(Мишель де Монтень, Книга I, глава XIV)
Простота и быстродействие является причиной выбора этого варианта, а если посмотреть еще глубже, то причина в том, что культура прививает отношение к труду, как к наказанию, как к тяжелому бремени, которое нужно терпеть. Таким образом, отдых является конечной точкой удовольствия, и отсюда же лень. Поэтому пренебрегают вторым вариантом, гонятся за быстрым и легким удовольствием, жертвуя силой и насыщенностью удовольствия и своим здоровьем.
Можно сделать вообще проще, принимать более сильные наркотики (о силе наркотиков в 5 части) – таким образом, мы получил еще более сильное удовольствие, но вместе с этим вырастет и вред, а также их сложнее достать, это пугает людей. Поэтому они предпочитают закидываться наркотиками, которые легко достать, менее вредны, но и дают меньшее удовольствие. К чему я это сказал? К тому, чтобы показать, за чем в действительности люди гонятся, говоря о хорошем времяпровождении и удовольствии, теперь уже сравнение алкоголя и наркотиков с психологической точки зрения кажется не таким уж и некорректным, не правда ли?
На самом деле не только быстрота и простота со всеми из нее вытекающими является причиной, скорее это вообще побочный эффект главных истоков мышления и поведения людей. Об этом мы будем говорить далее (заодно раскроем некоторые моменты моего контраргумента, возможно у вас есть вопросы и возражения, на которые я отвечу дальше).
Но перед этим я хочу сказать, что хоть для «обывателей» здесь я описал лишь один контраргумент (сравнение с наркотиками, потерю своего Я и химический вред мы не берем в расчёт), но зато он сильный и весомый. Я надеюсь, что это подтолкнет на какие-то размышления.
Сейчас я с вами обсудил причины принятия алкоголя и попытался показать – то, что именуют пользой – ею не является. Мои мысли и аргументация тривиальны и очевидны? Я тоже так думаю. Вернее, думал бы, если не люди, которые действительно этого не видят. Это меня настораживает. Возможно, они всё понимают, но по каким-то причинам отказываются принимать. Не знаю.
Рад за вас, если для вас это очевидно и тривиально! Однако то, о чем мы поговорим дальше, возможно, уже не будет таким, так как люди остро воспринимали мои слова, и требовалась не одна беседа, чтобы они начинали слушать и задумываться.
Впереди и до конца 4 части нас ждут действительно важные и серьезные темы, так как именно то, о чем я буду говорить далее, наиболее скрытно и неявно. Именно на это, люди реагировали очень остро. Прошу отнестись со всем внимание и открытостью.
Пожалуй, следующая часть книги, будет предметом самых цепляющих и удивляющих меня выводов и мыслей.
Оправдания и отговорки
Ох уж эти отговорки и оправдания, в какое же уныние они меня загоняют и как глубоко цепляют, заставляя меня содрогаться от безысходности, от беспомощности, от того, насколько глубока проблема.
Речь идёт о тех фразах, которые я частично затрагивал ранее. А именно: «Главное знать меру/я пью в меру» и «Я же редко/я пью только по праздникам» – со всеми вытекающими производными данных слов.
Начнём с прошлой темы радости и веселья. Попрошу вас обратить внимание на то, насколько это стало обыкновенным – отмечать разные праздные события с алкоголем. Кажется, что уже ни один праздник не обходиться без алкоголя. Только вот, зачем? Зачем и почему люди пьют в такие дни, как праздники, например? Я задавал этот вопрос людям и получал что-то типа такого: «Людям нужно же иногда повеселиться, порадоваться». (Давайте любые праздные события называть праздниками, будь то государственные праздники, Новый год, День рождения, резкий рост фирмы в экономическом плане и так далее). Проблема в том, что люди слабо себе представляют такие праздники без алкоголя, они говорят, что без алкоголя пропадает вся эта «изюминка», что «Как же людям веселится?» и прочее. Мне начинает казаться, что люди разучились радоваться и хорошо проводить время, в компании или без неё, не употребляя алкоголь, это меня пугает. Алкоголь ассоциируется с каким-то веселым времяпровождением, с радостью. Такое ощущение, что люди перестали видеть альтернативы, они не могут представить себе праздник без него, ведь это уже будет «не то». Конечно, происходит это по той же причине, по которой затупляется ощущения положительных эмоций у наркоманов – по биохимической причине. Такая радость не естественна и она вредит естественной системе получения радости. Мы уже говорили о различии «радости» от алкоголя и естественной радостью, и я думаю, что по этой теме все вполне понятно. Здесь я хотел обратить внимание на то, что это является обыденностью до такой степени, что люди, как будто не видят альтернатив, кроме того, таким образом, они убивают в себе естественную радость. То, что казалось радостным без алкоголя, перестаёт быть таким, после его принятия. Говоря это, я не имею в виду, что абсолютно все становится безрадостным, а некоторые и не обязательно полностью, а лишь частично. Грубо говоря, нарушается чувствительность к естественным системам. Я искренне не понимаю, почему простые беседы без алкоголя стали олицетворением скучного или нейтрального, ведь как же так, отмечать что-то без алкоголя, верно? Естественно это не про всех, а про большинство. Некоторые из этого «большинства» думают, что они не из них, просто потому, что за собой этого не замечают. И если вы пользуетесь такими понятиями, как «по праздникам» или «мерой», то это уже повод задуматься о вашей принадлежности к этому «большинству».
