Американскому исследователю конфликтов Ч. Диксону принадлежит следующее высказывание: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Выразите своё отношение к данному мнению.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Человечество пришло к единому пониманию конфликта: конфликт – это норма, это постоянный и обязательный элемент жизнедеятельности любого общества. Известный американский социолог Чарльз Диксон однажды остроумно заметил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс, может, вы уже умерли». А ведь, действительно, кто из нас сможет назвать человека, в жизни которого никогда не было и нет конфликтов? Зятя с тещей, подчиненного с начальником?.. С соседом, с продавцом в магазине и т. д.?.. Ответ на этот вопрос, уверена, будет отрицательным. Безусловно, переживание конфликта – болезненный и тяжелый процесс, но это часть нашей жизни. И к такой мысли надо привыкнуть.

Любой конфликт обладает, как бы странно это ни звучало, и положительными, позитивными функциями. Вот почему специалисты, изучающие природу конфликтов (психологи, физиологи, философы, врачи, медиаторы), утверждают, что конфликт – это нормально, не следует бояться и впадать в панику или, образно говоря, бросаться в бой со своим обидчиком.

Конфликт – это сигнал к изменению. Проведу аналогию с болью. Боль неприятна, тягостна, но любой врач убедительно докажет – она выполняет важную и полезную функцию, сигнализируя нам: в организме что-то не так. Если человек игнорирует болезненные ощущения или заглушает их обезболивающими таблетками – болезнь никуда не уходит, а иногда и прогрессирует. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам: что-то не в порядке в наших отношениях с другими людьми или в нас самих. А значит, надо думать, анализировать, разобрать ситуацию «по полочкам» и менять что-то в своих отношениях с окружающими. К сожалению, в большинстве случаев конфликтанты обвиняют друг друга, да и кого угодно, но своей вины или ошибки в поведении, ставшей причиной конфликта, не признают.

Конфликт – это возможность сближения. Например, нередко, когда семейные отношения дают трещину и дело идет к разводу, именно открытый конфликт, то есть разговор, выяснение отношений становится последней возможностью наладить их и сохранить семью.

Часто конфликт играет роль предохранительного клапана – разряжает атмосферу, устраняет враждебные настроения, позволяя отношениям между конфликтующими сторонами развиваться дальше. Например, в XVII – XIX столетии обидчиков часто вызывали на дуэль. Этот потенциально опасный и агрессивный способ самозащиты в среде молодых людей знатного происхождения позволял открытое выражение враждебных чувств. Но вспомните классику: как бы ни завершалась дуэль, в дальнейшем месть со стороны родных и друзей проигравшей стороны (дуэлянт ранен или убит) абсолютно исключалась, то есть конфликт на этом был исчерпан.

Телесериалы (мексиканские, бразильские, так называемые «мыльные оперы») с их нескончаемыми ссорами-драками-кознями-сплетнями между героями являются, как ни странно, неплохим средством эмоциональной разрядки: проблемы киношных героев как бы «затмевают» на время собственные проблемы телезрителей, и они уже не кажутся такими непреодолимыми. Политические анекдоты и шутки в обществах дают выход агрессивным настроениям, позволяют «выпустить пар», и напряженность в социуме снижается.

 

 

22. Исследователи утверждают, что мужчины и женщины ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному. Понаблюдайте, так ли это? И с чем, на ваш взгляд, это может быть связано?

Если женщины ссорятся, то это всерьез и надолго. Потом им очень трудно наладить отношения друг с другом, они долго не общаются и, как правило, осадок от серьезной ссоры остается навсегда. Если до ссоры отношения были очень тесными и теплыми, то к прежнему стилю общения две поссорившиеся женщины уже вряд ли вернутся.

В мужском общении наблюдается прямо противоположное. Мужчины тоже могут ссорится очень серьезно, более того, они склонны более агрессивно выяснять отношения, громче кричат, оскорбляют, могут даже подраться. Однако когда вопрос исчерпан и причина разногласий устранена, они снова довольно легко возвращаются в прежнюю систему взаимоотношений, забыв обо всем, что было.

Психологи это объясняют следующим образом: обычно девочки в детстве играют в бесконфликтные игры, для девочек вообще важно, чтобы была гармония и дружба в их девичьем коллективе. В результате этого у женщины во взрослой жизни отсутствует опыт решения конфликтных ситуаций, в отличие от мужчин, которые в детстве, играя в более динамичные и агрессивные игры, в большей степени попадали в конфликтные ситуации и быстро решали их, чтобы скорее вернуться к игре.

Мужчина более подготовлен к конфликту и терпимее относится к нему. Он способен какое-то время наблюдать за ссорящимися и дерущимися мальчишками, прежде чем вмешаться и разнять их, женщина вступит в ситуацию намного быстрее и наделает скорее всего больше шума, чем сами конфликтующие дети.

