Закономерности физического развития и акселерация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наблюдение за ребенком позволяет проследить общие закономерности его роста и развития. Наибольшая актив­ность процессов роста и увеличения массы тела прихо­дится на ранний возраст. Чем старше ребенок, тем интен­сивность их меньше, за исключением пубертатного возраста. Рост и нарастание массы тела у детей идут не равномерно, а волнообразно— периоды «округления» сменяются перио­дами «вытягивания», т.е. усиленного роста. Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 1-4 и 8-10 лет, пе­риоды «вытягивания» — 5-7 и 11-15 лет. Кроме того, отме­чаются сезонные колебания: весной и летом прирост длины тела ускоряется, а нарастание массы замедляется, осенью усиливается прирост массы тела при более медленном увели­чении длины, зимой длина и масса тела растут примерно одинаково. Указанные колебания в значительной мере свя­заны с характером питания и образом жизни ребенка в раз­ное время года.

Существуют закономерности изменения пропорций тела в процессе роста организма. Наиболее интенсивно растут кис­ти, стопы, голени и предплечья, медленнее — бедра, плечи, туловище, еще медленнее — голова. Так, за весь период рос­та (приблизительно до 25 лет) длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних — в 4, туловища — в 3, высо­та головы — в 2 раза. В процессе роста ребенок из относи­тельно большеголового, коротконогого, длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, длинноногого, ко-роткотуловищного.

Как правило, девочки растут и развиваются быстрее, чем мальчики. Во все возрастные периоды биологические ха­рактеристики у девочек несколько старше, чем у мальчиков того же возраста. Так, новорожденные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизительно на 4 недели, а в течение всего периода роста их костный возраст составляет 80% от такового у девочек того же календарного возраста. У девочек отмечается также более раннее (на 2 года) начало пубертат­ного периода.

По целому ряду физиологических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды — они бо­лее подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процес­сов (гипогликемия, диабет, различные ферментопатии).


В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возни­кают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последст­виям. Мелкие мышцы рук у мальчиков развиваются по­зднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при рисовании и письме. У девочек раньше и быстрее развива­ются познавательные способности. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. Как правило, они более послушны, аккуратны, исполнительны, а мальчики нередко требуют большего терпения и внимания. Однако все это не свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях девочек — мальчики часто «обгоняют» дево­чек в дальнейшем обучении, успешно реализуют свои воз­можности в профессиональной деятельности.

Колебания средних показателей физического развития де­тей и подростков связаны также с процессом, в 70-е годы XX века получившим название акселерации. Под акселера­цией понимали ускорение физического и полового созрева­ния детей, наблюдавшееся почти одновременно во многих странах мира. Полученные при изучении этого явления дан­ные свидетельствовали, что в течение последнего столетия произошло ускорение роста и развития человека. Признаки акселерации были отмечены во всех возрастных периодах тем отчетливее, чем старше ребенок.

Для объяснения процесса акселерации было предложено множество самых различных гипотез и теорий. Основные тео­рии объясняют причины акселерации влиянием солнечной и космической радиации, магнитного поля Земли и созданных человеком машин, повышенной концентрации углекислого газа, связанной с ростом производства, пищевых факторов, повышенной информации, смешения популяций, урбанисти­ческого влияния, а также комплексного воздействия всех пе­речисленных факторов. Наиболее вероятной представляется гипотеза комплексного воздействия, где тесно переплетены циклические биологические изменения в популяции и воздей­ствия социального порядка. Подтверждается это тем, что, по мнению большинства антропологов, в экономически развитых странах процесс акселерации закончился, в то время как в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки продолжает в определенной степени сохраняться ускоренное индивидуальное развитие детей. Материалы антропологиче­ских исследований свидетельствуют, что периоды замедления и ускорения развития наблюдались и в прежние времена, однако их интенсивность была меньше. По мнению ученых,


 


-20-


-21-

дальнейшее увеличение длины тела человека не перейдет ус­тановившуюся на протяжении тысячелетий норму среднего роста в 180 см, совместимую с гармоничным развитием частей тела. Вряд ли можно ожидать в будущем также и значитель­ного снижения возраста полового созревания.

Знание закономерностей физического развития имеет большое значение для приспособления окружающей ребенка среды к его росту и нормирования физических нагрузок на него. Кроме того, процессы акселерации у детей могут проте­кать как гармоничным, так и дисгармоничным образом. При дисгармоничном ускорении роста и развития чаще наблюда­ются функциональные расстройства нервной и сердечно-со­судистой систем, желез внутренней секреции.

  Контрольные вопросы

1. Каковы закономерности физического развития детей?

2. Как влияет ускорение физического развития (акселерация) на здоровье детей?





Дата: 2019-11-01, просмотров: 289.