Характеристика отношений консультанта и клиента.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе консультирования отношения между консультантом и клиентом могут быть построены по двум вариантам: 1) субъект-объектные; 2) субъект-субъектные.

В первом варианте консультант выступает как субъект, а клиент как объект, т. е. он пассивно воспринимает, получает информацию, знания, решения, идущие от консультанта. Консультант зачастую доминирует над клиентом, проявляет авторитарный стиль управления отношениями, взаимной деятельностью: "Делайте именно так, как я сказал!", концентрируется на производственной, а не на социальной составляющей отношений. Субъект-субъектные отношения являются более прогрессивными, предполагают взаимное сотрудничество консультанта и клиента, совместную выработку решений, проведение обучения клиента как отдельно, так и в процессе консультирования, вовлечение его в конечный результат. При субъект-субъектных отношениях дополнительно к техническому и экономическому эффекту во многих случаях добавляется социальный эффект, связанный с изменением социальной среды организации, ее неформальных отношений, организационной культуры. Большое значение в субъект-субъектных отношениях имеет культура как особый неосязаемый актив. Здесь необходимо говорить о продуктивных культурных отношениях, конструктивном управлении конфликтами.

Этика психолога-консультанта: необходимость, ключевые положения и культурная специфика. Этические и правовые аспекты консультирования.

Этика консультанта

Ю.Е.Алешина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным: 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к кли­енту. 2. Ориентация на нормы и ценности клиента. 3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не спо­собствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной ин­формации, которую иногда просто необходимо дать клиенту. 4 Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государствен­ные организации, частным лицам, в том числе род­ственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни. 5. Разграничение личных и профессиональных отно­шений. Установление тесных личных отношений меж­ду консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную по­зицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента Принципы кон­сультирования: 1. Постоянная доступность. Днем и ночью, 24 часа в сутки, люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить поддержку другого человека. 2. Анонимность и конфиденциальность. Звонящий имеет право не называть свое имя. Содержание бесе­ды абсолютно конфиденциально. 3. Уважение звонящего. Клиент принимается таким, каков он есть. Консультант не имеет права манипули­ровать звонящим или навязывать свою позицию. Недопустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного или политического. 4 Защита звонящего. Консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку, он обязан постоянно совершенствовать свое умение.

Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:  об основных целях консультирования;  о своей квалификации;  об оплате за консультирование;  о приблизительной продолжительности консультирования: о целесообразности консультирования; о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;  о границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация.

Другой важный этический принцип, который обсуждается столь же часто, как и конфиденциальность, — это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 312.