Освоение этих разделов происходит параллельно, но на разных уроках. Три урока в неделю посвящаются изучению букв, еще три урока – освоению глобального и слогового чтения. (При использовании программы в первом классе для школьников с РАС, обучающихся по варианту 8.1, имеющих затруднения в освоении грамоты по общеобразовательной программе, количество уроков сокращается до четырех в неделю: два - на изучение букв, и два – освоение глобального и слогового чтения).
Обучение чтению идет в сочетании с обучением письму печатными буквами (с учетом принципа координации устной и письменной речи).
Изучение букв.
В «Личном букваре» существует особая последовательность изучения букв, которая обеспечивает их осмысленное усвоение. В отличие от традиционного букваря, первой осваивается не буква «А», а буква «Я», которой подписывается фотография ребенка, наклеенная на первой странице. Далее осваиваются буквы «А», «М», «П». Данный порядок освоения букв позволяет сразу же научить школьника прочитывать наиболее личностно значимые слова – «я», «мама», «папа». Дальнейшая последовательность изучения букв индивидуальна, и так же ориентирована на понятные и значимые для ребенка личностные смыслы: изучаются буквы имени ученика, имен его ближайших родственников, названий интересных ему животных и предметов. Таким образом, специальная последовательность освоения букв задается необходимостью моментального введения изучаемой буквы в знакомое, интересное ребенку слово.
При изучении каждой буквы реализуются следующие направления работы:
1) знакомство с фонетической стороной буквы, ее звучанием; освоение умения определять на слух, есть ли изучаемая буква в слове,
2) опознание буквы по ее изображению (отдельно и в словах),
3) отработка умения писать изучаемую букву печатным шрифтом,
4) формирование представления о букве, как о части слова: умения опознавать изучаемую букву в начале, середине, конце слова, вписывать изучаемую букву на нужное место в слово, придумывать слова с изучаемой буквой.
Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для школьника слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение учебного материала, формирует представление о единстве звучания, написания и значения слов.
Глобальное чтение. Слоговое чтение и освоение письма печатными буквами.
Глобальное чтение
При освоении слогового чтения внимание ученика с РАС преимущественно фиксируется на соединении слогов, на правильном произнесении их последовательности, а не на смысле прочитанного, поэтому результатом обучения часто становится неосмысленное механическое чтение. Для предотвращения данной проблемы параллельно с занятиями по освоению букв идут уроки глобального чтения, цель которых – создать у ученика с РАС осмысленное представление о слове, о предложении, связать освоение чтения с важными для ребенка личностными смыслами.
При глобальном чтении слова соотносятся с изображениями предметов, которые они обозначают, что исключает возможность формального восприятия слов и букв как абстрактных знаков. Методика ориентирована на хорошую зрительную память детей с РАС, исходно запоминающих слово, как целостное изображение.
Освоение навыка глобального чтения происходит в процессе изучения двух тематических разделов: «Моя семья», «Домашние и дикие животные». Внутри тематического раздела сначала обсуждается содержание сюжетной картины, а затем, с помощью специальных дидактических материалов, соответствующих теме (фотографии, картинки, таблички со словами), осваивается навык глобального чтения. Последовательно осваивается глобальное чтение слов, и далее – осмысленное прочитывание и самостоятельное построение коротких фраз из небольшого набора знакомых слов.
Таким образом, глобальное чтение используется при обучении школьников с РАС частично (в существенно меньшем объеме, чем, например, при обучении детей с нарушенным слухом) и в собственной логике:
- для формирования осмысленного отношения к слову, фразе, тексту, исключения возможности механического чтения;
- для формирования представлений о языковых единицах и их функциях: представления о слове как о части предложения, понимания, что слова и предложения являются носителями определенных смыслов,
- для создания мотивации к чтению.
Далее происходит переход от глобального к слоговому чтению. Поскольку у школьника с РАС, благодаря глобальному чтению, сформировано осмысленное отношение к письменной речи, проблема механического чтения по слогам не возникает.
На данной стадии работы в занятия включаются фрагменты рисования, штриховки, лепки для развития графомоторных навыков и подготовки руки к письму.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 427.