующим веществом — естественной смолой (шеллак), искусственной глифталевой или кремнийорганической смолой  Коллекторный миканит более твердый материал, чем медь, и изнашивается медленнее. В связи с этим в эксплуатации изоляцию между пластинами периодически углубляют до 0,7—1 мм путем фрезерования (продораживания), наименьшая глубина в эксплуатации 0,5 мм. В коллекторе арочного типа пластины имеют выточки в форме ласточкина хвоста, в которые входят конусные части корпуса с одной стороны и нажимной шайбы — с другой. Пластины изолированы от корпуса манжетами толщиной 2 мм из формовочного миканита на термореактивной глифталевой смоле. Чтобы исключить возможность переброса дуги с торцов коллекторных пластин на корпус, выступающую часть манжеты предохраняют от повреждения бандажом из изоляционного материа­ла и покрывают, как и торцовые части пластин, изоляционной эмалью.

Тяговый генератор ГП-311Б имеет несимметричную двухходовую ступенчатую петлевую бмотку якоря с полным числом уравнительных соединении, уложен­ных со стороны коллектора.

Шаг по коллектору двухходовой петлевой обмотки 1-3 равен двум коллекторным делениям, т. е. концы секции впаиваются в петушки через одну пластину (двухходовая обмотка имеет число параллельных ветвей в два раза больше = 20)

Катушка петлевой двухходовой обмотки состоит из трех элементар­ных одновитковых секций Изоляция катушки якорной обмотки от корпуса выполнена тремя слоями стеклослюдянитовой ленты и одним слоем стеклянной ленты), кроме того, паз выстлан пленочной стеклотканью. Каждый проводник изолирован одним слоем слюдянитовой ленты а все шесть проводников изолированы стеклянной лентой ЛСЭ, пропитанной в лаке. После укладки в пазы якоря обмотку пропитывают в изоляционном лаке вакуум-нагнетательным способом и запекают для обеспечения монолитности конструкции. Уравнительные соеди­нения выполнены из меди .Секции с петушками коллектора и разрезные задние головки обмотки соединяют пайкой припоем с содержанием серебра. При динамическом балансировании уравновешивание якоря производят закреплением грузов на конусе коллектора и задней нажимной шайбе (обмоткодержателе) якоря. Лобовые части обмотки якоря крепят бандажами из стекло-бандажной ленты, пропитанной термореактивным лаком. Ленту накладывают с натяжением до 400 мПа, которое, как и режим термо­обработки (запечки) ленты после наложения, контролируется авто­матически для получения монолитного высокопрочного бандажа. Обмотка якоря имеет изоляцию

класса F.

Щеткодержатели тяговых генераторов —токоотводящее устройство коллектора, должны обеспечивать постоянное на­жатие на щетки по мере их изнашивания, хорошо отводить тепло от щеток и быть простыми и удобными для их смены. Бракет крепится к поворотной траверсе двумя изоляцион­ными подвесками, изготов-ленными из микалекса, армированного специальным болтом с одной стороны и гайкой с другой. Щетки прижимаются к коллек­тору спиральными пружинами через курки. Силу нажатия, которая должна быть 8-12Н, регулируют изменением затяжки пружины. Положение щеткодержателей относи­тельно поверхности коллектора регулируют прорезью в корпусе щеткодержателя под болтом 2. Расстояние от коллектора до щеткодержателя должно быть 2—3 мм.

Схема соединений обмоток магнитной системы генератора (вид со стороны коллектора):

Я1, Я2 и HI , Н2— начало и конец обмотки якоря и независимого возбуждения; П1 — начало пусковой обмотки; П2, Д2— конец пусковой обмотки и добавочных полюсов; Н и К, HI и К1, Н2 и К2— начало и конец катушек полюсов; штриховой линией показаны соединения катушек пусковой обмотки, расположенные со стороны, противоположной коллектору

 

 

 

 

 

 

 

 





ТЯГОВЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ.

По сравнению с другими электрическими машинами тяговые электродвигатели работают в более тяжелых условиях. Они размещены внутри рам тележек тепловоза, т. е. имеют ограниченные габаритные размеры, не защищены кузовом и при движении тепловоза подвержены постоянным динамиче­ским воздействиям из-за неровности рельсового пути. Все это обусловлива­ет особенности их конструкции (высо­кую прочность, герметичность, не до­пускающую загрязнения внутренних частей двигателя, усиленное охлажде­ние, большую способность к перегруз­кам и надежную изоляцию). Применение двигате­лей с последовательным возбуждени­ем позволяет получить хорошую тяго­вую характеристику тепловоза (наибольший вращающий момент на валах якорей создается при трогании с места и движении с минимальной скоростью).

На тепло­возеЧМЭ3 установлены тяговые электро­двигатели типа ТЕ-006, представляю­щие собой четырехполюсные машины постоянного тока с последовательным возбуждением, принудительной вен­тиляцией и опорно-осевой (трамвай­ной) подвеской.

Ос­тов 9 отлит из специальной стали, обладающей большой механи­ческой прочностью и хорошей магнит­ной проводимостью. Восьмигранная форма остова позволяет лучше использовать внутреннее пространство электродвигателя для размещения главных и добавочных полюсов.

 

Тяговый электродвигатель типа ТЕ-006 (продольный и поперечный разрезы): 1, 16 — роликовые подшипники; 2 — трубка подвода смазки; 3 — траверса; 4, 15 — передний и задний подшип­никовые щиты; 3,21 — болты; 6 — коллектор; 7 — уравнительные соединения; 8,14 — передняя и задняя нажим­ные шайбы; 9 — остов; 10 — вал якоря; 11 — сердечник якоря; 12 — главный полюс; 13 — обмотка якоря; 17 — ведущая шестерня; 18 — рым-болт, 19 — накладка; 20 — шапка моторно-осевого подшипника; 22,24,26 — крыш­ки; 23 — кожух тягового редуктора; 25 — добавочный полюс; 27 — щеткодержатель; 28 — носик

 

.

