Проблемно-ориентированный подход в психологическом консультировании. Понятие психологическая проблема. Этапы проблемного анализа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблемно-ориентированный подход, предлагаемый О.В.Васьковской и П.П.Горностаем (Психологическое консультирование: Ситуационные задачи) в качестве основы для работы и обучения психолога-консультанта, строится на положении, что всесторонний анализ психологических проблем клиента является существенным моментом в процессе поиска путей их решения и преодоления психологических затруднений. Психологическая проблема — это совокупность психологических трудностей клиента, вызванных определенными противоречиями в развитии, создающих психическое напряжение и причиняющих страдания, от которых клиент хотел бы избавиться. Этапы проблемного анализа: 1 этап: Анализ содержания жалобы клиента. На этом этапе работы происходит знакомство и установление контакта с клиентом, определение того, кто, на что и почему жалуется, как он это делает. 2 этап: Анализ психологической ситуации. Психологические проблемы всегда включены в контекст определенного эпизода жизни человека — проблемной психологической ситуации. К появлению или обострению трудностей приводят конкретные жизненные коллизии, которые и воспринимаются клиентом в качестве источника его проблем, хотя на самом деле картина может быть намного сложнее. 3 этап: Анализ психологических проблем. Самым важным звеном решения диагностической задачи является компетентное определение реальных психологических проблем клиента, поскольку истинная сущность трудностей человека не всегда совпадает с теми формулировками, которые он приводит в своей жалобе. 4 этап: Формулирование терапевтической задачи. Предоставление психологической интерпретации знаменует переход от первой — диагностической части работы консультанта ко второй, еще более важной, коррекционной или терапевтической ее части. Четкое формулирование задачи, зафиксированной на этапе первичной диагностики проблемы, во многом определяет успешность ее решения. Оно осуществляется совместно с клиентом. Мало того, задача считается сформулированной лишь тогда, когда она принята клиентом. 5 этап: Решение терапевтической задачи.

28. Первый этап проблемного анализа. Анализ жалобы клиента. Субъектный, объектный локус жалобы. Самодиагноз происхождения и развития проблемы. Психологический запрос, связанный с консультацией. Подтекст жалобы (скрытое содержание).

Анализ содержания жалобы клиента. На этом этапе работы происходит знакомство и установление контакта с клиентом, определение того, кто, на что и почему жалуется, как он это делает. Тщательно исследуются все структурные элементы жалобы, такие как: 1. Субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется) локус жалобы. Задача консультанта состоит в том, чтобы понять, как клиент переживает возникшие трудности, в ком, либо в чем он видит источник своих проблем. Иногда назревает необходимость переориентировать локус жалобы клиента в сторону большей адекватности и реалистичности ожиданий. 2. Самодиагноз. Интерпретация клиентом происхождения и развития переживаемых проблем и трудностей закладывает основу для формирования предварительного психологического диагноза. Нередко представление клиента о причине проблем изобилует заблуждениями, не соответствует действительности и нуждается в уточнении путем сбора дополнительной информации. 3. Психологический запрос, то есть объяснение клиентом того, чего он хочет от консультации. Запрос является первым вариантом терапевтической задачи. Это очень важный элемент жалобы, так как при отсутствии запроса или его нечеткости предоставление психологической помощи становится проблематичным. При необходимости психологический запрос уточняется или формулируется заново. 4. Подтекст жалобы или скрытое ее содержание. Практически каждый структурный компонент жалобы клиента рассматривается с двух точек зрения: явного и скрытого в нем содержания. Важное значение имеет информация, недосказанная клиентом, вытекающая из подтекста жалобы. Понять неявное содержание жалобы, часто не вполне осознаваемое самим человеком, помогает анализ невербальных компонентов общения. Очень информативным оказывается перевод разговора с содержательного уровня на уровень отрефлексирования клиентом собственных переживаний. Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобы». Для дальнейшей работы необходимо выделить запрос, который позволяет определить пер­спективы дальнейшей работы. Однако этот запрос может быть не определен достаточно четко. Запрос может быть «фасадным», за которым скрывается истинный запрос, который клиент по ряду причин не формулирует. Наконец, возможна ситу­ация, в которой действительный запрос на психотерапевтическую помощь отсутствует.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к четырем основ­ным стратегиям их отношения к ситуации. Они могут хотеть: • изменить ситуацию; • изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации; • выйти из ситуации; • найти новые способы жить в этой ситуации. Все остальные запросы (например, хорошо известный консультантам-практикам запрос «я хочу, чтобы он (она, они, это) изменились, тогда мне станет лучше») не являются конструктивными, эффективными и требуют отдельного времени для консультации. По мнению В.В. Столина, спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следующим образом: Локус жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций): 1) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье); 2) на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», «все не так»); 3) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопо­нимания, любви» и т. д.); 4) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т. д.); 5) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек. По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб: 1) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навяз­чивости); 2) на ролевое поведение, не соответствующее полу, возрасту, статусу мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п. - свое или других людей; 3) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка); 4) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т. п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т. п. супруга); 5) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания); 6) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.).

Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нару­шения в жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих вза­имоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы: 1) «злая воля» - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их; 2) «психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психически боль­ным; 3) «органический дефект» - оценка лица, о котором идет речь, как врожденно непол­ноценного; 4) «генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент нахо­дится в конфликтных отношениях; применительно к супругу - со стороны родных, с кото­рыми существуют конфликтные взаимоотношения); 5) «индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особен­ностей как проявления устойчивых, сложившихся личностных черт, а не конкретных моти­вов в ситуации; 6) «собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения, в т. ч. как воспитателя, супруга; 7) «собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассив­ность и т. п., и как следствие - неправильное поведение; 8) «влияние третьих лиц» - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как акту­альное, так и имевшее место в прошлом; 9) «неблагоприятная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; пере­грузка, болезнь и пр. - для себя или супруга; 10) «направление» («Меня к вам направили...», и далее на- зывается официальный орган, директор школы или иной руководитель).

Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Теми же авторами называются следующие наиболее распространенные проблемы: 1. Не уверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т. д.). 2. Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.). 3. Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т. д.). 4. Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.). 5. Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.). 6. Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы. 7. Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию. 8. Кроме того, возможны и глобальные формулировки: «Все плохо, что делать, как жить дальше?» Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируе­мый в виде проблемы лица, о котором идет речь. Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимают, не умеют и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.

Запрос - конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует про­блему: «Не умею, хочу научиться» - то запрос скорее всего будет «научите». Однако запрос может быть и у?же проблемы. Можно выделить следующие виды запросов: 1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке. 2. Просьба о содействии в анализе. 3. Просьба об информации. 4. Просьба об обучении навыкам. 5. Просьба о помощи в выработке позиции. 6. Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его поведения в его соб­ственных интересах. 7. Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента. Явное и скрытое содержание жалобы может анализироваться по одним и тем же выше­описанным параметрам. Иногда скрытого содержания в жалобе нет. Когда оно есть, то оно не совпадает с явным. Несовпадение может быть по локусу. Например, локус жалобы - ребенок и его пове­дение, а скрытое содержание - позиция и поведение отца, не принимающего достаточно активного участия в воспитании. Рассогласование может быть и по самодиагнозу: в тексте звучит объяснение наруше­ний собственными неверными действиями, а скрытое содержание, передаваемое интона­цией, мимикой, пантомимикой, жестами, указывает на другие причины (например, на вме­шательство третьих лиц, которые и обусловили эти неверные действия). Несовпадение может касаться проблемы. Следует отметить, что скрытое содержание жалобы - это не бессознательное вытесне­ние, а лишь недоговоренное содержание. Тактически правильно уже при первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное, соответственно формулируя вопросы. Как правило, реакция клиентов в этом случае положительная. В отличие от скрытого содержания подтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным, поэтому его выявление перед клиентом при первой встрече может нарушить контакт. Психотерапевт вместе с клиентом проясняет, выражает ли запрос всю проблему или ее часть, доопределяет его. Психотерапевт помогает клиенту квалифицировать запрос, опреде­ляет особенности психотерапевтической помощи.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 658.