Теоретические основы государственного регулирования инвестиционных процессов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

Инвестиционной политике в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

а. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

б. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости [4].

Общими принципами государственной поддержки инвестиционной деятельности в Самарской области являются:

· равноправие инвесторов;

· доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

· сбалансированность государственных и частных интересов;

· законность, объективность, экономическая обоснованность и неизменность принимаемых решений.

Инвестиции обеспечивают поступательное развитие экономики города Самара и содействуют решению в необходимой мере текущих социально-экономических проблем [11].

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, социальное и политическое значение. Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние российской экономики.

Опыт показывает, что многие отрицательные явления возникли или усилились на железнодорожном транспорте в последнее время не только из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране, но и из-за механического перенесения на него основных положений реформ, проводившихся в промышленности. При создании экономической модели железнодорожного транспорта в рыночных условиях важно исходить из сложившихся отраслевых особенностей. Необходимо учитывать имеющийся опыт работы зарубежных и отечественных железных дорог в условиях рыночной экономики. Железнодорожный транспорт является ведущим в нашей стране и обеспечивает нормальную работу подавляющего большинства предприятий и организаций, выполняет значительный объем пассажирских перевозок.

В связи с этим важную роль в поддержании социально-экономической стабильности в стране и обеспечения роста эффективности экономики играет структурная реформа железнодорожного транспорта [10].

В данной дипломной работе предстоит рассмотреть расчет экономической эффективности инвестиционного проекта и использование законодательства субъектов РФ при его реализации. Инвестиционный проект - дальнейшая реконструкция здания вокзала на станции Самара и строительство многофункционального комплекса Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

Цель дипломной работы - изучить участие государства в реализации инвестиционных проектов, в предоставлении дополнительных льгот и субсидий, а также произвести расчет экономической эффективности данного инвестиционного проекта. Основными задачами данной работы являются: дать характеристику государственному регулированию в области инвестирования, изучить систему инвестиционной политики на Куйбышевской железной дороге - филиала ОАО "РЖД", проанализировать инвестиции, вкладываемые в вокзал станции Самара, рассчитать экономическую эффективность проекта.

Информационной базой служат федеральный закон № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений"; закон Самарской области № 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области"; закон Самарской области № 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области"; закон Самарской области № 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет". Эти законы являются основной базой для осуществления инвестиционной деятельности на ж/д транспорте.



Цели проекта

 

Проект строительства многофункционального комплекса (далее Комплекс) с достройкой технологических помещений вокзала станции Самара предусматривает совместные действия нескольких участников, которыми будут являться ОАО "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД"), представленное филиалом - Куйбышевской железной дорогой (далее Куйбышевская ж. д., Кбш ж. д.) и Администрация города Самара, представленная "Группой компаний "Восток" (далее ГК "Восток").

Проект предусматривает завершение работ по достройке вокзала станции Самара и развитие объекта инфраструктуры общего пользования, что создаст возможность для предоставления более полного комплекса услуг пассажирам станции. Будут получены допонительные преимущества перед другими видами транспорта и, как следствие, созданы условия для прироста пассажиропотока на Кбш ж. д.

Таким образом, целями проекта для Кбш ж. д. будут:

- увеличение дохода от пассажирских перевозок по станции Самара на 3,4 % от существующего уровня, по ряду другий станций Куйбышевской ж. д. на 9,0 %;

- повышение качества обслуживания отправляющихся и прибывающих пассажиров станции Самара.

Основная цель реализации проекта для ГК "Восток" - получение прибыли от сдачи в аренду помещений Комплекса.

Реализация проекта также будет сопутствовать решению ряда задач Куйбышевской ж. д., связанных со строительством Комплекса:

- удовлетворение потребности пассажирского хозяйства Куйбышевской железной дороги в площадях необходимых для размещения вспомогательных, санитарно-бытовых и служебных помещений, операционно-кассового зала, багажного отделения и др.;

- создание благоприятных условий для пассажиров, находящихся на территории вокзала.

В результате реализации проекта будет введен в эксплуатацию современный многофункциональный комплекс, оказывающий широкий спектр услуг пассажирам Куйбышевской ж. д., жителям и гостям г. Самара.

