Нехристианские концепции происхождения мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дуализм

Термин «дуализм» происходит от латинского слова dualis (двойственный). Дуалистические учения предполагают существование двух равноправных начал – духа и материи, идеального и материального, бога добра и бога зла, познающего субъекта и познаваемого объекта и т. д. Существуют различные формы этих учений, по-разному раскрывающих картину происхождения мира.

Дуализм греческой античной философии

Согласно одной из распространенных в античности гипотез происхождения мира, мир мыслится как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю, извечно существующую наряду с этим началом, т. е. признается совечность двух иноприродных начал. Наиболее детально подобный взгляд представлен у Платона (428–348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384–322 гг. до P. X.).

В диалоге Платона «Тимей» мироздание представлено в виде следующей картины. Существует высший неизменный мир божественных идей. Уровнем ниже пребывает некий Демиург534, который мыслится как создатель низших богов, мировой души, вселенной и человека. В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим. Он не может творить все, что хочет, не может творить мановением своей воли, ему приходится преодолевать сопротивление косной материи – бесформенной, вечно находящейся в хаотичном движении. Материя, по Платону, есть «не сущее» (τὸ μὴ ὄν), однако не абсолютно «не сущее»: она называется таковой только по сравнению с истинно существующим, т. е. с миром идей. Вещи, возникающие в результате деятельности Демиурга, возделывающего материю по образцам вечных божественных идей, представляют собой тени, несовершенные копии этих идей, или эйдосов (εἶδος)535.

В основе учения Аристотеля лежит различие между бесформенной материей и формами, в которых она существует. Эти формы, по Аристотелю, представляют собой иерархическую структуру, которую венчает высшая, чистая, неизменная и неподвижная форма. Эту форму – форму форм – Аристотель называет перводвигателем, или богом. Очевидно, что с библейским представлением о Боге этот «бог» Аристотеля имеет мало общего. Бог Аристотеля не есть личный Бог, это лишь условие мирового движения, мирового бытия, первопричина вселенной536.

Таким образом, для дуализма античной греческой философии характерен взгляд на совечные начала мира как на неравные по своему достоинству: одно начало понимается как высшее, активное, а другое – как низшее и пассивное.

Дуализм в восточных учениях

В отличие от греческой философии, в дуалистических восточных учениях – например, в персидских – доброе и злое начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как равносильные и противоборствующие. Так, в древнеиранской религии – зороастризме – вся мировая история рассматривается как борьба двух враждебных начал – светлого и темного. Материальное бытие в таких учениях – область, принадлежащая злому началу, и религиозная цель представляется как избавление от уз материи537.

Подобные идеи в первые века христианской эры были восприняты гностиками, причем некоторые гностические секты одновременно переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, то Демиурга, как создателя материальных вещей, полагали источником зла. Так, известный гностик Маркион, живший в середине II в., учил о различии между злым богом Ветхого Завета, которого он отождествлял с Демиургом, и благим Богом Отцом, пославшим на землю Своего Сына для спасения людей от власти Демиурга и материи. По этой причине Маркион вообще отрицал Ветхий Завет.

Несовместимость дуалистических учений с библейским Откровением обнаруживается прежде всего в том, что дуализм предполагает несовершенство Творца, отказывает Ему в обладании всей полнотой бытия и совершенства.

2. Пантеизм

Сущность пантеизма (греч. πᾶν – все и θεός – Бог) состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения также имеют различные оттенки.

Наиболее распространенное пантеистическое учение – это учение об эманации (лат. emanatio- истечение), которое подробно представлено в неоплатонизме. Например, у виднейшего представителя неоплатонизма Плотина (III в. по P. X.) это учение выглядит следующим образом. Основа бытия – это некое сверхсущее Единое, которое отождествляется с верховным Благом (это Единое непостижимо рассудком, невыразимо словом, и только в экстатическом восхищении, выйдя из себя, человек может опытно с ним соприкоснуться). Единое от переизбытка своей полноты, подобно переполненной, переливающейся через край чаше, исходит за пределы самого себя и порождает Ум (с присущими ему идеями) и Мировую Душу. Мировая Душа мыслится как посредник между Умом и чувственным космосом. Душа порождает вещи тварного мира по образцам тех идей, которые содержатся в Уме538.

