К. Маркс. Письмо в редакцию «Отечественных записок»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из лекции: Письмо Маркса – уникальное по своей составляющей, составляющая – методология познания. Это письмо никем не цитируется.

Первый том Капитала появился на немецком в конце 60-х. Первый язык, на который он переведён – русский. Цензура пропустила, потому что заглавие невинное, цензура не поняла, о чём речь. Первые, кто стал ссылаться на Маркса – Зайцев. Это бывший публицист «Русского слова». В «Отечественных записках» «Что такое рабочий день» - компиляция Маркса. В "Записках" 1872 статья Елисеева «Плутократия, её основы» - переводит куски Маркса. Он отходит к идеям народническим, об ужасе капитализма, русские капиталисты – плуты. В этой статье цитирует Маркса, доказывая, что в русском обществе развиваются антагонистические отношения и что русские либералы отражают настроения не дворянства, а зарождающейся плутократии.

Первый перевод – Герман Лопатин. Будет долго сотрудничать с западной эмигрантской прессой. Второй переводчик – Даниэльсон. Перевод 1872. Самый интересный отклик – анонимная библиографическая записка в «Отечественных записках». Теперь мы знаем, что её автор – Михайловский. Он очень высоко ценил Маркса за то, что он вступается за человеческие права рабочих. Пишет положительную заметку, что вышла прекрасная книга. Маркс говорил о статье Кауфмана во вступлениях, говоря, что странно, что в России лучше всего смогли понять его идеи.

К Марксу на первых порах относятся благожелательно: «Рабочий вопрос – не русский». Проходит 5 лет. За это время в России проходит съезд фабрикантов, стачечные движения, бурное развитие капитализма и бурное проявление рабочих. Тогда книга Маркса вызывает уже очень настороженное отношение со стороны цензуры и право настроенных либералов. Юлий Жуковский – бывший сотрудник «Современника» Некрасова, его он не взял в «Записки» (ещё не взял Антоновича). Он был очень бойким журналистом, но с нравственной точки зрения показал себя очень несимпатично. Закрывался «Современник» за статью Елисеева, за которую он был посажен в крепость. Его можно было выкупить, и Некрасов обратился к Жуковскому (его брат был известным «бизнесменом»), но тот денег не дал – испугался замарать себя в глазах власти. Жуковский работал в «Вестнике Европы», работал в банке. В 1877 пишет о «Капитале». Книга к тому времени становится причастной к русской жизни. В этой статье он говорит, что книга Маркса – апология права рабочего на прибыль. А они права не имеют – не принимают участия в творческом аспекте производства. Он пишет: «Рабочий – орудие труда».

Демократы уцепились за это, и Михайловский пишет «Карл Маркс перед судом г-на Жуковского». Замечания: жаль, что Маркс хочет сделать теорию «универсальной отмычкой» (что-то ещё?). Маркс, чтобы прочитать Чернышевского, выучил в конце 60-х русский. Он прочитал статью Михайловского и сразу написал ответ, но не отправил его. Только после его смерти Энгельс передал его в «Вестник Народной воли».

В этом письме «Мой оппонент несомненно умный человек, и, если бы он мог найти у меня доказательство своих взглядов, он бы их привёл». Маркс не отправил письмо, потому что не хотел компрометировать русских журналистов (вся почта читалась цензурой). Но было очень много нелегальных путей передачи. Было ещё и нежелание обидеть оппонента – мало ли цензура не всё пропустила. Маркс противопоставляет Герцена, который писал об общине исходя из заранее созданной теории и Чернышевского, который писал о реалиях. Чернышевский идёт от фактов к теории, но он ошибся в выводах – Россия 1861 так быстро идёт по пути капитализма, что нет возможности с этого пути свернуть. Он писал об обходе капитализма, в том числе Вере Засулич. Маркс в письме пишет: в первом томе капитала нет теории, это очерк развития истории капитализма в Европе, и этот путь каждая страна может пройти по-своему, универсального пути нет, нет этой отмычки. Затем он приводит Древний Рим: было похоже на то, что происходит в Европе. Там вместо капитализма возникло рабовладение. Каждое историческое явление надо исследовать в конкретной исторической ситуации и только изучив конкретику можно высказывать взгляды на будущее. Главное понять, что Маркс пытается противопоставить субъективной идеологии народников метод диалектического исследования.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 329.