 

Варианты реализации проекта

инвестиционный проект реконструкция вокзал

Для взаимодействия между участниками проекта возможны следующие варианты:

- участие в долевом строительстве Комплекса;

- совместная деятельность по строительству Комплекса.

При обоих вариантах, инвестиционные затраты несет ГК "Восток", ОАО "РЖД" в свою очередь предоставляет земельный участок под застройку и технические условия на сети. По завершению инвестиционной фазы проекта участники вступят в права собственности двух частей здания.

Дальнейшее управление зданием и поддержание его технического состояния возможно также по двум вариантам:

- создание некоммерческого партнерства, обслуживающего эксплуатацию здания;

- заключение агентского договора, по которому все эксплуатационные расходы несет один из собственников, а второй компенсирует часть расходов относимых на его долю собственности.

Поскольку ОАО "РЖД" получает земельный участок в аренду, оно будет осуществлять все расчеты по выплате арендных платежей, ГК "Восток" будет компенсировать часть расходов, в соответствии с его долей собственности.

Инвестиционные проекты могут финансироваться за счет инвестиций участников проекта и за счет участия банка в кредитовании инвестиционных проектов, а именно проектного финансирования.

Проектное финансирование - участие банка в инвестиционном проекте в форме предоставления кредитов на срок более 1 года, при реализации которых возврат вложенных средств и получение доходов осуществляется на этапе эксплуатации проекта из выручки от реализации продукции и услуг, генерируемой самим проектом.

Данный инвестиционный проект предпочтительнее финансировать за счет собственных средств ОАО "РЖД" и инвестиций соинвестора - ГК "Восток", поскольку использование собственных средств всегда предпочтительнее при реализации инвестиционного проекта. Эти ресурсы являются более "дешевыми" по сравнению с банковским кредитом. Кроме этого, проектное финансирование является относительно новой формой долгосрочного банковского кредитования для нашей страны. Для банка проектное финансирование характеризуется повышенными рисками, поэтому при минимизации этих рисков банк использует повышенную процентную ставку, предъявляет жесткие залоговые требования, требует участия заемщика собственными средствами 30-50 % от стоимотси проекта, использует возможность преобретения части акций предприятия. Помимо этого на предприятие "ложится" бремя выплат по кредиту - проект должен генерировать достаточные денежные потоки для обслуживания кредита. Все это ведет к удорожанию проекта. Использование собственных ресурсов выгоднее еще и потому, что в случае затруднения реализации проекта легче приостановить строительство, времено "заморозить проект".



Общие положения и условия инвестиционного проекта

 

В связи с отсутствием утвержденного проекта и технико-экономических расчетов, данные о площадях будущего объекта, полученные на основании эскизов здания, являются приблизительными и могут в дальнейшем изменяться.

При отсутствии утвержденной проектной документации, для расчета возникающих денежных потоков и эффективности проекта, использовалась информация о рыночной стоимости аренды коммерческой недвижимости в г. Самара и альтернативных издержках.

В качестве доходов Куйбышевской ж. д. от реализации проекта рассматривается прирост среднегодовой выручки от пассажирских перевозок после ввода Комплекса в эксплуатацию на 30 846,29 тыс. руб. (3,4 % от существующей величины, в ценах 2005 г.), в том числе:

- за счет пригородных перевозок от станций Новокуйбышевская, Липяги, Чапаевск, Курумоч, Царевщина, кинель, Тургеневка, Георгиевка, Кротовка на 1 962,34 тыс. руб. (9,0 %);

- за счет перевозок в дальнем следовании и в пригородном сообщении по станции Самара на 28 883,95 тыс. руб. (3,4 %)

Доходные поступления для ГК "Восток" будут формироваться за счет сдачи в аренду площадей. Доходы, в этом случае целесообразно формировать на основании использования выделенных площадей в трех направлениях:

- доходы от аренды офисных помещений;

- доходы от аренды паркинга;

- доходы от аренды торговых площадей

Анализ рынка аренды коммерческой недвижимости Железнодорожного района города Самары показал, что средняя стоимость одного квадратного метра аренды офисных площадей в данном районе составляет 600 руб. в месяц.

