КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Понятие о речи. Функции речи.

Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фра­зу; развивать способность к самостоятельным выводам; учить правилам обращения с- книгой; развивать логиче­ское мышление, мелкую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки, альбом 1*.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.

2. Знакомство с понятием «речь».

Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (чело­век). После того, как дети справятся с заданием, логопед со­общает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы гово­рим — это речь».

3. Знакомство с функциями речи.

а) Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).

Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел по­играть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скуч­но, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.

«Очень плохо быть невидимкой, заплакал Петя. Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.

Логопед спрашивает:

— Почему Петя не захотел быть невидимкой?

Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.

б) Чтение стихотворения А. Барто.

— Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто

«Сильное кино».

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им — раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух сильное кино!

А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,

Я ничего не поняла.

—Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?

—Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.

Пословицы:                Хорошую речь приятно слушать.

Хорошая речь слаще меда.

4. Психотерапия (психологический настрой детей) .
Логопед читает:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

5. Физминутка.

Произнесение стихотворения с движением рук.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

6. Знакомство с альбомом

Логопед демонстрирует альбом и рассказывает:

На землю спустилась летающая тарелка. В ней ино­планетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой плане­те. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую пла­нету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. По­дошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговари­вать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог
ответить, потому что не умел говорить, как мы.

Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Дога­дайтесь по названию, чему учит эта книга.

Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и читать, перелетая со страни­цы на страницу на его летающей тарелке.

7. Закрепление понятия «речь», функции речи.

а) Логопед знакомит детей с правилами обращения с книгой.

б) Дети рассматривают картинки (с. 4):

— дети общаются друг с другом;


 

—дети работают на участке;

—семья смотрит телевизор;

—дети на занятии в детском саду;

—папа читает сыну книгу;

Дети отвечают на вопрос: Для чего нужна речь? Логопед подводит детей к выводу: «С помощью речи лю­ди общаются друг с другом, узнают новое».





Итог занятия.

Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предла­гает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:

—люди разговаривают друг с другом;

—узнают новое;

—работают;

—играют;

—делятся радостью, утешают друг друга.

Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»

 

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях).

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о после­довательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предло­жений по картине, по опорным словам, по схеме; упраж­нять в передаче повествовательной интонации предложе­ния; учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: цветные карандаши, тетради, ручки, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы — в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете Похожих людей, предметы, явления в детском саду.

учитель — ... (воспитатель)

директор — ... (заведующая)

класс    —...(группа)

парты   — ... (столы)
урок  — ... (занятие)

2. Знакомство с понятием, «предложение».

— Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

С этими словами дети открывают пособие. В дальнейшем в стишке изменяется только номер страницы.

а) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?»

Дети завтракают.

— Мальчики строят башню из кубиков.
Логопед делает вывод:

—Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предло­жение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала?

б) — Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

Катя поливает цветы из .... Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа да­ет рыбкам корм. Логопед делает вывод: Предложения должны быть закончены. Логопед упражняет детей в передаче повествова­тельной интонации.

в) — В детском саду дети сами ухаживают за игрушками.  Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложе­ния и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

— Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?

Дети устанавливают последовательность предложений и рас­крашивают пустые кружки.

3. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением,

 а)      В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

 

  б)              «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. За­тем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остаальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кула­чок разжать, широко расставив пальцы в стороны. 4. Знакомство с понятием «слово» (с. 6).

— Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине?

Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т. д.

— Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?
Логопед делает вывод: Небо, деревья, листья, качаются, Летят,разноцветный, нарядный это слова.

Всему название дано —

И зверю и предмету.   

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

А. Шибаев



Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.