Конституция и ее аномалии - диатезы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие ребенка в значительной степени определяется его конституциональными особенностями. Под конституцией (от лат. constitutio — установление, организация) понимают совокупность относительно устойчивых морфологических, физиологических и психологических свойств человека, обус­ловленных как его наследственностью, так и формирующим влиянием окружающей среды. Конституция определяет функ­циональные возможности организма, его реакции на изме­няющиеся условия жизни.

От конституциональных особенностей в значительной мере зависит чувствительность ребенка к тем или иным из­меняющимся факторам внешней среды, скорость приспо­собления к новым условиям жизни. При организации жизни детей, особенно при изменении ее условий необходимо учи­тывать индивидуальные приспособительные возможности ребенка. В некоторых случаях, например при направлении ребенка в детский коллектив или стационар, важно свое­временно с помощью индивидуальной диеты, режима, а иногда и лекарственных средств облегчить процесс адап­тации, не допустить срывов. Это относится в первую оче­редь к детям с аномалиями конституции, разработка уче-


ния о которых была начата М.С. Масловым (1926) и активно продолжается в настоящее время.

Аномалии конституции, или диатезы (от греч. diathesis — склонность к чему-либо, предрасположение), не являются бо­лезнями как таковыми. Скорее это пограничные состояния: у детей с диатезами обычно изменена реактивность и отмеча­ется предрасположенность к определенным заболеваниям. С помощью профилактических мер можно добиться наилуч­шего приспособления такого ребенка и предупредить разви­тие болезней.

Выделяют следующие виды диатезов у детей:

 

• экссудативно-катаральный;  
• аллергический (атопический);  
• лимфатико-гипопластический;  
• нервно-артритический.  

Экссудативно-катаральный диатез — это нарушение ре­активности детского организма, проявлением которого явля­ется склонность к повторяющимся поражениям кожи и слизистых оболочек и затяжному течению воспалитель­ных процессов с аллергическим компонентом.

В происхождении экссудативно-катарального диатеза большую роль играет повышенная проницаемость слизис­той оболочки кишечника и недостаточная активность пи­щевых ферментов, особенно выраженные у детей грудного возраста. Известно, что наиболее часто проявления экссуда­тивно-катарального диатеза отмечаются у детей, находящих­ся на искусственном вскармливании, поскольку белок ко­ровьего молока не полностью расщепляется в кишечнике, попадает в кровь и вызывает аллергические реакции. Образо­вавшиеся в результате аллергической реакции вещества по­ражают различные ткани организма, особенно кожу и сли­зистые оболочки, вызывая сыпь, экзему, отек и другие проявления диатеза. Проявлению экссудативно-катарально­го диатеза могут способствовать различные аллергизирующие продукты: яйца, цитрусовые, клубника, земляника, ов­сяная и другие каши, шоколад, рыба, овощи и фрукты, имеющие оранжевую окраску. У детей, находящихся на груд­ном вскармливании, диатез может появиться вследствие упо­требления в пищу этих продуктов матерью.

При экссудативно-катаральном диатезе нарушается вод­но-солевой обмен, что выражается в колебаниях массы тела, склонности к отекам или обезвоживанию, при тяжелых фор-


 


-22-


-23-

 

мах — также и обмен белков, жиров, углеводов, витаминов, снижается иммунитет, легко возникает малокровие. Нару- шение свойств лимфоидной ткани проявляется увеличением лимфатических узлов, селезенки, вилочковой железы, аде­ноидов, формированием хронических очагов инфекции.

Типичными для экссудативного диатеза являются кожные проявления аллергического характера: стойкие опрелости, покраснение и сухость кожи, гнейс (себорейные высыпания на волосистой части головы), молочный струп (красные пят­на с чешуйками, мокнутиями и корочками на щеках), явле­ния детской экземы. Поскольку у детей с проявлениями экс­судативного диатеза снижена активность пищеварительных ферментов и легко развиваются воспалительные процессы в кишечнике, у них часто появляются неустойчивый стул или запоры, так называемый «географический язык» — белесые и красные пятна неправильной формы на языке.

Дети с этой аномалией конституции склонны к избыточ­ному весу, повышенной нервной возбудимости. Их внешний вид нередко своеобразен: рыхлость, избыточная масса тела, бледность и сухость кожных покровов, сниженный мышеч­ный тонус, признаки рахита, который часто сопровождает этот вид диатеза.

