Истина единства Божия с несомненной ясностью запечатлена в Божественном Откровении:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Видите ныне, видите, что это Я, Я – и нет бога, кроме Меня» (Втор. 32, 39).  «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин. 17, 3). Бог, когда называется единым, то разумеется единым не по числу, но всецело, единым в том смысле, что нет другого Бога. Существо Божие ни по какому параметру нельзя разделить. Очевидно, что монотеистическое представление о Боге может иметь смысл только в том случае, если под Богом мы понимаем существо абсолютное, самодостаточное, ни от чего не зависящее, не имеющее нужды ни в чем ином для Своего существования – существо, обладающее всей полнотой бытия и совершенства. Бог един, потому что Он абсолютен, и Он абсолютен потому, что един. Допустить существование какого-либо иного, отличного от Бога, принципа существования, иного начала, от Бога не зависящего, значит тем самым уже отказать Богу в обладании всей полнотой бытия и совершенства

Свойства естества Божия: Бог есть Дух. Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что: 1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя. 2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности. Понятие простоты означает: а)отсутствие элементарного состава. Божественное естество допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. б) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы

25). Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: учение Оригена.

 

Ориген был первым, кто постарался установить различие терминов в троичном богословии. Со времен Аристотеля никакой принципиальной разницы между терминами «сущность» и «ипостась» не существовало, и эти термины еще и в V веке некоторыми авторами употреблялись в качестве синонимов. Ориген первым провел четкую границу: термин «сущность» стал употреблять для обозначения единства в Боге, а «ипостась» – для различия Лиц. Однако, установив эти терминологические различия, Ориген не дал положительного определения этих понятий. В своем учении о Логосе Ориген исходит из идеи Логоса-посредника, заимствованного им из неоплатонистской философии. Поскольку считалось, что Бог Сам по Себе, будучи существом трансцендентным, не может соприкоснуться ни с чем тварным, то для сотворения мира и управления им Он нуждается в посреднике,котор есть Божественное Слово – Логос. Учение Оригена о Троице поэтому называют «икономическим», поскольку он рассматривает отношения Божественных Лиц с точки зрения их отношения к тварному миру.

Бог есть Творец по природе, и творение является актом Божественной природы, а не актом божественной воли. Бог не может не творить и постоянно занят созданием миров, т.е творение совечно Богу. Исходя из ложных предпосылок, Ориген, тем не менее, приходит к правильному выводу. Бог творит вечно, Сын рождается Отцом, чтобы быть посредником при творении, следовательно, рождение Сына нужно мыслить предвечно . Сын – не безличная сила, как было у монархиан-динамистов, и не модус Отца или единой Божественной сущности, как у медалистов, а Личность, отличная от Личности Отца. Кроме этого, Ориген, говоря о предвечном рождении, правильно замечает, что предвечное рождение нельзя мыслить как эманацию( гностиков), и нельзя мыслить как рассечение Божественной сущности(Тертуллиан) Учение о Святом Духе у Оригена остаемся совершенно неразработанным.

В целом его учение о Троице выливается в субординатизм,: Отец, Сын, Святой Дух, каждый последующий находится в подчиненном положении по отношении к предшествующему, иначе, Божественные Лица у Оригена не равночестны, не равны по достоинству.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 177.