Особенности консультирования при суицидных намерениях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Консультант, встречающийся с клиентами, имеющими суицидные намерения, прежде всего обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству, знать их заранее. В работе никогда не следует скрывать свои подлинные чувства. Хороший контакт с консультантом может быть крепчайшей нитью, связывающей потерявшего надежду человека с жизнью. Консультант не должен уклоняться от обсуждения с депрессивными клиентами проблемы самоубийства. Тем самым он показывает клиенту, что мысли о самоубийстве могут быть восприняты и поняты другим человеком. Встретившись в консультировании с депрессивным клиентом, высказывающим суицидные намерения, очень важно оценить риск их реализации. От правильного прогноза может зависеть жизнь клиента. Степень вероятности самоубийства консультант может выяснить, задавая клиенту косвенные вопросы. Прямо спрашивать: "Не намереваетесь ли Вы совершить самоубийство?" — неприемлемо, потому что такой вопрос побуждает клиента к отрицанию. Эффективна тактика "постепенного" расспроса. Такая постепенность опроса дает возможность точнее узнать, как далеко зашел клиент в своих мыслях о смерти.  Существуют определенные правила консультирования лиц, намеревающихся совершить самоубийство:  С такими клиентами нужно чаще встречаться. Консультант должен обращать внимание суицидного клиента на позитивные аспекты в его жизни. Узнав о намерении клиента совершить самоубийство, не следует паниковать, пытаться отвлечь его каким-то занятием и прибегать к морализированию. Специалист должен привлечь к работе с клиентом между консультативными встречами значимых для него людей. Клиент должен иметь возможность в любое время позвонить консультанту, чтобы тот мог контролировать его эмоциональное состояние. При высокой вероятности самоубийства следует принять меры предосторожности — проинформировать близких клиента, обсудить вопрос о госпитализации. Консультант не должен позволять клиенту манипулировать собой посредством угрозы самоубийства. Консультант обязан не забывать, что он не Бог и, невзирая на самые лучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству. Консультант обязан подробно, в письменной форме, документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он смог доказать себе и другим, что действовал профессионально и принял все меры для избежания катастрофы.

Hamilton и Moss выделяют три этапа консультирования: в острой фазе, в фазе выздоровления и после выздоровления. Особенно значима работа консультанта в двух первых фазах.  Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства на первый план выступают уникальность ситуации и самочувствие "самоубийцы-неудачника". Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом, требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовных сил. В первой фазе не следует начинать обсуждение основного конфликта и лишь постепенно можно перейти к причинам и психосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности. Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться в свое прежнее окружение. Во время второй фазы возможно повторение суицидных побуждений. Провоцирующее влияние оказывает именно окружение, поэтому на втором этапе очень важна работа консультанта с семьей суицидента. Помощь семье нередко разрешает проблематичные обстоятельства. Только перемена условий жизни по-настоящему целебна.

Руководитель известной в США клиники W. Menninger предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства пациента: Мировоззренческие установки: специалист не может нести ответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен терапевтического кабинета; самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению; нельзя предотвратить самоубийство, если пациент действительно принял решение; Тактика при консультировании пациентов с суицидными намерениями: необходима бдительность и готовность к неудаче; в рискованных случаях обязательно консультируйтесь с коллегами; необходимо обсудить с коллегами самоубийство пациента как возможный вариант его выхода из кризиса. Как реагировать на самоубийство пациента: исходите из того, что самоубийство всем причиняет боль; вы обретаете потрясающий опыт; не удивляйтесь подавленному настроению, чувствам вины и злобы. Преодоление последствий самоубийства пациента: скорбь — естественная реакция, и все переживают одинаково; говорите и переживайте, но без излишнего самообвинения; позвольте себе выговориться с коллегами, друзьями, в семье; помните годовщину горестного происшествия, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.