Проблема социальной и культурной идентичности личности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подходы к изучению культурной идентичности

В научной литературе не существует единого подхода к изучению культурной идентичности. Многообразие концепций можно условно свести к трем подходам: цивилизационному, личностному и социологическому.

· Цивилизационный подход исследует культурную идентичность цивилизаций как социокультурных исторических субъектов. Первостепенное значение в цивилизационном подходе имеет установление культурных признаков общности.

· Личностный подход рассматривает процессы индивидуальной культурной идентификации, результатом которой становится культурная идентичность. В данном подходе исследуются процесс принятия конкретной личностью культурных норм и образцов, отношение личности к объективным общественным формам сознания.

· Социологический подход концентрируется на отношениях между личной и групповой идентичностями, обусловленных идеологическими процессами. В рамках этого подхода изучаются взаимоотношения личностной и коллективной идентичности, определяется эффективность воздействия общественности и государства на личность, анализируется личностные реакции на это воздействие.

Все три подхода взаимосвязаны с друг другом и не могут быть чётко разделены. Сложность рассматриваемого объекта подразумевает его изучение с разных сторон, и каждый из подходов имеет различные дисциплинарные и познавательные акценты. К проблеме культурной идентичности обращались такие исследователи, как A.C. Панарин, Б.С. Ерасов, H.H. Моисеев, С.Г. Кара-Мурза, Л.Г. Ионин, В.Т. Пуляев, Ф. Фукуяма, C. Хантингтон, Л. Фробениус, А. Кребер, М. Херсковиц, Л. Уайт, Л. Ме-доуз, М. Месаровича, Э. Пестель, А. Печчеа, К. Лоренц, Я. Тинберген, Э. Эриксон и др.

Элементы культурной идентичности

Культурная идентичность носит многоаспектный характер и состоит из широкого ряда элементов. Оценка культурной идентичности проводится по следующим параметрам:

Этническая принадлежность (Э́тнос — в некоторых теориях этничности, исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.)

Этнос определятся по-разному в различных правительственных учреждениях и государствах. Многие исследователи считают, что общее происхождение и история делают социальную группу этносом. Родоначальником такого подхода является Вебер[4].

С другой стороны, существует мнение о том, что этнос, прежде всего, продиктован политическим сообществом. Так например, Отцы-основатели США создали нацию со своими идеалами и целями, определившими идентичность американцев, несмотря на их разное историческое происхождение.

Здесь также важно рассмотреть расовую принадлежность, которая апеллирует к идее биологической классификации групп людей в силу морфологических особенностей каждой из них. Тем не менее, биологи считают расу социальным конструктом, созданным людьми.

Кроме того, этносом также можно назвать группу людей, имеющую общие ритуалы, верования, традиции и т.д.

Таким образом, существуют разные точки зрения на то, что значит принадлежность к этнической группе. Тем не менее, первостепенным остается личное самоощущение человека. Этническая самоидентичность оказывается особенно сильной среди недавних иммигрантов, поскольку до миграции они могли не сталкиваться с другими этническими группами. Как правило, через несколько поколений этническая идентичность иммигрантов трансформируется, и они адаптируются к этносу страны проживания. Однако в случае невозможности интеграции в общество страны проживания в силу расовых или религиозных различий, этническая идентичность может стать сильнее. Примером могут служить афро-американцы или американцы азиатского происхождения в США.

Возраст и этап развития

Возраст и этап развития позволяют определить идентичность индивида с точки зрения принадлежности к той или иной возрастной группе. Поскольку возрастные группы определяются культурным контекстом и создаются обществом, представляющим различные ожидания к поведению каждой из них, возрастная идентичность оказывается аспектом культурной идентичности.

Язык (Язы́к — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание)) Язык выступает не только средством речевого общения, он определяет способ мышления его носителей. Кроме того, он способствует сплочённости общности и выступает механизмом включения в общество и выключения из него[8].

Состав семьи То, какой индивид видит идеальную модель семьи, влияет на формирование его культурной идентичности. Ориентируясь на собственный опыт и идеалы, он идентифицирует себя с теми или иными ролевыми моделями в семье.

Кроме того, исследования показали, что на идентичность также влияет порядок рождения в семье: старшие, средние и младшие дети имеют разные поведенческие характеристики. Так, исследование, проведенное в 1974 году Розенблатт и Скугбрерг, показало, что старшие дети-девочки во взрослой жизни имеют больше уважения и влияния на своих братьев и сестер, чем старшие сыновья или другие дочери. Однако результаты исследования не применимы к некоторым культурам, в которых дочь является бременем до тех пор, пока не выйдет замуж (Южная Азия или Средний Восток).

Место проживания (Место проживания — терминология, под которой понимается каким-либо способом оформленное место индивидуума.) Место проживания определяет территориальную идентичность, которая проявляется в двух аспектах:

1. индивидуальное или групповое чувство привязанности к стране, региону, городу или деревне, в которой проживает индивид;

2. ключевые характеристики, с которыми у индивида ассоциируется место проживания.

Проживание в конкретном регионе оказывает влияние на формирование культурной идентичности индивида. Кроме того, немаловажную роль играет тип населённого пункта. Городская и деревенская среды имеют разную структуру общественной жизни: деревенское общество менее диверсифицировано, в нём может не хватать рабочих мест для специалистов, экономика может быть зависима от агрикультуры, доходы населения оказываются ниже, чем в мегаполисе.

Гендерная идентичность Гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории. Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают — трансгендерными.

Сексуальная ориентация [Сексуальная ориентация — один из четырёх компонентов сексуальности, определяемый как более или менее постоянное эмоциональное, романтическое, сексуальное или эротическое (чувственное) влечение индивида к другим индивидам определённого пола]

Религиозная идентичность[Религио́зная иденти́чность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей]

Социальный класс [Социа́льные кла́ссы — выделение в обществе по отношению к собственности на средства производства и общественному разделению труда; большая группа людей, различающихся по отношению к собственности на средства производства и роду деятельности.]

Дата: 2019-07-30, просмотров: 215.