Мужчины ссорятся довольно часто и также часто меняют свое представление о человеке, при этом, однако, они, в отличие от женщин, никогда не сжигают мостов, они склонные возобновлять даже, казалось, потерянные контакты. Часто непримиримые враги среди мужчин готовы объединиться, чтобы «задвинуть» кого-нибудь третьего. Женщины конфликтуют всегда очень лично, им не понятна эта способность мужчин забывать, прощать и возвращаться к людям, с которыми ранее была серьезная конфликтная ситуация. Такую мужскую легкость в отношениях женщины зачастую трактуют как беспринципность и бесхребетность. Женщинам абсолютно непонятно, как двое мужчин могут поносить друг друга в глаза и за глаза, а потом вдруг объединиться на почве какого-нибудь общего интереса.

Женщины в словесной перепалке способны задеть соперника за живое, вложить в одну фразу смысл, который не на шутку заденет человека, они, то, что называется, больнее жалят словом. Мужчины же, напротив, подбирая очень крепкие выражения, не вкладывают в них глубокий личностный смысл. Для мужчин спор – это, скорее, громкое и эмоциональное сотрясание воздуха, в то время как для женщины – это поиск слабых мест человека и битье по ним. При этом женщины острее переживают грубость, даже случайную и мимолетную, которую мужчина даже не заметит.

 

23. Укажите плюсы и минусы каждой поведенческой стратегии в конфликте.

Соперничество: - отличается сильной личной вовлеченностью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента.

Основной принцип этой стратегии: «Чтобы я выиграл, ты должен про­играть".

Соперничество проявляется тем, что Вы или Ваш партнер стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту, прибегаете к давлению на сопер­ника, стараетесь переубедить его, перекричать, применить физическую силу, требуете безоговорочного согласия и послушания.

Причины выбора человеком этой стратегии могут быть самыми разны­ми: потребность защитить свои интересы: жизнь, семью, благополучие, имидж и т.п.; желание установить приоритет в коллективе; стремление к ли­дерству; недоверие к людям вообще, в том числе к оппонентам; эгоцентризм, неумение взглянуть на проблему с другой точки зрения; критическая ситуа­ция, которая требует немедленного решения.

Эта стратегия оправдана, если Вы берете контроль в свои руки для того, чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Это может быть эффективным, когда Вы обладаете определенной властью и знаете, что ваше решение в данной ситуации наиболее правильно и Вы имеете возмож­ность настаивать на нём.

Когда Вы используете такой подход, Ваша популярность может упасть, но Вы завоюете сторонников, если быстро получите положительный резуль­тат. Однако, эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты - про­игравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле.

 

Избегание - это поведение в конфликтной ситуации, которое выражает­ся самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием кон­фликта.

Формы ухода могут быть разными: Вы молчите, выключаясь из обсуж­дения вопроса, демонстративно удаляетесь с переговоров или обиженно ухо­дите с полным отказом от дальнейших дружеских и деловых сношений с конфликтующей стороной, язвительно отпуская замечания по поводу оппонентов за "их спиной".

Причиной выбора этой стратегии может являться: неуверенность в себе и своих силах, боязнь проиграть; неопределенность собственной позиции по данному конфликтному вопросу; стремление выиграть дополнительное вре­мя для серьезной подготовки к участию в конфликте; отсутствие полномо­чий, времени.

Если Вы выбрали избегание в качестве своей стратегии поведения, то Вы сэкономите время и "нервные клетки11, но можете лишиться в дальней­шем влияния на ход событий. Конфликт либо решится без учета Ваших ин­тересов, либо не решится и будет разрастаться и углубляться.

Однако в ситуации, не затрагивающей впрямую Ваших интересов, уход может быть полезен. Вполне вероятно, что если Вы попытаетесь проигнори­ровать конфликт, не выражать своего отношения к нему, то проблема решит­ся сама собой. Если нет, то Вы сможете заняться этим позже, когда будете готовы к этому.

 

Приспособление: - это поведение, проявляющееся в изменении дейст­вий и установок под реальным или воображаемым давлением противопо­ложной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интере­сам.

Выглядит это так. Вы делаете вид, что все в порядке, даже если что-то очень сильно задевает Вас, предпочитаете мириться с происходящим, чтобы не испортить отношения: сначала молча соглашаетесь, а потом вынашиваете план мести или стараетесь найти обходные пути, чтобы добиться своей цели.