С одной стороны остов имеет обра­ботанные приливы под вкладыши моторно-осевых подшипников, а с дру­гой — два выступа (носика) 28 для монтажа пружинной подвески, через которую тяговый электродвигатель опирается на раму тележки. По тор­цам остова расточены отверстия диа­метрами 580 и 630 мм под передний и задний подшипниковые щиты. Со сто­роны коллектора в остове сделаны че­тыре люка (три для осмотра коллекто­ра и щеток и один для подвода охлаждающего воздуха). Смотровые люки закрыты съемными крышками с уплотнительными прокладками. Крыш­ка 22 верхнего люка закреплена пру­жинным замком, а крышки 26 и 24 бокового и нижнего люков — четырь­мя болтами. Со сторо­ны шестерни в торце остова имеются четыре окна для выхода охлаждающе­го воздуха.

К обработанным внутри остова приливам прикреплены болтами че­тыре главных 12 и четыре добавочных 25 полюса. Для предотвращения попа­дания влаги внутрь тягового электро­двигателя головки верхних болтов за­литы компаундной массой. Сердечник главного полюса набран из листов электротехнической стали толщиной 1 мм, изолированных друг от друга лаком. Листы сердечника спрессованы и стянуты четырьмя заклепками диа­метром 16 мм, концы которых прива­рены к стальным пластинам толщиной 15 мм, поставленным по концам паке­та. В центральное отверстие сердеч­ника запрессован стальной цилиндри­ческий стержень диаметром 42 мм с тремя резьбовыми отверстиями М24 под крепежные болты. Катушка глав­ного полюса намотана из 18 витков полосовой меди.

Сердечник добавочного полюса цельный, в нем просверлены три глу­хих отверстия с резьбой М24 под кре­пежные болты. Снизу к сердечнику приварен полюсный наконечник, яв­ляющийся упором для катушки, намо­танной из 12 витков полосовой меди. Все четыре катушки, размещенные на полюсах, соединены последовательно, образуя обмотки полюсов. Якорь тягового электродвигателя состоит из вала, сердечника, обмотки и коллектора. Вал 10 изготовлен из высококачественной стали. На конусную часть вала напрессована ведущая шестерня 17 (Z=15). Для снятия шес­терни с помощью гидравлического пресса на торце вала 10 сделано осевое сверление диаметром 8 мм с резьбой под штуцер пресса, соединенное радиальным отверстием диаметром 4 мм с кольцевой канавкой шириной 4,2 мм, проточенной на наружной по­верхности вала.

Сердечник 11 собран из  листов электротехнической стали, стянутых передней 8 и задней 14 стальными на­жимными шайбами. Шайба 14 упира­ется в борт вала, а шайба 8 дополни­тельно застопорена кольцом. В листах сердечника, зафиксированных шпон­кой, выштампованы 24 вентиляцион­ных отверстия диаметром 35 мм, рас­положенных по двум окружностям, и 58 пазов для укладки петлевой обмот­ки якоря 13, состоящей из 58 катушек. Каждая катушка представляет собой три одновитковые секции. Обмотка якоря имеет 174 витка. Шаг обмотки по пазам 1-15, шаг по коллектору 1-2. Катушки укреплены в пазах сердечника якоря текстолитовыми клиньями, передние и задние лобовые части катушек за­креплены проволочными бандажами. Под передними лобовыми частями об­мотки уложены уравнительные соеди­нения 7 с шагом по коллектору 1 — 88, 4 — 91, 7 — 94 и т. д. Концы секций якорной обмотки и уравнительных со­единений припаяны к петушкам кол­лекторных пластин.

 Коллектор собран из 174 медных пластин 4, изолированных друг от друга миканитовыми проклад­ками 5. Коллекторные пластины име­ют клиновидную форму и  

1-стяжной болт; 2- нажимная шайба; 3- миканитовая манжета; 4- коллекторная пластина; 5- миканитовая прокладка; 6- корпус коллектора; 7- миканитовый цилиндр
заканчива­ются «ласточкиным хвостом». Корпус 6 и шайба 2 стянуты 16 болтами 1 (М20), под головки которых поставлены лепестковые шайбы. Пла­стины изолированы от корпуса кол­лектора и нажимной шайбы двумя миканитовыми манжетами 3 и миканитовым цилиндром 7. В собранном виде коллектор напрессовывают на вал, имеющий шпонку.

Вал якоря вращается в двух роли­ковых подшипниках 4 и 11 размещенных в подшипниковых щи­тах. Подшипник 4, установленный со стороны коллектора, является опорно-упорным. Осевой разбег якоря (0,15 — 0,45 мм) ограничен упорным кольцом 2, которое закреплено на валу 10 при помощи упорной шайбы 3 и трех бол­тов 1 (Ml2), ввернутых в торец вала. Под головки болтов ставят лепестко­вые шайбы .

Внутренние полости подшипников образованы передними 5 и задними 8 крышками, отлитыми из чугуна и стя­нутыми шестью шпильками Ml2, про­ходящими через отверстия в подшип­никовых щитах. Задние крышки 8 вместе с напрессованными на вал стальными лабиринтными кольцами 9 образуют уплотнения, препятствую­щие загрязнению смазки и попаданию ее внутрь тягового электродвигателя.

     
 

Со стороны шестерни проходит выступающий конец вала 10.Для удержания смазки в полости подшип­ника служит стальное штампованное уплотнительное кольцо 13, свободно надетое на кольцо 16 и прижатое к торцу наружного кольца подшипника 11 передней крышкой 5. Стальное кольцо 16 напрессовано на вал до упо­ра в торец внутреннего кольца под­шипника 11. К кольцу 16 шестью бол­тами 17 (М8) прикреплены лабиринт­ное кольцо 15 и стальной штампован­ный маслоотражатель 14, не допус­кающий попадания в подшипник осерненной смазки из кожуха тягового ре­дуктора. При сборке во внутренние полости подшипников 4 и 11 заклады­вают соответственно 400 и 800 г смаз­ки, а при текущих ремонтах через маслоподводящую трубку 6, ввернутую в наклонное от­верстие а в подшипниковом щите, до­бавляют 50 — 70 г (для подшипника 4) и 150 — 200 г (для подшипника 11) смазки. Крышки 5 и 8 имеют ребра, обеспечивающие равномерное рас­пределение смазки по всему объему

 

Подшипниковые щиты 4 а 15 ,отлитые из стали, запрессо­ваны в расточки остова и дополни­тельно закреплены шестью болтами 5 (М24), три из которых используются для выпрессовки щитов при разборке тягового электродвигателя во время ремонтов. В щитах расточены цент­ральные отверстия диаметрами 195 и 310 мм под подшипники 1и 16. Задний щит 15 (со стороны шестерни) имеет отлитый за одно целое с ним кронш­тейн для крепления кожуха 23 тягово­го редуктора.

