Здоровым ребенок. Основы профилактической работы со здоровыми детьми.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.О. Дробинская

 

 

ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Допущено Министерством образо­вания Российской Федерации в ка­честве учебного пособия для сту­дентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 030900 — Дошкольная педагогика и психология; 031100 — Педагогика и методика дошкольного образования

Москва

2003

 

 

Глава 1

Здоровым ребенок. Основы профилактической работы со здоровыми детьми.

II. Период новорожденности.

III. Период вскармливания грудью (грудной, или младший ясельный, возраст).

IV. Период молочных зубов:

 

1. Преддошкольный возраст.

2. Дошкольный возраст.

 

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный воз раст).

Для организации ухода за детьми и их воспитания необ­ходимо такое выделение периодов, которое на основании воз­растных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей. Поэтому в практической организации здравоохранения и воспитания наибольшее распространение получило следующее деление:

• период новорожденности (с рождения до 28 дней);

• грудной возраст (до года);

• преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет]

• дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

• младший, средний и старший школьный возраст (соответственно 7—10, 11—14, 15—18 лет).

-11-

 

Очевидно, что такое деление не противоречит принятой в возрастной физиологии и педиатрии схеме. Соответственно ему и происходит комплектация групп в детских дошкольных уч­реждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Принято выделять ясель­ные и дошкольные группы по следующим возрастам:

 

 

 

 

 

 

м

Группы

Возраст

Ясельные

младшая (первая группа раннего возраста) от 2 мес. до 1 года
средняя (вторая группа раннего возраста) от 1 года до 2 лет
старшая (первая младшая) от 2 до 3 лет

Дошкольные

младшая (вторая младшая) от 3 до 4 лет
средняя от 4 до 5 лет
старшая от 5 до 6 лет
подготовительная к школе от 6 до 7 лет          

В последние годы широкое распространение получило обу­чение детей в школе, начиная с шестилетнего возраста. Однако при организации гигиенического режима, необходи­мого им, нельзя забывать, что физиологические потребности шестилетних детей соответствуют дошкольному возрастному периоду.

Период новорожденности

Период новорожденности (неонаталъный) начинается с мо­мента рождения и продолжается 4 недели. Особенности его течения во многом зависят от степени развития новорожден­ного. Достаточная зрелость плода, способность после рожде-


 


-12-


-13-

ния относительно быстро приспособиться к новым условиям жизни в большой мере обусловлены течением беременности.

В период новорожденности происходит приспособление ор­ганизма ребенка к новой для него внешней среде. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, пере­страивается кровообращение. Начинает работать желудоч­но-кишечный тракт, ребенок приспосабливается к новым ус­ловиям питания. Поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения, он почти непре­рывно спит. Для всех основных систем новорожденного ха­рактерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому да­же небольшие изменения окружающих ребенка условий могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья.

Для зрелого доношенного ребенка характерны следующие средние показатели физического развития: масса тела — 3300 г для девочек и 3500 г — для мальчиков, длина — 50-52 см, окружность головки — 35 см, груди — 34 см. Такой ребенок громко кричит, у него отмечаются активные движения, ярко выраженный мышечный тонус, особенно в мышцах-сгибате­лях, определяются физиологические рефлексы.

При первом осмотре ребенка проводится оценка его адапта­ции к внеутробным условиям существования. Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения и — повторно — через пять минут по пяти основным призна­кам (цвет кожных покровов, наличие и характер дыхания, частота пульса, выраженность мышечного тонуса, рефлекс чи­хания на раздражение катетером носовых ходов). В зависи­мости от выраженности каждой функции ставят оценку в бал­лах (0, 1 или 2) и полученные цифры складывают. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прог­ноз как в отношении жизнеспособности новорожденного, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особен­но ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.

Вследствие отхождения мекония (внутриутробных кало­вых масс, образующихся в кишечнике плода во время внут­риутробного развития), потери воды (главным образом через легкие и кожу), а также в связи с недостаточным количест­вом получаемой пищи в первые дни жизни наблюдается так называемое физиологическое снижение массы тела на 6-9% от первоначальной. С 5-6-го дня масса ребенка начинает уве­личиваться.

Температура тела новорождейного неустойчива и в пер­вые 2 дня может понизиться на 1-1,5 "С. У некоторых детей


на 3-4-й день отмечается преходящая лихорадка, при кото­рой температура тела в течение нескольких часов держится на уровне 38-40 °С\

В первые дни жизни ребенка сосуды кожи расширены, и она выглядит покрасневшей. Примерно у половины детей отмечается желтуха, связанная с усиленным распадом внут-риуторобных красных кровяных телец.

