Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи. Основные понятия клиент-центрированного подхода "Поле опыта"- то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира. "Самость"- это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. "Я"-реальное - система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них. "Я"- идеальное - представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. "Тенденция к самоактуализации"- понимается как движение к более реалистичному функционированию. Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них. Понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: "эмпатия", "забота", "конгруэнтность", "психологический климат". Эмпатия - особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента. Забота - имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента. Конгруэнтность отражает следующие существенные признаки поведения психолога:соответствие между чувствами и содержанием высказываний; непосредственность поведения; неотгороженность; инструментальность концепций; искренность и пребывание таким, какой психолог есть. Психологический климат - одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его "Я"-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. Задача - это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача - создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений. К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу: 1. Безусловное позитивное отношение 2. Эмпатия. 3. Аутентичность. 4. Воздерживаться от интерпретации или от подсказки Позиция психолога. Основное требование - отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога - создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное - быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента. Требования и ожидания от клиента. Ожидается, что, придя на прием, клиент будет чувствовать себя беспомощным, вести себя неконгруэнтно, ожидать помощи и быть достаточно закрытым. По мере установления отношений, в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного отношения к себе происходит их рост, т.е. они становятся более зрелыми. Основные компоненты роджеровской психотехники: 1. Установление конгруэнтности. 2. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования - выделение в высказывании клиента наиболее существенного, "острых углов". 3. Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Концепция К. Роджерса нашла широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения - опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных основании.
Концепции психологического консультирования: когнитивный подход. Основные когнитивные техники в психологическом консультировании. Ограничения и практическое применение когнитивного подхода в психологическом консультировании.
Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности: Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему — мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия. Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире. В когнитивном подходе можно выделить два направления: 1. Когнитивно-аналитическое.2. Когнитивно-поведенческое. Основная задача - создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно. Задачей психолога - выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником категорий мышления) и обучение клиента новым способам мышления. Целью когнитивного консультирования является «побуждение заново «к действию» системы проверки реальности». Когнитивные консультанты стремятся развить у клиентов поведенческие навыки, имеющие отношения к их проблемам. При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: контролю отрицательных автоматических мыслей; осознанию связи между когнициями, эмоциями и поведением; исследованию и проверки аргументов «за» и «против», искаженных автоматических мыслей; замене основнных на предубеждениях когниций более рациональными интерпретациями; идентифицированию и изменению убеждений, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта
Дата: 2019-07-30, просмотров: 273.