В расточку переднего подшипникового щита 4 запрессована стальная траверса 3, которая допол­нительно прикреплена к щиту че­тырьмя болтами 21 (М20). На траверсе установлены четыре щеткодержателя 27. Корпус щекодержателя 1 отлит из бронзы и имеет три гнезда, в каждое из которых вставлено по одной разрезной щетке 2. Щеткодержа­тели снабжены спиральными пружинами 3 с храповиками для регулиров­ки нажатия. Корпус щеткодержателя прикреплен двумя болтами к кронш­тейну 5. Отверстия под болты имеют овальную форму, что позволяет пере­мещать корпус относительно кронш­тейна, регулируя зазор между щетко­держателем и коллектором. Для более надежной фиксации привалочные по­верхности корпуса и кронштейна сде­ланы зубчатыми. Кронштейн при по­мощи накладки 7 и двух бол­тов 6 укреплен на двух пальцах 11, ввернутых в траверсу. На рифленую поверхность пальца накладывают слой изоляции 13 (лакоткань и пресс­шпан), а затем на смолистой массе 9 укрепляют фарфоровый изолятор 10, под который предварительно ставят резиновое кольцо 8. На слой изоляции напрессовывают стальную трубку 12. При монтаже тягового электродвига­теля болты 6 используются также для крепления силового кабеля и трех гиб­ких перемычек (две из них попарно соединяют плюсовые и минусовые щеткодержатели, а третья поставлена между минусовым щеткодержателем и выводом катушки добавочного по­люса).

Охлаждающий воздух от вентилятора проходит по каналам главной рамы тепловоза и далее по­ступает в тяговый электродвигатель со стороны коллектора, проходит внутри электродвигателя двумя па­раллельными потоками и выбрасыва­ется со стороны шестерни через четы­ре окна в торце остова (в эксплуата­ции они прикрыты съемными метал­лическими козырьками).

Тяговый электродвигатель присо­единен к силовой цепи при помощи четырех гибких многожильных кабе­лей сечением 300 м , выведенных из остова через отверстия, в которые по­ставлены уплотнительные резиновые втулки . Втулки фиксируются стальной накладкой прикрепленной к остову двумя болта­ми M l2. Концы кабелей впаяны в ла­тунные наконечники, на которых обозначены выводы обмоток. Снару­жи кабели защищены от грязи и влаги брезентовыми рукавами (один конец рукава крепится стальным хомутиком на выступе накладки 19, а другой — шпагатом на наконечнике) и дополни­тельно закреплены на остове с по­мощью деревянных колодочек (клиц).

 


Тяговый электродвигатель ЭД-118 (А и Б).

На тепло­возах 2ТЭ10 установлены тяговые электро­двигатели типа ЭД-118 (А и Б), представляю­щие собой четырехполюсные машины постоянного тока с последовательным возбуждением, принудительной вен­тиляцией и опорно-осевой подвеской.

 Магнитная система двигателя ЭД-118Б образуется из остова (корпуса), главных и добавочных полюсов моноблочной конструкции, межполюсных соединений и выводных проводов. Остов восьмигранной формы одновременно служит магнитопроводом, по­этому он отлит из стали с небольшим содержанием углерода. Электродвигатель к раме тележки подвешен при помощи двух опор­ных приливов (носиков) со сменными накладками 24, между кото­рыми помещена траверса подвески. Над основными «носиками» сделаны предохранительные приливы, исключающие возможность падения тягового двигателя на путь в случае поломки пружинной подвески двигателя.

Электродвигатель ЭД-118Б:

 

1— вал; 2, 23— роликовые подшипники; 3, 21— щиты подшипниковые; 4— коллектор; 5— щеткодержатель; 6— кронштейн; 7—изолятор; 8— уравнительные соединения; 9— крышка (закрыта в нерабочем состоянии); 10, 15—обмотка и сердечник якоря; 11, 20— межкатушеч­ные соединения; 12—добавочный полюс; 13—болт, залиты,, кварцкомпаундом; 14—корпус (остов); 16— главный полюс; 17— нажимные пальцы или сварные пакеты; 18— щитки; 19— отверстие для выхода воздуха; 22— атмосферный канал; 24— сменные накладки носиков; 25— крепление межкатушечного соединения к остову; 26— бобышка; 27— уплотнение; 28— верхняя крышка; 29— замок; 30— выводной провод; 31— фитиль; 32, 38, 40— крышки; 33— нажимное устройство; 34— ванна; 35— болт; 36— корпус (шапка) моторно-осевого подшипника; 37— вкладыши моторно-осевого подшипника; 39— трубка подачи масла

  

Со стороны, противоположной носикам, в расточках остова установлены вкладыши моторно-осевых подшипников, корпуса (шап­ки) которых крепятся болтами к корпусу двигателя. На корпусе имеются также приливы с резьбой (бонки) для крепления кожуха зубчатой передачи. К торцовой стенке корпуса со стороны коллек­тора приварены четыре кронштейна для крепления щеткодержа­телей. В верхней части корпуса со стороны коллектора имеется вентиляционное отверстие, соединенное брезентовым рукавом с каналом, через который нагнетается воздух для охлаж­дения электродвигателей. Воздух выходит с противоположной стороны через три отверстия в корпусе двигателя, защищенные сетками и щитками.

