Модели индивидуальной консультации. Эклектическая модель индивидуальной консультации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:этап исследования проблем клиента, предполагающий: - установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т. п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне; формирование климата обоюдного доверия', - поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики; - поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рас­смотрение проблемы им самим; • этап двумерного определения проблем, включающий: - уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание сво­их интерпретаций и гипотез; - определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением; в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы — возврат на стадию уточнения и прояснения; • этап идентификации альтернатив, включающий: - обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом; - побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы; • этап планирования, содержащий: - сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению; - осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем; - составление плана реалистичного решения проблемы; - разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения; • этап деятельности, включающий: - последовательную реализацию выбранного плана действий; - учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятель­ства, временные и эмоциональные затраты; - обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведе­ние клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий; • этап оценки и обратной связи, включающий: - оценку клиентом совместно с консультантом полученного ре­зультата и уровня достижения поставленной цели; - обобщение достигнутых результатов; - анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных бо­лее глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.

Оценка эффективности консультирования. Критерии оценки результатов консультирования (социальная приспособленность, личностные особенности, профессиональная приспособленность, успешность учебы). Основной источник информации об эффективности консультирования.

Существуют объективные и субъективные показатели эффективности психологического консультирования и психотерапии. Объективные показатели – это реальные изменения в той области жизни клиента, которая номинировалась как проблемная. В качестве объективных показателей, помимо непосредственного наблюдения, информирования клиентом (или его родственниками, коллегами, друзьями и др.) об изменениях в поведении может использоваться комплекс методик, позволяющих зафиксировать изменения в тех или иных представлениях человека о себе, о качестве своей жизни. Под субъективными показателями понимается степень удовлетворенности процессом и результатами консультирования его участниками – психологом и клиентом. Таким образом, при оценке эффективности консультирования актуализируется проблема критериев этой оценки.

Критерием эффективности работы психолога с клиентом может быть информация коллег психолога - независимых экспертов, специалистов в области практической психологии, которые могут ориентироваться на выбранную ими шкалу. Другая возможность - описание ситуации взаимодействия и характеристика возникающих изменений самим клиентом или психологом - хотя и наталкивается на возражения с точки зрения полноты и надежности получаемой информации - видится более адекватной при изучении психологической реальности клиента, которая является внутренними процессами, состояниями и свойствами, недоступным внешнему наблюдению. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче другого человека. Р.Кочюнас отмечает, что обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния.

 Основой для изучения эффективности консультативного процесса могут выступать следующие тезисы экзистенциально-феноменологического направления: материальная или объективная действительность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени, есть его субъективная, психологическая реальность; люди способны сами принимать жизненно важные решения; вся совокупность жизненного опыта человека, субъективная значимость и осмысленность его решений, переживаний и поступков – основа для профессионального взаимодействия с ним психолога; средства такого взаимодействия состоят не в аналитическом изучении человека, а в безоценочном понимании и безусловном принятии его уникального внутреннего мира во всей полноте и напряженности его жизненных проблем; обеспечить такое взаимодействие может только его диалогическая направленность, предполагающая искреннее и открытое присутствие самого психолога; главная задача практического психолога – раскрыть творческий и духовный потенциал человека, способствовать его самопознанию, саморазвитию, реализации его потребностей, пониманию им своей уникальности, свободы и ответственности, собственного предназначения.

Ошибки консультанта.

1. Жесткое механическое пользование теорией, моделью
консультирования. Это выражается, прежде всего, в жестком преследовании этапов. "Логика процесса" демонстрируется скорее только в обучении, реальный процесс консультирования сложен и запутан. На практике главный критерий - что делать в данный момент — польза для клиента. 2. Временная жесткость. Реальный процесс консультирования трудно, а иногда и невозможно разделить по времени, допускается, "проскакивание" во времени, свертывание тех или иных этапов. Возможно выполнение нескольких функций одновременно, но неопытный консультант иногда боится оторваться от схемы этапов. 3. Стремление к жесткой "специализации" по этапам. На I этапе только эмпатия, на II - конфронтация, и т.д. Такая "специализация" снижает эффективность процесса. Гораздо лучше, если консультант реализует целостность и широкие возможности. 4. Незаконченность. Некоторые консультанты считают, что самое большое искусство требуется на I этапе, они не умеют помочь клиенту перейти на II или III этап. Консультация может быть прекращена, по их мнению, как только произошло самораскрытие клиента. На этом консультация может быть либо прекращена, либо дальше начинается "ходьба по кругу". 7. "Интерпретационный ажиотаж" - игнорирование живого опыта, увлечение теоретизированием, сложными интерпретациями. 8. Иллюзия собственного могущества. Проявление установки консультанта: "Я должен что-то сделать, все изменить". Намерения только консультанта недостаточно - необходимо и клиенту иметь желание и возможность изменяться. Реалистическая профессиональная установка консультанта - выслушать. 9. Иллюзия "материнской любви".У психолога бывает установка: "Все очень милые, хорошие, но несчастные. Никто их не поймет, кроме меня". Но это невозможно - по 24 часа в сутки быть "любящим", прощать злобу, отказывать себе в естественных чувствах - в этом случае довольно быстро наступает профессиональная деформация - выгорание чувств. 10. Неадекватность, неконгруентность. Конгруэнтный психолог (по К.Роджерсу конгруэнтность — искренность терапевта в выражении своих естественных чувств) может говорить клиенту о тех чувствах, которые у него возникают при консультировании, но не осуждать при этом личность клиента. Непрофессионально для консультанта "закрывать" "больной" вопрос для клиента из-за собственной тревожности. 11. Иллюзия собственной непогрешимости, мудрости."Я специалист, я все знаю по этому вопросу, большего для ответа не требуется". "Я единственный, у кого есть правильный ответ для Вас". 12. Иллюзия помощи. Консультант ограничивает свою роль только диспетчерством - "Обратитесь туда, там вам помогут". 13. Директивность. Некоторые консультанты начинают консультирование с III этапа - после краткого выслушивания клиента ему сообщаются предписанные советы: "что" и "как" ему делать. Далее клиента отправляют исполнять "советы", а если у клиента ничего не получается, то ему указывают на его низкую мотивацию. 14. Торопливость. Если консультант слишком рано покажет клиенту величину и значимость проблемы, то это может вызвать у него недоверие и закрытие. 15. Многоречивость консультанта, особенно если ему что-то не понятно. 20. Навязывание клиенту своих ценностей и жизненных правил. Отсутствие осторожности консультанта при изложении своих нравственных принципов и ценностей. 21. Объяснение всех достижений клиента психотехникой, методом, а не его клиента личными достижениями. Зависимость от техники не позволит клиенту перенести результат в повседневную жизнь.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 252.