А.О. Дробинская
ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 030900 — Дошкольная педагогика и психология; 031100 — Педагогика и методика дошкольного образования
Москва
2003
Глава 1
Здоровым ребенок. Основы профилактической работы со здоровыми детьми.
II. Период новорожденности.
III. Период вскармливания грудью (грудной, или младший ясельный, возраст).
IV. Период молочных зубов:
1. Преддошкольный возраст.
2. Дошкольный возраст.
V. Период отрочества (младший школьный возраст).
VI. Период полового созревания (старший школьный воз раст).
Для организации ухода за детьми и их воспитания необходимо такое выделение периодов, которое на основании возрастных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей. Поэтому в практической организации здравоохранения и воспитания наибольшее распространение получило следующее деление:
• период новорожденности (с рождения до 28 дней);
• грудной возраст (до года);
• преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет]
• дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
• младший, средний и старший школьный возраст (соответственно 7—10, 11—14, 15—18 лет).
-11-
Очевидно, что такое деление не противоречит принятой в возрастной физиологии и педиатрии схеме. Соответственно ему и происходит комплектация групп в детских дошкольных учреждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Принято выделять ясельные и дошкольные группы по следующим возрастам:
м Группы | Возраст | |
Ясельные | младшая (первая группа раннего возраста) | от 2 мес. до 1 года |
средняя (вторая группа раннего возраста) | от 1 года до 2 лет | |
старшая (первая младшая) | от 2 до 3 лет | |
Дошкольные | младшая (вторая младшая) | от 3 до 4 лет |
средняя | от 4 до 5 лет | |
старшая | от 5 до 6 лет | |
подготовительная к школе | от 6 до 7 лет |
В последние годы широкое распространение получило обучение детей в школе, начиная с шестилетнего возраста. Однако при организации гигиенического режима, необходимого им, нельзя забывать, что физиологические потребности шестилетних детей соответствуют дошкольному возрастному периоду.
Период новорожденности
Период новорожденности (неонаталъный) начинается с момента рождения и продолжается 4 недели. Особенности его течения во многом зависят от степени развития новорожденного. Достаточная зрелость плода, способность после рожде-
-12-
-13-
ния относительно быстро приспособиться к новым условиям жизни в большой мере обусловлены течением беременности.
В период новорожденности происходит приспособление организма ребенка к новой для него внешней среде. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, перестраивается кровообращение. Начинает работать желудочно-кишечный тракт, ребенок приспосабливается к новым условиям питания. Поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения, он почти непрерывно спит. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому даже небольшие изменения окружающих ребенка условий могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья.
Для зрелого доношенного ребенка характерны следующие средние показатели физического развития: масса тела — 3300 г для девочек и 3500 г — для мальчиков, длина — 50-52 см, окружность головки — 35 см, груди — 34 см. Такой ребенок громко кричит, у него отмечаются активные движения, ярко выраженный мышечный тонус, особенно в мышцах-сгибателях, определяются физиологические рефлексы.
При первом осмотре ребенка проводится оценка его адаптации к внеутробным условиям существования. Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения и — повторно — через пять минут по пяти основным признакам (цвет кожных покровов, наличие и характер дыхания, частота пульса, выраженность мышечного тонуса, рефлекс чихания на раздражение катетером носовых ходов). В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценку в баллах (0, 1 или 2) и полученные цифры складывают. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности новорожденного, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.
Вследствие отхождения мекония (внутриутробных каловых масс, образующихся в кишечнике плода во время внутриутробного развития), потери воды (главным образом через легкие и кожу), а также в связи с недостаточным количеством получаемой пищи в первые дни жизни наблюдается так называемое физиологическое снижение массы тела на 6-9% от первоначальной. С 5-6-го дня масса ребенка начинает увеличиваться.
Температура тела новорождейного неустойчива и в первые 2 дня может понизиться на 1-1,5 "С. У некоторых детей
на 3-4-й день отмечается преходящая лихорадка, при которой температура тела в течение нескольких часов держится на уровне 38-40 °С\
В первые дни жизни ребенка сосуды кожи расширены, и она выглядит покрасневшей. Примерно у половины детей отмечается желтуха, связанная с усиленным распадом внут-риуторобных красных кровяных телец.
