Феодальная раздробленность начинается в конце XI века после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году. Ярослав Мудрый разделил русские города между своими сыновьями. Мир между братьями продолжался примерно 13 лет. Причиной междоусобных войн стал варяжский принцип наследования власти:
- потомки князя должны были передавать власть от старшего брата к младшему;
- у каждого сына были свои потомки, которые претендовали на власть.
Спасти положение могла византийская система наследования – от отца к старшему сыну, от сына к старшему внуку (в обход всех братьев-ровесников).
Русь принадлежала в равной степени всем родственникам Рюрика.
Катализатором еждоусобиц выступила половецкая опасность. Степные воины, язычники-половцы (или люди Поля, то есть из степи, степняки) нанимались для межкняжеских войн. Происходили постоянные столкновения с целью разорения территории и захвата рабов.
Русско-половецкой войне 1185 г. посвящена поэма неизвестного автора "Слово о полку Игореве". Наиболее сильные поражения половцам были нанесены в первые 10 лет XII в. под командованием внука Ярослава Мудрого (В.В. Мономах, княжил с 1052 по1125 гг., киевский князь с 1113 г.). После смерти Мономаха Русская земля распалась на независимые части, объединенные только христианской верой, общим языком и законами Русской Правды.
У раздробленности был и положительный момент. Пока крестоносцы не захватили Византию в 1204 г., а половцы жили относительно мирно, торговые пути через Русь действовали, потому каждое княжество строило
десятки новых городов. Ремесло на Руси процветало и общая власть, по мнению современников, их только тяготила. Род Рюрика рассыпался на десятки мелких династий, а половина Русской земли вообще жила без князя. Это Новгородская земля.
С 1136 г. Новгородская земля управляется народным собранием (вечем). Князь приглашается только командовать войском. Вся местная власть была выборной. Благодаря стечению обстоятельств (находке более тысячи берестяных грамот), была доказана поголовная грамотность новгородцев. Это, прежде всего, деловая и судебная переписка.
Из новгородских берестяных грамот около 700 лет тому назад:
1) "... Земля готова, надобе семена, пришли господине человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова"...
2) "Во имя отца и сына и святаго духа, се аз раб Божий Михаил пишу рукописание при своем животе"… (завещание)
3) "Поклон от Настасьи к господину, к моей братии: "У меня Бориса в животе нет"… (извещение о смерти)
4) "От Микиты к Ульянице: Поиди за мене, аз тобе хочю, а ты мене, а на то послух (свидетель) Игнат Моисеев"... (любовное письмо).
В 1-й четверти XIII в. Русь сначала оказалась в экономической изоляции, а затем сделалась объектом нападения для монголо-татар с востока и католиков-крестоносцев с запада. После неудачи крестовых походов в Палестину крестоносцы захватили Византию на 60 лет и пресекли торговый путь "из варяг в греки". Центром экономики Европы становится Италия (Венеция), а не Киев. Западно-восточный путь торговли (шелковый путь) перерезало нашествие Чингисхана. Прибалтийские земли захватывают католики-крестоносцы, Финский залив контролируется шведами. Переломить психологию потомков Рюрика никому мирным путем не удалось. И вплоть до нашествия орды Батыя на Русь раздробленность не прекращается, к моменту нашествия монголо-татар Русь оказалась без единой армии, без союзников, кроме того, в состоянии экономического регресса. В результате, к 40-м гг. XIII в. противники Руси пытаются установить единую германско-татарскую границу на месте Руси. Это грозило истреблением и уничтожением предков русских, украинцев и белорусов.
В результате Батыева нашествия Владимирская Русь и вся Южная Русь на 240 лет попадает под монголо-татарское иго, а северо-западная Русь, Псков и Новгород, благодаря таланту князя Александра Невского, с трудом отбиваются от германских захватчиков. Невский предпочел примириться с Ордой, так как увидел веротерпимость монголов и увидел, что Орда многонациональна, как и Русь. Кроме того, у Орды больше людских ресурсов, чем в Европе, поэтому Невский не препятствовал установлению ига над Русью.
Опасность от Орды для Руси пришла в XIV в., когда правители монголо-татар приняли ислам как государственную религию. Однако в это время на Руси появляется новый центр экономических и военных сил – Москва.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.