При переходе к слоговому чтению используется уже знакомый ученику дидактический материал и разрезная азбука. Слова, освоенные глобальным способом, побуквенно выкладываются из разрезной азбуки и прочитываются по слогам. На данном этапе школьник с РАС осваивает слоговое чтение по подражанию учителю (знания о том, как формируются слоги, усваиваются школьником с РАС в первом дополнительном классе). В качестве зрительной опоры используются картинки и фотографии, но не таблички со словами, для того, чтобы ученик собирал слово на слух. При этом, по мере необходимости осваиваются некоторые орфографические правила.
Работа по звуко-буквенному анализу на данном этапе обучения включается в занятия в минимальном объеме, чтобы не спровоцировать ученика с РАС на стереотипную механическую игру с сенсорными ощущениями, сопровождающими отработку навыков дифференциации гласных и согласных звуков, глухих и звонких согласных и т.п. Целесообразно лишь однократное объяснение отличия гласных и согласных, с демонстрацией разрезной азбуки, где буквы, соответствующие гласным звукам – красного цвета, а согласным – синего. Далее, работая с разрезной азбукой, школьник c РАС непроизвольно запоминает гласные и согласные буквы, ориентируясь на их цвет. Следует подчеркнуть, что необходимый объем знаний по фонетико-фонематическому анализу школьник с РАС осваивает в первом дополнительном классе; в первом классе наиболее важной задачей, как указывалось выше, является формирование осмысленного отношения к слову, фразе, тексту.
Освоение слогового чтения сопровождается работой по развитию навыка письма. На уроках по изучению букв ученик тренируется в их написании, а на уроках, посвященных слоговому чтению, слова, прочитанные по слогам, записываются в тетрадь печатными буквами.
Далее ученик тренируется в послоговом чтении и написании фраз, которые ранее, осваивая глобальное чтение, он выкладывал из картинок, а затем - из табличек со словами. При обучении письму так же, как и при обучении чтению, важно, чтобы слово наглядно сочеталось с предметами или их изображениями. Это позволяет концентрировать внимание школьника с РАС на задании и обеспечивает осмысленность его выполнения.
При обучении написанию фраз осваиваются некоторые правила правописания и соответствующие им умения: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения, писать имена собственные с большой буквы.
Затем школьник с РАС обучается составлять, прочитывать и записывать глагольные предложения, описывающие его собственные занятия. Дидактическим материалом служит набор фотографий, отражающих последовательность простых действий ученика в течение дня. Глядя на фотографию ученик устно составляет фразу, выкладывает ее из букв разрезной азбуки, прочитывает по слогам и записывает в тетрадь.
Заключительным этапом работы является придумывание и записывание коротких текстов из 3-4 предложений – историй о самом ученике и о членах его семьи. При этом формируется осмысленное отношение ученика с РАС к письменному тексту, развивается его способность к пересказу, к планированию собственных действий и речи и возможности следовать намеченному плану.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Обучение грамоте» для школьников с РАС, обучающихся по варианту 8.2 в первом классе (198 часов).
Отдельно приводится календарно-тематическое планирование раздела «Изучение букв» и раздела «Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами». Разделы осваиваются параллельно на разных уроках, по 3 часа в неделю на каждый раздел (всего 6 часов в неделю). Уроки по изучению букв чередуются с уроками по освоению глобального и слогового чтения.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.