В период новорожденности проявляются многие слабые стороны организма ребенка, несовместимость матери и плода по резус-фактору, дефекты развития, некоторые наследствен­ные заболевания.

Недоношенные дети отличаются незрелостью органов и систем организма, у них часто возникают трудности с при­способлением к внеутробному кровообращению, легочному дыханию, самостоятельному пищеварению, с нарушением теплообмена. В зависимости от степени незрелости эти про­блемы могут быть выражены по-разному: чем меньше срок развития плода, тем значительнее эти проблемы. Труднее приспосабливаются к внеутробным условиям жизни и пере­ношенные новорожденные. У них чаще развивается кисло­родное голодание до и во время родов, а дети с большой массой тела чаще страдают от родовых травм.

Все новорожденные дети очень чувствительны к различ­ным микробам: стафилококкам, стрептококкам, кишечной палочке, сальмонеллам, которые легко могут вызвать не только местное воспаление, но и заражение крови и различ­ных органов (сепсис). Предупреждение инфицирования, но­ ворожденных путём строгого соблюдения гигиенических требований обязательное условие ухода за ними. В то же время новорожденные почти невосприимчивы ко многим ост­рым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и др. Это объясняется наличием пассивного иммунитета, получен­ного ребенком от матери через плаценту. По мере взросления ребенка этот иммунитет постепенно угасает.





Грудной период

Период вскармливания грудью начинается с 29-го дня жизни и продолжается до 1 года. Оптимальное развитие грудного ребенка, хорошая сопротивляемость организма ин­фекциям и другим неблагоприятным воздействиям окру­жающей среды возможны только при правильном уходе за ребенком, полноценном питании, создании благоприятных условий для развития.


 


-14-


-15-

В этот период очень важную роль играет своевременное становление двигательных навыков. Движения, развивающие­ся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нерв­ной системе, и способствуют ее дальнейшему становлению.

Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Активное состояние нервной систе­мы быстро сменяется торможением, которое вызывает сон.

На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь она становится важным показателем его нервно-пси­ хического развития. Недифференцированные звуки — гуле­ние — постепенно сменяются лепетом — отдельными слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 5-10 простых слов.

У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скеле­та, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном поло­жении, к 3 — поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6-7 месяцам самостоя­тельно садится и устойчиво сидит. К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, са­мостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их должно быть 8).

Значительная интенсивность обменных процессов при вы­ раженной функциональной незрелости различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыха­ния и нервной системы, обусловливает уязвимость детского организма на протяжении этого периода развития.

Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют относительно большего, по сравнению с детьми стар­шего возраста и взрослыми, поступления питательных ве­ществ и кислорода. Однако ограниченные возможности пи­щеварения в этом возрасте вызывают необходимость особого подхода при вскармливании. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения. Недостаточное, одностороннее, избыточное питание и другие его погрешности легко приводят к таким заболеваниям, как гипо- и паратрофия (недостаточный или избыточный вес), малокровие, рахит, аллергические реакции и др.

Нарушение температурного режима и отсутствие плано­мерного закаливания способствуют возникновению воспали­тельных процессов в верхних дыхательных путях, которые могут осложняться воспалением легких.


Воспалительная реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста выражена слабо, почти отсутствует защитная реакция со стороны лимфатических уз­лов, поэтому очень часто на местное заболевание организм ре­бенка отвечает общей реакцией: например, склонностью к гной­ничковых заболеваниям кожи, которые при недостаточном лечении могут привести к общему заражению крови.

Острые детские инфекции в грудном возрасте наблюдают­ся относительно редко из-за определенного запаса иммунных тел, полученных через плаценту во время беременности, а за­тем с материнским молоком. Корь, краснуха, скарлатина в первом полугодии почти не встречаются, дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и некоторые другие инфекции протекают своеобразно, часто не давая характерных симптомов. Это свя­зано и с тем, что многие органы и системы еще не завершили свое формирование и их реакция на болезнь не является ти­пичной. Далее первоначальный пассивный иммунитет посте­пенно ослабевает, и уже во второй половине первого года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, кок­люшем и другими инфекционными заболеваниями. Приоб­ретенный иммунитет на первом году жизни еще очень слаб или вообще отсутствует. Для защиты от инфекций особенно важны грудное вскармливание в течение первого года жиз­ни, правильный уход, своевременное проведение специфиче­ской профилактики с помощью вакцин.





Период молочных зубов

Период молочных зубов разделяют на преддошкольный, или старший ясельный, возраст, или период раннего детст­ва, — с года до трех лет и дошкольный возраст — с трех до семи лет.