Расчет потока доходов от аренды паркинга зависит от количества машино-мест, общее количество машино-мест при площади в 12 000 кв. м. составляет около 400 мест. С учетом площади, которая планируется для использования Куйбышевской ж. д. (2 000 кв. м. или oколo 67 машино-мест), оставшуюся территорию (10 000 кв. м. или 333 машино-места) можно также сдавать в аренду. Продолжительность рабочего дня паркинга в расчетах принята 8 часов ежедневно, при средней загрузке 95 %.

Поток расходов формируется в части затрат на содержание зданий второй очереди. В связи со специфичностью объекта и отсутствием доступных рыночных данных о содержании подобных паркингу сооружений, нами был рассчитан ориентировочный уровень затрат, на основании данных о предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц, установленных Постановлением Правительства РФ № 441 от 26 августа 2004 г. По Самарской области на 2005 г. этот показатель составляет 26,8 рублей.

Земельный участок, на котором будет располагаться многофункциональный комплекс будет находиться в федеральной собственности. ОАО "РЖД" получает землю на правах аренды, с возможностью дальнейшей передачи в субаренду. В настоящее время неизвестна величина арендной платы за пользование землей и данная статья расходов исключена из расчетов, в следствие чего все расчетные показатели будут завышены и потребуют корректировки после уточнения условий аренды.

Все расчеты ведутся в рублях. Все результаты расчетов содержат погрешность, заданную при определении исходных данных для проекта. Точность приводимых чисел является только арифметической.



Планируемые инвестиции проекта

 

В настоящее время отсутствуют утвержденный проект и технико-экономические расчеты по строительству многофункционального комплекса. Таким образом, данные о площадях будущего объекта, полученные на основании эскизов здания, являются ориентировочными и могут в дальнейшем изменяться.

Планируемая общая площадь объекта составит 42 390 кв. м., полезная площадь - 40 500 кв. м., в том числе паркинг - 12 000 кв. м. (около 400 машино-мест).

Основное здание будет иметь не менее 7 этажей, включая подвальный этаж. Согласно предварительным расчетам, площадь отводимая под службы пассажирского хозяйства Куйбышевской железной дороги, составит не менее 17,4% от общей площади здания или 5 280 кв. м., полезная площадь - 4 752 кв. м., в том числе паркинг - 2 000 кв. м. При оформлении долевой собственности, ОАО "РЖД" сможет распоряжаться площадями объекта только в пределах своей доли.

Потребность в денежных средствах, необходимых для производства строительно-монтажных работ, осуществляется непосредственно инвестором, согласовывающим проектно-сметную документацию.

Общая стоимость строительства и потребность в финансировании второй очереди складывается из суммы величин стоимости строительства основного здания и паркинга. По данным Куйбышевской железной дороги ориентировочная стоимость строительства основного здания составляет 1055,00 млн. руб., стоимость паркинга - 144,00 млн. руб.

Таким образом, стоимость строительства составит 1199,00 млн. руб. (включая НДС).

Расчет стоимости достройки приведен на основе приблизительных расчетов. Согласно представленным данным, строительство 1 кв. м здания второй очереди составляет (1055,00 млн. руб. / (42390 кв. м - 12000 кв. м)) = =34,72 тыс. руб., стоимость строительства 1 кв. м паркинга составит ориентировочно 12,00 тыс. руб.

Следует отметить, что при реконструкции первой очереди вокзала были выполнены работы, относящиеся и ко второй очереди на общую сумму 290,06 млн. руб. (в ценах 2004 года). Перечень работ представлен в табл.4.1.

 

Таблица 4.1

Работы, относимые к Комплексу, выполненные при строительстве здания вокзала

Выполненные работы Сумма, млн. руб.
Подготовка территории, вынос коммуникаций и др. 56,47
Переустройство ливневой канализации и строительство самотечного канализационного коллектора 21,48
Реконструкция узловой котельной с увеличением мощности с учетом теплоснабжения Комплекса, строительство теплотрассы длиной 900 п/м 95,07
Строительство дополнительной котельной, для разгрузки узловой котельной 27,00
Вынос пункта экипировки пассажирских вагонов на станцию Звезда 59,06
Строительство водопровода и канализации 5,12
Усиление энергоснабжения 6,60
Благоустройство привокзальной площади 17,06
Проектные работы по Комплексу 2, 20
Итого 290,06

 

В то же время, некоторые из перечисленных работ, такие как - переустройство ливневой канализации, вынос пункта экипировки пассажирских вагонов на станцию Звезда и благоустройство привокзальной площади, на общую сумму 97,61 млн. руб., подлежали выполнению независимо от планируемого к строительству Комплекса. Таким образом, целесообразно для дальнейших расчетов исключить их из суммы вклада ОАО "РЖД".

