1. Быт восточных славян.
2. Проблемы крещения восточных славян.
3. Архитектура Киевской Руси в X-начале XIII вв.
4. Владимир Мономах.
5. Воинское искусство в Древней Руси.
6. Ледовое побоище. Попытка исторической реконструкции.
7. Василий I.
8. Иван III – великий государь московский.
9. Ливонская война.
10. Тайна смерти царевича Дмитрия Ивановича.
11. Смоленская война 1632-1634 гг.
12. В.В. Голицын.
13. Дело царевича Алексея.
14. Россия в Семилетней войне.
15. Феномен фаворитизма в царствование Екатерины II.
16. М.М. Сперанский.
17. Военные поселения (1810-1857 гг.).
18. Александр II и Е.М. Долгорукова.
19. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
20. Завоевание Россией Средней Азии.
21. Русско-японская война.
22. П.Б.Струве.
23. Г.Е. Распутин и «распутинщина».
24. Л.Д. Троцкий – политическая биография.
25. Нестор Махно.
26. Голод в СССР в 1932-1933 гг. Проблема «Голодомора».
27. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
28. Л.И. Брежнев: человек и памятник.
29. Диссидентское движение в СССР.
30. В.В. Путин – человек и политик.
4. Требования к написанию семестровых (контрольных) работ
Авторы настоящих рекомендаций предлагают студентам разные варианты семестровых (контрольных) работ. Тем не менее, каждый из предложенных вариантов требует, чтобы семестровая (контрольная) работа была не только написана, но и защищалась студентом в устной форме. Защита семестровой (контрольной) работы происходит, как правило, в конце семестра. На нее отводится 3-5 минут. В своем выступлении автору необходимо дать краткую характеристику научной значимости и актуальности избранной им темы, цели и структуры своего исследования, изложить основные выводы и результаты работы.
Правила по оформлению и содержанию семестровой
(контрольной) работы
Семестровая работа выполняется на одной стороне стандартных листов писчей бумаги – формат А-4, размеры: 210x297 мм.
Первым листом семестровой работы является титульный лист. На нем указывается фамилия, имя и отчество студента, факультет и курс его обучения, год выполнения работы, наименование вуза, в котором учится автор сочинения, город, где расположен вуз, название кафедры, на которой выполняется семестровая работа, фамилия, инициалы и ученая степень научного руководителя студенческого исследования.
На втором листе семестровой работы размещается ее «Оглавление» (в случае если объем сочинения значительный и требует разделения на главы). На этом листе приводится обозначение частей и разделов работы: введение, порядковые номера и названия глав, заключение, список использованной литературы. Слова «основная часть» писать не следует. На правой стороне листа, напротив наименования частей и разделов работы, обозначаются номера страниц, на которых они начинаются.
При написании текста семестрового сочинения необходимо оставлять поля. Принятые размеры полей: верхнего – 20 мм, нижнего – 25 мм, правого – 10 мм, левого – 30 мм. Номера страниц располагаются в середине верхнего поля. Все страницы, с первой до последней, нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра «1» не ставится, далее цифры проставляются. Каждая новая часть или глава (если таковые имеются) начинается с новой страницы. Перед каждой главой указывается ее название. В конце названий глав и параграфов точки не ставятся.
Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14. Текст семестровой работы печатается через 1,5 интервала (полуторный). При наборе текста на странице должно быть расположено 29-30 строк, содержащих 57-60 знаков, включая знаки препинания и пробелы. Абзац предполагает отступ в 5 знаков. Между названием части, главы или параграфа и текстом пропускается одна строка.
По своему объему семестровое сочинение должно ориентироваться на 12-15 страниц. Выполнение семестровой работы на компьютере желательно.
Во введении должны быть представлены:
а) актуальность исследования (т.е. важность и значимость взятой темы);
б) цель исследования (главный научный результат, который требуется достичь), она формулируется в одном предложении и согласуется с темой работы;
в) задачи исследования (промежуточные результаты исследования, этапы достижения цели).
Объем введения – 1-2 стр.
В основной части излагается основной текст исследования. В основной части должны быть представлены конкретные исторические факты, сведения, количественные данные, полученные в ходе исследования. При написании семестровой (контрольной) работы должно быть исключено использование текстов чужих студенческих работ (рефератов, курсовых и дипломных проектов и т.п.).
В заключении (объем 1 стр.) делаются выводы по проделанной работе.