Для осмотра коллектора и щеток в корпусе сделаны три коллекторных люка, закрываемых крышками с уплотнениями из пористой резины. Крышка верхнего люка (быстросъемная) запи­рается пружинным замком, а крышки нижнего 38 и бокового 40— болтами.

Тяговый электродвигатель имеет четыре главных и четыре добавочных полюса. Главные полюсы расположены по горизонталь­ной и вертикальной осям, добавочные — по осям, наклоненным под углом 45 к горизонтали. Сердечники главных полюсов собирают (шихтуют) из штампованных листов малоуглеродистой стали Ст2, спрессовывают и скрепляют заклепками. В сердечнике имеется отверстие для запрессовки стального стержня, в который вворачи­ваются три болта, крепящих полюс к остову. Головки болтов заливают кварцкомпаундом, препятствующим попаданию влаги внутрь корпуса. Сердечники добавочных полюсов изготовлены из проката марки СтЗ. Башмак сердечника уже, чем основной его размер, и для удержания_катушки с двух сторон башмака приклепаны немагнит­ные полюсные наконечникй (уголки) из латуни или дюралюминия. Между сердечником и корпусом расположены дюралюминиевые не­магнитные прокладки, увеличивающие воздушный зазор в магнитной цепи Для более равномерного распределения магнитного потока торцовую часть сердечника добавочных полюсов изготавли­вают по радиусу якоря, а катушки—из меди размером 5,6X30 мм.

 

 

Полюсы тягового электродвигателя ЭД-118Б:

о — главный; б — добавочный; 1— корпус электродвигателя; 2— волнистая пружина; 3, 15— изоляционные каркасы; 4— корпусная изоляция катушки; 5, 17— рамки изолирующие; 6— Заполнитель изоляционный; 7— межвитковая изоляция; 8— провод катушки; 9— защитный каркас; 10— изоляция сердечника; //— сердечник; 12— вывод катушки; 13— немагнит­ная прокладка; 14— немагнитный опорный уголок; 16— пластина подпора вывода катушки

Катушки главных полюсов намотаны из полосовой меди плашмя в два слоя. Катушка состоит из двух полукатушек с числом витков 11 и 8, что дает лучшее заполнение межкатушечного пространства. Катушки добавочных полюсов намотаны также из полосовой меди, но на ребро. Витковая изоляция катушек главных полюсов выполнена из асбестовой бумаги, слои катушки изолированы один от другого стеклотекстолитовой прокладкой. Для обеспечения закрепления катушки на сердечнике зазоры между ними заполняют асбестовой лентой и затем пропитывают в компаунде Катушки добавочных полюсов от сердечника изолированы бумагой асбестовой и стеклянной лентой. Пустоты за­полнены замазкой. Катушку пропитывают в компаунде. Чтобы компенсировать усадку изоляции катушек при эксплуата­ции, на главных и добавочных полюсах установлены пружинные рамки. Соединения катушек главных полюсов набраны из гибких шин, а между добавочными полюсами — специальными проводами. Межкатушечные соединения для уменьшения нагрузки на выводы прикрепляют через резиновые амортизаторы.

Якорь состоит из вала, сердечника, нажимных шайб, коллек­тора и обмотки Вал якоря изготовлен из высоко­качественной легированной стали с дополнительной термообработкой. Вал опирается на два роликовых подшипника, вмонтирован­ных в подшипниковые щиты. Свободный конец вала обработан на конус для посадки ведущей шестерни.

Сердечник якоря собран на валу из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, лакирован­ных дважды с обеих сторон; крайние листы имеют толщину 1 мм. Они имеют уширенные пазы для укладки усиленной изоляции.Зубцы крайних листов скрепляют сваркой или подпирают нажимными пальцами. Число пазов 54, число вентиляционных отверстий диамет­ром 27 мм 32 шт., расположенных в два ряда. В спрессованном состоянии сердечник удерживается при помощи нажимных шайб, которые одновременно являются обмоткодержателями. Собранный сердечник покрывают эмалью и запекают для повышения коррозионной устойчивости. Обмоткодержатели перед укладкой обмотки якоря покрывают стеклотканью, пропитанной в эпоксидном лаке, затем опрессовывают и запекают. Образуется монолитный слой изоляции.

Со стороны шестерни установлена задняя нажимная шайба открытого типа, улучшающая охлаждение задних лобовых частей обмотки. В пазах сердечника уложена простая петлевая обмотка 10, имеющая шаг по пазам 114, шаг по коллектору 12

В пазах размещены две стороны различных катушек. Каждая ка­тушка состоит из четырех элемен­тарных одновитковых секций. Сек­ция в свою очередь состоит из трех параллельных проводников, кото­рые расположены по высоте паза, а четыре витка, входящих в катушку,— по ширине паза, т. е. имеют горизонтальную укладку. На дно паза и под стеклотекстолитовый клин устанавливают стеклотекстолитовые прокладки 7, 11, Под передними ло­бовыми частями обмотки якоря находятся уравнительное соединение имевшие шаг по коллектору 1 — 109, 5—113,( т. е. одно соединение на паз)_ Пропи­танный якорь покрывают влаго­стойкой эмалью с последующей запечкой Для крепления балансировочных грузов в конусе коллектора и на заднем обмоткодержателе предусмотрены специальные канавки.

Коллектор арочного типа состоит из втулки, нажимного конуса, пластин,  двух изоляционных манжет, цилиндра и стяжных болтов Диаметр коллектора 400 мм, число коллектор­ных пластин 216 шт. Пластины отштампованы из твердотянутой профильной меди, легированной кадмием или серебром, за одно целое с петушком, изолированы друг от друга коллекторным миканитом толщиной 1,2 мм, а от корпуса — миканитовыми манжетами толщиной 2 мм и фторопластовым цилиндром. Для защиты от внеш­них воздействий на выступающий конец миканитовои манжеты нало­жен бандаж из стеклянной ленты, покрытый сверху эмалью. Щеткодержатель имеет литой латунный корпус 3 который, крепится через изоляторы к разъемным кронштейнам, при­варенным одной половиной к торцовой стенке корпуса двигателя.