Главным условием, определяющим возможность реализации рассматриваемого проекта, будет распределение площадей здания.

В настоящее время достигнута договоренность между Куйбышевской ж. д. и ГК "Восток" на следующее предварительное распределение площадей многофункционального комплекса на основании эскизного проекта (табл.4.2). Данное распределение утверждено Заместителем начальника дороги по пассажирским перевозкам 27 сентября 2004 г. и согласовано с начальником Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров Кбш ж. д. и представителем потенциального инвестора, руководителем проекта ГК "Восток". Стороны договорились о следующем распределении площадей:

- не менее 17% общей площади постройки остается в собственности Куйбышевской железной дороги;

- не менее 80 % общей площади постройки остается в собственности ЗАО "Группа компаний Восток".

Кроме того, 3% составляет погрешность, которая будет уточнена после утверждения проектно-смектной документации.

 

Таблица 4.2

Предварительное распределение площадей многофункционального комплекса между Кбш ж. д. и ГК "Восток"

Наименование

Всего,

кв. м

В том числе

Куйбышевская ж. д.

Группа "Восток"

Кв. м % кв. м %
Общая площадь 30390 5280 17,4 25110 82,6
Полезная площадь 28562 4752 16,6 23810 83,4
В том числе по этажам          
Подвал - общая 5788 1790 31,3 3830 68,7
полезная 5510 1720 31,2 3790 68,8
0-й этаж - общая 3600 3200 88,9 400 11,1
полезная 3110 2770 88,1 340 10,9
1-й этаж - общая 4370 290 6,6 4080 93,4
полезная 4172 282 6,3 3910 93,7

Наименование

Всего,

кв. м

В том числе

Куйбышевская ж. д.

Группа "Восток"

Кв. м % кв. м %
2-й этаж - общая 1750 0 0 1750 100
полезная 1620 0 0 1620 100
2, 3-й этаж - общая 1180 0 0 4180 100
полезная 3990 0 0 3990 100

Наименование

Всего,

кв. м

В том числе

Куйбышевская ж. д.

Группа "Восток"

Кв. м % кв. м %
3, 4-й этаж - общая 3900 0 0 3900 100
полезная 3680 0 0 3680 100
4, 5-й этаж - общая 3860 0 0 3860 100
полезная 3640 0 0 3640 100
5-й этаж + антресоль - общая 2370 0 0 2370 100
полезная 2220 0 0 2220 100
Технический этаж - общая 640 0 0 640 100
Полезная   620 0 0 620 100

 

Окончательное распределение площадей будет определено с учетом условий, при которых сохранятся доли участников проекта.

 

Планируемый бюджет расходов и доходов проекта

 

Источники доходов и направления расходования денежных средств по проекту представлены в табл.4.5.

 

Таблица 4.5

Структура доходов и расходов по проекту

Доходы Расходы

Куйбышевская ж. д.

Прирост выручки за счет увеличения пассажиропотока, и перетока пассажиров с других видов транспорта, предоставленная различных видов дополнительных услуг пассажирам. Доход от рекламы. Часть эксплуатационных расходов относимых на площадь занимаемую Кбш ж. д.
  Налоговые выплаты. Арендные платежи за пользование земельным участком в соответствии с долей площади занимаемой Кбш ж. д.

ГК "Восток"

Сдача в аренду помещений, предоставление услуг паркинга, услуг управляющей компании, клининговые услуги. Доход от рекламы. Инвестиционные расходы по строительству здания
  Часть эксплуатационных расходов, относимых на площадь, занимаемую ГК "Восток".
  Арендные платежи за пользование земельным участком в соответствии с долей площади, занимаемой ГК "Восток".
  Налоговые выплаты.

Банк

Получение доходов за счет выдачи банковского кредита 8 % годовых Инвестиционные расходы за счет вложения средств в проект

 

Ориентировочные планы прибылей и убытков для участников проекта представлены в табл.4.6 и 4.7.

