Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений проводится органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Оно предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, регулярно проводящих рейтинги и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при кредитовании;
- развития финансового лизинга;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, реализуемых совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Указанные средства размещаются на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использоваться иные формы и методы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:
· в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;
· бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы составляют часть расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни таких инвестиционных проектов образуют федеральные инвестиционные программы.
Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.
Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения соответствующих межгосударственных соглашений.
Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками на конкурсной основе.
Контролем за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, занимаются Счетная палата Российской Федерации и уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.
Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации [4].
1.3 Возможности государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации
Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе рыночных реформ в российской экономике, является регулирование взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их социально-экономические результаты, получаемые непосредственно в регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать региональную инвестиционную политику [27].
В законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. ФЗ-39, определены формы и методы регулирования инвестиционной деятельности.
Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории. Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем взаимодействия государственных органов управления федерального и территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ, Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а также договорами между центром и регионами. В инвестиционной сфере наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в стране.
Российская Федерация включает два типа субъектов - национально-государственные и административно-территориальные образования, которые согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в финансировании инвестиций на их территории достигает 30%. Для административно-территориальных образований соотношение совершенно иное - соответственно 85 и 70 %.
Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом, жилищные. В 1995г. возникло новое явление - целевые займы, предназначенные для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и другие экономические методы стимулирования инвестиций.
Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ - в каждом третьем. Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным инструментом его инвестиционной политики остается федеральная инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не преднаначены для инвестиционных целей [28].
Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от 03.06.96г. "Об основных положениях региональной политики РФ" отсутствуют разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные экономические вопросы, в том числе инвестиционные.
Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и должен базироваться на принципах бюджетного федерализма. Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных иерархических уровней управления и подвести необходимую для их выполнения финансовую базу.
В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально - бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики, необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий для успешного осуществления инвестиционной деятельности.
В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов, поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую экономическую отдачу.
Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики регионы должны руководствоваться стратегией развития, отдавать предпочтения проектам, отвечающим требованиям экономической, бюджетной эффективности и соответствующим стратегии региона [30].
Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.