— Гномики прислали нам картинки с изображением разных предметов. Вы получите картинку на память, если угадаете ее по слову, называющему признак этого предмета.
Слова | Картинки |
кислый | карандаш |
острый | волк |
злой | лимон и т.д. |
ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Понятие о звуке.
Цель: дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; развивать фонематический слух; учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный; развивать мелкую моторику.
Оборудование: волшебная веточка, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Слушай и отгадывай».
Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать , что он делает ( шелестит бумагой , хлопает в ладоши , режет бумагу , рвет бумагу , играет мячом , листает книгу ).
— Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?
— Вы слышали звуки.
2. Знакомство с понятием, звук. «Путешествие» в древние времена.
— Давным-давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени
Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:
ч-ч-ч — это стрекочет кузнечик;
ы-ы-ы — ревет медведь;
и-и-и — ржет лошадь;
р-р-р — рычит тигр;
Рассмотрите картинку «Лес» (с. 12). Как шипит змея? Как фыркает ежик? Как воет волк? Как звенит комар? Как жужжит жук? Как долбит дятел?
Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууммм, дддыыыммм, У нее стали получаться слова.
Логопед подводит детей к выводу : Слова состоят из звуков .
— Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.
У Таффи была волшебная веточка. Она играла с ней. Как только веточка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууук. Вот эта веточка. Давайте и мы так поиграем.
Вы молчите, я молчу,
И веточка молчит.
Предмета веточка коснется —
Сразу слово зазвучит.
На столе у логопеда игрушки - предметы : волк , мак , лиса и . т . д . Дети упражняются в протяжном произнесении слов .
— Вместо звука Таффи рисовала веточкой на песке квадратик: .Слово жук она написала так:
. И мы с вами будем обозначать звук квадратиком.
3. Физминутка.
а) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Перед нами луг широкий,
А над нами лес высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.
Грянул гром (хлопок)
Побежали быстро в дом.
б) Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки , похлопывая друг друга .
4. Выделение начального гласного звука в слове.
— Таффи любила играть со звуками. И мы с вами сейчас поиграем в одну из таких игр. Называется игра «Умная машина» (с. 12).
5. Выделение конечного согласного звука в слове.
— У девочки Таффи был друг Дракоша-Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой последний звук в словах съел Дракоша?
По двору ходил пету ..., индю ..., бара ..., ко ...
6. Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово».
—Из чего состоят слова?
—Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получались:
сссооок нннооос
7. Итог.
— Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.
ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Звук [у].
Цель: дать детям понятие о гласном звуке [у]', уточнить его артикуляцию; научить четко интонировать звук [у] в словах; выделять звук [у] из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику; упражнять в употреблении существительных мужского рода в форме единственного числа дательного падежа и существительных женского рода в форме единственного числа винительного падежа; учить образовывать глаголы с приставкой у-.
Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые сигнальные фонарики, схема для анализа артикуляции звука, игрушка — паровоз, набор индивидуальных схем, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Умная машина». Выделить первый звук в слове (гласный).
2. Артикуляционная гимнастика для губ.
«Трубочка»
«Хоботок»
«Поцелуй»
Движение губ «хоботком» вправо — влево.
3. Анализ артикуляции звука [у].
а) Звучит сигнал паровоза: У-У-У!
— Что это гудит?
Логопед показывает паровоз , произносит звук [ у ] и анализирует артикуляцию звука по схеме ( с . 5 данного пособия ), привлекая детей к анализу .
— Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у] голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.
— Его обозначим красным квадратиком, фишкой: . А Юпик на нем зарисовал положение губ, чтобы лучше запомнить произношение звука [у].
4. Упражнение в произношении звука [у].
а) Хоровое и индивидуальное произнесение.
б) Произнесение звука [у] на длительном выдохе («паровоз дает долгий сигнал»), на прерывистом выдохе («паровоз дает короткие сигналы»).
5. Развитие фонематического слуха.
— Паровоз приглашает нас в удивительное путешествие. Но сначала надо проверить, как мы слышим звук [у].
Игра «Сигнальщики».
У детей в руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета . Услышав звук [ у ], дети поднимают фонарики . Выделение звука :
а ) из ряда гласных звуков : а , о , у , и , у ...;
б ) из слогов : ух , ап , ос , ум ...
— Отправляемся в «путешествие».
Дети имитируют руками движение паровоза .
6. Выделение звука [у] из состава слова. Работа по пособию (с. 13).
Станция «П овторяй - ка» . Закрепление звука [ у ].
—Посмотрите на паровоз в левом верхнем углу страницы.
—Как он гудит?
—В правом верхнем углу изображены губы. Какой звук они показывают?
—Как вы догадались?
— Почему Юпик держит красную фишку?
Станция «Озерная». Выделение звука [ у ] из начала слова .
— Паровоз привез нас к озеру.
Дети рассматривают картину «У озера» . Логопед называет слова : удод , уха , удочка , уж , улитка , утка , утята , выделяя голосомзвук [ у ], а дети находят соответствующую картинку , повторяют слово по образцу логопеда .
— Какой первый звук мы произносим в этих словах? Звук [у] стоит в начале слова, обозначим его место на схеме слова:
Логопед показывает схему на доске , а дети выполняют работу на индивидуальных схемах .
Станция «Отгадай-ка». Образование глаголов с приставкой у -.
— Утка, удав и удод загадали с лова-действия, которые начинаются со звука [у].
Дети смотрят на картинки ( с . 14), а логопед произносит :
— Утка плыла и у.... (Дети договаривают слово: уплыла).
— Удав полз и у....
— Удод летел и у....
— Какие слова-действия загадали вам утка, удав и удод?
— Где стоит звук [у] в этих словах?
— Как изменилось значение слов: плыла — уплыла! (полз — уполз, летел — улетел).
Станция «Игровая» ( физминутка ). Дети проговаривают стихотворение с имитацией движений .
Утки стайкою летели,
На полянку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали,
К речке быстро побежали,
Плавали, ныряли,
Корм себе искали.
Станция «Подумай-ка». Выделение звука [у] из конца слова.
— Паровоз остановился на поляне. Какие животные были на поляне? (Осел, кот, заяц.) А справа корм для них. Назовите его (Трава, морковка, рыба.) Подумайте, кому что дадим?
Дети отвечают полным ответом , выделяя голосом звук [ у ] в окончаниях существительных .
— Звук [у] в словах стоит в конце слова. Обозначим его место на схеме слова:
Дата: 2019-07-30, просмотров: 288.