Суммарная выручка по проекту за расчетный период (2007-2015 г. г.) для Кбш ж. д. составит 416,46 тыс. руб., для ГК "Восток" 3062,75 тыс. руб. Участники проекта получат чистую прибыль в размере 177,62 тыс. руб. и 1519,10 тыс. руб. соответственно.

Ориентировочная стоимость строительства и, соответственно, потребность в инвестициях составит 1199,00 млн. руб. (включая НДС), в том числе стоимость основного здания - 1055,00 млн. руб., паркинга - 144,00 млн. руб.

 


 

Таблица 4.6

План прибылей и убытков для Куйбышевской железной дороги, тыс. руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Выручка 0,00 32791,17 36070,29 38955,92 42072,39 45438,18 49073,23 52999,09 57239,02 61818,14
Текущие расходы 0,00 3805,11 3985,62 4144,47 4316,03 4501,31 4701,42 4917,53 5150,93 5403,01
Амортизация 0,00 5249,39 5249,39 5249,39 5249,39 5249,39 5249,39 5249,39 5249,39 5249,39
Налоги 0,00 10464,90 10960,26 11388,68 11856,38 12366,48 12922,37 13527,74 14186,52 14903,00
Прибыль до налогообложения 0,00 12271,77 14875,02 17173,37 19650,59 22321,00 25200,05 28304,44 31652,18 35262,75
Налог на прибыль 0,00 3665,23 4290,01 4841,61 5436,14 6077,04 6768,01 7513,06 8316,52 9183,06
Чистая прибыль/убыток 0,00 8606,55 10585,02 12331,76 14214,45 16243,96 18432,04 20791,37 23335,66 26079,69

 

На основании данных табл.4.6 построим диаграмму на период 2007-2011 г. г.:

 

Рис.4.3 План прибылей и убытков для КБШ ж/д 2007-2011 г. г.

 

Из рис.4.3 видно, что все показатели увеличиваются на: выручка - 38,6% (2007 г. - 32791,17 тыс. руб., 2011 г. - 45438,18 тыс. руб.), текущие расходы - 18,3 % (2007 г. - 3805,11 тыс. руб., 2011 г. - 4501,31 тыс. руб.), чистая прибыль - 88,7 % (2007 г. - 8606,55 тыс. руб., 2011 г. - 16243,96 тыс. руб.). При относительно стабильном уровне текущих расходов (за счет предоставляемых льгот и субсидий инвестиционному проекту государством) растет выручка, а, следовательно, и чистая прибыль. Это связано с увеличением пассажиропотоков и повышением стоимости услуг для пассажиров на вокзале станции Самара.

 

Таблица 4.7

План прибылей и убытков для ГК "Восток", тыс. руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Выручка 0,00 241155,81 265271,39 286493,10 309412,55 334165,55 360898,79 389770,70 420952,35 454628,54
Текущие расходы 0,00 25753,62 28328,97 30595,29 33042,9 35686,35 38541,24 41624,55 44954,52 48550,86
Амортизация 0,00 24964,43 24964,43 24964,43 24964,43 24964,43 24964,43 24964,43 24964,43 24964,43
Налоги 0,00 65112,48 69001,96 72389,09 76070,93 80071,06 84414,95 89130,09 94264, 19 99795,32
Прибыль до налогообло-жения 0,00 125325,28 142976,03 158544,29 175334,29 193443,71 212978,17 234051,63 256769,21 281317,93
Налог на прибыль 0,00 34198,65 38846,88 42945,88 47367,09 52136,31 57281,36 62832,32 68821,66 75284,44
Чистая прибыль/ убыток 0,00 91126,63 104129,15 115598,41 127967,2 141307,4 155696,81 171219,31 187947,55 206033,49

 

На основании данных табл.4.7 построим диаграмму на период 2007-2011 г. г.:

 

Рис.4.4 План прибылей и убытков для ГК "Восток" 2007-2011 г. г.