Течение экссудативного диатеза волнообразное. Ухудшение состояния обычно связано с погрешностями в диете, сопутст­вующими заболеваниями, применением некоторых лекарст­венных средств, психическими перегрузками. Проявляется оно обострением кожных и кишечных симптомов, нарушением об­щего состояния ребенка. В период ухудшения он еще более уязвим к неблагоприятным воздействиям среды (респиратор­ным заболеваниям, смене привычного стереотипа жизнц и др.). В конце второго года жизни экссудативные проявления у большинства детей смягчаются и постепенно ликвидируют­ся. Однако у некоторых детей в дальнейшем могут развиться экзема, нейродермит, бронхиальная астма!

Коррекция такой аномалии конституции очень важна для сохранения здоровья ребенка в будущем, повышения его адаптационных возможностей. Начинают ее с налаживания рационального питания с помощью гипоаллергенной диеты, соответствующей возрастным потребностям и пищеваритель­ным возможностям ребенка (см. Пищевая аллергия и Дет­ская экзема). Большое значение имеет лечение дисбактери-оза и недостаточности пищеварения, которые, как правило, выявляются у детей с экссудативным диатезом. По необходи­мости проводят также лечение кожных и кишечных наруше-


ний, повышенной возбудимости. Важную роль играет общая оздоровительная работа с ребенком: рациональный режим дня, соответствующие возрасту закаливающие процедуры, массаж и гимнастика. Нормализуя общее состояние организ­ма и тонус нервной системы, они в значительной мере способ­ствуют компенсации экссудативного диатеза.

Аллергический (атопический) диатез предрасположен­ ность к аллергическим реакциям. Считается, что около 10% населения Земли имеют врожденную склонность к аллерги­ческим заболеваниям. Первые проявления аллергических ре­акций, как правило, появляются в детском возрасте — у груд­ных детей в виде кожных проявлений, у более старших — в виде аллергического насморка, бронхита, бронхиальной астмы, нейродермита, экземы. Показано, что аллергические заболевания развиваются у 30% детей, если болен отец, у 50% — если больна мать, и у 75% — если аллергией стра­дают оба родителя. Доказано также, что наследуется не конк­ретное аллергическое заболевание, а готовность к аллергиче­ским реакциям, которые могут принимать разные формы. В переходе атопического диатеза (конституциональной пред­расположенности к аллергическим реакциям) в аллергиче­ское заболевание имеют значение длительность контакта с аллергеном, хронические очаги инфекции (например, хрони­ческий тонзиллит), нарушение барьерных функций кожи, печени, кишечника, нерациональное питание, недостаток ви­таминов и т.д.

Дети с повышенной аллергической готовностью нередко отличаются нервной возбудимостью и раздражительностью, расстройством сна, капризностью, сниженным аппетитом. Часто у них отмечается то или иное неблагополучие со сторо­ны желудка и кишечника: запоры или неустойчивый стул, боли в животе, проявления дисбактериоза. Вследствие дис­функции иммунных систем они часто болеют простудными заболеваниями с аллергическими осложнениями, у них мо­жет долго держаться субфебрильная температура, увеличи­ваться лимфатические узлы.

В основе выявления атопического диатеза лежит изучение истории развития ребенка: анализируются случаи аллерги­ческих заболеваний у родственников, проводится тщатель­ный анализ его развития, питания, заболеваний, реакций на прививки, различные лекарственные средства. На обложке истории развития таких детей обязательно пишут и подчер­кивают красным карандашом названия тех лекарств и про­дуктов, на которые у них были аллергические реакции.


 


-24-


-25-

 

Необходимо отметить, что атонический диатез — не само­стоятельное заболевание, а повышенная готовность к возник­новению аллергических реакций или заболеваний. Необходи­мость выявления детей с атоническим диатезом обусловлена особой направленностью профилактической работы с ними.

Профилактика развития тяжелых аллергических ре­акций и аллергических заболеваний у таких детей должна быть комплексной и начинаться до рождения — с исключе­ния из обихода беременной женщины из «аллергической семьи» продуктов, лекарств, бытовой химии, часто вызываю­щих аллергические реакции.