Отговорки не к месту!
Так почему же отговорки не работают в реальности?
Давайте вспомним начало 4 части и главу «Среда и формирование» – именно таким образом все эти фразочки входят в наше сознание. Среда, общество прививает нам эти понятия, мы слышим эти отговорки отовсюду и повсеместно, и взрослые люди не смущаются говорить детям, про то, что «главное знать меру» и прочее такое. Люди перенимают эти оправдания от своей культуры, в которой выросли, от людей, что их окружают. При этом, из-за того, что это явление очень часто и воспринимается всеми, как «нормальное», у людей не появляется скепсис к этим словам. Можно ли сказать, что люди слепо следуют и используют эти отговорки? Отчасти.
В них есть здравое зерно, но почему-то за этими словами не раскрывают то, что они все хрупки и узки. Узки потому, что имеют отношение только к конкретному индивиду, а точнее имеется в виду вред самому себе и здесь не учитывается фактор о вреде обществу (об этом позже). Хрупкость же в скрытых рисках, скажем так, в вероятностях. Есть немалое количество алкоголиков, конечно, их меньше, чем не-алкоголиков, но их достаточно, чтобы сказать, что это явление нередкое, весьма нередкое. И что же? Я уверен, эти люди слышали про «меру», более того, некоторые из них даже сами, будучи не связанными с этим типом зависимости, говорили про «меру». Люди разные и разговоры про «меру» никак не спасают от вот такой «судьбы». Люди порой, не замечают, как их слова «по праздникам» входят в привычку, в связи с которой они не могут праздновать без него. Но это только меньшее из зол, бывает и так, что «по праздникам» превращается в каждую неделю (хотя бы раз в неделю), а более того, иные называют распитие алкоголя каждую неделю «не частым» или «редким». Они просто не замечают того, что стали пить чаще, но все равно используют такие слова-отговорки и верят в них, находя их уместными. Подстраивают под себя, так сказать. И да, с такими людьми я виделся и общался лично.
Теперь давайте вспомним, что каждый пьющий слышал и знает про «меру», кроме того, многие с этими словами согласны. Однако давайте вспомним, что не часто случается у людей в разгар празднования соблюдать эту меру, вспомним 2 часть и скажем, что и раньше было понятие «меры», только сами люди, не часто её соблюдали – так и сейчас. Возможно, сейчас «меру» соблюдают чаще, чем раньше, но факт остается фактом, что далеко не все могут её удерживать до такого состояния, в котором у них остается контроль над своими словами и действиями, сохраняется рациональность, трезвость ума. Тут же мы скажем, что, получается, пить нужно, чтобы остаться формально трезвым – немного. У каждого эта доза варьируется, но, тем не менее, она мала.
Таким образом, отговорки навязываются, используются и передаются повсеместно, а главное – все они пусты и бесполезны, ибо абсолютно хрупки и непрактичны в действительности. Вот почему слова о «мере» и «редко» или же «по праздникам» не работают в реальности. Этот вывод о таких словах неполон, я подведу вас, к несколько иному, более глубокому выводу далее (в кульминации 4 части).
Мне не всё равно
Часто люди, с которыми я говорил, говорили о том, что «Это их дело, мне всё равно, это их проблемы (и тому подобное)». И соответственно меня спрашивают: «Почему тебе не всё равно?» или говорят: «Тебе должно быть всё равно» и тому подобные вещи.
