Характеристика методов и техник психологического консультирования: перефразирование, обобщение, ободрение и успокаивание, метод «пустого» стула, релаксация, задавание вопросов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отражение содержания: перефразирование и обобщение. При перефразировании клиент убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. Цели перефразирования: •показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;  •выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;  •проверить правильность понимания мыслей клиента.  При перефразировании надо помнить три правила:  1.Перефразируется основная мысль клиента. 2.Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.  3.Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания клиента. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования.

Отражение чувств. Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир.

Принципы отражения чувств: 1.Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов. 2.Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования. 3.Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:  •вызывают проблемы в консультировании или  •могут поддержать клиента, помочь ему.  4.Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования. 5.Порой надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны.

Постановка вопросов. Вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.  В консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован — задавая его, надо знать, с какой целью он задается.  Правила, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1.Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2.Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир. 3.Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. 4.Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). 5.Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. 6.Нельзя вопросом опережать ответ клиента.

Ободрение и успокаивание. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта. Атмосфера поддержки, в которой клиент чувствует себя свободно, позволяет исследовать возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в ориентированном на клиента консультировании. Успокаивание вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Очень хорошо", "Вы правы. Частой ошибкой "успокаивания" является то, что консультант предлагает себя в качестве "подпорки" беспокойному клиенту. Это ограничивает возможности клиента самостоятельно решать свои проблемы. Если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т.е. начинает преобладать в консультировании, оно создает зависимость клиента от консультанта. В этом случае клиент перестает быть самостоятельным, не ищет собственных ответов, а полностью полагается на одобрение консультанта, т.е. ничего не делает без санкции консультанта.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 470.