Особенности правовых систем социалистических стран Азии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исторически развитие правовых систем социалистических государств Азии (Китай, Вьетнам, Корея, Монголия, Кампучия) существенно отличалось от европейских государств.

В их развитии выделяют три периода:

- период возникновения и становления права (вплоть до XIX в.);

- колониальный период;

- период становления, формирования и развития социалистических правовых систем.

 

 

Народы рассматриваемых стран связаны между собой этнографической близостью и общими историческими судьбами. Они испытали влияние двух древнейших великих культур – китайской и индийской.

В первый доколониальный период в этих странах среди источников права центральное место занимало обычное право. Государство воздействовало на обычаи, санкционируя те из них, которые ему были выгодны. Существование обычаев приводило к тому, что многие общественные отношения находились вне сферы правового регулирования: «в пределах деревни веление короля уступает место обычаю общин», «у государства свое право, у общин свои правила». Вместе с этим встречалось не мало писаных законов, в том числе актов индийского и китайского происхождения.

В этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права.

Первым законодательным памятником монгольского права был «Яса» Чингизхана 1291 г., в котором были кодифицированы обычаи, существовавшие в монгольском обществе. «Яса» содержал нормы государственного, административного (налоги, повинности), уголовного, гражданского права и служил основой для управления завоеванными странами.

Второй кодификацией монгольского права стали «Их цааз» (Великое уложение), или монголо-ойратские законы 1640 г., за которыми последовала «Халха Джирум» 1709 г. Они отражали степное право, получившее санкцию закона. В последующие годы в Монголии постепенно внедрялись законы, изданные маньчжурскими властями (в частности, - Уложение китайской палаты внешних сношений 1815 г.).

Вьетнамское государство за свою почти тысячелетнюю историю четырежды осуществляло крупные кодификации законодательства (1042, 1244, 1483, 1815 гг.). Первые вьетнамские правовые тексты, известные как кодекс Хонч Дук и кодекс Гиа-Лонга были китайского происхождения, однако в них инкорпорированы специфические местные элементы права. Эти правовые тексты были скорее не законодательными, а этико-моральными установками. Свод законов Зялогн, итог последней кодификации, представлял собой закон сугубо уголовно-правового характера. Французские колонизаторы использовали его без какого-либо изменения вплоть до 30-х годов ХХ в.

Правовая система Кампучии основывалась на индийском образце. Все доколониальные кампучийские правовые тексты («Явы», «Джая Паттра», Хартия о налогах и земле и книга законов «Явы и Бали») большей частью скопированы с индийских источников, но начиная с XIY в. возрастала танденция создания местных законов.

Средневековое кхмерское право было преимущественно казуальным и даже царские указы не имели обязательной силы для последующих правителей. В судопроизводстве пользовались также индийскими дхармашастрами. При наказании преступников камбоджийская юриспруденция прибегала к исключительно жестоким мерам. Одним из серьезных нарушений закона было присвоение или порча чужой собственности. Широкое распространение получил «божий суд». Процедура расследования и суда была чрезвычайно громоздкой, медленной и бюрократической. По обычному праву кхмеров власть и главенство в семье принадлежали мужчине, вплоть до права продажи жены и детей.

 

Во второй период французской колониальной оккупации ряд рассматриваемых стран попал в колониальную зависимость от Франции. Степень влияния французского права зависела от формы колониальной зависимости. Они подразделялись на страны, находящиеся под французским суверенитетом (Кохин-Хина, Лаос), и страны под протекторатом – Камбоджа, Аннам, Тонкин. Французская колониальная администрация старалась кодифицировать право Лаоса, Камбоджи, Тонкина.

В результате многовекового влияния конфуцианства, а затем господства колонизаторов в азиатских странах в сознании населения укоренилось в основном негативное отношение к праву, которое в отличие от Запада не рассматривалось как опора социального строя, а выступало в основном как орудие устрашения.

В Европе все имущественные отношения связывались правом собственности, и быстро развивалось частное право, основу которого составляли имущественные отношения. В Азии законодательство получило преимущественно публично-правовое развитие и сводилось в первую очередь к административной регламентации с жестко фиксированными обязанностями, строгой уголовной ответственностью.