Нет, мне не должно быть и мне не всё равно. Мы живём в социуме, вместе, почему мне должно быть всё равно, когда люди своими действиями вредят обществу? Грань «Это их дело» заканчивается, когда их дела оказывают влияние на окружающих. Чуть выше я объяснял хрупкость отговорок, сейчас же объясню их узость – то, что отговорки не учитывают негативного влияния на общество.
Мы живём в обществе, и каждый человек влияет так или иначе на других людей (как уже говорилось в главе «Среда и формирование»). По отдельности, люди друг на друга влияют не сильно, но «сумма» таких влияний и определяет человека. Но от того, что это «сумма», не значит, что отдельными слагаемые можно пренебречь, если считать влияние по отдельности и будем им пренебрегать, то и сумма получится нулевая – слагаемые создают сумму, они являются важными звеньями, поэтому мы можем рассматривать влияние индивида на другого индивида. Своим поведением и своими действиями мы оказывает косвенное влияние на других людей, особенно детей. Когда вы пьёте, когда вы начинаете себя оправдывать и говорить слова-отговорки – все это влияет на других людей. Как я уже говорил, дети наиболее подвержены влиянию, они имеют честь наблюдать за действиями родителей (распитием алкогольных напитков, не важно, по праздникам или нет). Видят это не только у них, но и чужих, причём незнакомые люди также сильно влияют на детей, как и их родственники. Видят это настолько часто и повсеместно, что складывается ощущение того, что это есть норма, обыденность, что это как некоторая часть жизни. Так, кроме того, пьющие люди тут же «передают» свои отговорки по поводу «меры», «редкости», которые мы уже разобрали, тем самым эти слова становятся некоторыми комплектующими к действию (распитию) – и именно так, они будут оправдывать свои действия в будущем, подстраивая слова как им угодно. Таким образом, именно общество в ответе за таких людей, за учащение употребления и повышению алкоголизма (да, люди тоже «не без греха», но то, что среда сыграла огромную, ключевую роль – факт).
Не сомневаюсь, найдутся люди, которым всё равно на это, ибо «главное, что я не алкоголик, меня не касается» – то о чём я говорил – главный вред, он вас, может, на первый взгляд не касается. Но когда вы будете видеть последствия этой проблемы (преступления, совершенные в алкогольном состоянии) – это уже вас будет касаться.
Именно поэтому, мне не должно и не всё равно, может, если бы людям не было «всё равно» на окружающих, наш социум стал бы лучше? Нужно уметь понимать и различать, когда влияние положительное, когда нейтральное, когда отрицательное.
Алкоголь, как необходимость
Алкоголь, как необходимость, или же невозможность представления жизни без алкоголя… Мы уже затрагивали эту тему ранее и сейчас немного продолжим. Я говорил, что средой алкоголь навязывается очень охотно, из-за его распространения, повсеместности, некомпетентности (в первую очередь) взрослых людей. Алкоголь вообще преподноситься как что-то волшебное. «Вот тебе лекарство от горя» («не томись, выпей, станет лучше»), «вот тебе скорбь» («помянем!»), «вот тебе веселое времяпровождение» («ну что, выпьем!»), тут тебе и бодрость, и многое другое. Действительно, какой всё-таки он универсальный, пихается везде и всюду, и даже «за здоровье» не забывают выпить…
Помнится, я встретил на улице одного взрослого, который просил о помощи, просил денег (говорил, что ему ужасно плохо), к счастью попался честный человек – сразу сказал, что на выпивку. Он искренне думал, что алкоголь поможет ему, на мои слова «Алкоголь вам не поможет…», среагировал очень остро, сказал, что «Поможет! Еще как поможет!», а я просто «Ничего не понимаю», да и вообще я ещё «Юнец». Человек этот, если не алкоголик, то чертовски к этому близок, не пьяный, довольно хорошо одетый, взрослый, который почти со слезами просил купить ему, точнее дать денег на алкоголь. Денег, я естественно не дал, ибо «платить за смерть» и брать на себя это, я не хочу, тем более, что это ему действительно не поможет. Мне было некогда и единственное, что я сказал ему, так это «ищите помощи, может, найдёте, если вам так уж плохо, может, вызовете скорую помощь?». Да, жалкое зрелище. Когда я поделился этим наблюдением с одним знакомым взрослым человеком, я очень удивился, когда мне сказали «Такому – это поможет», а еще добавили, что «иногда дают денег на такое». Выводы делайте сами. Ну ладно, черт с ним. Что действительно меня сильно поразило, так это то, что некоторые, даже не некоторые, а многие – затруднялись себе представить мир без алкоголя. Нет, они не алкоголики, и пьют нечасто. Дело в другом – в том, что спиртное стало частью нашей обыденности, настолько естественным, что «как это так, общество без алкоголя?». «Я не могу это себе представить». Это такое что-то неотъемлемое, как какая-то психологическая необходимость.
