Третий этап проблемного анализа. Анализ психологических проблем.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ психологических проблем. Самым важным звеном решения диагностической задачи является компетентное определение реальных психологических проблем клиента, поскольку истинная сущность трудностей человека не всегда совпадает с теми формулировками, которые он приводит в своей жалобе. Определение действительного содержания проблем осуществляется в процессе целого ряда действий, таких как: 1. Выдвижение первичных психологических гипотез относительно содержания психологических проблем клиента. Важно при этом формировать установку на гибкость, альтернативность мышления, готовность отказаться от одной гипотезы в пользу другой. 2. Идентификация психологических проблем и трудностей клиента (в том числе и неосознаваемых им), построение психологически выверенной и обоснованной картины истинных дисгармоний. 3. Выдвижение психологических гипотез относительно характера и причин трудностей клиента, стоящих за особенностями его поведения, механизмов их возникновения и развития. Построение гипотез подсказывает направление, в котором нужно искать информацию для того, чтобы убедиться в правильности сделанного предположения или, наоборот, произвести его корректировку. 4. Сбор дополнительных данных анамнеза и осуществление углубленной психодиагностики для проверки психологических гипотез. Может производиться как для определения актуального состояния проблемы, так и с целью поиска значимых событий прошлого, исследования детерминант развития психологических трудностей. 5. Корректировка психологических гипотез. На основании дополнительных данных осуществляется проверка сделанных предположений (которые нужно всегда подвергать сомнению, даже если они кажутся очевидными), отбрасываются ложные и выдвигаются новые психологические гипотезы. 6. Формулирование психологического диагноза, т.е. вывода о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированного в результате психодиагностического обследования. 7. Формулирование психологического заключения, которое фактически является результатом решения диагностической задачи. Свое видение проблем консультант доносит до клиента в форме психологической интерпретации (объяснения, комментария, обобщения, вывода, аналогии и др.). Удачно сделанная интерпретация может послужить толчком к внутренней работе клиента над своими проблемами, началом конструктивного коррекционного взаимодействия. 8. Налаживание сотрудничества с соответствующими специалистами или переориентация запроса о помощи в случае профессиональных затруднений (например, когда проблемы клиента выходят за пределы компетентности консультанта).

31. Четвертый этап проблемного анализа. Определение консультативной задачи. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта решения консультативной задачи. Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи

Формулирование терапевтической задачи. Предоставление психологической интерпретации знаменует переход от первой — диагностической части работы консультанта ко второй, еще более важной, коррекционной или терапевтической ее части. Четкое формулирование задачи, зафиксированной на этапе первичной диагностики проблемы, во многом определяет успешность ее решения. Оно осуществляется совместно с клиентом. Мало того, задача считается сформулированной лишь тогда, когда она принята клиентом. Поэтому консультативная постановка терапевтической задачи включает: 1. Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта терапевтической задачи, т.е. достижение согласия в констатации потребности в помощи, обозначении путей достижения конкретных изменений. В самом общем виде формулировка задачи нацеливает на то, какие способы эффективного решения психологических проблем следует найти человеку, чтобы он мог устранить, уменьшить или компенсировать их деструктивное влияние. 2. Оценку психологического прогноза относительно результативности психологической помощи, эффективности и устойчивости ее последствий. Психологический прогноз может быть благоприятным, т.е. свидетельствовать о высокой вероятности достижения цели консультирования, и неблагоприятным. 3. Оценку реальных условий и возможностей решения консультативной задачи, т.е. вывод о том, сумеет ли клиент осуществить необходимые действия, добиться решения терапевтической задачи. 4. Корректировку терапевтической задачи. Если выяснится, что терапевтическая задача вследствие каких-либо причин и условий не может быть решена, нужно вместе с клиентом переформулировать ее таким образом, чтобы она не ориентировала на нереальные цели и не выходила за пределы возможностей как клиента, так и психолога. 5. Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов (дефектолога, психиатра, невропатолога, сексопатолога и т.д.).

Пятый этап проблемного анализа. Решение терапевтической задачи. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Выбор целесообразных способов и средств психологической помощи. Анализ результативности психологической помощи. Сбор данных катамнеза.

Решение терапевтической задачи. Терапевтическая задача решается в процессе осуществления следующих действий: 1. Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий. Избранные тактики могут характеризоваться большей или меньшей директивностью, выбором того или иного психотерапевтического подхода и т.д. 2. Выбор целесообразных в данных условиях способов и средств психологической помощи из арсенала самых разнообразных средств и методов (от недирективной беседы до различных методик и техник психокоррекции и психотерапии). 3. Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем, принятию ответственности за результат на себя. 4. Анализ результативности психологической помощи. Его целесообразно начинать уже в процессе решения терапевтической задачи, корректируя по ходу поставленные цели. 5. Наблюдение отдаленных последствий и сбор данных катамнеза, осуществляющийся по необходимости или при наличии длительного контакта консультанта с клиентом. Психокоррекционная работа может заключаться в реконструкции утраченного смысла жизни, поддержке положительной Я-концепции и т.п.

33. Установки клиентов, препятствующие консультативному процессу и возможные варианты контраргументов со стороны психолога.

«Обращаться за помощью — это признак слабости или глупости». => «Странно, что никто не считает слабостью или глу­постью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид. Признать наличие проблемы и предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста — показа­тель интеллекта и душевной силы».

«Психолог — для больных и «психов». А у меня все в порядке. Со своими проблемами я должен справиться сам». => «Психологи работают только со здоровыми людьми. Но при решении некоторых проблем требуют­ся профессиональные психологические знания. Например, о некото­рых закономерностях взаимодействия людей или возрастных особен­ностях подростков. Есть вещи, которые нам трудно анализировать са­мостоятельно, потому что мы привыкли видеть их под определенным углом. Психолог помогает посмотреть на проблему по-новому».

«Не умею я разговаривать о своих чувствах, стыд один. Да и не смо­жет никто понять мои проблемы». => «Психолог помогает выразить чув­ства, облегчить эмоциональное состояние. Моя работа состоит в том, чтобы понимать проблемы людей самому и делать их более понятны­ми тем, кто хочет с ними справиться».

«Не хочу я ничего ковырять — и так это очень больно». => «Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической».

«Поздно уж меня воспитывать и «учить жить». Сам как-нибудь справлюсь». => «Психолог не учит жить и не воспитывает. Он помогает проанализировать ситуацию, найти способ ее разрешения, предостав­ляет психологическую информацию, необходимую для решения. И только если человек сам хочет разобраться в себе, он помогает ему в этом».

«Я не знаю, насколько у меня все серьезно, чтобы обращаться к про­фессиональному психологу». => «Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. И, на­оборот: кажущееся ужасным и почти неразрешимым может быть пре­одолено с помощью специалиста довольно легко. Психолог помогает разобраться, насколько серьезна и глубока проблема. Ну, а если вы ошиблись, и ваша проблема является простой и легкой, — ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что теперь делать дальше».

«Никто мне не поможет. Мне всегда не везет. Судьба такая». => «Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологи­ческие причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезе­ние» — результат психологической неграмотности. Поэтому, если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обра­титься к психологу, чтобы постепенно понять истинные причины про­блем».

При необходимости, клиенту можно описать процедуру психологи­ческого консультирования, чтобы снять опасения, вызванные неизве­стностью.

Тем не менее не следует «давить» на клиента, если консультант чув­ствует, что тот закрыт, не расположен к общению или не готов гово­рить о проблеме.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 351.