Догматически важно показать происхождение от Адама и Евы всего человеческого рода, потому что тем самым утверждается единосущие всех людей между собой. А на этой истине, в свою очередь, основывается учение о первородном грехе и об искуплении: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5:12); Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (Рим.5:18).
В христианском богословии истина происхождения всего человеческого рода от Адама и Евы впервые была поставлена под сомнение в XVII столетии. Кальвинист из Бордо по имени Исаак Пеер предложил учение, которое получило наименование «преадамизм». Суть этого учения заключается в том, что 1-я и 2-я главы Книги Бытия говорят о двух разных актах сотворения, не связанных между собой723.
Согласно Пееру, на шестой день были сотворены язычники. Язычники согрешили через нарушение естественного закона и также были под грехом. Во 2-й главе повествуется о творении восьмого дня, когда особым актом были сотворены Адам и Ева как родоначальники ветхозаветной Церкви. Затем они были поселены в раю, где нарушили заповедь и были изгнаны из рая.
Каковы аргументы Пеера? Во-первых, Каин перед бегством после убийства Авеля опасается, что его могут убить. Во-вторых, известно, что Каин женился. В-третьих, Каин построил город в земле Нод. Все это, по мнению Пеера, означает, что наряду с Адамом и Евой и их непосредственным потомством существовали и другие люди. Однако, христианская экзегеза не утверждает, что Священное Писание упоминает всех без исключения детей, которых имели те или иные библейские персонажи. Обычно упоминаются лишь те, образ которых несет определенную смысловую нагрузку в Священном Писании. Поэтому нельзя утверждать, что у Адама и Евы, кроме Каина, Авеля и Сифа, не было других детей. Как известно, Каин родился на 30-м году от сотворения Адама, а Сиф – на 230-м году. За промежуток времени в 200 лет могло народиться столько людей, что они могли заселить не один город. Более того, само слово «город» совсем не обязательно должно означать некий мегаполис: город мог быть огороженным селением, причем огороженным не с целью защиты от вооруженных врагов, а, например, для защиты от диких животных.
Если рассматривать тексты Священного Писания не выборочно, а в целом, то станет очевидно, что гипотеза Пеера находится в полном противоречии с Писанием. В Книге Бытия говорится: Господь Бог не посыпал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли (Быт.2:5), и дальше сразу же идет повествование о сотворении Адама. Очевидно, что до Адама людей на земле не было.
Но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт.2:20) – замечание Книги Бытия перед повествованием о сотворении жены.
И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих(Быт.3:20).
Слова из молитвы Товии: Ты сотворил Адама, и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий (Тов.8:6).
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли... (Деян.17:26).
Впоследствии, в XVIII в., в эпоху Просвещения, преадамизм трансформировался в небогословское учение, которое называется полигенизм. Сущность его заключается в следующем: на земле существует несколько различных человеческих видов, которые отличны друг от друга так же, как отличны друг от друга виды животных, имеющие разное происхождение и разных родоначальников. Сторонниками таких воззрений были Руссо, Вольтер, Гельвеций и др.724.
Обосновать эту гипотезу пытались с помощью естествознания, ссылаясь на различие анатомических признаков (цвет волос, кожи и т. п.), данных сравнительного языкознания, палеонтологии и т. д. Однако убедительных аргументов в пользу этого учения нет. Наука свидетельствует, что умственные способности у людей всех рас и национальностей при одинаковых условиях жизни практически не отличаются. Анатомия и физиология тоже одинаковы у всех людей. Представители всех рас и национальностей способны вступать в смешанные браки и иметь потомство.
Психология также не находит существенных различий между представителями различных рас. Например, дар слова, обучаемость, базовые нравственные понятия, сходство религиозных преданий не дают основания говорить о различных национальностях как о различных видах. Не подтверждают истинности полигенизма и данные сравнительного языкознания.