Идея эманации лежит также в основе восточных пантеистических учений: индуизма, даосизма и др. Например, индуизм учит тому, что в основе мира лежит некое безличное духовное начало, обладающее двумя модусами существования: невоплощенным и воплощенным. Мир и человек – проявления этого духовного начала в его воплощенном состоянии.

Как пантеистические могут быть определены некоторые философские системы, появившиеся в Новое время. Например, в системе Бенедикта Спинозы (XVII в.) мир представляет собой разнообразные проявления во времени и пространстве единой, вечной и абсолютной божественной субстанции.

В других философских учениях мир рассматривается как саморазвитиенекоторого божественного начала (оно может называться по-разному, например абсолютная идея). Развиваясь, оно переходит от низших форм к высшим. Примером такого учения может служить немецкая идеалистическая философия Шеллинга и Гегеля.

Очевидно, что пантеизм фактически утверждает изменчивость Божественной сущности и поэтому несовместим с библейским Откровением. Кроме того, в рамках пантеистического мировоззрения невозможно разрешить проблему происхождения зла и обосновать реальность человеческой свободы.

Наконец, как пантеизм, так и дуализм обесценивают значение Божественного творческого акта. В. Н. Лосский так выражает несовместимость пантеизма с христианским учением о творении мира: «Творить – это не значит отражаться в зеркале, даже если зеркало есть первичная материя; это также и не значит напрасно раздробляться, чтобы затем все снова в Себе собрать; творить – значит вызывать новое; творение, если можно так выразиться, – это риск нового»539.

БИЛЕТ 19

19). Догмат о Пресв. Троице. Богооткровенность догмата о Пресв. Троице. Указание натроичность Лиц в Боге в Ветхом Завете

Ве­ра в Трои­цу от­ли­ча­ет хри­сти­ан­ст­во от всех дру­гих мо­но­теи­сти­че­ских ре­ли­гий: иу­да­из­ма, ис­ла­ма. Са­мо сло­во «Трои­ца» (Trias) не­биб­лей­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, в хри­сти­ан­ский лек­си­кон вве­де­но во вто­рой по­ло­ви­не II ве­ка свя­ти­те­лем Фео­фи­лом Ан­ти­охий­ским. Уче­ние о Пре­свя­той Трои­це да­но в хри­сти­ан­ском От­кро­ве­нии. Дог­мат о Пре­свя­той Трои­це не­по­сти­жим на уров­не рас­суд­ка. Тай­на Пре­свя­той Трои­цы по­сти­га­ет­ся, при­чем толь­ко от­час­ти, в опы­те ду­хов­ной жиз­ни. Это по­сти­же­ние все­гда со­пря­же­но с ас­ке­ти­че­ским под­ви­гом. В.Н.Лос­ский го­во­рит: «Апо­фа­ти­че­ское вос­хо­ж­де­ние есть вос­хо­ж­де­ние на Гол­го­фу, по­это­му ни­ка­кая спе­ку­ля­тив­ная фи­ло­со­фия ни­ко­гда не мог­ла под­нять­ся до тай­ны Пре­свя­той Трои­цы». Уче­ние о Трие­ди­ном Бо­ге сво­дит­ся к трем по­ло­же­ни­ям: 1) Бог трои­чен и тро­ич­ность со­сто­ит в том, что в Бо­ге Три Ли­ца (ипо­ста­си): Отец, Сын, Свя­той Дух. 2) Ка­ж­дое Ли­цо Пре­свя­той Трои­цы есть Бог, но Они суть не три Бо­га, а суть еди­ное Бо­же­ст­вен­ное су­ще­ст­во. 3) Все три Ли­ца от­ли­ча­ют­ся лич­ны­ми, или ипо­стас­ны­ми свой­ст­в.

