Основные этапы развития ребенка.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Детский организм отличается от организма взрослого че­ловека прежде всего быстрым ростом и развитием. Период жизни ребенка с момента рождения до семи лет имеет свои специфические черты.

Первая — это чрезвычайно быстрый темп созревания всех органов и систем. К моменту рождения ребенка они еще пол­ностью не сформированы; их развитие продолжается во всех периодах детства; темп его тем выше, чем моложе ребенок. За первый год жизни ребенок утраивает массу тела, выраста­ет на 25 см, начинает ходить. Происходит созревание голов­ного мозга, очень интенсивно идет и психическое развитие ребенка. На втором и третьем году жизни темп развития за­медляется незначительно, прибавка роста составляет 8-10 см, веса — 4-6 кг за год. Дошкольный возраст отличается более медленным темпом роста ребенка, однако гораздо более ин­тенсивным, чем в старшие возрастные периоды.

Быстрый темп развития определяет и высокую подвержен­ность детей болезням — чем моложе ребенок, тем легче он заболевает. В то же время такая особенность несет в себе и высокие восстановительные возможности. При своевремен­ном выявлении отклонений в состоянии здоровья и проведе­нии соответствующих лечебных и корректирующих меро­приятий эти отклонения могут быть устранены. У детей первых трех лет жизни при ранней диагностике и правиль­ном лечении не формируются хронические заболевания, ес­ли они не обусловлены не генетическими факторами. Путём це-

 

-9-
ленаправленных лечебных и воспитательных воздействий можно предупредить и отставание в физическом и нервно-пси­хическом развитии, если оно достаточно рано выявлено.

Вторая специфическая черта — взаимозависимость раз­вития ребенка и состояния его здоровья. Созревание и разви­тие организма ребенка требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира. Чем лучше выражена познаватель­ная и двигательная активность ребенка, тем больше необхо­димой для развития стимуляции получает его нервная систе­ма, тем более полноценно осуществляет она регуляцию всеми функциями организма. В свою очередь различные наруше­ния в состоянии здоровья сказываются на активности ребен­ка и, закономерным образом, на уровне его нервно-психиче­ского развития, особенно в возрасте до полутора лет.

Третья черта — наличие сензитивных (особо чувствитель­ных к тому или иному воздействию) периодов развития. В те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие определенных систем организма, соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды имеет осо­бенно большое значение. Недостаток педагогического воздей­ствия на ребенка в эти периоды может привести к задержке развития определенных функций, как физических, так и пси­хических. Например, недостаточные условия для двигатель­ной активности (ограничение подвижности, отсутствие стиму­лов для совершения крупных и мелких движений) тормозят развитие опорно-двигательного аппарата, ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференци­рованных движений. Если упускается время нормальной ис­следовательской активности, связанной с развитием интеллек­та, возникает ретардация (задержка) психического развития, искажающая дальнейшее развитие личности. Особенно это угрожает детям, имеющим неблагоприятную наследственную предрасположенность.

Четвертая специфическая черта детского развития — роль взрослого в обеспечении здоровья и развития ребенка. Взрос­лый создает условия, необходимые для двигательного, эмо­ционального и умственного развития ребенка, осуществляет гигиенический уход за ним, организацию режима и питания. Поэтому факторы, влияющие на состояние здоровья и разви­тие ребенка, нельзя рассматривать и оценивать изолированно, вне системы «взрослый — ребенок». С первых месяцев взрос­лым следует создавать ребенку такие условия жизни и ис-

-10-


пользовать такие воспитательные воздействия, которые обес­печивали бы его положительное эмоциональное состояние и полноценное физическое и психическое развитие.

Развитие представляет собой непрерывный процесс, одна­ко каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы — возрастные периоды. Каждому периоду свой­ственны определенные анатомо-физиологические особеннос­ти, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по спе­цифической и неспецифической профилактике наиболее час­то встречающихся заболеваний.

Существует различный подход к делению детского возрас­та на периоды. В отечественной педиатрии широко использу­ется несколько видоизмененная схема, предложенная в 1906 г. Н.П. Гундобиным, в основу которой положены некоторые био­логические особенности растущего организма. Согласно этой схеме выделяют шесть периодов детства.

I. Период внутриутробного развития («утробное детство»):
1.Фаза эмбрионального развития.

2. Фаза плацентарного развития (плода).




II. Период новорожденности.

III. Период вскармливания грудью (грудной, или младший ясельный, возраст).

IV. Период молочных зубов:

 

1. Преддошкольный возраст.

2. Дошкольный возраст.

 

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный воз раст).

Для организации ухода за детьми и их воспитания необ­ходимо такое выделение периодов, которое на основании воз­растных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей. Поэтому в практической организации здравоохранения и воспитания наибольшее распространение получило следующее деление:

• период новорожденности (с рождения до 28 дней);

• грудной возраст (до года);

• преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет]

• дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

• младший, средний и старший школьный возраст (соответственно 7—10, 11—14, 15—18 лет).

-11-

 

Очевидно, что такое деление не противоречит принятой в возрастной физиологии и педиатрии схеме. Соответственно ему и происходит комплектация групп в детских дошкольных уч­реждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Принято выделять ясель­ные и дошкольные группы по следующим возрастам:

 

 

 

 

 

 

м

Группы

Возраст

Ясельные

младшая (первая группа раннего возраста) от 2 мес. до 1 года
средняя (вторая группа раннего возраста) от 1 года до 2 лет
старшая (первая младшая) от 2 до 3 лет

Дошкольные

младшая (вторая младшая) от 3 до 4 лет
средняя от 4 до 5 лет
старшая от 5 до 6 лет
подготовительная к школе от 6 до 7 лет          

В последние годы широкое распространение получило обу­чение детей в школе, начиная с шестилетнего возраста. Однако при организации гигиенического режима, необходи­мого им, нельзя забывать, что физиологические потребности шестилетних детей соответствуют дошкольному возрастному периоду.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.