Полемика с полигенизмом имеет не только научное, но и нравственное значение, поскольку на основе полигенизма строятся античеловечные учения расизма, национал-социализма и т. п.
БИЛЕТ 21
21. Толкование уничижительных мест Св.Писания о Сыне Божием
Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами, но это не три отдельные сущности, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу.
На этуничижительные места ссылались ариане, отрицавшие единосущие Сына с Отцом, считая Сына созданным из не сущих. Прежде всего это: «Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). Этот стих может быть истолкован двояким образом: и с точки зрения учения о Пресвятой Троице и в плане христологическом. 1)С позиции учения о Пресвятой Троице: по ипостасному отношению Отец, как Начальник и Виновник бытия Сына, является по отношению к Нему большим. Но на Константинопольских соборах(1166) было дано христологическое толкование Спор, возникший вокруг этого стиха был связан с учением митрополита Киркирского Константина. Они утверждали, что этот стих в плане христологическом истолковать невозможно, поскольку человечество во Христе невозможно отличать от Божества. Участники Константинопольских соборов отвергли это учение как однозначно монофизитское . Даже в состоянии обожения Христос остается истинным Человеком, и в этом отношении по Своему человечеству Он является меньшим, чем Отец. При этом отцы соборов ссылались на слова Спасителя после Воскресения, обращенные к Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17), где Христос именует Своего Отца и Отцом и Богом одновременно. Это двойное наименование указывает, что различие естеств и после Воскресения не упразднилось.
В Деян. 2, 36 о Христе сказано, что «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли», у евангелиста Луки здесь стоит глагол epoiese, что действительно можно понимать как «сотворил» (в смысле «сотворил из ничего»). Однако из контекста видно, что здесь имеется в виду творение не по естеству, а по домостроительству, в смысле «уготовал».
28). О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле творения.
Пр. дог. Бог. учит, что Бог является Первопричиной, бытия мира, всей совокупност конечного бытия, существующего в пространстве и во времени. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Творение мира, как факт, признается в той или иной форме, практически, всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Однако понимание сущности творения между различными религиозными системами имеет место значительные различия. Дуализм: Классическими примерами дуалистического взгляда на творение являются: во-первых, дуализм греческой античной философии. Здесь творение мыслится, как результат воздействия Божества, активного начада на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность двух иноприродных начал (Платон, Аристотель). В отличие от греческой философии, в восточных учениях, например, в персидских, сирийских, для которых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие: доброе и злое(зороастризм)
Пантеизм Сущность пантеизма состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо отождествл Бога с природе, либо, мир в Боге. Наиболее распространенное пантеистическое учение – это учение об эманации(неоплатонизм). Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Бог, поскольку Он есть абсолютная Личность, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал Своей воли.
Существуют косвенные указания Свщ. Писания на сотворение мира из ничего. В Быт. 1,1 сказано, что Бог сотворил небо и землю. Здесь употреблен глагол еврейский «бара», которое может иметь два значения: во-первых, значение сотворения из ничего, создание ранее несуществовавшего; во-вторых, значение творения из какого-то материала. Но поскольку сказано, что земля была безвидна и пуста, то следует признать, что в Быт. 1, 1 этот глагол употреблен именно в значении тварения «из ничего». Кроме того, Свщ. Писание нигде не говорит о совечности мира и Бога. Само наименование «вечный» в Свщ. Писании прилагается только к Самому Божеству или к Божественным свойствам.
Указания на участие в творении мира каждого из Лиц Пресвятой Троицы. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Глагол «бара» – в единственном числе, слово «Бог»( «Елогим») стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32, 6). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого. Указание на Бога Отца, как Творца мира: «Но у нас один Бог Отец, из которого все» (1 Кор. 8, 6). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» (Деян. 4, 24). О Сыне Божием: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое». Слова эти сказаны о Сыне Божием.
О Святом Духе (Кол. 1, 16): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт. 1, 2) Слово «носился»…..«Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30). Дух Святой, по учению святых отцов, является совершителем творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). про
БИЛЕТ 22
22). Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.