Основные принципы комплексной профилактики аллер­гических заболеваний у ребенка с высокой предрасположен­ностью к ним:

• ведение пищевого дневника для выявления продуктов, вы­звавших аллергию;

• длительное грудное вскармливание с относительно поздним введением соков (с 4—5 месяцев) и прикормов (с 6—7 месяцев). Не следует давать соки и пюре из красных и желтых фруктов. Целесообразно исключить мясные бульоны, овсяную кашу, из­бегать использования цельного молока. При искусственном и смешанном вскармливании целесообразно использовать кисло­молочные продукты;

• выявление и лечение дисбактериозов кишечника, профи­лактическое пролечивание 1—2 раза в год бифидумбактерином или бификолом;

• после 1 года назначают диету, из которой исключены аллер­генные продукты (яйцо, рыба, шоколад, какао, цитрусовые, экзоти­ческие фрукты, земляника, клубника, мед,- орехи), экстрактивные вещества, приправы, пряности, консервы, острые и соленые блюда;

• создание гипоаллергенной обстановки дома (регулярная частая влажная уборка, включая батареи центрального отопле­ния, пол под кроватями, верх шкафов; нежелательны домашние животные, аквариумные рыбы, цветы; недопустимы ковры, пухо­вые и перьевые подушки, одеяла, матрацы, книги в открытых полках, хранение и использование вблизи от ребенка средств бытовой химии);

• раннее выявление и активное пролечивание очагов хрони­ческой инфекции, рахита, малокровия, гипотрофии, дисбакте-риоза, гельминтозов, кариеса зубов;

• использование минимального набора медикаментов для ле­чения любого заболевания, исключение высокоаллергенных ле­карств (например, пенициллина);               


• проведение профилактических прививок по индивидуально- му плану с назначением лекарственных средств, снижающих аллергическую настроенность организма. Вакцинация детей с атоническим диатезом должна проводиться под контролем врача-иммунолога;

• общее оздоровление ребенка путем рационализации его режима, достаточного пребывания на свежем воздухе, физиче­ского воспитания и закаливания.

___________________________________________________________

Лимфатико-гипопластический диатез — аномалия конс­титуции, характеризующаяся стойким, увеличением, лим­фатических узлов и вилочковой железы, склонностью к частым заболеваниям и аллергическим реакциям, снижен­ной адаптацией к воздействиям окружающей среды.

Основная роль в формировании лимфатико-гипопластиче-ского диатеза принадлежит заболеваниям матери во время беременности, нарушенной проницаемости плаценты, после родов — длительным инфекционным заболеваниям, особенно неполностью пролеченным, неправильному вскармливанию, рахиту и другим заболеваниям. Под влиянием этих факторов нарушается функция иммунной системы: как ее центрально­го органа — вилочковой железы, так и периферических лим­фатических узлов.

Дети с лимфатикогипопластическим диатезом обычно бледные, вялые, апатичные, часто имеют избыточный вес, упругость кожи у них снижена, кожная складка дряблая, мускулатура развита слабо, тонус ее понижен. Такие дети быстро утомляются, плохо переносят двигательные и ин­теллектуальные нагрузки. Они часто болеют простудны­ми заболеваниями, которые приобретают вялый затяжной характер, легко переходят в хронические формы. Иногда у них отмечается длительно сохраняющаяся субфебрильная температура без признаков какой-либо инфекции.

Наиболее характерной чертой диатеза является склонность к значительному и стойкому увеличению лимфатических узлов (они прощупываются на шее, под нижней челюстью, в подмышечных и паховых впадинах в виде плотных или рых­лых образований округлой формы, величиной с горошину или больше) и увеличению вилочковой железы (ее можно увидеть только при рентгенографическом исследовании). Характерно также увеличение миндалин и аденоидов, которое приводит к затруднению носового дыхания, затяжным насморкам, свое­образному аденоидному типу лица, а при выраженной степе­ни — к кислородному голоданию мозга.


 


-26-


-27-

 

Максимально выраженные явления лимфатико-гипоплас-тического диатеза развиваются обычно в возрасте трех-шести лет. В дальнейшем явления диатеза постепенно сглаживают­ся или совсем исчезают, хотя у таких детей может быть за­держка полового созревания.

В коррекции лимфатико-гипопластического диатеза основное значение имеют лечебно-оздоровительные мероприя­тия, повышающие адаптивные возможности организма и со­противляемость инфекциям: соблюдение режима дня, доста­точное пребывание на свежем воздухе, планомерное закали­вание, систематические массаж и гимнастика. В пище детей целесообразно ограничить коровье молоко и легкоусвояемые углеводы (сахар, каши, кисель). Коровье молоко надо заме­нить на кисломолочные смеси, прикормы вводить овощные и фруктовые. Из лекарственных средств рекомендуется приме­нение препаратов, стимулирующих защитные свойства орга­низма. К ним относятся дибазол, алоэ, женьшень, элеутеро­кокк и др. Необходимо ввести в рацион достаточное количе­ство витаминов, рано выявлять и правильно лечить рахит, малокровие, инфекции, дисбактериоз. Удаление аденоидов показано только при полном отсутствии нового дыхания, час­тых заболеваниях дыхательных путей и при неэффективнос­ти их лечения, так как после удаления аденоиды нередко разрастаются вновь.