Напоследок интересное наблюдение: Как то я смотрел в театре постановку «Морфий» по одноименному рассказу М.А Булгакова. Мне понравилось, как сыграли актеры, передали все метаморфозы, происходящие с человеком из-за наркотика, вред окружению, позднее осознание и невозможность что-либо сделать. Переход от счастья, радости, взбодренности – к жёсткой депрессии, апатии, безвыходности. Когда выступление закончилось, зал был охвачен шумными аплодисментами, люди аплодировали стоя, иные кричали «Браво!» и другие хвалебные слова. Я сделал вывод, что людей очень впечатлила эта постановка, они были восхищены и по их положительным эмоциям, можно сказать, что они «согласны» с тем, что описал автор в своём рассказе (не стали возмущаться и проявлять несогласие по поводу увиденного). Покидая театр, я был очень удивлен, увидев, что многие зрители закурили. Как только я вышел из дверей, я сразу попал в окружение (пару десятков) курящих людей. Я думал: «Неужели у людей даже не проскользнула мысль, провести аналогию их действий с действиями главного героя произведения (они все были в приподнятом настроении, собирались в группы и о чем-то болтали)? Несколько минут назад они восхищались, как автор раскрывает «пороки» наркоманов, не успели выйти, как тут же закурили, с такой обыкновенностью, будто это и не наркотик вовсе, а какая-нибудь обычная вода. Неужели они не осознают то, что они такие же, только в более мягкой форме? Неужели эта постановка совсем не задела их разум и не заставила о чем-то задуматься? Да и зачем, зачем они сейчас все закурили?». Причем, важно будет отметить, что курили как «люди в возрасте» (от 45), так и «молодежь» (до 30) – это важная деталь, показывающая, что возраст по отношению к наркотикам не имеет никакого отношения. Людей не посещают какие-либо мысли как в молодом, так и в более взрослом возрасте, отсюда же мы можем ещё раз убедиться в сформированном средой мышлении. И действительно, зачем им было курить тогда? Я рассказал эту историю одному человеку, и на мой вопрос «Зачем?», он ответил: «Эмоции». Эмоции? Что?! На мой вопрос: «Зачем подавлять положительные эмоции?» – не последовало ответа. Да вот именно, что незачем, это просто зависимость, какие у них были причины, кроме этой? Вот-вот. (Моё эссе об алкоголе, но всё, о чем я говорил в этой части, можно применить к любому наркотику).
Кульминация
Итак, кульминация, все выводы и все темы, которые мы с вами обозрели – давайте объединим их и выведем центральную идею, к которой я пришел, к тому, что чувствовал.
Люди, которые прониклись алкоголем вдоль и поперек, алкоголь стал для них такой обыденностью, естественностью из-за среды, в которой рождаются и живут. Это настолько повсеместно и нормально, что скептическое отношение к нему практически отсутствует, потому что это стало неотъемлемой частью жизни, общество, которое навязывает алкоголь как способ решение проблем или быстрого удовольствия, которые лишь (всегда!) усугубляют положение. Прикрываются своими бессмысленными и бесполезными отговорками (про меру, праздники и проч.), которые перенимают и принимают без какого-либо скепсиса, потому что про них слышали с детства и «все так говорят, и я буду это говорить». Всё доходит до того, что люди уже просто даже психологически не могут не выпить в праздник, да что там, они представить мир без алкоголя не могут. А главное, ощущение, что этого никто не замечает. Они думают, что раз они не алкоголики, то не зависимы от него, но не замечают того, что просто не могут не выпить на какой-нибудь праздник, традиция-шмадиция, остальной, весь любой бред, которым они оправдывают свою зависимость. Вы зависимы! Идеологическая зависимость, когда ты постоянно наблюдаешь какие-то такие «культурные нормы», они становятся частью твоей жизни, что ты даже не замечаешь, как пьешь, и приговариваешь, «ну я же редко». Представьте, если бы эти отговорки использовали наркоманы (в привычном понимании), убийцы, воры и прочие: «Да нет, я не вор, я же чуть-чуть ворую». «Нет, я не убийца, я просто по праздникам убиваю». «Да вы что, какой же я наркоман, я же в меру». В меру, да регулярно! Как только такие стереотипы поведения (распитие алкоголя по праздникам, поминки и все прочее) стали частью принятых в данной культуре норм, люди начали считать, что именно так устроен мир и никакой альтернативы у них нет.