Обмотка якоря тягового электродвигателя ЭД-118Б: а — схема обмотки якоря; б — поперечный разрез обмотки в пазу сердечника; 1, 4— верхняя н нижняя сторона уравнительного соединения; 2, 3— верхняя и нижняя сторо­на секций катушек; 5— пластины коллекто­ра (петушки); 6—клин пазовый; 7, 11— уплотнительные и защитная изоляционные прокладки; 8— провод обмотки; 9— кор­пусная изоляция катушки; 10— изоляцион­ная выстилка паза;

В корпусе щеткодержателя имеется два гнезда. В одно гнездо вставлена одна пара щеток, а в другое — две пары. Щетки разрёзные с резиновыми амор­тизаторами.

 

Щетки в гнездах должны перемещаться свободно, но не иметь качания, прижимаются к коллектору спиральными пружинами 7. На­жатие 41—47 Н регулируется по­воротом втулки, находящейся в центре пружины. Щетки гибкими шунтами соединяют болтами с корпусом щеткодержателя. Новые щеткодержатели, отличаю­щиеся конструкцией пружины и пальца, креплением корпуса на пальцах. Корпус крепится при помощи гайки 15.


а — серийный; б—новый; в — щетка; 1— болт контактный; 2— на­конечник закрытого типа; 3— корпус щеткодержателя; 4— щетка разрезная; 5— резиновая накладка; 6— рычаг на­жатия на щетку; 7— пружина; 8— шплинт; 9— ось пружины; 10— палец с изолято­ром; //—штифт; 12—вкладыш для вра­щения и фиксации рычага; 13— рифле­ная привалочная поверхность пальца; 14—ось рычага; 15—гайка; 16—гибкий провод

К силовой цепи тяговый электродвигатель подсоединяется че­тырьмя гибкими проводами, которые крепятся к корпусу зажимами (клицами) из древеснослоистого пластика или полиэти­лена. Провода, используемые на тепловозах, стойки к воздействию масел, дизельного топлива, не допускают распространения горения и обладают морозостойкостью.

В стальных подшипниковых щитах 3, 21 установ­лены роликовые подшипники 2, 23, закрытые наружными и внутрен­ними крышками с лабиринтными уплотнениями, предотвращающими вытекание и загрязнение смазки. Со стороны коллектора установлен опорно-упорный подшипник 2, упорное кольцо которого прикреплено шайбой и болтами к торцу вала якоря. Подшипник 2 воспринимает усилия, направленные вдоль вала якоря. Продольный разбег якоря 0,08—0,5 мм. Со стороны шестерни находится опорный роликовый подшипник, смазочная камера которого соединена каналом с атмосферой, что предотвра­щает подсос смазки из подшипника внутрь электродвигателя вследствие разрежения вблизи выхода охлаждающего воздуха. В период эксплуатации смазку в подшипники добав­ляют через смазочную трубку 39, закрываемую болтом-пробкой.

Моторно-осевые подшипники — это элементы подве­шивания тягового электродвигателя Тяговые электродвигатели ЭД-118А отличаются от ЭД-118Б системой смазывания моторно-осевых подшипников. Смазывание подшипников ЭД118Б принудительное циркуляционное осуществляется шестеренчатым насосом приводимым в действие от шестерни колесной пары. Насос устанавливается в камере единого корпуса (шапки).

                         

 

.

 


Н, К — начало и конец катушек полюсов; Я1, Я2 и CI , С2— начало и конец обмоток якоря и возбуждения
.

 
Основные характеристики


      

 

 

 

Тяговый электродвигатель  ЭД-118А

 

 

 









ДВУХМАШИННЫЕ АГРЕГАТЫ

Агрегаты представляют собой ме­ханическое объединение двух элект­рических машин: вспомогательного генератора ВГ  и возбудителя В. Вспо­могательный генератор питает цепи

управления, освещения и заряжает аккумуляторную батарею. Возбудитель предназначен для пита­ния независимой обмотки возбужде­ния тягового генератора.

 

Двухмашинный агрегат тепловоза ЧМЭ3 состоит из вспомогательного генератора DT-701и возбудителя DT-706.

 

Станины 7 и 2 обеих машин представляют собой сталь­ные цилиндры диаметром 457 мм, к нижней части которых с двух сторон приварены лапы 3, используемые для монтажа агрегата на главной раме тепловоза. В каждой станине просвер­лены 16 сквозных отверстий в под бол­ты крепления полюсов. На торцах станин имеются четыре резьбовых от­верстия а под болты крепления под­шипниковых щитов.

Цилиндрическая часть станины возбудителя соединена сварным вы­ступом и перемычкой с кольцом, в ко­тором сделаны четыре сквозных от­верстия г под болты 15 соединяющие станины обеих машин. При сборке двухмашин­ного агрегата фиксация станин обес­печивается постановкой двух цилинд­рических штифтов диаметром 10 мм.

К станинам прикреплены болтами по четыре главных и четыре добавоч­ных полюса. Сердечники 14 главных полюсов набраны из листов электротехниче­ской стали толщиной 1 мм, изолиро­ванных друг от друга лаком. По кон­цам пакета поставлены стальные лис­ты толщиной 5 мм. Каждый пакет спрессован и стянут пятью заклепка­ми 17 диаметром 8 мм. В пакете сдела­ны два резьбовых отверстия д (M12) под крепежные болты.

На сердечнике главного полюса вспомогательного генератора уста­новлена катушка 16, размещенная между двумя гетинаксовыми проклад­ками 13 толщиной 3 мм. Четыре после­довательно соединенные катушки, выполненные из 800 витков изолиро­ванного медного провода, образуют обмотку параллельного возбуждения вспомогательного генератора. На главных полюсах возбудителя расположены три обмотки возбуждения. На каждом полюсе катушки всех трех обмоток отделены друг от друга гетинаксовыми проклад­ками 13 толщиной 3 мм. При сборке между станинами и главными полюсами с обеих сторон ставят резиновые клинья15.

