Правовые системы стран Латинской Америки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Европейская колонизация территорий Центральной и Южной Америки повлекла за собой распространение романо-германского права. Кодификация, предпринятая в XIY и XX вв., способствовала правовой экспансии французских, испанских, португальских и итальянских кодексов.

Общность исторической судьбы латиноамериканских государств, сходство социально-экономического строя и политической структуры породило в большинстве их них сходные правовые институты. Этим обусловлено и сходство их правовых систем, что позволяет говорить о латиноамериканском праве.

Большинство западных ученых компаративистов относят латиноамериканское право к романо-германской правовой семье, однако, некоторые из них настаивают на выделении латиноамериканского права в отдельную группу.

Основные признаки совпадения латиноамериканского права с романо-германской семьей:

- в своей основе латиноамериканское право – кодифицированное право по европейским образцам;

- аналогичная система права;

- абстрактный характер правовой нормы.

 

Если кодификация законодательства, проводимая в европейских странах после революций, представляла собой своеобразное подведение итогов этих революций, то кодификация законодательства в латиноамериканских республиках отразила:

- компромисс элементов доколониального и колониального права;

- являлась средством закрепления и развития новых отношений на Латиноамериканском континенте.

К восприятию именно европейской модели кодификации латиноамериканские страны были в определенной мере подготовлены характером колониального права, т.е. права испанского и португальского, перенесенного на Американский континент завоевателями и близкого по своему историческому развитию французскому праву.

Когда у молодых независимых латиноамериканских государств возникла потребность в единых национальных гражданских кодексах, выбор пал на французское право. Право Испании было отвергнуто как право бывшей метрополии. Кроме того, оно не было кодифицировано и по причине применения на местах староиспанского обычного права было раздробленным и разнородным.

Большое влияние на восприятие французской модели оказали политико-правовые учения эпохи Просвещения. В целом гражданские кодексы латиноамериканских стран несут на себе отпечаток Кодекса Наполеона, хотя и в различной степени.

 

Гражданский кодекс Чили 1855 г. был подготовлен венесуэльским юристом Андресом Белло. Он удачно соединил французские источники и традиционные институты римского права, используя при этом некоторые категории испанского права, в частности положения «Семикнижья» и идеи Савиньи. Структура Чилийского гражданского кодекса более совершенна, чем структура ГК Франции, а язык столь же ясен и выразителен.

 

Чилийский гражданский кодекс послужил образцом для появившихся вслед за ним Гражданских кодексов Эквадора (1860 г.) и Колумбии (1873 г.) и многих других центральноамериканских государств, в частности, Венесуэлы (1862 г.), Уругвая (1868 г.) и Аргентины (1869 г.).

 Гражданский кодекс Бразилии был принят в 1916 г. под значительным германским влиянием, особенно его «Общая часть».

Правовая система Мексики после завоевания ею государственной независимости оказалась также приверженной европейским континентальным моделям, первые ее кодексы , принятые в XIX в., испытали на себе заметное влияние французского и испанского права.

 

Вслед за гражданским правом последовала кодификация других основных отраслей права, в частности, были приняты торговые кодексы.

 

В одних странах некоторые кодексы, принятые в XIX в. были заменены новыми или заметно модернизированы (как в Мексике после принятия Конституции 1917 г.), в других старая кодификация остается в силе, и здесь ситуация сходна с той, что сложилась во Франции и ФРГ. Старые кодексы оказываются окружены большой массой нормативного материала законодательного и подзаконного происхождения.

 

В латиноамериканском праве особенно значительна роль делегированного законодательства, т.е. фактически актов правительства, что связано, во-первых с президентской формой правления и, во-вторых, с длительными периодами правления военных, когда парламентская законодательная деятельность фактически сводится на нет.

Хотя латиноамериканские страны заимствовали у США принципы построения и функционирования судебной системы, но в отличие от США судебная практика большинства латиноамериканских стран не рассматривается как источник права.

 В области частного права системы латиноамериканских стран можно объединись в две группы.