Ука­за­ние на мно­же­ст­вен­ность Лиц в Бо­ге в Вет­хом За­ве­те: «Вна­ча­ле со­тво­рил Бог не­бо и зем­лю» (Быт. 1,1). Ска­зуе­мое «ба­ра» (со­тво­рил) сто­ит в един­ст­вен­ном чис­ле, а под­ле­жа­щее «эло­гим» – во мно­же­ст­вен­ном и бу­к­валь­но оз­на­ча­ет «бо­ги».«И ска­зал Бог: со­тво­рим че­ло­ве­ка по об­ра­зу На­ше­му и по по­до­бию На­ше­му» (Быт. 1, 26) – со­тво­ре­ние че­ло­ве­ка; «И ска­зал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная доб­ро и зло» (Быт. 3, 22); Ука­за­ние на три Ли­ца: Ко­гда пат­ри­ар­ху Ав­раа­му явил­ся Бог в ви­де трех стран­ни­ков, Ав­ра­ам, вый­дя им на­встре­чу, по­кло­нил­ся и об­ра­тил­ся к ним со сло­вом «Гос­подь» (евр. Адо­наи) (Быт. 18, 1-3), то есть в един­ст­вен­ном чис­ле. Боль­шин­ст­во свв. от­цов счи­та­ют, что это пер­вое от­кро­ве­ние че­ло­ве­ку о Трие­дин­ст­ве Бо­же­ст­ва. Про­рок Иса­ия в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме ви­дел, как Се­ра­фи­мы, ок­ру­жая пре­стол Бо­га, взы­ва­ли: «Свят, Свят, Свят Гос­подь Са­ва­оф». При этом про­рок ус­лы­шал глас Бо­жий: «ко­го Мне по­слать, и кто пой­дет для Нас?». Та­ким об­ра­з, Бог го­во­рит о Се­бе од­но­вре­мен­но и в един­ст­вен­ном и во мн чис­ле (Ис. 6, 3).

Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. Во-первых, это так называемый «Ангел Иеговы». В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаний. Это явления Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-15), тоже говорится об Ангеле Иеговы. Пророк Исайя говорит: «Он (т. е. Господь) был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их (имеется в виду израильтян) и Ангел лица Его спасал их» (Ис. 63, 8-10). Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соломона говорится, что она есть «Дух Единородный». В Сирах Премудрость говорит о себе: «Я вышла из уст Всевышнего» (Сир. 24, 3). Совершенно очевидно, что свойства Премудрости в Ветхом Завете идентичны с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личностность бытия, единство с Богом, происхождение от Бога через рождение, предвечность бытия, соучастие в творении, соучастие в Божественном Промысле, всемогущество. Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости.

Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2)(«носился» -«оживотворять»). «Они возмутились и огорчили Святого Духа Его» (Ис. 63, 10)«Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 16)В этих словах Ветхого Завета о Духе Божием заключено указание, во-первых, на личностность Святого Духа, поскольку огорчить безличную силу невозможно и безличная сила не может никого никуда послать. Во-вторых, Святому Духу усваивается соучастие в деле творения.

 

45). Творение человека Богом: природа человека, брак.

Свя­тые от­цы от­ме­ча­ют, что Бог дей­ст­ву­ет раз­лич­ным об­ра­зом при тво­ре­нии ми­ра ве­ще­ст­вен­но­го и да­же ми­ра ан­гель­ско­го, с од­ной сто­ро­ны, и тво­ре­нии че­ло­ве­ка, с дру­гой. По сло­вам прп. Исаа­ка Си­ри­на, мир ан­гель­ский был со­тво­рен Бо­гом в мол­ча­нии. Весь ве­ще­ст­вен­ный мир вы­зван от не­бы­тия к бы­тию твор­че­ским Бо­же­ст­вен­ным «да бу­дет!», а тво­ре­нию че­ло­ве­ка пред­ше­ст­во­ва­ло не­ко­то­рое со­ве­ща­ние Бо­же­ст­вен­ных Лиц. По мне­нию прп. Се­ра­фи­ма, свт. Ки­рил­ла че­ло­век не был со­тво­рен мгно­вен­но, сна­ча­ла…, и толь­ко по­сле Бо­же­ст­вен­но­го ду­но­ве­ния оно ста­но­вит­ся бо­го­об­раз­ной че­ло­ве­че­ской лич­но­стью. В Пре­да­нии Церк­ви за­кре­пи­лось мне­ние, что че­ло­век тво­рит­ся од­но­вре­мен­но из ду­ши и те­ла(Ио­анн Дам, Мак­сим Исп.) Их оп­по­нен­ты – мо­но­фи­зи­ты и мо­но­фе­ли­ты, на­при­мер, Фи­лок­сен Маб­бук­ский, Се­вир Ан­ти­охий­ский, учи­ли о так на­зы­вае­мой еди­ной слож­ной при­ро­де Бо­го­че­ло­ве­ка и ос­но­вы­ва­ли свое уче­ние на вос­хо­дя­щем еще к Ари­сто­те­лю ан­тро­по­ло­ги­че­ском пред­став­ле­нии, со­глас­но ко­то­ро­му эм­бри­он оду­хо­тво­ря­ет­ся лишь на 40-й день.

