В безростверковых опорах возможно применение железобетонных или стальных труб-оболочек. При этом в пределах активного слоя вечномерзлого грунта а также в зоне воздействия льда и переменного уровня воды полые элементы должны быть заполнены бетоном (рис. 11.2).
Рисунок 11.2. Бетонное заполнение труб-оболочек (сборно-монолитная опора)
Для автодорожного моста на рис. 11.3, выполненного по схеме 21+3х42.6+3х61 м были применены безростверковые опоры из буронабивных столбов диаметром 1,2 м, бетонируемых методом вертикально-перемещаемой трубы (ВПТ). В основании столбов - твердые глины. Применение камуфлетных уширений позволило уменьшить заглубление столбов более чем в 2 раза. Для восприятия ледовых нагрузок устроены ледорезы.
Рис. 11.3. Безростверковая опора на буронабивных столбах:
1 – буронабивные столбы d = 1,2 м; 2 – ледорез, 3 – монолитная распорка; 4 – камуфлетное уширение
Ледорезы устроены и на мосту 15+5х33+15 м при толщине льда до 2 м и скорости течения более 2 м/с. Сваи русловых опор - буроопускные однорядные (рис. 11.4). Столбы железобетонные полносборные диаметром 1,2м сплошного сечения, опирающиеся на щебеночную подушку толщиной 1 м. Стыки секций длиной по 5 м -на сварке закладных частей с устройством гидроизоляции.
Рисунок 11.4. Безростверковая русловая опора из сборных элементов:
1 – сборный железобетонный ледорез; 2 – сборный ригель; 3 – монолитная распорка; 4 – сборный железобетонный столб; 5 – щебеночная подушка
Сооружаемые на водотоках через большие реки опоры из условий восприятия горизонтальных нагрузок от давления льда при ледоходе сооружаются массивными с телом в виде монолитных или сборно-монолитных конструкций. Ввиду того, что на больших реках вечная мерзлота располагается значительно ниже поверхности дна, технологии сооружения надфундаментной части таких опор в принципе аналогичны технологиям в обычных условиях с учетом особенностей, вызванных низкой температурой окружающего воздуха. Применяются различные приемы, позволяющие осуществлять зимнее бетонирование при обеспечении высокого качества конструкции с недопущением "замораживания" бетона, поскольку требуется обеспечить набор прочности бетона до снижения температуры конструкции до 0оС. Среди таких приемов - применение тепляков, использование "метода термоса", применение термоопалубки надфундаментной части, добавки и др.
Глубину заложения подошвы ростверка свайных фундаментов на суше и в русле периодических водотоков следует назначать вне слоя сезонного промерзания пучинистых грунтов (ниже уровня промерзания не менее чем на 0,25 м или располагать выше поверхности грунта на 1 м и более для устоев). На водотоке чаще плиту свайного ростверка размещают выше уровня низкого ледохода, выше (или ниже) уровня первой подвижки льда.
Для омоноличивания стыков сборных элементов надлежит использовать бетон класса В35 с характеристикой по морозостойкости F300.
Предельно допустимые отклонения сборных элементов от вертикали не должны превышать 1:200 для однородных по фасаду моста опор и 1:100 – для двухрядных опор.
Если отклонения превышают приведенные значения допусков, необходимо проверить расчетом несущую способность опор.
Боковая поверхность нижнего конца столбов на длине минимум 2 м от их подошвы должна иметь искусственные неровности (рифление, выпуски арматуры и т.п.) при условии омоноличивания раствором прочностью не менее 5 МПа (50 кгс/см2).
Для омоноличивания буроопускных свай или столбов в скважинах ниже подошвы слоя сезонного промерзания-оттаивания (независимо от вида, состояния вечномерзлых нескальных грунтов, принципа их использования в качестве основания и технологии бурения скважин) при расчетной высоте заделки в грунт 3 м и менее следует применять преимущественно цементно-песчаные растворы марок по прочности на сжатие не менее 50, при высоте заделки более 3 м – цементно-песчаные, цементно-шламо-песчаные и цементно-шламовые растворы марок не менее 50, а в скальных грунтах – не менее 100. Температура раствора не должна превышать в используемых по I принципу вечномерзлых грунтах +5°С, а используемых по II принципу +40°С.
Зазор выше расчетной заделки до подошвы слоя сезонного промерзания-оттаивания допускается заполнять: у столбов, расположенных в толще глинистых грунтов – церментно-шламовым раствором марки 50, а в песчаных и гравийных грунтах – песком с проливкой его водой; у добиваемых свай – сухим песком.
В пределах слоя сезонного промерзания-оттаивания для заполнения кольцевого зазора между опущенным элементом и боковой поверхностью скважины можно применять уплотняемый по мере укладки грунт, извлеченный при разбуривании этого слоя. Для заполнения такого зазора допускается применять песок, а при глинистых грунтах того же слоя – сухую смесь цемента с песком в пропорции 1:7.
При использовании бетона класса ниже В35 при морозостойкости ниже F300 и водонепроницаемости ниже W8 необходимо засыпаемые грунтом конуса вертикальной и наклонной поверхности элементов устоев покрывать битумом, а элементы промежуточных опор и фундаментов с ростверком, расположенных над грунтом, обмазывать полимерным составом на основе эпоксидной смолы.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 364.