Особенности адаптации детей к условиям детского учереждения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи. Особенностями дошкольных учреждений являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность пере­крестного инфицирования и более сильного утомления ре­бенка; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптацион­ного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблаго­приятное влияние на состояние здоровья ребенка.

Термин «адаптация» означает приспособление. Это уни­версальное явление, характерное для всего живого. У чело­века существует специальная функциональная система, со­стоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществ­лении приспособительных реакций, сопровождающихся оп­ределенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Эта же система осуществляет и социальную адаптацию, вовлекаю­щую все сложные поведенческие акты человека.

Адаптация создает условия для наиболее оптимального су­ществования организма. Если человек здоров и его физиоло­гические системы работают в оптимальном режиме, то его состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (чело­век поднимается в гору, у него учащенное дыхание и сердце­биение) — заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций тре­бует усиления функции, напряжения. Такое состояние обо­значается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряже­ние психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее зна­чение при социальной адаптации имеет функциональная вы­носливость центральной нервной системы.

Если при напряженной адаптации не превышаются воз­можности системы адаптационных механизмов, то такое на-

-39-

 

 

пряжение, перестройка приводят к новому уровню физиоло­гической адаптации, т.е. к реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации. При превышении адаптаци­онных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах — возникает патоло­гическая адаптация. Болезнь — типичное проявление пато­логической адаптации.

Рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятель­ности всех основных систем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения, невозможной без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ре­бенка. Неблагополучная беременность, повреждения при ро­дах, заболевания в первые месяцы жизни снижают адапта­ционные возможности ребенка.

После рождения у ребенка формируются стереотипы пове­дения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. По данным Н.М. Аксариной, в течение пер­вого полугодия жизни реакции такого типа формируются на режим, на способ вскармливания, на микроклимат. С шести до девяти месяцев жизни присоединяются реакции на спосо­бы подхода к ребенку, т.е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано бодрствование, и др. В возрасте девяти-десяти месяцев (при семейных условиях воспитания) формируется еще одна реакция — привязанность к взрослому, удовлетворяющему потребности ребенка. С воз­растом у ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но опять же с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе форми­рования привязанностей, которые имеют колоссальное зна­чение для дальнейшей жизни человека. Поступление ребенка в детское учреждение требует переделки сформировавшихся стереотипов. Для него меняются все основные условия сре­ды: изменяется материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с но­выми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особеннос­тями высшей нервной деятельности детей (малая подвиж­ность нервных процессов, низкий предел работоспособности


нервных клеток и др.) приспособление к пребыванию в дет­ском учреждении представляет значительные трудности, осо­бенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.

Изменения среды приводят к перенапряжению адаптаци­онной системы ребенка, вызывая изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (ухудшается сон, аппетит, ребенок отказывается играть с другими детьми и др.), воз­никают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотно­шение количества адреналина и норадреналина в моче и др.), в иммунной системе — снижаются защитные силы организ­ма, что может способствовать заболеванию в этот период.

Комплексное рассмотрение всех проявлений адаптации по­зволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики тя­желой адаптации (Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1980).

Весь период привыкания можно разбить на три этапа.

Острый период, или период дезадаптации, — более или мен нее ярко выраженное рассогласование между привычными пове­денческими стереотипами и требованиями новой социальной мик­росреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.

Подострый период, или собственно адаптация, — ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается вы­раженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивает­ся уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адап­тационных процессов.

Период компенсации, или адаптированности к новым усло­виям, — все перечисленные показатели нормализуются, т.е. до­стигают исходного уровня, а иногда и превышают его.

___________________________________________________________

По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.

Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в пове­дении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппе­тита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увели-


 


-40-


-41-

чивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7-10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировоч­ная и речевая активность и взаимоотношения с детьми норма­лизуются через 15-20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает. Легкая адаптация наблюдается в основном у детей моложе восьми-девяти месяцев или старше полутора лет, с благополучным анамнезом и хоро­шим исходным состоянием здоровья.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше 20-30 дней. Период угнетения интереса к окружающему в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20-40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в тече­ние одного месяца; значительная задержка двигательной ак­тивности, ее восстановление происходит после 30-35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчет­ливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, кото­рое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и теку­щей без осложнений. Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или при плохо организованной оздоровительно-вос­питательной работе в детском учреждении.

Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной дли­тельностью (два-шесть месяцев и больше) и тяжестью про­явлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом вариан­те ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоро­выми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показа­телях физического и нервно-психического развития. Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до по­лутора лет жизни, имеющих неблагоприятное состояние здо­ровья до поступления в детское учреждение.