В преддошкольный период, по сравнению с грудным, энер­гия роста заметно замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см в год, веса — 4-6 кг в год. Продолжается прорезыва­ние молочных зубов — к двум с половиной годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная систе­ма, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, лазать. Быстро созревает нерв­ная система, ребенок овладевает речью (запас слов увеличи­вается до 200-300, появляется фразовая речь). Развитие фи­зических движений и речи позволяет ребенку более активно

взаимодействовать с окружающим миром, что, в свою оче-


 


-16-


-17-


 

редь, стимулирует его дальнейшее развитие. Условно-реф­лекторные связи, выработанные в первые 3-5 лет, закрепля­ются особенно прочно и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека. В период преддошколь-ногр детства возрастает необходимость в продуманной и пла­номерной воспитательной работе с детьми.

Организм ребенка раннего возраста по-прежнему отлича­ется высокой уязвимостью, его ткани еще очень нежны и легко ранимы. Системы пищеварения и дыхания у детей до трех лет еще не закончили своего развития, поэтому необхо­димы определенные ограничения в питании и предупрежде­ние влияния неблагоприятных климатических факторов. Ост­рые расстройства пищеварения, воспаление легких, рахит, аллергические реакции, малокровие в это время встречаются довольно часто, однако протекают в основном легче, чем у детей первого года жизни.

В этом возрасте дети, как правило, имеют больше контак­тов е другими детьми и взрослыми. Относительная изоляция детей уменьшается, а собственный приобретенный иммуни­тет еще не достаточно совершенен, в связи с чем наиболее частой патологией в преддошкольном, и дошкольном воз­расте становятся острые детские инфекции. Важнейши­ми мероприятиями по профилактике острых детских инфек­ций в этом периоде являются широкое проведение активной и пассивной иммунизации, ограждение здоровых детей от заболевших, своевременная изоляция больных.

В дошкольном, возрасте энергия роста значительно осла­бевает (ежегодная прибавка роста 5-8 см, веса — около 2 кг). Продолжается развитие скелета, увеличивается объем актив­ных движений в крупных суставах. Мышечная система за­метно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и нервной регуляции значительно улучшается координация движений: дети овладевают умениями быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступеням, выполнять разнообразные инструкции, рисовать, лепить, вырезать из бумаги, играть на простых му­зыкальных инструментах. Они становятся особенно подвиж­ными, много бегают, стараются вникать в работу, которую выполняют вокруг них взрослые и дети более старшего воз­раста. Однако увеличивающиеся физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к на­рушениям осанки. Отсутствие должных навыков поведе­ния при повышенной подвижности у дошкольников часто приводит к травмам. Организация профилактики травма-


тизма и нарушений осанки у детей этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях.

В дошкольном возрасте заметно повышаются устойчивость нервной системы к нагрузке и способность к концентрации внимания. В сочетании с высокой пластичностью нервной системы это значительно облегчает целенаправленное обуче­ние ребенка. Совершенствуется речь, она начинает играть ведущую роль в организации поведения ребенка. Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им нередко свой­ственны недостатки звукопроизношения, которые при пра­вильном обучении с возрастом проходят. Умственному и ре­чевому развитию способствуют общение детей со взрослыми, совместные игры и занятия, разучивание стихов и песен, прослушивание сказок.

В дошкольном возрасте начинается смена молочных зубов
на постоянные. Пища дошкольников мало чем отличается от
пищи взрослых. Желудочно-кишечные расстройства у них от­
носительно редки. Острые детские инфекции встречаются
часто, чему способствует широкое общение дошкольников с
окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего
возраста, и реже приводят к тяжелым осложнениям. В связи
с постоянно нарастающей аллергической реактивностью орга­
низма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллер­
гические и инфекционно-аллергические заболевания, такие,
как бронхиальная астма, ревматизм, нефриты, геморрагиче­
ский васкулит и др.                 

В старшем дошкольном возрасте (на шестом-седьмом году жизни) наступает период интенсивного роста дет­ского организма. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, этот фактор необхо­димо учитывать при организации его жизни.

    Контрольные вопросы

1. Каковы специфические черты развития ребенка с рожде­ния до 7 лет? Каким образом должны учитываться эти черты при организации воспитательного процесса?

2. На какие возрастные этапы делят развитие ребенка? Какое значение имеет это деление?

3. Какие существенные особенности периода раннего детст­ва и дошкольного периода должны учитываться в интере­сах охраны здоровья ребенка?


 


-18-


-19-




















А.О. Дробинская

 

 

ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Допущено Министерством образо­вания Российской Федерации в ка­честве учебного пособия для сту­дентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 030900 — Дошкольная педагогика и психология; 031100 — Педагогика и методика дошкольного образования

Москва

2003

 

 

Глава 1

Здоровым ребенок. Основы профилактической работы со здоровыми детьми.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 404.