Сам термин «единосущный» впервые встречается у Дионисия Александрийского в середине III века. Затем этот термин был скомпрометирован еретиками-модалистами, прежде всего Павлом Самосатским, а затем был введен в христианский лексикон на I Вселенском Соборе. Следует отметить, что встречается этот термин и у нехристианских авторов, прежде всего у Плотина. Согласно его учению, троица состоит из трех единосущных ипостасей, которые называются у него «единое», «ум» и «душа мира». Эта троица у Плотина представляет собой нисходящую иерархию и проявляется в непрерывной эманации ипостасей, которые переходят одна в другую и друг в друге отражаются. Таким образом есть существенное различие в учении о троице на вершинах античной философии и в христианстве.
Учение о единосущии Божественных Лиц было раскрыто в IV столетии благодаря деятельности великих Каппадокийцев – Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Прежде всего их заслуга состоит в том, что они сумели точно определить смысл троичных терминов: «сущность», «ипостась», «лицо». У неоплатоников, Плотина и Порфирия, уже появилась тенденция к некоторому разграничению этих понятий. Под сущностью поздние неоплатоники понимали бытие вообще, а под ипостасью понимали нечто конкретное и определенное. Именно эта идея была заимствована Каппадокийцами, прежде всего Василием Великим, которые, разграничив понятие сущности и ипостаси, и установили соотношение между ними, как между общим и частным. За ипостасью утвердилась, в христианском богословии отдельного самостоятельного бытия.
Отождествив понятие лица и ипостаси, Каппадокийцы не только упорядочили терминологию, но и ввели совершенно новое понятие, которое мы обозначаем словом «личность». В результате, слово «лицо» получило онтологическую нагруженность, а термин «ипостась» наполнился персоналистическим содержанием. В Троице каждое Лицо содержит единую природу во всей полноте. Таким образом, Божественная Троица представляет собой в то же время и единицу, ибо триипостасная жизнь осуществляется как нерасторжимое единство любви. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия
33). Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека.
Если для античных фил, назыв человека микрокосм, его ценность заключалась в том, что роднит его с космосом, , поскольку Вселенная с мыслилась, как Божественное начало, то отцы Церкви усматривают значение человека в том, что выделяет его из мира, из природы. А выделяет его, по учению свв. отцов, образ сотворения и существования. 1)Образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, и человек разумная сущность. Бог есть Дух– человек, также имеет в себе духовную составляющую. Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом – человек также обладает творческими способностями. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством. И хотя весь мир в целом отражает совершенство Творца, но отличие от всех прочих тварей человек способен общаться с Богом, участвовать в Божественной жизни, как личность. В учении об образе Божием следует различать между понятиями «черты образа Божия» и «образ Божий». Черты образа Божьего – это то, в чем образ Божий конкретно проявляется, т. е. совокупность существенных свойств человеческой природы. Сам образ Божий относится не к природе, а к способу ее существования, который у человека личностный.
Понятия «образа» и «подобия» тесным образом между собой связаны. Можно сказать, что образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в возм участвовать в Божественных совершенствах. Подобие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Образ Божий есть то, что человеку дано, каждому индивиду. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен реализавывать в течение всей своей жизни.
Назначение человека по отношен к Богу говорит св. апостол Павел (Деян. 17, 24-27): «Бог, сотворивший мир и все что в нем от одной крови, произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас». Т. обр, назнач челов по отношен к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. б) Назначен по отношен к самому себе закл в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельн устремлен и приближен к своему первообразу достичь макс меры богоподобия. возможн для конечного существа. в) Григорий Нисск, называет челов проводником Божеств действий на всякою тварь. Челов, по учен свв. отцов, занимает такое место во Вселенной, что только через него весь мир способен воспринимать и усваивать Божеств благодать.
