С библейской точки зрения ЗЛО является результатом греха. Грех же является результатом свободной воли человека. Проблема зла (самая трудная проблема религиозной философии) упирается в проблему свободной воли человека. Решение этих проблем представляет собой огромные затруднения для человеческого ума.
Зло понимается либо как один из аспектов абсурдности (бессмысленности) мирового бытия, либо – более примитивно – как следствие несовершенства организации общества, его недостаточной просвещенности или «несправедливого» распределения материальных благ и т. п. ЗЛО—самополагание.
Христианский опыт, однозначно свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток, несовершенство природы. Зло имеет свою собственную активность.
Молитва Господня («Отче наш») заканчивается прошением «избави нас от лукаваго». Лукавый не есть нечто, некоторая сущность, – это некто, некоторая личность. Поэтому, с христианской точки зрения, зло есть не природа, а состояние природы или, точнее, состояние воли разумного существа, ложно направленной по отношению к Богу. В. Н. Лосский дает такое определение зла: «Зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога».
БИЛЕТ 4
4).Догматические и нравственные истины в их взаимоотношении. Догмат и внутренний
религиозный опыт
Без веры невозможна устойчивая нравственность. Повреждение догматического сознания часто приводит к повреждению в области нравственной жизни.
1) Одной из причин ересей являлось неправильное нравственно-аскетическое устроение ересеначальников. Павел Самосатский, окруживший себя немыслимой по тем временам роскошью, отличался еще и гордостью, и шел в разрез со всеми церковными традициями своего времени и не скрывая неуважение к ним. Несторий вел строго монашескую жизнь, но в то же время, как свидетельствует историк Церкви Сократ в своем духовно-нравственном устроении он был человеком гордым и самолюбивым. Стремление к известности заставило Нестория прибегать к показной святости в жизни и высокопарному слогу в проповеди. Это впоследствии и сыграло свою плачевную роль, когда он, ссылаясь на своего учителя Феодора Мопсуэстийского стал проповедовать с амвона, что Дева Мария не Богородица, а Человекородица.
2) Впадение в ересь искажает нравственно-аскетическое устроение человека.Из апостольского века известны еретики николаиты, которые под влиянием воззрений на материю как на зло развили практическое учение о необходимости умерщвлять плоть и возвышать свободу духа, но с помощью распутства. Схоластический рационализм привел в итоге Римо-католическую Церковь к провозглашению новых догматов, что, в свою очередь, породило множество извращений в практической жизни. Так Священная Инквизиция явилась прямым следствием догмата о непогрешимости римского первосвященника. Догматические расхождения восточного христианства и католичества в конечном счете сказываются на. Свт. Игнатий Брянчанинов, описывая ложный молитвенный опыт катол приводит пример прелестного настроения писаний Фомы Кемпийского, в котором «ложным понятиям и созерцаниям непременно сопутствуют обольстительные, сладострастные, сердечные ощущения, признаваемые за вкушение Божественной благодати». (эрос Терезы Авильской и блаженной Анжелы).
Нужно не приспосабливать догмат к своему образу восприятия, а, наоборот, пытаться привести свои познавательные способности, ум и сердце в сответств со смысл догматов. В процессе усвоения догматов человеческим сознанием, можно выделить три последовательных этапа: 1) когда догмат является предметом простой уверенности или рационального убеждения, но живого и внутреннего отношения к содержанию догмата нет. Его исповедыв только для того, чтобы иметь возможность являться членом Церкви. 2) это такое состояние, когда отношение к вероучительной истине, начинает наполняться жизнью и из области ума переходит в область чувства, т. е. вероучительная истина начинает ощущаться, переживаться человеком как не просто обязательное внешнее правило, а как истина спасительная. 3) это высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются. Созерцание – это такое переживание человеком содержание догмата, которое приводит человека к непосредственному общению с Богом и соединению с Ним.
30). Промышление Божие в мире ангельском. Служение ангелов Богу. Ангелы как орудия
Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.