 

Из рис.4.4 видно, что все показатели увеличиваются на: выручка - 38,6% (2007 г. - 241155,81 тыс. руб., 2011 г. - 334165,55 тыс. руб.), текущие расходы - 38,6 % (2007 г. - 25753,62 тыс. руб., 2011 г. - 35686,35 тыс. руб.), чистая прибыль - 55,1 % (2007 г. - 91126,63 тыс. руб., 2011 г. - 141307,4 тыс. руб.). При относительно стабильном уровне текущих расходов растет выручка, а, следовательно, и чистая прибыль. Это происходит за счет роста арендной платы.

 

Планируемый экономический эффект по проекту

 

Эффекты, получаемые участниками проекта от его реализации за рассматриваемый период (2006-2015 гг.), представлены в табл.4.10.

 

Таблица 4.10

Возможные эффекты от реализации проекта за счет собственных средств, за счет средств инвестора и за счет банковского кредитования

Прямые эффекты Косвенные эффекты

Куйбышевская ж. д.

Получение доходов от прироста пассажиропотока на сумму 416,46 млн. руб. Рост доходов от пассажирских перевозок за счет увеличения пассажиропотока. Получение на баланс площадей, необходимых для размещения служб пассажирского хозяйства Кбш ж. д. и станции Самара.

ГК "Восток"

Доход от сдачи площадей в аренду на сумму 3062,75 млн. руб.  

Банк

Доход от вложения средств в инвестиционный проект 190,94 млн. руб. в год (8 % годовых от инвестиционных затрат 176,8 млн. руб.)  

 



Основные факторы риска

 

Реализация данного проекта, при варианте привлечения сторонних инвесторов, характеризуется относительно малым количеством рисков. Основные риски связаны с взаимоотношениями между ОАО "РЖД" и инвестором, заключаются в неисполнении своих обязательств одной из сторон, и, таким образом, относятся к юридическим и, частично, к кредитным рискам.

В ходе реализации проекта возможно возникновение следующих видов рисков:

- риски недофинансирования, связанные с недостаточным объемом инвестиционных ресурсов;

- рыночные, вызванные отсутствием спроса на офисные и торговые помещения в данном районе;

- технико-производственные риски, которые могут возникнуть вследствие ошибок при проектировке и строительстве объекта, неправильной его эксплуатации.

Риски финансирования.

Последствием рисков финансирования будет незавершенное строительство объекта, и возникновение необходимости инвестирования дополнительных денежных средств либо со стороны ОАО "РЖД", либо поиск нового инвестора, что, прежде всего, вызовет увеличение сроков строительства, рост стоимости объекта и т.д.

Рыночные риски.

Вследствие наступления рисковых факторов, инвестор может не получить ожидаемых доходов и не покрыть вложенных инвестиций. Тем не менее, территориальное расположение объекта строительства предполагает высокий спрос на помещения предназначение для торговых, развлекательных целей, а также размещения офисов, что делает влияние данного риска незначительным.

Технико-производственные риски.

Наступление технико-производственных рисков связано с недоброкачественным проектированием и строительством объекта. Все издержки связанные с возникновением рискового случая несут ответственные организации, проектировщики, подрядчики и т.д. При наступлении рискового случая, вызванного не соблюдением правил эксплуатации объекта, все издержки по устранению неполадок несет виновная сторона, что регламентируется Гражданским кодексом, а также может быть прописано в договоре между собственниками.

Относительный размер финансовых потерь (убытка), связанных с инвестиционным риском, выражают отношением суммы возможного убытка к избранному базовому показателю (к величине ожидаемого дохода от инвестиций или к сумме вложенного в данный проект капитала):

 

Кир = (Сумма убытков/Объем инвестиций в конкретный проект) *

*100 % (5.1)

 

где Кир - коэффициент инвестиционного риска

Подобные финансовые потери можно считать низкими, если их уровень к объему инвестиций по проекту не превышает 5 %; средними, если данный показатель колеблется в пределах свыше 5 и 10 %; высокими - свыше 10 и до 20 %; очень высокими - если их уровень превышает 20 %.

Результаты расчетов риска финансирования сведены в табл.5.5.


Таблица 5.5

Расчет риска финансирования на период 2007-2015 г. г., %

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Риск финансирования 6,3 5,2 4,7 4,1 3,6 3,2 2,7 2,1 1,8

 

На примере расчетов риска финансирования (табл.5.5) можно увидеть динамику изменения на период 2007-2015 г. г.:

 

Рис.5.2 Динамика изменения риска финансирования

 

По рис.5.2 видно, что наиболее высокий показатель инвестиционного риска приходится на 2007 г., анализируемого периода, и он составляет 6,3 %. К 2015 г. наблюдается уменьшение коэффициента инвестиционного риска до 1,8 %. Это говорит о том, что инвестиционный проект является эффективным и малорискованным, следствие того, уже выполнен большой объем работ.