По конфуцианской модели мораль, а не право является первоосновой человеческой жизни, а управлять должны люди, а не законы. Право в этой модели – лишь репрессивное орудие, а следовательно, нежелательное зло.

В отличие от конфуцианства легизм отводил закону первостепенное значение. Закон был объявлен важнейшим орудием государственного управления, но имелся в виду уголовный, репрессивный закон. Таким образом, под влиянием конфуцианства и легизма в жизни азиатских обществ прочно укоренился «юридический негативизм».

 

В азиатских социалистических странах старое законодательство было отменено сразу.

На первом этапе развития социалистических государств Азии были созданы конституционные и другие акты, положившие начало новому строю и новой государственной организации. Вместе с тем здесь довольно широко применялись и обычаи. Существенна была и роль судебной практики по созданию многих важных положений и понятий правовых систем социалистических государств. Азии, которые позже легли в основу принятых кодификационных законодательных актов.

Позже в развитии правовых систем социалистических стран Азии появились значительные различия:

- В Монгольской народной республике правовая система была близка к модели европейских социалистических стран;

- на развитие права Социалистической Республики Вьетнам повлияла долголетняя война. На развитие правовой системы Вьетнама, как и Кореи повлиял и раскол этих стран.

Процесс совершенствования законодательства социалистических государств Азии происходил главным образом путем кодификации.

 

Правовая система Кубы

Правовая система, возникшая в результате кубинской революции, явилась по своей классовой сущности одной из разновидностей социалистического права.

Новое правосудие начало складываться уже в ходе революции. Были созданы революционные трибуналы, комитеты защиты прав революции, народная милиция, организации молодых повстанцев. Наряду с военными трибуналами были образованы суды общей юрисдикции.

В Республике Куба формально старое право не было отменено. Действующее после революции право представляло собой тесное переплетение новых и старых нормативных актов.

До завоевания независимости Куба около четырех веков была колонией Испании и ее право было преимущественно испанским. На территории Кубы действовал Гражданский кодекс 1889 г., Торговый кодекс 1885 г. и др. Использовался Кодекс социальной защиты 1938 г., УПК 1882 г., Военный процессуальный кодекс 1896 г. и др.

После длительного подготовительного периода была осуществлена новая кодификация отраслей права. Были приняты Общая часть Уголовного кодекса 1973 г., Кодекс социальной защиты 1936/1978 гг., Семейный кодекс 1975 г., Гражданский кодекс 1975 г .закон об организации судебной системы 1977 г. В 1974 г. были приняты законы о гражданском, административном и трудовом процессе.

Итогом процесса создания нового законодательства явилась первая кубинская Конституция, одобренная не референдуме прямым и тайным голосованием.

Политической основой общества Конституция провозгласила власть трудящегося народа, опирающуюся на прочный союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся города и деревни под руководством рабочего класса и его передового отряда – Коммунистической партии Кубы. В Основном законе страны закреплена социалистическая система ведения хозяйства, основанная на общественной собственности на средства производства, на ликвидации эксплуатации человека человеком.

Дальнейшее развитие законодательства страны проходило в соответствии с установками Конституции как высшего звена всей правовой системы.

За период 1976-1981 гг. Национальная Ассамблея приняла 33 закона, из которых 10 касается экономики, 10 – административного права. Ряд новых законов посвящен социальному обеспечению, вопросам культуры.

В области государственного правового строительства принята целая серия законодательных актов, регламентирующих работу Национальной и провинциальных ассамблей народной власти, государственного нотариата, Совета Министров, государственных комитетов и институтов.

Вопросы демократического управления кооперативами, их хозяйственной деятельности регулируются в законе о сельскохозяйственном кооперативе 1982 г. В этом же году принят закон об изобретателях и рационализаторах. Приняты: Закон о здравоохранении 1983 г., Общий закон о жилище 1982 г., Трудовой кодекс 1984 г.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 573.