Тематика контрольно-курсовых работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Естественные коммуникативные системы.

2. Искусственные коммуникативные системы.

3. Взаимосвязь естественного и искусственного языков.

4. Априорные, апостериорные, смешанные системы.

5. Языки программирования.

6. Информационные языки.

7. Формы передачи информации посредством информационных языков.

8. Языки «массового пользователя» (на примере языков программирования).

9. Целесообразность выделения видов коммуникативных систем.

10. Значение естественного и искусственного языков для коммуникативной системы в целом.

 

Тема 8. Уровни социальной коммуникации

 

План:

 

1. Коммуникативные средства: сходства и различия.

2. Понятие семиотики.

3. Знаковая типология Ч. Пирса.

4. Интерпретация знака в разных школах.

5. Оппозиция и кумулятивное свойство семиотических систем.

6. Синтактика, семантика и прагматика как три аспекта семиотики.

 

Основные понятия темы: коммуникативные средства; информационная, экспрессивная и прагматическая функции; функциональность семиотика; знак; социальный символ; высказывание; вербальная и невербальная системы; синтактика; семантика; прагматика.

 

Литература

 

8. Основная

1. Ветров А. А. Семиотика и ее основные проблемы. – М., 1968.

2. Моррис Ч. У. Основная теория знаков. // Семиотика. – М., 1983.

3. Степанов Ю. С. В мире семиотики. // Семиотика. – М., 1983.

6. Дополнительная

1. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. – М., 1965.

2. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

3. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М., 1995.

4. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. – М., 1985.

5. Трейдер Ю. А. Логика знаковых систем. – М., 1974.

6. Якобсон Р. В поисках сущности языка. // Семиотика. – М., 1983.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем состоит общее и различное в коммуникативных средствах?

2. Каковы критерии уровней коммуникации?

3. В чем различие знаков, образов, слов, жестов и терминов как коммуникативных средств?

4. Что такое семиотика?

5. В чем смысл выделения семиотического уровня коммуникации?

6. Как понимается знак в Пражской лингвистической школе, в социологии?

7. Что представляет собой «принцип высказывания»?

8. Каковы две характеристики семиотической системы?

9. Какие аспекты выделяются в семиотике и каково их содержание?

10. Какова роль изучения семиотического уровня для изучения вербальной коммуникации в социологическом аспекте?

 

Тематика контрольно-курсовых работ

 

1. Коммуникативные средства: виды, общая характеристика.

2. Уровни коммуникации.

3. Значение (роль) смысловой и оценочной информации.

4. Типы информации, передаваемой посредством вербальной и невербальной коммуникации.

5. Общее и различное в характеристиках коммуникативных средств.

6. Исторические предпосылки возникновения семиотики. Семиотика как наука.

7. Типология знаков на уровне семиотики.

8. Особенности семиотической системы.

9. Синтактика, семантика и прагматика как разделы семиотики.

10. Целесообразность изучения уровней коммуникации.

 


Тема 9. Лингвистический уровень коммуникации и его единицы

 

План:

 

1. Понятие слова.

2. Функции слова.

3. Процесс становления человеческой речи.

4. Сущность речевого акта.

5. Высказывание как коммуникативная единица.

6. Дискурс.

 

Основные понятия темы: слово, мышление, речь, речевой акт, намеренность, репрезентативы, директивы, комиссивы, экспрессивы, декларация, предложение, высказывание, ситуативность, вариатативность, социальная обусловленность, избирательность, неустойчивость, дискурс.

 


Литература

 

9. Основная

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества (Высказывание как единица речевого общения). М., 1979.

2. Безменова Н. А., Герасимов В. И. Некоторые проблемы теории речевых актов. // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., 1984.

3. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. Пер. с англ. М.: Изд. Прогресс, 1989.

7. Дополнительная

1. Ган В. Г. Высказывания и ситуация. // Проблемы структурной лингвистики. М., 1972.

2. Гвишиани Н. Б. Язык научного общения. Вопросы методологии. М.: Высшая школа, 1986.

3. Девесин В. Д. Прагматика слов. // Прагматика слова, межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Чем является слово?

2. Какова природа лингвистического уровня коммуникации?

3. Что такое речь?

4. Чем отличается предложение от высказывания?

5. Какие признаки лежат в основе типологии речевых актов?

6. Что такое «дискурс» и каковы его характерные свойства.

7. Как понимается «речевой акт» и каковы его главные характеристики?

8. Каковы основные характеристики высказывания как коммуникативной единицы?

9. Как понимаются параметры научного дискурса?

10. Что такое предложение?

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 167.