Пока я писал эту главу, наткнулся на интересный отрывок у Мишеля де Монтеня. Он посвящен немного другой теме – привычкам, но я нашёл в нём большое сходство со своими мыслями о среде и поведении, которые я хотел вам передать, говоря про привитую естественность и обыкновенность. Если я вам объяснил не очень ясно, возможно, его слова покажутся вам более понятными:
«Нравственные законы, о которых принято говорить, что порождены самой природой, порождаются, в действительности, тем же обычаем; всякий, почитая в душе общераспространенные и всеми одобряемые воззрения и нравы, не может отказаться от них так, чтобы его не корила совесть, или, следуя им, не воздерживать похвалы.
<…>
Но могущество привычки особенно явственно наблюдается в следующем: она связывает нас в такой мере и настолько подчиняет себе, что лишь с огромным трудом удается нам избавиться от её власти и вернуть себе независимость, необходимую для того, чтобы рассмотреть и обсудить ее предписания. В самом деле, поскольку мы впитываем их вместе с молоком матери и так как мир предстаёт перед нами с первого же нашего взгляда таким, каким он ими изображается, нам кажется, будто мы самым своим рождением предназначены идти тем же путем. И поскольку эти общераспространенные представления, которые разделяют всё вокруг, усвоены нами вместе с семенем наших отцов, они кажутся нам всеобщими и естественными».
Мишель де Монтень Книга I , глава XXIII
Я надеюсь, вы найдете точки соприкосновения моих и его мыслей самостоятельно, проведете параллель. Можно просто поменять «привычку» на «отношение к алкоголю у людей».
Всё эти оправдания смотрятся настолько жалко, когда понимаешь, что людям легче сказать так, чем признаться в своей зависимости. Люди не только не видят этот скрытый вред обществу влиянием и формированием, превращая проблему алкоголя в «принцип домино», но они даже до конца вред самому себе не осознают, называют «радостью» искусственное удовольствие, заключение себя в хрупкость и усугубление – «плюсами» или «пользой» алкоголя. Ведь люди слышат только про биохимический вред, про печень там, например, «ну а что», «пока организм крепкий» - Так будет не всегда, более того, вы укорачиваете его «крепость». Что же мы видели, когда принимали сухие законы? Людей просто охватила эта мания, они стали заниматься подпольным производством, они травились от некачественной продукции, но всё равно продолжали пить! Рост криминалитета, рост смертности, рост алкоголизма. Вы не называете себя зависимым? Сколько среди тех людей было алкоголиков? Что, они все там алкоголики? Нет, конечно, но зависимость, это не обязательно алкоголизм! К тому же вся эта нарисованная «эстетика» алкоголя, преподношение и олицетворение его с взрослостью, серьёзностью; статус и вся прочая чушь – дети начинают пить лет с 14, причем, как же мне печально слышать «молодец, что не пьешь». Молодец? Молодец?! Не пить считается НЕ НОРМОЙ, до чего мы дошли, это стало не чем-то обычным, а необычным, эдаким редким, удивительным и похвальным явлением (Представьте, если бы «я не ворую» - отвечали «это похвально/молодец»). Ужас. Детский алкоголизм – явление, которое не просто есть, оно не является чем-то очень редким, а дети – это будущие взрослые, которые будут сформировывать новых детей.
Кумулятивный эффект от этого «принципа домино» настолько глубок и настолько губителен, как в индивидуальном, так и в масштабном плане. (Говоря о «принципе домино», я имею в виду то, что эта зависимость и проблема передается из поколения в поколение)
«Культурно выпивать» - что только люди не придумают, дабы придать своим действиям «нормальности», сколько уловок, оправданий и отговорок они используют. Они всегда найдут, как оправдать себя, в крайнем случае, скажут: «Ой, всё! Ты там ещё такой-сякой, туда-сюда, смысл с тобой разговаривать, вырастешь – поймешь, всё, давай пока».