Нервно-артритический диатез характеризуется повышен­ной нервной возбудимостью, а в дальнейшем предрасполо­женностью к развитию подагры, артритов, ожирения, атероск­лероза и гипертонии. Причиной диатеза является нарушение обмена пуринов — веществ, образующихся при белковом об­мене и обладающих способностью возбуждать нервную систе­му, накапливаться и откладываться в тканях, особенно в сус­тавах и почках. В его формировании определенную роль играют наследственные факторы и условия внешней среды, создающие предпосылки для их реализации.

У таких детей уже в грудном возрасте может отмечаться повышенная нервная возбудимость. С возрастом они стано­вятся еще более возбудимыми, капризными, бурно реагиру­ют на обычные раздражители. Их психическое развитие часто опережает возрастные нормы: они любознательны, оживле­ны, легко запоминают увиденное или услышанное, часто о них говорят как о вундеркиндах. У них нередко бывают на­рушения ночного сна, страхи, тики. Характерный признак нервно-артритического диатеза стойкое, плохо поддаю­щееся лечению нарушение аппетита. Телосложение у таких


детей грацильное, масса тела снижена; реже с раннего воз­раста проявляется склонность к полноте.

Периодически у детей с нервно-артритическим диатезом может возникать рвота, которая в отдельных случаях длит­ся 1-2 дня. Рвотные массы, моча и выдыхаемый воздух ре­бенка во время таких приступов сильно пахнут ацетоном. Такое состояние получило название ацетонемической рвоты. Часто ей предшествует насильственное кормление, злоупот­ребление мясной пищей. В крови во время приступов рвоты резко повышен уровень аммиака и ацетона.

У детей с нервно-артритическим диатезом могут отмечать­ся беспричинные подъемы температуры, приступы головной боли, болей в животе, спине, сыпь на коже. Многие дети жалу­ются на кратковременные боли в суставах, хотя типичных проявлений подагры в детском возрасте не бывает. Развива­ются они, как правило, хорошо, у многих из них отмечаются способности к искусству, точным наукам, творчеству.

Основной метод коррекции нервно-артритического диа­теза — рациональный режим и диета. Детей необходимо обере­гать от интенсивных психических нагрузок, стремиться к раз­витию у них тормозных реакций. Очень полезны систематиче­ское проведение закаливания, утренней зарядки, регулярных прогулок. В рационе детей необходимо ограничение мяса, рыбы, жиров. Продукты, богатые пуриновыми основаниями и кофеи­ном (печень, почки, мозги, сельдь, паштет, сардины, шоколад, кофе), следует исключить совсем. Из овощей не рекомендуют­ся шпинат, щавель, зеленый горошек. Полезны обильное питье, щелочные минеральные воды. Детей не следует кормить на­сильно. При снижении аппетита назначают средства, стимули­рующие аппетит, витамины, ферменты.

Специального лечения при беспричинном повышении темпе­ратуры не требуется, лечение проводят только нормализацией диеты и режима, иногда используют успокоительные средства.

Важность выявления и коррекции аномалий конститу­ции обусловлена не только тем, что на их фоне формиру­ются хронические болезни, но и их влиянием на адаптаци­онные возможности ребенка. Изменения окружающей среды, ведущие к напряжению адаптационных механизмов, вызы­вают у таких детей реакции в виде обострения проявлений диатеза, снижения сопротивляемости к заболеваниям, сни­жения общего тонуса организма или возбуждения, невроти­ческих проявлений. Такие реакции могут возникать из-за изменения привычного стереотипа жизни, стресса, психиче­ских перегрузок, поэтому дети с диатезами часто тяжело адап-


 


-28-


-29-

 

 

тируются к условиям детского учреждения. При оформле­нии их в дошкольное учреждение необходима тщательная подготовка: лечение проявлений диатеза, нормализация об­щего состояния, проведение всех необходимых подготовитель­ных мероприятий, а также особое внимание и щадящий ре­жим во время адаптационного периода.

Контрольные вопросы

1. Что такое конституциональные особенности, от чего они зависят и на что влияют?

2. Перечислите известные виды аномалий конституции (диа­тезов) и их специфические черты.

Практические задания

1. С помощью медицинских карт, данных медицинского пер­сонала, воспитателя и своих наблюдений выявите в при­крепленной группе всех детей с диатезами.

2. Узнайте, какие мероприятия проводятся в дошкольном уч­реждении для коррекции их состояния. В случае отсутст­вия таких мероприятий самостоятельно разработайте их.

















Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.