В первую следует отнести правовые системы, которые практически полностью восприняли Французский гражданский кодекс и ограничились лишь его переводом. Сюда можно отнести Гражданские кодексы Гаити (1825 г.); Боливии (1830/1975 гг.), Доминиканской республики (1845/1884 гг.) и, с некоторыми оговорками, Мексики (1870/1884, 1928/1932 гг.) .

Вторая группа представляет собой вполне самостоятельное и оригинальное творение южноамериканского законодательства : Гражданский кодекс Чили (1855 г.); Аргентины.

 

Что отличает латиноамериканское право от романо-германской системы:

- это, прежде всего, сфера публичного права, конституционный образец они нашли в США;

- их конституции восприняли президентскую форму правления и другие конституционные институты США, так как к тому времени Конституция США была единственной писаной действующей Конституцией;

- особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного контроля за конституционностью законов.

 

Четыре латиноамериканских государства являются федерациями – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика. Основная компетенция в них принадлежит федерации.

 

Латинская Америка сегодня освобождается, по-видимому, от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Усиливается тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, национального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности.

Усиливается региональное и одновременно взаимное правовое влияние стран Латинской Америки. Бразилия возглавляет процесс региональной интеграции с целью образования Латиноамериканского Содружества Наций.

 

Правовая система Японии.

В современном японском праве переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами и процессуальными нормами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, а после Второй мировой войны – американского права.

Сёгуны династии Токугава в течение нескольких веков стремились как можно полнее изолировать страну от внешнего мира: ни один японец не мог покинуть страну, ни один иностранец, за редким исключением, не мог проникнуть в нее. Эта ситуация изменилась после революции Мэйдзи («просвещенного правления»). Развитие Японии по капиталистическому пути потребовало и модернизации права. Оно шло в основном путем рецепции европейского права. Романо-германская модель права была реципирована Японией в конце XIX столетия.

 

Ранее Япония испытала сильное китайское влияние в идеологии, религии, культуре. В Y в. в Японию пришла китайская письменность, а затем и буддизм. Японские правители YII-XIII вв. были поклонниками китайской культурно-духовной жизни. Ранние японские законы были сходны с законами танской династии, а наиболее подходящей социальной философией для японцев с их иерархической структурой оказалась конфуцианство, получившее широкое распространение в период правления династии Токугава (1603-1868 гг.). В стране была создана такая же судебная система (гражданские споры, как и в Китае, решались преимущественно с помощью внесудебных примирительных процедур).

 

В 1868 г. в Японии была ликвидирована власть военных правителей страны – сёгунов, образовано императорское правительство и в короткий промежуток времени была осуществлена серия реформ в различных сферах общественной жизни. Были отменены привилегии японских дворян – самураев, провозглашено юридическое равенство четырех сословий )самураев, крестьян, ремесленников и торговцев), за крестьянами признавалось право собственности на землю. Правительство предпринимало энергичные усилия для развития рыночных отношений, в том числе путем заимствования достижений западных стран в области промышленности, образования, торговли.

Но эти европейские по своей направленности и по существу преобразования оказались непоследовательными, они сопровождались консервацией ряда средневековых институтов.

В конце XIX в. было решено целиком модернизировать правовую систему страны. В период с 80-х годов XIX в. до начала ХХ в. японское правительство ввело в действие ряд важных законодательных актов, составленных по образцу французских и германских кодексов.

Под руководством французского юриста Г.Буассонада и на основе французских кодификаций разрабатываются проекты нескольких кодексов: Уголовного (1890 г.), Торгового (1890 г.).

 Господствующая элита Японии посчитала данные кодексы слишком демократичными, подвергла их острой критике, заявляя, в частности, что Гражданский кодекс издан, а преданность императору и сыновний долг погибли. Проекты Гражданского и Уголовного кодексов законами так и не стали, а Уголовно-процессуальному и Торговому кодексам была уготована короткая жизнь

Правовым идеалам японского правительства больше импонировало право кайзеровской Германии с ее сильной императорской властью, ограничением свобод подданных и сохранением привилегий помещиков-юнкеров. Процесс рецепции в японском праве переместился от французского к германскому. К концу первой четверти ХХ в. германское влияние стало основным и оставалось таким до капитуляции Японии во Второй мировой войне.