БИЛЕТ 23
23). Различение Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам. Личное свойство БогаОтца. Личное свойство Бога Сына. Личное свойство Бога Духа Святого.
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности. Все божественные свойства, и апофатические и катафатические, относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некоторое понятие. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям, что и выражено в Священном Писании.
а) Отношения между Отцом и Сыном В.Н.Лосский пишет о прологе Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога»: «Это выражение указывает на движение, на динамическую близость, и это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение, так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы». б)Тринитарное положение Святого Духа «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 16);«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14, 26).Из этих двух стихов видно, что Святой Дух, Утешитель отличен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношения соподчиненности. Господь говорит о Духе Святом как о «Духе истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15, 26). «Исхождение» есть ипостасное свойство Святого Духа, которое отличает Его и от Отца, и от Сына.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность, и исхождение у Святого Духа. Личные (ипостасные) свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
1) Происхождение зла. Что такое зло?
С библейской точки зрения ЗЛО является результатом греха. Грех же является результатом свободной воли человека. Проблема зла (самая трудная проблема религиозной философии) упирается в проблему свободной воли человека. Решение этих проблем представляет собой огромные затруднения для человеческого ума.
Зло понимается либо как один из аспектов абсурдности (бессмысленности) мирового бытия, либо – более примитивно – как следствие несовершенства организации общества, его недостаточной просвещенности или «несправедливого» распределения материальных благ и т. п. ЗЛО—самополагание.
Христианский опыт, однозначно свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток, несовершенство природы. Зло имеет свою собственную активность.
Молитва Господня («Отче наш») заканчивается прошением «избави нас от лукаваго». Лукавый не есть нечто, некоторая сущность, – это некто, некоторая личность. Поэтому, с христианской точки зрения, зло есть не природа, а состояние природы или, точнее, состояние воли разумного существа, ложно направленной по отношению к Богу. В. Н. Лосский дает такое определение зла: «Зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога».
БИЛЕТ 24
24). Краткая предыстория догмата о Пресв. Троице: доникейский период: адопционизм, динамизм, модализм.
Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание. Во II веке христианские апологеты, желая сделать христианское вероучение понятным для греческой интеллигенции, сближают учение о Христе с философским эллинским учением о логосе. Создается учение о Христе как Воплощенном Логосе; Второе Лицо Пресвятой Троицы, отождествляется с логосом античной философии. Согласно апологетам, Логос – истинный и совершенный Бог, но в то же время, утверждают они, Бог един и один. У людей, рационально мыслящих, возникает сомнение: учение о Сыне Божием как о Логосе не заключает ли в себе скрытого двубожия?
Реакцией на учение апологетов стало монархианство – еретическое учение, ставившее целью устранить из учения о Боге всякое подозрение в двубожии. Монархианство существовало в двух видах: а) динамизм или адопцианство. б) модализм .
Динамизм Среди, идеологов этого направления было два человека по имени Феодот. Наиболее видным представителем динамизма был епископ Самосатский Павел (250-272 г). Они полагали, что Священное Писание надоотредактировать. Бога они понимали с точки зрения Аристотеля, т. е. как единое абсолютную сущность, чистую самодеятельную мысль. Христос был простым человеком и отличался от других людей только добродетелью. Они признавали его рождение от Девы, но не считали Его Богочеловеком. Учили, что после благочестивой жизни Он получил некоторую высшую силу, которая отличала Его от всех ветхозаветных пророков. Бог с их точки зрения – это конкретная личность с совершенным самосознанием, а Логос – свойство Божие, божественная сила(динамизм) подобное разуму в человеке, некое неипостасное знание. Эта сила снизошла на Иисуса так же, как она сходила на пророков. Монархиане-динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин «единосущный».
