Публицистика Ф.М. Достоевского 1870-х годов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из лекций: После «Времени» и «Эпохи» Достоевский написал «Идиота», «Бесы». Это политический роман. Стремление высказаться в журналах стало для него навязчивой идеей. Задумал моноиздание «Записная книга» - половина его проза, половина публицистика. В 1873 он получил предложение от князя Мещерского возглавить его журнал «Гражданин» (это газета-журнал). Журнал не имел большого читательского спроса, и Мещерский понимал, что приглашение Достоевского поднимает читательский спрос. Он согласился в надежде, что читатель воспринимает его как человека, защищающего определённые настроения. Достоевский выторговал себе специальную рубрику «Дневник писателя». В 1873 3 сюжета были интересные для него в иностранной хронике: события во Франции после франко-прусской войны, здесь его взгляд созвучен Щедрину. Он с интересом отнёсся к политике Бисмарка в отношении католической церкви. Достоевский писал, что это борьба за единство Германии. Третий сюжет связан с войной в России в Средней Азии – то, о чём Щедрин писал в «Господах ташкентцах». Достоевский говорил, что мы может гордиться победами над хивинским ханом, что Россия себя хорошо проявила.

Также Достоевский оценивает свои отношения с русской демократией. «Старые люди» - в центре Герцен и Белинский. На смерть Герцена были различные отклики, от «Шедо-Феротти» до панегирических речей. 1873 – Достоевский пишет, что ему сама история предназначила выразить собой разрыв с народом огромного большинства образованного нашего сословия. Этот идеальный народ обращается у них в парижскую чернь 1793 года. «Он заводил революции и подстрекал к ним других, но в то же время любил комфорт и семейный покой». О Белинском – был хорошим мужем, верил в свои взгляды гораздо более слепо, чем Герцен.

Здесь он подводит итог и своим отношениям с Петрашевским. Щедрин хорошо всегда отзывался о Петрашевском, а Достоевский от этих идеалов отказался. Он честно пишет, кем он был в конце 40-х годов. В то время проходил нечаевский процесс. По образования Нечаев – домашний учитель. Он был фанатиком своей идеи с удивительным даром пропаганды. Он организовал кружок студентов. В России он представлял себя посланцем революционного комитета. Один из его товарищей усомнился, и он организовал его убийство. В принципе бесы об сем написаны. Нечаевым я не смог бы стать, нечаевцем – возможно, - пишет Достоевский. Вывод значит, что все, кто воспитывался на идеях социализма, может склониться к убийству. Достоевский изобличает социализм в своём сознании – это и массовый грабёж всех классов, и многое другое. Однако следует помнить, что всё это напечатано в «Гражданине». Интересная была и полемика с демократией в области искусства. Достоевский говорил, что направление губит искусство. Боялся он того, что цель всё равно не будет достигнута.

Издание Достоевского не сатирическое, оно общественно-литературное. Его сопоставляли с щедринским «Круглым годом». В первой части его беллетристика, вторая – публицистика. Там и материалы о внутренней жизни России, но нет литературной критики. По объёму это брошюра, по формату – газета, текст начинается от заголовка. По периодичности – журнал. По авторству – это книга, нумерация страниц общая.

Первым откликом на журнал были стихи Минаева: «Вот ваш дневник? Чего в нём нет? И гениальность, и юродство…» «Дневник писателя» начинается с детской темы. «Дети странный народ: они снятся и мерещатся». Тут есть одна боль, нет проповеди. На эту тему он пишет несколько материалов. Он описывает детский бал в Петербурге, куда он ходил со своей дочкой, «Мальчик с ручкой», «У Христа на ёлке» и описание посещения Достоевским колонии для малолетних преступников. Важна и тема пьянства – пьют все, матери, отцы…

«Застарелые люди» - он откликается на события русско-турецкой войны 1876-77 годов. Он считает, что эта война способствовала объединению русского народа. Разрыв с народом продолжается, но такие исторические минуты, безусловно, способствуют согласию и более ясному пониманию народной жизни. «Самое спасительное обновление русского общества выпадет на долю русской женщины». Ей ли отказывать в полном равенстве прав с мужчиной? Цебрикова в «Вестнике Европы» писала в то же время про женщин американской революции, что они воспитали свободу в обществе.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 225.