«Кто ищет – тот найдет» – так и здесь, найдется миллион софизмов, оправданий и прочих пустых слов.
Теперь, я разъясню своё сравнение алкоголя и наркотиков (я делал это, когда разбирал пользу – это был первый аргумент, который ничего не значит в глазах «обывателей»). Помните, я говорил, что алкоголь не ассоциируется с наркотиком у людей. Не ассоциируется, потому что и не подаётся в таком ключе, не ассоциируется, потому что в своих отговорках находят для себя «здравое зерно», с помощью которых можно разделить наркотики и алкоголь. На самом же деле, они упускают деталь формирования. Я уже вам говорил, как алкоголь приходит в жизнь людей и как они начинают мыслить отговорками. Теперь же просто представьте, что вместо алкоголя, также передавался какой-нибудь кокаин. Люди бы не находили его наркотиком, и его употребление было нормальным, как говорится «Я же в меру», они бы пользовались точно такими же отговорками и находили бы в них «основанное оправдание». Они бы также не считали его наркотиком, и точно так же находили бы в нем (к слову те же самые) «плюсы» или «пользу». Вы можете возразить: «А как же критическое мышление, исследования, которые бы доказывали его принадлежность к наркотикам и так далее?». А ответ уже перед вами: скепсис, критическое мышление, не часто используют во взглядах на алкоголь, исследования есть, но людей это тоже не беспокоит. Тогда вы можете сказать, о том, что люди бы видели последствия наркотического опьянения, что должно было подтолкнуть их к скепсису. Но и с алкоголем то же самое, всё на виду, люди видят людей в алкогольном опьянении и даже оповещены о биохимическом вреде, но это их не останавливает. Так что, этот алкоголь, в плане формирования, можно заменить на что угодно, на любой другой наркотик, и мышление будет таким же в такой среде. Подставьте любой другой наркотик и осознайте, насколько будет ужасно, если люди даже не будут понимать и замечать своей зависимости, даже защищать этот наркотик своими софизмами, отговорками и оправданиями.
Казалось бы, я сейчас в пару абзацев описал всю свою центральную идею, все свои выводы, мысли, поразившие меня до глубины души. Но моя цель была не просто их выразить, а ещё показать, объяснить и рассказать, почему именно так, о том, откуда я всё это взял и о своих наблюдениях.
А теперь просто возьмите всё, что я сказал в этой части, в этой кульминации, и прибавьте всё, что было в 3 части. Если к этому прибавить этот важный аспект биохимического вреда, получится просто убийственная картина. Когда я всё это осознал и сложил, я был очень сильно поражен, и тогда моё отношение к этому изменилось. Так я открыл для себя новый тип зависимости, огромный скрытый вред и губительные идеологические заблуждения, которые перенимаются без каких-либо сомнений.
Почему люди «ломаются»?
Скепсис людей ко мне
Не раз мне приходилось слышать, как люди сомневаются в моих убеждениях, когда я им заявляю, что «не буду пить (никогда)». Обычно, это я выслушиваю от взрослых людей. Оно и понятно, ведь другим – просто всё равно, а взрослые, видимо, просто лишний раз хотят показать свою мудрость и философские таланты, почувствовать себя ментором. Мне они говорят, что «Я в твои годы тоже так думал (а потом…)», «Посмотрим, посмотрим (с ехидной ухмылкой)», «Это всё юношеский максимализм!», «Просто ты ещё с чем-то не встретился, столкнешься с таким, что начнешь, сломаешься». Ну и прочее такое. Я бы не придавал бы этой теме какой-то значимости, если бы я это не слышал от близких мне людей. Так что, это несколько меня задевает, но только слегка. Я уверен, им нравится это делать, думаю, внутренне они получают удовольствие, так как считают, что просвещают меня, такую незнайку. Они, конечно, судят по себе, и пытаются убедить других, что если они и их убеждения были слабы, то и у других будет так же. Особенно меня умиляют фразы: «Не ну в твои семнадцать лет я тоже не пил». В чем, я, конечно, сомневаюсь, но возможно они, как мы уже говорили ранее, имеют под словом пить нечто другое. Я пью, но не пью, так сказать. Забавно.