 

Добавочные полюсы обеих машин конструктивно одинаковы и отличаются лишь по способу креп­ления катушек. Сердечники 22 выпол­нены цельными и имеют по два резьбовых отверстия д (Ml2) под крепеж­ные болты. Обмотки добавочных по­люсов состоят из четырех последова­тельно соединенных катушек, имею­щих по 22 (вспомогательный генера­тор) и 17 (возбудитель) витков полосовой меди. Катушка 23 добавоч­ного полюса возбудителя снизу Сборочные единицы двухмашинного агрегата:

а — станины и детали крепления агрегата на главной раме тепловоза; б — главные полюсы ВГ я В; в — добавочные полюсы В и ВГ; г — коллектор ВГ(В); д — крепление шкива; 1,2 — станины В и ВГ; 3 — лапа; 4,11 — пальцы; 5, 12 — ушки; 6 — пластина; 7,8 — задняя и передняя плиты; 9 — накладка; 10 — стяжной болт; 13 — гетинаксовая прокладка; 14 — сердечник главного полюса ВГ (В); 15 — резиновый клин; 16 — катушка главного полюса,ВГ, 17— заклепка; /8 — катушка противокомпаундной обмотки В; 19 — катушка независимой обмотки В; 20 — ка­тушка обмотки параллельного возбуждения В; 21,26 — штифты; 22 — сердечник добавочного полюса ЩВГу, 23 — катушка добавочного полюса В; 24 — полюсный наконечник; 25 — катушка добавочного полюса ВГ, 27 — шпиль­ка; 28 — корпус коллектора; 29 — коллекторная пластина; 30 — миканитовый цилиндр; 31 — миканитовая ман­жета; 32 — нажимная шайба; 33 — вал; 34 — гайка; 35 — шкив; а, б, в, г, д,е,ж — отверстия; з — кольцевая канавка

 

упира­ется в полюсный наконечник 24, при­варенный к сердечнику, а сверху фик­сируется двумя цилиндрическими штифтами 21 диаметром 3 мм, прохо­дящими через отверстия в сердечнике. Катушка 25 добавочного полюса вспо­могательного генератора укреплена на сердечнике посредством двух верх­них 21 и двух нижних 26 штифтов. Концы всех штифтов разведены в раз­ные стороны. Каждая катушка поме­щена между двумя гетинаксовыми прокладками 13 толщиной 4 мм.

Якори обеих машин собраны на об­щем валу 1 и конструк­тивно почти одинаковы. Каждый якорь состоит из сердечника, обмотки и коллектора. Сердечники 19 набраны листов электротех­нической стали толщиной 0,5 мм, изо­лированных друг от друга лаком. Ли­сты зафиксированы шпонкой и стяну­ты двумя чугунными нажимными шайбами, напрессованными на вал. При сборке задние нажимные шайбы 20 насаживают до упора в борт вала, а передние нажимные шайбы 17 допол­нительно стопорят пружинным коль­цом.

Сердечники имеют по восемь вентиляционных каналов диаметром 22 мм для прохода охлаждающего воз­духа, а также 47 (вспомогательный ге­нератор) и 37 (возбудитель) пазов, в которые уложены волновые обмотки якорей 8, собранные соответственно из 47 и 37 катушек. Каждая катушка состоит из трех одновитковых секций, т. е. якорная обмотка вспомогательно­го генератора имеет 141 виток, а воз­будителя — 111 витков. Катушки в пазах закреп­лены текстолитовыми клиньями; ло­бовые части катушек укреплены про­волочными бандажами. Шаг обмоток по пазам 1 — 13 (вспомогательный ге­нератор) и 1 — 10 (возбудитель), шаг по коллектору соответственно 1 — 71 и 1 — 56. Концы секций якорных об­моток припаяны к петушкам коллек­торных пластин.

Коллекторы 7 по конструкции оди­наковы и имеют 141 (вспомогательный генератор) и 111 (возбудитель) кол­лекторных пластин. Корпус 28 кол­лектора и нажимная шайба 32 спрессованы и стянуты шестью шпильками 27 Гайки, наверну­тые на передние концы шпилек, до­полнительно фиксируются лепестко­выми шайбами. Коллекторные пла­стины 29 изолированы друг от друга миканитовыми прокладками, а от кор­пуса коллектора и нажимной шайбы — миканитовым цилиндром 30 и двумя манжетами 31.

Вал 1 вращается в двух подшипниках: шариковом 16 (со стороны вспомогательного генерато­ра) и роликовом 2 (со стороны возбу­дителя). Подшипники установлены в щитах 4, прикрепленных четырьмя болтами 9 к торцам станин. Внутренняя полость подшипников, за­полняемая смазкой, образована пере­дней 22 и задней 23 подшипниковыми крышками, которые стянуты тремя болтами Мб, проходящими через от­верстия в щитах. Задние крышки 23 вместе с упорными кольцами 24 обра­зуют лабиринтные уплотнения, пре­пятствующие попаданию смазки внутрь машин. Упорное кольцо со сто­роны возбудителя напрессовано на вал до упора в борт, а кольцо со сторо­ны вспомогательного генератора на­дето на вал свободно, но прижато к его борту внутренним кольцом подшип­ника 16. Опорный подшипник 16 до­полнительно закреплен стопорным кольцом 25. Опорно-упорный подшип­ник 2 ограничивает осевой разбег вала двухмашинного агрегата. Подшипниковые щиты 4 отлиты из чугуна и по конструкции одинаковы. Для осмотра коллектора и щеток в щитах сделаны четыре люка, закрываемые съемными крышками с пружинными замками. Нижние крыш­ки имеют прорези для прохода охлаж­дающего воздуха.

На среднюю часть вала 1 напрес­сован стальной диск, к которому пятью болтами М8 прикреплено вен­тиляторное колесо 13, отлитое из си­лумина. Охлаждающий воздух заса­сывается через прорези в нижних крышках 21 подшипниковых щитов и выбрасывается через окна в станине возбудителя. Сверху к станине возбу­дителя прикреплена текстолитовая панель зажимов 14 закрываемая съемной крышкой.