Модализм . Если динамисты не признавали Христа Богом, то модалисты, напротив, ставили целью обосновать Божественное достоинство Спасителя. Модалисты исходили из следующих предпосылок: Христос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует некоторым образом отождествить Его с Отцом. Возникает это движение в Малой Азии, в городе Смирна, где с проповедью этого учения сперва выступил Ноэт. Затем центр его перемещается в Рим, где проповедниками его стали Праксей, а затем пресвитер римский Савеллий. Ноэт учил, что Христос есть Сам Отец, Сам Отец рожден и пострадал. В Своем существе, как субстрат Бог неизменен и един, но Он может быть изменчив по отношению к миру, Отец и Сын различны как два аспекта, модуса Божества. Савеллий в своих богословских построениях исходит из идеи единого Бога, Которого он называет монадой, или Сыноотцом. Монада, по Савеллию, есть Бог молчащий, Бог вне отношения к миру. Однако, в силу внутренней необходимости, молчащий Бог становится Богом говорящим. Вследствие этой странной метаморфозы Сыноотец становится Логосом. Однако Логос по Своему субстрату не изменяется, изменение только в отношении к сотворенному миру. Логос, в свою очередь, по Савеллию, также есть единая сущность, которая последовательно проявляет себя в трех модусах, или лицах. Отец, Сын и Святой Дух – это модусы Логоса.
32). Свойства души человечекой: самостоятельность души, духовность души, разумностьдуши, свобода, бессмертие.
Свщ Писание говорит о духовности души, и сами слова «дух», «душа» применительно к душе человеческой в Свщ. Писании являются взаимозаменяемыми: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14, 38). Прп. Максим Исповедник говорит о духовности души в смысле ее нематериальности, отличности ее от всего телесного. Свойство самостоятельности означает, что душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не есть лишь некий феномен или совокупность феноменов, являющихся продуктом высшей нервной деятельности человека. Самостоятельность проявляется прежде всего в способности самосознания, т. е. в способности отличать себя от своего тела, от видимого мира и от содержания собственной жизни. Именно благодаря этой способности человеческой души для человека возможно такое действие, как покаяние, потому что покаяние основано на осознании человеком нетождественности самого себя и своих поступков. Именно на этой способности самосознания в Свщ. Писании основаны неоднократные призывы проверять самого себя: «Да испытывает же себя человек» (1 Кор. 11, 28-31)
Душа есть существо простое и несложное, не слагается из различных элементов, а значит не может разрушиться, распасться на составляющие части. В Новом Завете вера в бессмертие человеческой души выражена совершенно ясно. В ранневетхозаветную эпоху положительного учения о бессмертии души не было. Бессмертие мыслилось как пребывание души в шеоле, некотором подобии греческого царства теней, где душа влачит печальное существование на грани между бытием и небытием. Но тем не менее, патриархи ветхозаветные называли себя странниками или пришельцами на земле, тем самым как бы указывая на то, что существование человека не исчерпывается пределами земной жизни. Наконец, в Ветхом Завете, в том числе и у Моисея, Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, причем называется уже после того, как все эти патриархи умерли.
О свободе можно говорить в двух смыслах: с одной стороны, о свободе формальной или психологической, и о свободе нравственной или духовной, с другой. Православная антропология различает в человеке две воли: волю физическую как способность желать и действовать ради удовлетворения желания, и волю гномическую как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. избирать одни желания, а другие отвергать. Формальная (психологическая) свобода – это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или другой путь. Но любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством. Бог всегда в совершенстве знает Свои цели, и средства для их достижения. Только через соединение с Богом, человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает свободу, освобождаясь от власти греха и от природной необходимости.
БИЛЕТ 25
26). Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: доктрина Ария, I Вселенский собор,учение свт. Афанасия Александрийского.
Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям: 1. Абсолютность монархии Отца. «Было время, когда Сына не было», – утверждал Арий. 2. Создание Сына из ничего по воле Отца. Сын, таким образом, есть высшее творение, орудие (organon «органон») для создания мира. 3. Святый Дух есть высшее творение Сына и, следовательно, по отношению к Отцу Святый Дух является как бы «внуком». Так же, как у Оригена здесь имеет место субординатизм, но существенная разница в том, что Арий отделяет Сына и Духа от Отца, признавая их тварями, чего Ориген, несмотря на свой иерархический принцип, не делал. Святитель Афанасий ставил вопрос перед арианами: «для чего, нужен Сын посредник?» Ариане отвечали: «тварь не могла принять на себя ничем не умеряемой длани Отчей и Отчей силы Зиждительной». Если рассуждать логически, для создания Сына посредника потребовался бы свой посредник, а для создания посредника – свой …до бесконечности.
Основным деянием 1-го Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «omousios» – «единосущный». Хотя в Священном Писании слово «единосущный» не встречается, сама мысль о единосущии Божественных Лиц выражена там достаточно ясно: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30). «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 10). «Видевший Меня видел Отца» (Ин. М, 9). Одним из серьезных направлений среди богословских партий IV века было так называемое омиусианство . Омиусианское учение было выражено на Анкирском Соборе 358 года. Омиусиане отвергали термин «единосущный» как выражение модализма, поскольку с их точки зрения термин «омоусиос» делал излишний акцент на единстве Божества и, таким образом, вел к слиянию Лиц. Они выдвигали в противовес свой термин: «подобие по сущности», или «подобносущее». Назначение этого термина – подчеркнуть отличие Отца и Сына.
42). Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех. Действительность первород греха, его всеобщность и способ распространения. Вменение первородного греха.
Шестой член Послания Восточных Патриархов начинается с указания на личный грех Адама и Евы, который «перешел от Адама на все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас». Под первородным грехом здесь понимаются не личные грехи, имеющие быть по свободному изъявлению человека, а наследственная порча природы и «склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения»
Все люди как потомки родоначальника человеческого рода Адама, сотворенного по образу Божию, но совершившего тяжкое грехопадение, рождаются с греховным наследственным повреждением своей духовно-телесной природы. Ап.Павел говорит: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 15, 19, 22-23).Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей, первородный грех рассматривается прежде всего как порча природы. Это наказание выражается в том, что все люди как происходящие от Адама: а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царство Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного состояния природы. Надо различать личный грех Адама и первородный грех. Параптома –состояние, отчуждение человека от Бога, переходящ на весь человеческий род. А мартия – это не сам грех, а следствие греха и одновременно неблагоприятное условие для потомства.
БИЛЕТ 26
27). Учение великих Каппадокийцев; II Вселенский собор.
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос » понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Святитель Афанасий Александрийский в своей полемике с арианами исходил из сотериологических предпосыло. Заслуга Каппадокийцев состоит в том, что созданная ими троичная терминология позволила найти выход из того лабиринта вероопределений, в которых запутались богословы IV века. Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси». Василий Великий определил различие между «сущностью» и «ипостасью» как между общим и частным, то, что Аристотель называл «первой сущностью» стало называться термином «ипостась», то что у Аристотеля называлось «второй сущностью» стало называться собственно «сущностью».
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили понятие «ипостась» и «лицо», тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. В результате возникло новое понятие, которое не знал античный мир, этот термин «личность». Кападокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества. Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы.
31). Душа и дух. Трихотомия и дихотомия.
Мнение о предсуществовании человеческих душ было характерно для античной философии. (Пифагор, Платон, неоплатоники, Филон) На христианской почве это учение было воспроизведено Оригеном. В догматической системе Оригена это учение занимает центральное место. С точки зрения Оригена, Бог, как Существо совершенное, справедливое, способен творить только одинаковые и равные друг другу по достоинству существа. Изначально эти души, являясь чистыми умами, лишенными материи, были всецело погружены в созерцание Божества. Но затем, по каким-то причинам, они отпали от Бога и в наказание за это были отправлены в различные тела, по степени их греха. С помощью этой теори объяснить неодинаковость внешних условий жизни людей в этом мире. В 553 г. на V Вс Соборе было утверждено ортодокс учение о происхожд человеческой души: душа произошла вместе с телом, предсуществовании душ было осуждено. Учение Оригена не оставляет места для искуп подвига Спасителя, обесценивая значение крестной Жертвы.