Но на самом деле скепсис людей вполне можно назвать обоснованным. Мы раньше уже говорили о том, что многим детям говорят про алкоголь в плохом свете (сами при этом выглядят лицемерами). И действительно, у многих детей плохое к нему отношение и они иногда заявляют, что, мол, не будут пить. Хотя сейчас, мне кажется, это уже реже. Суть в том, что, правда многие люди, несмотря на свои прежние, детские убеждения, начинают пить и как мне говорят «ломаться». И это уже интересно. Я думал, почему так происходит и решил, что всё дело в жесткости убеждений и лицемерных слов окружающих (мы уже говорили, что те, кто им это говорит, показывают противоположный пример в своих поступках, не забывая при этом сказать что-то про «меру»). Если насчёт окружающих всё понятно, и это мы уже разобрали, то стоит разобрать эту деталь жесткости убеждений. Дело тут именно в хрупкости убеждений. То есть их убеждения насчет алкоголя, построены не самостоятельно, без личного анализа и скепсиса. Они пользуются тем, о чем им говорили, а говорят только о биохимическом вреде. Люди это просто перенимают и не пробуют дальше разбирать. Очевидно, что убеждения, построенные на этом слабы, и даже очень. А если еще понимать, что говорят только о биохимическом вреде. А это на самом деле очень слабый аргумент, для человека, подверженному такому влиянию, которого охватили сильные эмоции. Он знает о том, что алкоголь подается, как способ «расслабления, решения проблем, повеселиться, забыться». Расценивает, что получит больше, чем потеряет, особенно, когда есть такая удобная штука, как «мера». Как же может измениться человек, охваченный эмоциями, такие простые рационалистические установки о «вреде» алкоголя очень слабы. Объективно, это даже более чем слабый аргумент для человека, охваченного эмоциями. Ведь даже, когда говорят про вред, то не говорят о том, что «он губительный». Ведь: «В меру все будет нормально».
Я думаю именно из-за хрупкости своих убеждений люди, и пренебрегают ими. Осознание того, что мои убеждения не настолько хрупки – подбадривает меня. А вызывающие слова взрослых про «максимализм», лишь ещё больше их укрепляют.
Итоги моих бесед
Мало кто доходил со мной до этого логического завершения, и кто вытерпел выслушать и понять то, о чём я говорю. Мне требовалось много времени, чтобы объяснить всё подробно и наглядно, показать всё то, о чем я здесь писал. Когда люди, наконец, понимали меня, они соглашались со мной, но… Они отвечали мне, что не видят смысла что-либо менять, так как их «среда уже сформировала» или же говорят о том, что просто не смогут себя пересилить, говорят о том, что им будет очень сложно перестроиться, поэтому, не хотят что-либо делать. Они говорят о том, что выйдут из своей зоны комфорта, если буду пытаться что-то изменить, а комфорт им важнее. Я их понимаю, и признаю, что это действительно сложно. Из-за этого у них могут измениться отношения с некоторыми людьми, может они станут некомфортно себя чувствовать или к ним будут плохо относиться в определенной социальной группе, в их окружении. Они думают, что чтобы всё это пересилить, они потратят намного больше, чем приобретут, попутно ссылая себя в дискомфорт, поэтому решают оставить всё как есть. В общем, алкоголь стал неотъемлемой частью жизни, отняв которую, они начинают терять часть себя, так как всегда воспринимали алкоголь в союзе с социальной жизнью.
И мне печально это слышать, и мне грустно осознавать всю глубину этой проблемы. Первый раз, когда я услышал эти слова, я был очень расстроен, так как думал, что вот оно, я наконец-то смог объяснить и убедить человека, но нет. Тогда я понял, насколько сильно «подвешивают» себя люди, начавшие пить. Насколько они хрупки и зависимы.
Здесь я собрал все свои мысли, наблюдения, выводы, переживания. Вся эта ужасающая картина не оставляет меня равнодушным и осознавая её, мне становится неотвратимо плохо, поэтому, я стараюсь меньше думать об этом, но всё же внешняя обстановка периодически снова напоминает об этой проблеме.
Я сказал о многом и надеюсь, смог занять тебя размышлениями. Я не буду делать каких-либо выводов, ты сделаешь их сам.
Теперь же перейдем к последней части моего эссе.
Часть 5
Итак, заключительная часть моего эссе. Здесь будут собраны дополнительные размышления и запоздалые соображения, относящиеся к теме алкоголя, но выбивающиеся из основной темы и повествовательной линии 4 части, так что такие мысли я собрал в отельном месте. Темы и мысли здесь не будут связаны какой-то одной повествовательной линией, вы можете воспринимать эту часть, как некоторое философское дополнение.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.