Токосъемные устройства обеих ма­шин конструктивно одинаковы и анало­гичны щеточному устройству тягового генератора. Четыре комплекта щетко­держателей вместе с пластмассовыми изоляторами укреплены при помощи стяжных болтов в приливах чугунной траверсы, которая при­креплена четырьмя болтами М8 к под­шипниковому щиту. Комплект состоит из двух щеткодержателей 6, в каждом из которых установлено по одной щет­ке. Щетки вспомогательного генерато­ра и возбудителя отличаются по разме­рам и поэтому невза­имозаменяемы. Со стороны возбудителя на конус­ную часть вала напрессован шкив 55 с восемью ручьями под приводные ремни. Шкив дополни­тельно закреплен гайкой 34 с двумя шайбами, из которых одна пружиная. Для спрессовки шкива предусмотрены осевое отверстие е и радиальное отверстие ж, совпадающее с кольцевой канавкой з на наружной поверхности вала 33.

Приваренными к станинам лапами двухмашинный агрегат опирается на плиты 7 и 8 изготов­ленные из швеллера. Задняя плита 7  с обоих концов имеет приварные пла­стины 6 и при помощи пальцев 4 шарнирно соединена с ушками 5. В сере­дине передней плиты 8 приварена на­кладка 9 с вырезом под стяжной болт 10, головка которого пальцем 11 шарнирно соединена с ушками 12 (ушки 5 и 12 приварены к главной раме тепло­воза). Такое крепление агрегата на главной раме позволяет, меняя затяж­ку болта 10, регулировать натяжение приводных ремней. При усилии 10Н (1 кгс) стрела прогиба для новых ре­мней должна быть равна 12 — 14 мм, а для старых — 13 — 15 мм.

 Катушки 19 и20 независимой обмотки IF и обмотки параллельного возбуждения D , намо­танные из медного изолированного провода, имеют соответственно 600 и 300 витков. Катушки 18 противоком­паундной обмотки 2 F имеют по 15 вит­ков полосовой меди. Магнитная систе­ма возбудителя обеспечивает автома­тическое регулирование мощности тя­гового генератора.

Независимая обмотка IF возбудителя питается от вспомога­тельного генератора, напряжение ко­торого поддерживается практически постоянным. Последовательно с этой обмоткой включен резистор R8. Со­противление его меняется только при переводе главной рукоятки конт­роллера с одной позиции на другую Следовательно, при неиз­менной позиции контроллера, т. е. оп­ределенном сопротивлении резистора R8, магнитный поток, создаваемый не­зависимой обмоткой, не меняется.

Обмотка параллельного возбужде­ния D получает питание от самого возбудителя, напряжение которого меняется в зависимости от нагрузки тягового генератора. Однако создава­емый этой обмоткой магнитный поток примерно вдвое меньше магнитного потока независимой обмотки и поэто­му имеет вспомогательное значение для плавного регулирования мощно­сти. Сопротивление резистора R 10, включенного последовательно с об­моткой параллельного возбуждения, также меняется только при изменении позиции контроллера (при наборе по­зиций сопротивление резистора R 10 увеличивается, а при сбросе уменьша­ется).

 

Обмотка 2 F возбуждения возбуди­теля называется противокомпаундной, так как направление тока в ней не совпадает с направлением тока в двух других обмотках. Поэтому маг­нитный поток этой обмотки направ­лен встречно магнитным потокам не­зависимой обмотки и обмотки парал­лельного возбуждения Противокомпаундная обмотка 2 F подключена парал­лельно обмотке добавочных полюсов тягового генератора, т. е. протекаю­щий по ней ток пропорционален току в силовой цепи (току нагрузки), кото­рый меняется в зависимости от скоро­сти движения тепловоза. Следова­тельно, создаваемый противокомпаундной обмоткой магнитный поток также меняется по величине в зависи­мости от тока нагрузки. Последова­тельно с этой обмоткой включен огра­ничительный резистор R 11 сопротив­лением 0,35 Ом, вследствие чего по ней протекает примерно 1 % тока на­грузки.

При движении тепловоза на определенной позиции контроллера (т. е. при неизменной частоте вращения якоря) э.д.с, индуцируемая в обмотке якоря, зависит только от результирующего (общего) магнитного потока возбуди­теля.

Допустим, что тепловоз начинает двигаться по более тяжелому профи­лю пути. Из-за возросшего сопротив­ления движению скорость уменьшает­ся, уменьшается и противо-э.д.с, на­водимая в якорных обмотках тяговых электродвигателей, что приводит к увеличению тока в них. С ростом тока нагрузки возрастает ток, протекаю­щий по противокомпаундной обмотке возбудителя. Создаваемый ею магнит­ный поток увеличивается, вследствие чего результирующий магнитный по­ток возбудителя уменьшается. Это приводит к уменьшению э.д.с. и на­пряжения возбудителя, т. е. к умень­шению тока, поступающего в незави­симую обмотку тягового генератора. Соответственно уменьшаются маг­нитный поток тягового генератора, его э.д.с. и напряжение. Так как сни­жение напряжения на зажимах тяго­вого генератора происходит практи­чески одновременно с ростом тока на­грузки и в обратно пропорциональной зависимости, то произведение этих двух значений (т. е. мощность генера­тора) остается примерно постоянным.

При уменьшении нагрузки (тепло­воз перешел на более легкий профиль пути) размагничивающее действие противокомпаундной обмотки ослабе­вает, напряжение возбудителя растет, увеличивается ток возбуждения тяго­вого генератора, повышаются его э.д.с. и напряжение.

При настройке внешней характеристики тягового генератора на реостатных испытаниях тепловоза добиваются, чтобы в точке 2 ток на­грузки был равен 2350 А, а напряже­ние — 380 В. В точке 3 ток нагрузки должен быть 1560 А, а напряжение — 565 В.

