Передача постоянного тока.
Установленное на тепловозах ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э и ТЭ10 электрическое оборудование (тяговые и вспомогательные электрические машины, аккумуляторная батарея, основная и вспомогательная электрическая аппаратура) обеспечивает передачу вырабатываемой дизелем механической энергии на колесные пары локомотива и автоматическое регулирование силы тяги в зависимости от скорости движения тепловоза.
Механическая энергия дизеля преобразуется генератором в электрическую. Ток от генератора поступает в тяговые электродвигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую. Вращающий момент от якорей тяговых электродвигателей Мв через тяговые редукторы передается на колесные пары.
Генератор постоянного тока питает тяговые электродвигатели 1—6, соединенные параллельно на тепловозе ТЭ10 и последовательно – параллельно на тепловозе ЧМЭ3. Генератор Г имеет независимое возбуждение, а электродвигатели — последовательное. К генератору тяговые электродвигатели подключаются электропневматическими (поездными) контакторами П1 — П6 (КП1-КП6)
Для расширения диапазона использования полной мощности тягового генератора применяются две ступени ослабления возбуждения электродвигателей. Для этого включают резисторы СШ( R Ш) параллельно обмоткам возбуждения ОВ электродвигателей с помощью групповых контакторов ВШ(КШ) Направление движения тепловоза изменяется реверсором ПР(Р), который изменяет направление тока в обмотках возбуждения ОВ.
Независимая обмотка возбуждения генератора Г получает питание от возбудителя постоянного тока В,
Принципиальная схема электрической передачи
тепловоза ТЭ10.
Принципиальные схемы режимов работы тягового генератора тепловозов ЧМЭ3(а и б) и ЧМЭ3Т (а,б,в,г,д):
а-"Пуск дизеля"; б-"Тяга"; в-"Торможение"; г-"Обогрев от ТГ"; д- схема обогрева дизеля от сети переменного тока
В режиме реостатного торможения на тепловозе ЧМЭ3Т тяговые электродвигатели работают в режиме генераторов с независимым возбуждением от тягового генератора. Вырабатываемая электрическая энергия гасится на тормозных резисторах Rт, создаваемый при этом электромагнитный момент Мт является тормозным для колесных пар.
Для того чтобы тормозной момент действовал в нужном направлении, необходимо сохранить направление магнитного потока, создаваемого главными полюсами, или направление тока в проводниках якорной обмотки. При переходе из режима "Тяга" в режим "Торможение" положение реверсора не меняется, т. е. полярность главных полюсов тягового электродвигателя остается такой же. Так как тепловоз в режиме "Торможение" продолжает двигаться по инерции, сохраняя направление своего движения, то направление вращения якорей электродвигателей тоже не меняется. Направление тока в якорной обмотке тягового электродвигателя, работающего в генераторном режиме, меняется на противоположное, тормозной момент Мт действует в направлении, противоположном направлению движения тепловоза.
На тепловозах ЧМЭ3Э и ЧМЭ3Т предусмотрен подогрев воды дизеля непосредственно от генератора тепловоза при работающем дизеле или от постороннего источника переменного трехфазного тока. Резисторы R85-88 подключаются к генератору контакторами КОГ, к постороннему источнику контакторами КОП.
Передача переменно-постоянного тока. Такая электрическая передача применена на тепловозе 2ТЭ116 Переменное напряжение тягового синхронного генератора СГ подается к выпрямительной установке ВУ и после выпрямления подводится к шести тяговым электродвигателям. Двигатели, соединенные параллельно, подключаются к тяговому генератору с помощью электропневматических контакторов П1 — П6. Генератор СГ также обеспечивает питание переменным током асинхронные электродвигатели вентиляторов охлаждения различного назначения Обмотка возбуждения тягового синхронного генератора питается от однофазного синхронного возбудителя СВ, через управляемый выпрямитель (усилитель) УВВ. Выходное напряжение УВВ регулируется изменением момента открытия управляемых вентилей (тиристоров), установленных в двух плечах моста
Регулированием тока возбуждения тягового генератора СГ создается требуемая внешняя характеристика Сигналы обратной связи по току и напряжению генератора СГ, получаемые от трансформаторов постоянного тока ТПТ1—ТПТ4 и напряжения ТПН, поступают в узел преобразования и сравнения сигналов, именуемый селективным СУ. В узле СУ по сигналам Ur и Iг формируется сигнал по мощности генератора и каждый из них сравнивается с сигналом задания (уставки).
Полученный сигнал рассогласования через блок управления возбуждением БУВ управляет открытием тиристоров управляемого выпрямителя УВВ, устанавливая ток возбуждения СГ, необходимый для поддержания заданного значения одной из величин I/г, Ur или Рг. Для получения задания по Ur , Iг, Рг в узле СУ используют два вида сигналов: по частоте вращения и отклонению мощности дизеля. Первый поступает от тахометрического блока задания БЗВ, а второй — от индуктивного датчика ИД. Система регулирования обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при всех возможных колебаниях.
Принципиальная схема электрической передачи переменно-постоянного тока
При повреждении элементов системы автоматического регулирования возбуждения СГ предусмотрен аварийный режим, при котором переключателем шунтируются тиристоры УВВ и он работает как обычный неуправляемый выпрямительный мост; регулирование производится вручную машинистом.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 329.