Иногда развивается второй вариант тяжелой адапта­ции детей, проявляющийся длительным и выраженным не­адекватным поведением, невротическим состоянием, деп

-42-


рессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше, чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30-40 мин); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровож­даются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уеди­нению или агрессивен. Отношение к взрослым избиратель­ное. Эмоциональное состояние длительно нарушено, неред­ко ребенок плачет в течение всего периода бодрствования либо состояния пассивности и повышенной раздражитель­ности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится кап­ризным, требует повышенного внимания со стороны взрос­лого, вскрикивает во сне, легко пугается. Поведение улуч­шается медленно, периоды улучшения неустойчивы, воз­можны возвраты к плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры на 1-2 квартала. Такую форму тяжелой адаптации имеют, как правило, дети старше полутора лет жизни при сочетании неблагоприят­ных биологических и социальных факторов (общее неблаго­получие семьи, неправильные подходы к воспитанию, от­клонения в функциональном состоянии всех систем орга­низма, прежде всего нервной системы).

Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Рациональная и заблаговременная подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, которая сводит к ми­нимуму риск развития тяжелой адаптации, включает следую­щие мероприятия.

1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка. Для этого необходимо перед оформлением в детское учрежде­ние провести углубленный осмотр ребенка всеми необходи­мыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервно-психического развития, про­ведением лабораторных исследований (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклоне­ний в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и корректирующие мероприятия.

-43-

2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрас­ том ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными болезнями. Однако надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведенной вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организ­ма. Поэтому направлять ребенка в детское учреждение мож­но не раньше, чем через 2-3 недели после проведения послед­ней прививки.

3. Максимальное приближение домашнего режима и пи­ тания к режиму и питанию дошкольного учреждения. Это позволит заблаговременно, в привычной домашней обстанов­ке создать у ребенка новые стереотипы, в результате адапта­ционная нагрузка при поступлении в детское учреждение уменьшится. Изменять режим ребенка надо не менее чем за две недели до поступления, а лучше значительно раньше.

4. Разъяснительная работа с родителями. Необходимо объ­яснить родителям важность предстоящего изменения в жиз­ни ребенка, ознакомить их с педагогическими подходами,
используемыми в детском учреждении, дать рекомендации
по изменению неправильных подходов в семейном воспита­нии, если таковые имеются, по отучению ребенка от привы­чек, которые не могут осуществляться в детском учреждении
(кормление из бутылочки после года, сосание пустышки, ука­чивание и др.). Следует также объяснять родителям нежела­тельность оформления в дошкольное учреждение ребенка до
двух, а в некоторых случаях до трех лет, так как в этом
возрасте у ребенка особенно высока потребность в постоян­ных контактах с близкими взрослыми, к которым он привя­зан. Возраст с шести месяцев до полутора лет крайне нежела­телен для радикальных изменений в жизни ребенка и его
окружении.

Привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения, особенно в раннем возрасте, желательно сделать плавным: в течение первой недели оставлять его в группе не более чем на 3-4 часа до обеда или после сна дома, при негативных эмоциональных реакциях дать ребенку «отдохнуть» от по­сещений детского учреждения в течение 2-3 дней, в течение 2-3 недель сохранять все имеющиеся у малыша привычки. Персоналу группы желательно ознакомиться с домашними условиями жизни ребенка и в первые дни придерживаться привычных для него стереотипов и подходов. Более легкой адаптации способствует постепенное заполнение групп, по­зволяющее уделить достаточное внимание каждому ребенку в период привыкания к новым условиям.


Во время адаптационного периода рекомендуется завести на каждого ребенка лист адаптации, в котором отмечаются особенности его состояния и поведения. При осмотре следует особое внимание уделять носоглотке: даже легкое покраснение зева и умеренные выделения из носа служат поводом для перевода на домашний режим до полного вы­здоровления. Профилактические прививки в период адап­тации не проводятся.

Правильная подготовка детей к поступлению в дошколь­ное учреждение и «мягкое» ведение адаптационного периода позволяет им достаточно легко, без существенных издержек для физического и нервно-психического здоровья, приспосо­биться к новым условиям. Это крайне важно еще и потому, что неблагоприятное течение первой социальной адапта­ции значительно повышает риск тяжелой адаптации и в дальнейшем, а каждая повторная тяжелая адаптация не­благоприятно сказывается на развитии личности.

 Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на особенности адаптации ребен­ка к условиям дошкольного учреждения?

2. Как протекает адаптационный период при легкой, сред­ней, тяжелой степени адаптации?

3. Для чего и как необходимо готовить ребенка к поступле­нию в дошкольное учреждение?

4. Какие мероприятия в первые недели посещения ребенком дошкольного учреждения уменьшают выраженность адап­тационного стресса?

 Практические задания

1. С помощью медицинских карт, данных медицинского пер­сонала и воспитателя узнайте, как протекала адаптация детей в прикрепленной группе.

2. Соотнесите полученные данные с дальнейшим физическим и нервно-психическим развитием и состоянием детей. Сделайте выводы.


-44-

 














Дата: 2019-11-01, просмотров: 259.