В период новорожденности проявляются многие слабые стороны организма ребенка, несовместимость матери и плода по резус-фактору, дефекты развития, некоторые наследственные заболевания.
Недоношенные дети отличаются незрелостью органов и систем организма, у них часто возникают трудности с приспособлением к внеутробному кровообращению, легочному дыханию, самостоятельному пищеварению, с нарушением теплообмена. В зависимости от степени незрелости эти проблемы могут быть выражены по-разному: чем меньше срок развития плода, тем значительнее эти проблемы. Труднее приспосабливаются к внеутробным условиям жизни и переношенные новорожденные. У них чаще развивается кислородное голодание до и во время родов, а дети с большой массой тела чаще страдают от родовых травм.
Все новорожденные дети очень чувствительны к различным микробам: стафилококкам, стрептококкам, кишечной палочке, сальмонеллам, которые легко могут вызвать не только местное воспаление, но и заражение крови и различных органов (сепсис). Предупреждение инфицирования, но ворожденных путём строгого соблюдения гигиенических требований — обязательное условие ухода за ними. В то же время новорожденные почти невосприимчивы ко многим острым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и др. Это объясняется наличием пассивного иммунитета, полученного ребенком от матери через плаценту. По мере взросления ребенка этот иммунитет постепенно угасает.
Грудной период
Период вскармливания грудью начинается с 29-го дня жизни и продолжается до 1 года. Оптимальное развитие грудного ребенка, хорошая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды возможны только при правильном уходе за ребенком, полноценном питании, создании благоприятных условий для развития.
-14-
-15-
В этот период очень важную роль играет своевременное становление двигательных навыков. Движения, развивающиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют ее дальнейшему становлению.
Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Активное состояние нервной системы быстро сменяется торможением, которое вызывает сон.
На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь — она становится важным показателем его нервно-пси хического развития. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются лепетом — отдельными слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 5-10 простых слов.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном положении, к 3 — поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6-7 месяцам самостоятельно садится и устойчиво сидит. К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, самостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их должно быть 8).
Значительная интенсивность обменных процессов при вы раженной функциональной незрелости различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы, обусловливает уязвимость детского организма на протяжении этого периода развития.
Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют относительно большего, по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми, поступления питательных веществ и кислорода. Однако ограниченные возможности пищеварения в этом возрасте вызывают необходимость особого подхода при вскармливании. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения. Недостаточное, одностороннее, избыточное питание и другие его погрешности легко приводят к таким заболеваниям, как гипо- и паратрофия (недостаточный или избыточный вес), малокровие, рахит, аллергические реакции и др.
Нарушение температурного режима и отсутствие планомерного закаливания способствуют возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, которые могут осложняться воспалением легких.
Воспалительная реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста выражена слабо, почти отсутствует защитная реакция со стороны лимфатических узлов, поэтому очень часто на местное заболевание организм ребенка отвечает общей реакцией: например, склонностью к гнойничковых заболеваниям кожи, которые при недостаточном лечении могут привести к общему заражению крови.
Острые детские инфекции в грудном возрасте наблюдаются относительно редко из-за определенного запаса иммунных тел, полученных через плаценту во время беременности, а затем с материнским молоком. Корь, краснуха, скарлатина в первом полугодии почти не встречаются, дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и некоторые другие инфекции протекают своеобразно, часто не давая характерных симптомов. Это связано и с тем, что многие органы и системы еще не завершили свое формирование и их реакция на болезнь не является типичной. Далее первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине первого года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными заболеваниями. Приобретенный иммунитет на первом году жизни еще очень слаб или вообще отсутствует. Для защиты от инфекций особенно важны грудное вскармливание в течение первого года жизни, правильный уход, своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцин.
Период молочных зубов
Период молочных зубов разделяют на преддошкольный, или старший ясельный, возраст, или период раннего детства, — с года до трех лет и дошкольный возраст — с трех до семи лет.