Согласно мнению о творении человеческих душ каждая индивидуальная душа творится Богом из ничего. В христианской традиции впервые это мнение встречается у свщмч. Иринея Лионского. Его разделяли также блж. Феодорит Киррский, блж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл. Существуют два различных мнения о моменте сотворения душ. Согласно первому, творение души происходит одновременно с творением тела, в момент зачатия, согласно второму – на сороковой день. Это мнение имеет основание в Ветхом Завете. В Исх. 21, 22-24 говорится, что если кто беременной женщине нанесет повреждения, и в результате этого случится выкидыш, то размер компенсация будет различен в зависимости от того, случилось это до сорокового дня или после. Этой теорией можно обосновать высокое достоинство человеческой души, ее невещественность, неделимость, простоту, а главное объяснить качественное разнообразие душ. Существует другое мнение – о рождении человеческих душ. Тертуллиан учил о некотором душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции. Это мнение о душевных семенах было отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Афанасий Александрийский. После V Вселенского Собора в христианском богословии осталось преобладающим мнение о творении человеческих душ из ничего.
Общее определение человеческой души дает св. Иоанн Дамаскин - Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной формы. Она действует при помощи органического тела, и сообщает ему жизнь, развитие. Душа свободна обладает волей и целью. Человеческая ипостась имеет структуру. В этом отношении богословы делятся на два лагеря – трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различных природы: душу и тело. Трихотомисты признают в человеке три различных субстанции радикально отлич друг от друга: дух, душу и тело. В пользу своей гипотезы трихотомисты приводят следующие ссылки на Свщ. Писание: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). У многих отцов Церкви, особенно ранних, говорится о трехсоставности человеческой природы. Св. Иустин: «Тело есть жилище души, а душа – жилище духа Большинство отцов Церкви говорят, говор что душа и дух – наименования одной и той же сущности». Но под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух – это та же самая душа, только после своего благодатного обновления.
15). Духовные свойства Божия. Учение Ветхого Завета, Нового Завета, учение Церкви.
а) Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Катафатическими свойствами существа Божия называются такие свойства, которые отрыват Бог черз свои действования (или энергиям) в мире. В соответствии со свойствами Божиими Священное Писание образует имена, с помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания. Катафатические имена можно разделить на две группы: 1)— первая группа имен означает вечные силы и действия Бога, например, такие имена, как «любовь», «свет», «слава», «благость» и т. д. 2) — вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку, например, «Творец», «Господь», «Спаситель», «Промыслитель» и т. д.
б) Сущность Божия не постижима и не именуема. Однако, в Священном Писании имеются тексты, как будто говорящие о Божественной Сущности, например: «Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14); «Бог есть свет» (Ин. 1, 4-7); «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Все утверждения такого рода выражают, однако, лишь то, каким образом Бог открывается в мире. Так, человек познает Бога как Источник Жизни и бытия и именует Его Сущим и Жизнью; постигает, что Бог бестелесен, не зависим от пространства и времени, и называет Его Духом; Правильно воспринять положительные высказывания Писания о Боге мы можем только апофатически, в сознании того, что Он не есть ни жизнь, ни свет, ни премудрость в общепринятом смысле. За каждым своим библейским определением Он остается Богом сокровенным, познаваемым только в опыте веры.
Св. Ириней Лионский учит об абсолютном единстве в Божестве всех Его свойств и сил. По этой причине, во избежание антропоморфных представлений о Боге, не следует мыслить о Его разуме, воле и чувстве как о каких-то вторичных качествах Божественной природы. По словам святого Максима Исповедника, все определения Бога не являются в Боге в собственном смысле свойствами, ибо в Нем нельзя различать сущность и качества
18). Единство существа Божия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.