При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи. Особенностями дошкольных учреждений являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного утомления ребенка; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.
Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого. У человека существует специальная функциональная система, состоящая из коры больших полушарий головного мозга, гипоталамуса, гипофиза и коры надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, сопровождающихся определенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Эта же система осуществляет и социальную адаптацию, вовлекающую все сложные поведенческие акты человека.
Адаптация создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров и его физиологические системы работают в оптимальном режиме, то его состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек поднимается в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение) — заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так что всякая перестройка реакций требует усиления функции, напряжения. Такое состояние обозначается как напряженная адаптация. При социальной адаптации ее причинами могут быть либо резкое напряжение психической деятельности, либо необходимость менять привычные формы поведенческих реакций. Наибольшее значение при социальной адаптации имеет функциональная выносливость центральной нервной системы.
Если при напряженной адаптации не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое на-
-39-
пряжение, перестройка приводят к новому уровню физиологической адаптации, т.е. к реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации. При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах — возникает патологическая адаптация. Болезнь — типичное проявление патологической адаптации.
Рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения, невозможной без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ребенка. Неблагополучная беременность, повреждения при родах, заболевания в первые месяцы жизни снижают адаптационные возможности ребенка.
После рождения у ребенка формируются стереотипы поведения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. По данным Н.М. Аксариной, в течение первого полугодия жизни реакции такого типа формируются на режим, на способ вскармливания, на микроклимат. С шести до девяти месяцев жизни присоединяются реакции на способы подхода к ребенку, т.е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано бодрствование, и др. В возрасте девяти-десяти месяцев (при семейных условиях воспитания) формируется еще одна реакция — привязанность к взрослому, удовлетворяющему потребности ребенка. С возрастом у ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но опять же с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе формирования привязанностей, которые имеют колоссальное значение для дальнейшей жизни человека. Поступление ребенка в детское учреждение требует переделки сформировавшихся стереотипов. Для него меняются все основные условия среды: изменяется материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особенностями высшей нервной деятельности детей (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности
нервных клеток и др.) приспособление к пребыванию в детском учреждении представляет значительные трудности, особенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.
Изменения среды приводят к перенапряжению адаптационной системы ребенка, вызывая изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (ухудшается сон, аппетит, ребенок отказывается играть с другими детьми и др.), возникают сдвиги в вегетативной нервной системе (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче и др.), в иммунной системе — снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию в этот период.
Комплексное рассмотрение всех проявлений адаптации позволило определить основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики тяжелой адаптации (Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1980).
Весь период привыкания можно разбить на три этапа.
Острый период, или период дезадаптации, — более или мен нее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.
Подострый период, или собственно адаптация, — ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адаптационных процессов.
Период компенсации, или адаптированности к новым условиям, — все перечисленные показатели нормализуются, т.е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его.
___________________________________________________________
По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.
Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увели-
-40-
-41-
чивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7-10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15-20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает. Легкая адаптация наблюдается в основном у детей моложе восьми-девяти месяцев или старше полутора лет, с благополучным анамнезом и хорошим исходным состоянием здоровья.
Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше 20-30 дней. Период угнетения интереса к окружающему в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20-40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение одного месяца; значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30-35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений. Такое течение адаптации чаще всего регистрируется у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или при плохо организованной оздоровительно-воспитательной работе в детском учреждении.
Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (два-шесть месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Некоторые дети практически не бывают здоровыми в течение длительного времени, так как они находятся в острой фазе заболевания либо в состоянии выздоровления. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-психического развития. Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до полутора лет жизни, имеющих неблагоприятное состояние здоровья до поступления в детское учреждение.
Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации детей, проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением, невротическим состоянием, деп
-42-
рессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше, чем через 3 недели. В отдельных случаях может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при кормлении. Сон также длительно нарушен; засыпание медленное (30-40 мин); сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен. Отношение к взрослым избирательное. Эмоциональное состояние длительно нарушено, нередко ребенок плачет в течение всего периода бодрствования либо состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается. Поведение улучшается медленно, периоды улучшения неустойчивы, возможны возвраты к плаксивому и пассивному состоянию. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игры на 1-2 квартала. Такую форму тяжелой адаптации имеют, как правило, дети старше полутора лет жизни при сочетании неблагоприятных биологических и социальных факторов (общее неблагополучие семьи, неправильные подходы к воспитанию, отклонения в функциональном состоянии всех систем организма, прежде всего нервной системы).
Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
Рациональная и заблаговременная подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, которая сводит к минимуму риск развития тяжелой адаптации, включает следующие мероприятия.
1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка. Для этого необходимо перед оформлением в детское учреждение провести углубленный осмотр ребенка всеми необходимыми для данного возраста специалистами с определением уровня его физического и нервно-психического развития, проведением лабораторных исследований (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). При выявлении каких-либо отклонений в состоянии здоровья и развитии необходимо выполнить оздоровительные и корректирующие мероприятия.
-43-
2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрас том ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными болезнями. Однако надо иметь в виду, что формирование иммунитета после проведенной вакцинации также вызывает напряжение адаптационных систем организма. Поэтому направлять ребенка в детское учреждение можно не раньше, чем через 2-3 недели после проведения последней прививки.
3. Максимальное приближение домашнего режима и пи тания к режиму и питанию дошкольного учреждения. Это позволит заблаговременно, в привычной домашней обстановке создать у ребенка новые стереотипы, в результате адаптационная нагрузка при поступлении в детское учреждение уменьшится. Изменять режим ребенка надо не менее чем за две недели до поступления, а лучше значительно раньше.
4. Разъяснительная работа с родителями. Необходимо объяснить родителям важность предстоящего изменения в жизни ребенка, ознакомить их с педагогическими подходами,
используемыми в детском учреждении, дать рекомендации
по изменению неправильных подходов в семейном воспитании, если таковые имеются, по отучению ребенка от привычек, которые не могут осуществляться в детском учреждении
(кормление из бутылочки после года, сосание пустышки, укачивание и др.). Следует также объяснять родителям нежелательность оформления в дошкольное учреждение ребенка до
двух, а в некоторых случаях до трех лет, так как в этом
возрасте у ребенка особенно высока потребность в постоянных контактах с близкими взрослыми, к которым он привязан. Возраст с шести месяцев до полутора лет крайне нежелателен для радикальных изменений в жизни ребенка и его
окружении.
Привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения, особенно в раннем возрасте, желательно сделать плавным: в течение первой недели оставлять его в группе не более чем на 3-4 часа до обеда или после сна дома, при негативных эмоциональных реакциях дать ребенку «отдохнуть» от посещений детского учреждения в течение 2-3 дней, в течение 2-3 недель сохранять все имеющиеся у малыша привычки. Персоналу группы желательно ознакомиться с домашними условиями жизни ребенка и в первые дни придерживаться привычных для него стереотипов и подходов. Более легкой адаптации способствует постепенное заполнение групп, позволяющее уделить достаточное внимание каждому ребенку в период привыкания к новым условиям.
Во время адаптационного периода рекомендуется завести на каждого ребенка лист адаптации, в котором отмечаются особенности его состояния и поведения. При осмотре следует особое внимание уделять носоглотке: даже легкое покраснение зева и умеренные выделения из носа служат поводом для перевода на домашний режим до полного выздоровления. Профилактические прививки в период адаптации не проводятся.
Правильная подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и «мягкое» ведение адаптационного периода позволяет им достаточно легко, без существенных издержек для физического и нервно-психического здоровья, приспособиться к новым условиям. Это крайне важно еще и потому, что неблагоприятное течение первой социальной адаптации значительно повышает риск тяжелой адаптации и в дальнейшем, а каждая повторная тяжелая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии личности.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы влияют на особенности адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения?
2. Как протекает адаптационный период при легкой, средней, тяжелой степени адаптации?
3. Для чего и как необходимо готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение?
4. Какие мероприятия в первые недели посещения ребенком дошкольного учреждения уменьшают выраженность адаптационного стресса?
Практические задания
1. С помощью медицинских карт, данных медицинского персонала и воспитателя узнайте, как протекала адаптация детей в прикрепленной группе.
2. Соотнесите полученные данные с дальнейшим физическим и нервно-психическим развитием и состоянием детей. Сделайте выводы.
-44-
Дата: 2019-11-01, просмотров: 298.