Таким образом, можно произвести расчеты по каждому виду риска данного инвестиционного проекта.




Заключение

 

В данном дипломном проекте проведено исследование возможности инвестирования дальнейшей реконструкции вокзала станции Самара.

Целью исследования состояла в том, чтобы выбрать наиболее эффективный вариант вложения инвестиций в дальнейшую реконструкцию вокзала станции Самара. Сущность заключается в выполнении необходимого перечня работ по достройке технологических помещений вокзала станции Самара, достройки вокзала в соответствии с проектом, создании объектов инфраструктуры общего пользования (в том числе дополнительные КДО (комната дополнительного отдыха), КМиР (комната матери и ребенка), расширение сервисных услуг по бронированию билетов, доставка билетов на дом, кассы по обслуживанию инвалидов-колясочников и пассажиров с детьми, туалетные комнаты и т.д.) и совершенствование в обслуживании пассажиров.

Стоимость предстоящих работ была оценена 1362590000 рублей. Для того чтобы осуществить эти работы Куйбышевская железная дорога не обладает такой суммой, поэтому были рассмотрены варианты осуществления проекта в виде приглашения соинвестора (на конкурсной основе), также рассматривается вариант кредита в банке.

Реализация проекта рассчитана на 8 лет. Соинвестором была приглашена группа компаний "Восток", которая берет на себя 92,4 % инвестиционных затрат, остальные затраты возмещает Куйбышевская железная дорога. Вариант с возможным банковским кредитом (8 % годовых) является не эффективным, так как это связано с большими переплатами, которые железная дорога не сможет осуществить.

Привлекая соинвесторов, железная дорога может рассчитывать в дальнейшем на доходы, получаемые от увеличения пассажиропотока, от дополнительных поступлений денежных средств, от эксплуатации инфраструктуры вокзала и т.д. Таким образом, инвестиционный проект по совместному вложению средств будет наиболее эффективным.

Так, прибыль Куйбышевской железной дороге будет поступать, уже начиная с 2007г., возрастая в общем объеме вплоть до окончания строительства и далее. Прибыль соинвестора будет значительно больше в соответствии с вложенным капиталом.



Список используемой литературы

 

1. Астаманюк В.Г. Гражданская оборона / Под ред.Д.И. Михайлина - М.: Высшая школа, 1986. - 207 с.

2. Бабук И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности. - М.: ВУЗ-ЮНИТИ, 1996.

3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др. - М.: Высш. школа, 1999. - 318с.

4. Бочаров В.В. Инвестиции. - СПб.: Питер, 2007. - 176 с.: ил. - (Серия "Завтра экзамен")

5. ГОСТ 12.1.030.0-91 ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление. - М.: Госстандарт, 1991.

6. ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования. - М.: Госстандарт, 1990.

7. ГОСТ Р 50923-96 Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения. - М.: Госстандарт, 1996.

8. ГОСТ Р 50948-96 Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности. - М.: Госстандарт, 1996.

9. Гражданская оборона на железнодорожном транспорте / Под ред.В.А. Волкова и Г.Т. Ильина - М.: Транспорт, 1987. - 272с.

10. Железнодорожный транспорт: ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал, №12, 2006.

11. Закон Самарской области "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области" от 16.03.06. №19-ГД.

12. Закон Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25.11.03. №98-ГД.

13. Закон Самарской области "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет" от 07.11.05. №187-ГД.

14. Инженерные расчеты системы безопасности труда и промышленной экологии / Под ред. А.Ф. Борисова. - Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2000.

15. Инвестиции: учебное пособие / М.В. Чиненов и др.; под ред. М.В. Чиненова. - М.: КНОРУС, 2007. - 248 с.

16. Карта аттестации №5, №7, №36, №37/1 условий труда работников вокзала станции Самара - структурного подразделения Куйбышевского филиала ОАО "РЖД", 2006.