Первая Конституция Японии 1889 г.(Конституция Мэйдзи) была создана по образцу Конституции Пруссии 1850 г. Германская модель легла в основу Гражданского кодекса 1898 г., Торгового кодекса 1899 г., Уголовного кодекса 1907 г., Гражданско-процессуального кодекса 1890 г. В 1922 г. принимается новый Уголовно-процессуальный кодекс, разработанный по образцу УПК Германии.

Таким образом, в очень короткий срок в Японии было создано новое право, почти совершенно не связанное с ранее действовавшей правовой системой. Правда в области конституционного, семейного, наследственного права понятия императора, семьи имели специфические японские черты.

Конституция 1889 г. наделила императора чрезвычайно широкими полномочиями. Он вправе был назначать министров, судей, членов одной из двух палат парламента – палаты пэров. Синтоизм, провозглашенный государственной религией страны, почитал императора как «бога в облике человека».

Гражданский кодекс 1898 г. закреплял исключительное положение главы семьи. Без его согласия члены семьи не могли вступать в брак. После смерти главы семьи его права, как и все его имущество, получал старший сын. Жена и все прочие члены семьи от наследования устранялись. Жена признавалась недееспособной, а ее имуществом управлял муж. С момента заключения брака женщина становилась членом семьи мужа.

 

После Второй мировой войны сильное влияние на японское право оказали американские образцы. В 1946 г. была принята подготовленная американской оккупационной властью новая Конституция Японии, была проведена реформа уголовно-процессуального права (1984 г.).

Конституция 1946 г. провозгласила принцип народного суверенитета, император лишился политической власти, он признавался «символом государства и единства народа», парламент объявлялся «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Конституция закрепила также основные права и свободы личности. Статья 9 Конституции содержит отказ от войны, от угрозы или применения вооруженной силы как средства решения международных споров. Была усилена роль судебной власти и указан каталог основных прав и свобод граждан, подлежащих непосредственной судебной защите. Конституцией были провозглашены права граждан в сфере уголовного судопроизводства. Конституцией также отменялся институт патриархальной семьи, женщина и мужчина объявлены равноправными участниками семейных, имущественных, в том числе наследственных, отношений. Законом об аграрной реформе уничтожалось помещичье землевладение, земля передавалась в собственность крестьян, которые ее обрабатывали.

Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация в течение семи лет американскими войсками привели к существенным изменениям в японском праве. Это способствовало тому, что англо-американская правовая семья (преимущественно в ее американском варианте) стала оказывать доминирующее влияние на развитие японского права.

Наиболее ощутимо такое влияние проявилось в конституционном, торговом и уголовно-процессуальном праве.

Вместе с этим влияние права США на японскую правовую систему оказалось все же не настолько сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права. Влияние американского права является все же довольно ограниченным и недостаточно последовательным:

- большинство институтов основных отраслей японского права: гражданского, торгового, гражданско-процессуального и уголовного – по прежнему базируются на традициях романо-германской правовой семьи;

- общность с европейским правом проявляется и в системе источников, оно является статутной правовой системой. Главный источник – законодательство;

- практически все законодательство кодифицировано, что и определило границы сближения японского законодательства с американским;

- наряду с повышением роли судебной практики, она все же остается не более как средством конкретизации, толкования норм статутного права;

- в целом сохранилась прежняя кодифицированная система, костяк которой составляют шесть кодексов (в них были внесены изменения, вытекающие из Конституции), дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих в совокупности систему источников, сходную с западноевропейской;

- прецедент не стал источником японского права.

 

В ряде отраслей права (например, в сфере охраны окружающей среды, защиты потребителя) Япония разрабатывает правовые механизмы, не оглядываясь на иностранное право, а, напротив, подавая другим государствам пример законодательного решения возникающих проблем.

Заслуживает особого внимания интенсивное развитие законодательства об охране окружающей среды. Приняты такие законы, как о предотвращении зловония, о возмещении за ущерб, причиненный отработанными маслами, о регулировании вибрации, о предотвращении загрязнения атмосферы воздуха и об ограничении шума, о наказаниях за преступления, состоящие в опасном для здоровья людей загрязнении окружающей среды. Особенно большое внимание уделяется в Японии утилизации отходов и поддержанию чистоты в городских условиях.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 590.