Список литературы, завершающий семестровую (контрольную) работу, должен включать не менее пяти (5) источников.
5. Список тем эссе
· Какова роль личности в истории (на примере великих личностей российской и мировой истории)?
· Насколько эффективен террор как средство достижения политических целей (на примере в российской истории)?
· Исчезновение СССР – крупнейшая катастрофа XX в. или благо?
· «Политические» святые в русской истории (на примере Николая II, Дм. Донского, А. Невского).
· Каково место В.В. Путина в будущих учебниках российской истории?
· «Декоммунизация»: нужно ли бороться с неугодным прошлым?
· Какой школьный учебник истории нам нужен?
· Должны ли стать достоянием общественности «неприятные» страницы истории Великой Отечественной войны?
· В.И. Ленин – германский шпион или политический прагматик?
· Был ли Советский Союз «тюрьмой народов»?
· Принятие православия Владимиром Святым в 988 г.: верный выбор или стратегический просчет?
· Россия – самобытная цивилизация или типичное европейское/азиатское государство?
· И.В. Сталин – величайший тиран XX в. или «эффективный менеджер»?
· В чем смысл фразы: «История учит лишь тому, что ничему не учит»?
· Россия в начале XXI в. – автократия, демократия или «самодержавная монархия»?
6. Требования к написанию эссе, пример выполнения
Эссе представляет собой рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Оформление эссе
Эссе пишется от руки. Его объем – примерно 3-6 рукописных листов. Эссе необходимо правильно оформить. Они пишутся на отдельных листах или в одной тетради (несколько эссе). На титульной странице эссе необходимо указать фамилию, имя и отчество студента, факультет и курс его обучения, год и место выполнения работы, наименование вуза, в котором учится автор.
Критерии оценки эссе:
а) актуальность проблемы, полнота и глубина ее разработки;
б) знание и понимание теоретического материала;
в) научная грамотность разработки и самостоятельность исследования;
г) наличие теоретических выводов и практических рекомендаций;
е) оформление работы.
Пример написания эссе
Должны ли стать достоянием общественности «неприятные» страницы истории Великой Отечественной войны?
Сначала надо определиться, что считать «неприятными» страницами истории. Вообще, в истории существуют факты и события. Они имели место быть, а «неприятными» или «приятными» они становятся только в глазах существующей в данный момент или существовавшей когда-либо государственной и партийной власти.
То есть вопрос надо было поставить несколько по другому… Какие страницы истории войны не устраивали до 1991 года власть Коммунистической партии? А какие не устраивают сегодняшнюю демократическую власть? Во-первых, прежняя советская социалистическая система рисовала ту войну в качестве главного экзамена, который выдержали государство, партия и народ, объединённые «самой передовой в мире» марксистско-ленинской идеологией и чувством любви к Отечеству. Для той войны с точки зрения прежней власти был характерен массовый героизм и самопожертвование как явление всегда, везде и со стороны как каждого солдата на фронте, так и со стороны каждого крестьянина и рабочего в тылу. Паника и сдача в плен были исключением, а не правилом. В печати, на страницах, книг, исторических работ, в художественных фильмах Советской империи часто получалась в целом идеализированная, лакированная картина той страшной и неоднозначной войны.
После краха государственной цензуры в 1990-е г., после объявления Горбачёвым и Ельциным реальной свободы слова последних десятилетий картина той Войны претерпела большие изменения. Несмотря на гласность и открытость многих архивных данных, несмотря на свидетельства последних реально воевавших ветеранов и работы поисковиков на местности, много людей не верит открывшимся страшным фактам. Находясь в стереотипах прежней пропаганды, многие, особенно старшее поколение, отказываются верить информации, говорящей о страшной цене Победы над фашизмом, считают, что негатив о Победе распространяют наши потенциальные враги из НАТО и их «пятая колонна» внутри страны.
Итак, перечислим так называемые «неприятные» факты.
1. Советский Союз до 21 июня 1941 г. готовился к наступательной войне и не готовил оборону. Бойцов даже и не учили строить позиции, вместо общих траншей по уставам заставляли копать отдельные стрелковые ячейки-могилы. Мосты в приграничной полосе даже и не были минированы, немецкие войска захватили их неповреждёнными. Наш боец, наш танкист, наш лётчик был наскоро и в разы хуже подготовлен, чем немецкий солдат. Это не могло не привести к огромным потерям в бою и к необходимости «закрывать амбразуры своими телами».