В преддошкольный период, по сравнению с грудным, энергия роста заметно замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см в год, веса — 4-6 кг в год. Продолжается прорезывание молочных зубов — к двум с половиной годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная система, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, лазать. Быстро созревает нервная система, ребенок овладевает речью (запас слов увеличивается до 200-300, появляется фразовая речь). Развитие физических движений и речи позволяет ребенку более активно
взаимодействовать с окружающим миром, что, в свою оче-
-16-
-17-
редь, стимулирует его дальнейшее развитие. Условно-рефлекторные связи, выработанные в первые 3-5 лет, закрепляются особенно прочно и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека. В период преддошколь-ногр детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.
Организм ребенка раннего возраста по-прежнему отличается высокой уязвимостью, его ткани еще очень нежны и легко ранимы. Системы пищеварения и дыхания у детей до трех лет еще не закончили своего развития, поэтому необходимы определенные ограничения в питании и предупреждение влияния неблагоприятных климатических факторов. Острые расстройства пищеварения, воспаление легких, рахит, аллергические реакции, малокровие в это время встречаются довольно часто, однако протекают в основном легче, чем у детей первого года жизни.
В этом возрасте дети, как правило, имеют больше контактов е другими детьми и взрослыми. Относительная изоляция детей уменьшается, а собственный приобретенный иммунитет еще не достаточно совершенен, в связи с чем наиболее частой патологией в преддошкольном, и дошкольном возрасте становятся острые детские инфекции. Важнейшими мероприятиями по профилактике острых детских инфекций в этом периоде являются широкое проведение активной и пассивной иммунизации, ограждение здоровых детей от заболевших, своевременная изоляция больных.
В дошкольном, возрасте энергия роста значительно ослабевает (ежегодная прибавка роста 5-8 см, веса — около 2 кг). Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и нервной регуляции значительно улучшается координация движений: дети овладевают умениями быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступеням, выполнять разнообразные инструкции, рисовать, лепить, вырезать из бумаги, играть на простых музыкальных инструментах. Они становятся особенно подвижными, много бегают, стараются вникать в работу, которую выполняют вокруг них взрослые и дети более старшего возраста. Однако увеличивающиеся физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности у дошкольников часто приводит к травмам. Организация профилактики травма-
тизма и нарушений осанки у детей этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях.
В дошкольном возрасте заметно повышаются устойчивость нервной системы к нагрузке и способность к концентрации внимания. В сочетании с высокой пластичностью нервной системы это значительно облегчает целенаправленное обучение ребенка. Совершенствуется речь, она начинает играть ведущую роль в организации поведения ребенка. Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им нередко свойственны недостатки звукопроизношения, которые при правильном обучении с возрастом проходят. Умственному и речевому развитию способствуют общение детей со взрослыми, совместные игры и занятия, разучивание стихов и песен, прослушивание сказок.
В дошкольном возрасте начинается смена молочных зубов
на постоянные. Пища дошкольников мало чем отличается от
пищи взрослых. Желудочно-кишечные расстройства у них от
носительно редки. Острые детские инфекции встречаются
часто, чему способствует широкое общение дошкольников с
окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего
возраста, и реже приводят к тяжелым осложнениям. В связи
с постоянно нарастающей аллергической реактивностью орга
низма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллер
гические и инфекционно-аллергические заболевания, такие,
как бронхиальная астма, ревматизм, нефриты, геморрагиче
ский васкулит и др.
В старшем дошкольном возрасте (на шестом-седьмом году жизни) наступает период интенсивного роста детского организма. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, этот фактор необходимо учитывать при организации его жизни.
Контрольные вопросы
1. Каковы специфические черты развития ребенка с рождения до 7 лет? Каким образом должны учитываться эти черты при организации воспитательного процесса?
2. На какие возрастные этапы делят развитие ребенка? Какое значение имеет это деление?
3. Какие существенные особенности периода раннего детства и дошкольного периода должны учитываться в интересах охраны здоровья ребенка?
-18-
-19-
А.О. Дробинская
ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 030900 — Дошкольная педагогика и психология; 031100 — Педагогика и методика дошкольного образования
Москва
2003
Глава 1
Здоровым ребенок. Основы профилактической работы со здоровыми детьми.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 404.