Свт. Афанасий Александрийский в сотворении человека различал два момента, не хронологически, но логически. С одной стороны, сотворение человеческой природы, с другой – запечатление этой природы Богом, усыновление человека Отцу через Сына в Духе Святом. По учению свт. Григория П, по замыслу Творца, человек есть существо, которое изначально содержит в себе нетварную Божественную благодать. Состояние человеческой природы не может быть нейтральным по отношению к Богу, оно всегда имеет либо знак «плюс», когда человек причастен Божеству, или знак «минус», когда человек отпадает от источника жизни.

Этот момент очень важен в полемике с католицизмом. Католическая антропология основана на понятии «чистой природы»: сначала была сотворена природа человека, а затем к ней была «пришита Божественная благодать. Благодать понимается как нечто чисто внешнее по отношению к человеку.

Свщ. Писание говорит, что сотворением собственно человеческой природы творение человека не заканчивается. Не следует полагать, что автор во 2-й главе Бытия объяснить появление жены в биологическом смысле, это символическое повествование о том, что человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. В святоотеческой литературе встречается мнение, что после грехопадения происходит изменение способа размножения людей(Свт . Григорий Нис) Прп . Максим Исп не конкретизируя говорил, что, возможно, если бы не было грехопадения, люди размножались бы неким духовным путем. Прот. Георгий Флоровский утв в этих рассуждениях присутствуют отзвуки оригенизма. Однако многие авторитетные отцы Церкви придерживались мнения, что не может быть безгрешного брака по природе, что брачный союз несет на себе некоторую печать греха. (Феодорит, св. Иоанн Д) После грехопадения способ бытия человеческой природы изменился. Все изменилось: и психология, и физиология, даже биология человека изменилась.

БИЛЕТ 20

20). Свидетельство Нового Завета о троичности Лиц в Боге. Верование древней Церкви втроичность Лиц Божества.

 

а) Указания Нового Завета на троичность Лиц без указания Их различия: Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества. Заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом. Пролог Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом. Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов.

б) Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности. Пролог Евангелия от Иоанна. У В.Н.Лосского дается следующий комментарий к этой части Иоаннова Евангелия: «В первых же стихах Пролога Отец именуется Богом, Христос – Словом, и Слово в этом Начале, которое здесь носит не временной, а онтологический характер, есть одновременно и Бог. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27) «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Ин. 5, 17).В этих стихах указывается на различие Ипостасей Отца и Сына. В Евангелии от Иоанна (главы 14, 15, 16) Господь говорит о Святом Духе как об ином Утешителе. Сын тоже является, согласно Евангелию от Иоанна, Утешителем и, называя Духа другим Утешителем, – евангелист тем самым указывает на личностное различие Сына и Духа.

«Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3), – это также указание на различие между Сыном и Духом.

в) Верование древней Церкви в Троичность Божества. Все доникейские символы веры содержат исповедания веры в Троицу. Литургическая практика также об этом свидетельствует. Например, малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (и другие его формы, в древности существовало несколько форм малого славословия) – одна из древнейших частей христианского богослужения. Другим литургическим памятником может служить гимн, вошедший в состав вечерни, «Свете тихий»..., Предание приписывает его мученику Афиногену, мученическая кончина которого, согласно Преданию, имела место в 169 году. Об этом свидетельствует и практика совершения крещения во имя Пресвятой Троицы. Например, мч. Иустин Философ (середина II века): «Отца и Того, Кто пришел от Него – Сына и Духа пророческого чтим и обожаем»                                              

Дата: 2019-07-30, просмотров: 218.