2. Множество граждан СССР не верили власти, пострадав от неё в предвоенные годы, начиная с Гражданской войны. Репрессии, голод, принудительный труд, доносы, коллективизация с уничтожением крестьян-тружеников не могли не озлобить большую часть людей против коммунистов и Сталина, озабоченных сохранением власти любой ценой, а отнюдь не интересами всего народа. Потому и был 1 миллион служивших немцам, потому и были «антипартизанские армии» даже в Брянских лесах и Белоруссии. То есть Война внешняя, Отечественная стала одновременно и продолжением войны Гражданской. И погибшие партизаны, и погибшие предатели являлись до войны гражданами одной страны. Погибшие предатели входят в 30 миллионов жертв той войны как ЖЕРТВЫ ФАШИЗМА. Парадокс.
3. За сотрудничество с врагом и несогласие с властью нашими спецслужбами были депортированы целые народы Кавказа и Крыма, например, чеченцы, что заложило «бомбу мести», рванувшую в 1990-е годы.
4. Ценой масштабной коммунистической революции 1917 года стало истребление элиты России во всех областях, военной в первую очередь. Новая элита, рабоче-крестьянская, не обладала образованностью, опытом, кругозором старого русского офицерства. Немцы не истребляли свой командный состав, революции у них в нашем понимании не случилось.
5. На войне человек, даже с сознанием высокого долга борьбы с врагом все равно сам по себе слаб. Он должен есть, когда-то спать, у него есть естественные физиологические потребности, ему страшно больны нанесенные раны, силы даже сильного человека не беспредельны. Советская система не придавала этому аспекту большого значения, везде приводились единичные факты «сверхчеловеческого» поведения. А именно желанием выжить объяснялось то огромное количество наших пленных летом и осенью 1941 г., оказавшихся в момент боя без боеприпасов, без командования, без связи… Этими же причинами человеческой слабости + мотивами мести за поруганную Родину, а отчасти и любопытства объясняются факты грабежа, насилия, когда наша армия вступила в побеждённую Германию, несмотря на жестокие уставные наказания в отношении мародёров, а тем более насильников.
Но… эти страшные факты не отменяют и не умаляют святого героизма наших бойцов и командиров, истекавших кровью в руинах Бреста, Севастополя и Сталинграда, везущих хлеб голодающим в блокадный Ленинград, давивших горящими тридцатьчетвёрками немецкие пушки на пылающем Прохоровском поле, спасавших от пуль своими телами немецких детей, детей своих врагов… Всё дело в том, что значительная часть народа, несмотря на репрессии, считала коммунистическую власть властью народной, давшей им «путевку в жизнь», множество солдат осознавало, что воюют они не столько за Сталина, сколько за «любимую Родину, за родной огонёк», а власть делает всё возможное, чтобы государство выстояло, а народ совершил невозможное… Отсюда невиданный скачок военного производства, отсюда невиданный технический прогресс нашими силами, без прямой помощи «союзников».
А знать не только о победных наступлениях, но и о страшных поражениях необходимо всем нам. Чтобы трагедия 1941 года никогда не повторилась, в нашей стране за 70 лет созданы новые системы военной безопасности, перекрёстное взаимодействие высокотехнического и человеческого факторов, например, система «Периметр». Но и это не уберегает от ошибочных решений командования и пренебрежения солдатскими жизнями, что имело место в 1940-е и проявилось в Первой Чеченской войне 1994-1996 гг. Ведь, по сути, наши офицеры «наступили на грабли» своих предшественников, введя танковые силы в Грозный, как и полвека ранее в Берлин, что привело к потере сотен танков и бронемашин с экипажами от огня вражеских гранатомётов…
Помнить и знать неприятные страницы войны нужно, чтобы воздать воинские почести всем «пропавшим без вести», лежащим не похороненными и по сей день в оврагах и болотах. Ведь война не окончена до тех пор, пока не захоронен последний из её солдат… Чтобы не забывать своих героев, совершивших невозможное, и чтобы не гасить вечный огонь памяти… Подвиг наших прадедов, защитивших нам само право на жизнь и остановивших кровавых захватчиков, будет всегда являться святым и нетленным, несмотря на все штрихи и не совсем «приятные подробности».
7. Тесты
Дата: 2019-11-01, просмотров: 316.