         Двухмашинный агрегат тепловоза ТЭ10 А-706Б

Вспомогательный генератор типа ВГТ 275/120 и возбудитель типа В-600 образуют двухмашинный агрегат типа А706Б Вспомогательный генератор служит для питания цепей собственных нужд тепловоза, цепей управления и подзаряда аккумуляторной батареи. Возбудитель питает не­зависимую обмотку возбуждения тягового генератора.

 

Двухмашинный агрегат типа А706Б:

1 — коллектор; 2—кольцо балансировочное; 3—крышка подшипника; 4—шайба торцовая; 5—под­шипник шариковый; 6—капсула; 7—траверса; 8—щеткодержатель; 9—кожух; 10—катушка незави­симого возбуждения; // — катушка размагничивающая; 12—сердечник главного полюса; 13—якорь необмотанный; 14—станина возбудителя; 15—катушка якоря; 16—вентилятор; 17—ступица; 18— обмоткодержатель; 19—станина вспомогательного генератора; 20—катушка главного полюса вспомогательного генератора; 21—крышка подшипника; 22—гайка; 23—вал якоря

Основные данные Возбудитель В-600   Вспомогательный генератор  ВГТ 275/120
        
Номинальная мощность, кВт 20,6   12
Продолжительный ток, А 125   160-
Номинальная частота вращения, об/мин           850 - 1800   850—1800
Нажатие на щетку, кН 11—20   11—20

 

Вспомогательный генератор обеспечивает номинальную мощность на всех позициях контролле­ра машиниста, при этом напряжение (75 В) поддерживается регулятором напряжения.  

Вспомогательный генератор и возбудитель представляют собой шестиполюсные машины постоянного тока. Если главных полюсов на каждой из машин установлено шесть, то добавочных на возбудителе четыре, а на вспомогательном генераторе пять. Вентилятор 16 выполнен из алюминиевого сплава и закреплен болтами на ступице 17. Потоки охлаждающего воздуха поступают через нижние коллекторные люки возбудителя и вспомогательного генератора, прохо­дят двумя параллельными струями между полюсами и через якорь и выбрасываются наружу через вентиляционные люки.

 

Корпус агрегата состоит из магнитопроводов (станин) возбудителя 14 и вспомогательного генератора 19. Станины возбудителя и вспомогатель­ного генератора выполнены из стали с низким содержанием углерода и соединены между собой. На станинах закреплены главные и добавочные полюсы. Добавочные полюсы возбудителя и вспомогательного генератора одинаковы по конструкции и взаимозаменяемы. Сердечник добавочного полюса отлит из стали с малым содержанием углерода. На сердечник на­сажена катушка и залита эпоксидным компаундом (изоляция класса В). Сердечники главных полюсов 12 набраны из штампованных листов определенной конфигурации, стянутых заклепками. Для полюсов агрегата применена обычная малоуглеродистая сталь толщиной 2 мм Катушки главных полюсов уплотнены по высоте пружинными рамками, которые размещены между катушкой и башмаками полюсов. Пружинные рамки на полюсах предохраняют изоляцию от истирания при возможных ослаблениях катушек из-за усадки изоляции..

 

 

Схема внутренних соединений обмоток агрегата:

а—вспомогательного генератора (вид со стороны коллектора вспомогательного генератора); б— возбудителя (вид со стороны коллектора возбудителя); / — полюс главный (катушка перекрещен­ная); 2 — полюс добавочный; 3 — полюс главный (катушка открытая); Ш1, Ш2—выводы обмотки возбуждения; Я1, Я2 — выводы обмотки якоря; HI , Н2 — обмотка независимая; НЗ, Н4 — обмотка размагничивающая

 

На главных полюсах расположены катушки с изоляцией типа «Монолит-2» класса F, причем на главных полюсах вспомо­гательного генератора размещена одна обмотка параллельного возбуждения, а на главных полюсах возбудителя независимая обмотка возбуждения и обмотка, используемая в качестве размагничивающей для обеспечения плавного трогания тепловоза. Магнитный поток размагничивающей обмотки направлен встречно независимой, получает питание от цепи управления и не зависит от положения рукоятки котроллера машиниста. В аварийном режиме (отключена независимая обмотка) в размагничивающей обмотке изменяется направление тока, величина которого изменяется при изменении позиции контроллера.

Якоря возбудителя и вспомогательного генератора собраны на общем валу 23. Число коллекторных пластин, пазов, размеры паза, длина сердеч­ников, размеры обмотки якорей обеих машин одинаковы. Сердечники якорей набраны из выштампованных листов электротехнической стали, имеющих пазы и вентиляционные каналы. Листы спрессованы между нажимной шайбой и корпусом коллектора

 

    Обмотка якоря имеет изоляцию класса F. В пазовой и лобовой частях она удерживается стальным проволочным бандажом. Якорь динамически отбалансирован грузами со стороны обоих коллекторов.

Подшипниковые узлы капсульного типа. Капсула 6 прикреплена к станине при помощи кольца и болтов. Шариковый подшипник со стороны привода является упорным и его внутреннее и наружное кольца зажаты крышками капсул. Наружное кольцо шарикового подшипника со стороны свободного конца вала имеет возможность свободно перемещаться в капсуле в осевом направ­лении. Это компенсирует возможные изменения длины агрегата, а также позволяет исключить влияние допусков на работу шарикового подшипника.

 Коллекторы изготовлены на прессованной пластмассе. Для токосъема служат шесть щеткодержателей 8, равномерно закреп­ленных на пластмассовой траверсе 7. Траверса перемещается в танген­циальном направлении при установке нейтрали и жестко прикреплена болтами к бобышкам станины. Пластмассовая траверса является одно­временно изолятором между щеткодержателями .разной полярности и кор­пусом агрегата. Щеткодержатели закреплены на траверсе болтами, а радиально расположенные отверстия в траверсе позволяют регулировать зазор между коллектором и корпусом щеткодержателя по мере износа коллектора.

 






Дата: 2019-11-01, просмотров: 1379.