17. Маслов Н.Н., Коробов Ю.М. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1997.

18. "Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов на ж/д транспорте".М., 1998. Утверждены Указанием МПС России от 31.08.1998, №в - 1024ц.

19. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учеб. пособие / Под ред. проф. Зубрева Н.И., Шарповой Н.А. - М.: УМК МПС России, 1999. - 592с.

20. Охрана труда. Учебно - методическое пособие для руководителей, специалистов предприятий, организаций, учреждений. - М.: ИИКЦ Эльф-М, 1997. - 256с.

21. Положение об оценке условий труда на рабочих местах на предприятиях и в организациях МПС РФ от 01.11.98, №3473 Ц.

22. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда МПС РФ от 14.03.97, №12.

23. Постановление РФ "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" от 30.09.04. №504.

24. Расчет естественного освещения производственных помещений. Методические указания к выполнению раздела дипломного проекта для студентов всех специальностей / составитель Е.А. Скачкова. - Самара: СамГАПС, 2006. - 13 с.

25. СанПиН 2.2.2.540-96 Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ. - М.: Минздрав России, 1996.

26. Система управления ресурсами предприятия (ЕК АСУ ФР): Методические указания по выполнению раздела дипломного проекта "Информационные технологии на базе SAP R/3" по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (ж. д. транспорт) для студентов дневной и заочной форм обучения. - Самара: СамГАПС, 2004 г. - 12с.

27. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 1998. - 272 с.

28. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99. №39-ФЗ.

29. Федеральный закон РФ "Об основах охраны труда в РФ" от 17.07.1999 №181 - ФЗ.

30. Экономика железных дорог: журнал для руководителей и финансово-экономических работников. №1, 2007.

31. Ященков Л.Н., Соболев Б.Н. Методика оценки радиационной обстановки. - М.: Изд-во МЭИ, 1991. - 40с.

 

Введение

 

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

Инвестиционной политике в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

а. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

б. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости [4].

Общими принципами государственной поддержки инвестиционной деятельности в Самарской области являются:

· равноправие инвесторов;

· доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

· сбалансированность государственных и частных интересов;

· законность, объективность, экономическая обоснованность и неизменность принимаемых решений.

Инвестиции обеспечивают поступательное развитие экономики города Самара и содействуют решению в необходимой мере текущих социально-экономических проблем [11].

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, социальное и политическое значение. Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние российской экономики.

Опыт показывает, что многие отрицательные явления возникли или усилились на железнодорожном транспорте в последнее время не только из-за ухудшения общей экономической ситуации в стране, но и из-за механического перенесения на него основных положений реформ, проводившихся в промышленности. При создании экономической модели железнодорожного транспорта в рыночных условиях важно исходить из сложившихся отраслевых особенностей. Необходимо учитывать имеющийся опыт работы зарубежных и отечественных железных дорог в условиях рыночной экономики. Железнодорожный транспорт является ведущим в нашей стране и обеспечивает нормальную работу подавляющего большинства предприятий и организаций, выполняет значительный объем пассажирских перевозок.

В связи с этим важную роль в поддержании социально-экономической стабильности в стране и обеспечения роста эффективности экономики играет структурная реформа железнодорожного транспорта [10].

В данной дипломной работе предстоит рассмотреть расчет экономической эффективности инвестиционного проекта и использование законодательства субъектов РФ при его реализации. Инвестиционный проект - дальнейшая реконструкция здания вокзала на станции Самара и строительство многофункционального комплекса Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

Цель дипломной работы - изучить участие государства в реализации инвестиционных проектов, в предоставлении дополнительных льгот и субсидий, а также произвести расчет экономической эффективности данного инвестиционного проекта. Основными задачами данной работы являются: дать характеристику государственному регулированию в области инвестирования, изучить систему инвестиционной политики на Куйбышевской железной дороге - филиала ОАО "РЖД", проанализировать инвестиции, вкладываемые в вокзал станции Самара, рассчитать экономическую эффективность проекта.

Информационной базой служат федеральный закон № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений"; закон Самарской области № 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области"; закон Самарской области № 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области"; закон Самарской области № 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет". Эти законы являются основной базой для осуществления инвестиционной деятельности на ж/д транспорте.



Теоретические основы государственного регулирования инвестиционных процессов


Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.