К стратегии приспособления прибегают, если конфликтная ситуация не затрагивает жизненно-важных ценностей; сохранение отношений является более значимым, чем отстаивание своих интересов; осознание того, что пра­вота на стороне оппонента; имеются более важные в данный момент интере­сы; у другого больше власти; полагают, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок; могут добиться цели обходным путем.

Приспособление, сглаживание конфликта может быть разумной такти­кой, если спор по поводу незначительных разногласий может испортить взаимоотношения. Бывают случаи, когда конфликты сами разрешаются за счет того, что люди продолжают поддерживать дружеские отношения. Но в ситуации серьезного конфликта, стратегия приспособления мешает разреше­нию спорного вопроса, так как не разрешает ситуацию и не дает партнеру уз­нать подлинную причину вашего недовольства.

Этот стиль лучше использовать тогда, когда Вы чувствуете, что, немно­го уступая, Вы теряете мало. Если Вы считаете, что уступаете в чем-то важ­ном для себя и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то в этом случае стратегия приспособления неприемлема. Она также не подходит, если Вы видите, что другой человек не оценит сделанного Вами и не собирается в свою очередь поступиться чем-то.

Стратегия приспособления немного напоминает уход, поскольку может быть использована для отсрочки и разрешения проблемы. Основное отличие в том, что Вы действуете вместе с другим человеком, участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой.

Когда же Вы выбираете стратегию избегания, Вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему, уходите от нее.

 

Компромисс: это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Оба оппонен­та с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации. При­чинами выбора компромиссного решения обычно являются: стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других лю­дей, как и своих собственных, желание быть объективным; когда переговоры зашли в тупик, и компромисс - единственный выход.

Выбор стратегии компромисса может оказаться полезным в ситуации, когда обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисклю­чающие интересы. Компромисс бывает иногда последней возможностью прийти к какому-то решению, которое позволит Вам сохранить взаимоотно­шения и получить хоть что-то.

Такой подход подразумевает, что каждый участник чего-то добился. Но если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения или на недостаточно равноправных условиях, он будет не самым оптимальным исходом переговоров. Ни одна сторона не будет при­держиваться решения, которое не удовлетворяет ее нужд.

 

Сотрудничество - это стратегия поведения, при которой на первое ме­сто ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворе­ние интересов всех её участников.

Стратегия сотрудничества будет наиболее эффективной, если: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться; конфликтующие стороны имеют длительные и взаимозависящие отношения; есть время поработать над возникшей проблемой; стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в по­ложении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгод­ного решения. Иногда внешне сотрудничество напоминает компромисс или приспособление. Это происходит, когда в результате обсуждения Вы изме­няете первоначальную позицию и частично или полностью уступаете парт­неру. Это происходит не потому, что он оказался сильнее Вас или более прав, а потому, что Вы нашли другое, более оптимальное для Вас решение своих проблем.

Сотрудничество не всегда приводит к успеху, но если Вы начнете реше­ние конфликтной ситуации таким способом, то скорее всего, достигните большего.

24. Просматривая программы «Новостей», проследите, какие именно способы психологического воздействия используют те или иные политические лидеры? Какие из этих способов кажутся вам особенно убедительными? ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

 

    

                        

 

 

                               

                                 ПСИХОЛОГИЯ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

                                     ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

 

1. «На всём протяжении истории её боялись и восхищались её силой; её противопоставляли личности, организованной группе и в то же время пытались быть похожими на неё и позаимствовать некоторые качества, присущие ей; ею пытались управлять не только для того, чтобы справиться с её гневом, но и для того, чтобы направить этот всесметающий гнев на кого-либо ненавистного».

Вопрос: О каком социально-психологическом явлении ведёт речь польский писатель Доминик Опольский?

Психология толпы

Толпа — относительно кратков­ременное, неорганизованное и бес­структурное скопление множества людей, обладающее огромной, несо­измеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотво­рить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведе­ние и деятельность людей.

Подлинная стихия толпы — соци­ально-политические кризисы, сотряса­ющие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния обще­ства к другому. Ощущения неблагополучия, тревоги, несправедливости, уг­розы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создав­шегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и наци­ональности экстренным образом само­мобилизовываться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рож­дается толпа — эта кажущаяся случай­ность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.

К основным психологическим харак­теристикам толпы обычно относят:

Ø Кратковременность и бесструктурность скопления множества людей; единый объект внимания; отсутствие общей осознанной цели; высокую степень контактности людей и их пространственную близость; чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей; высокую степень их конформизма и др.

Ø

2. Какие признаки характеризуют толпу как социальную группу?

Толпа иногда (в редких случаях) способна структурироваться и приобрести групповое качество, а организованная группа превратиться в толпу.

Пример: Хорошо организованная массовая демонстрация несет в себе в равной мере признаки группы и толпы.

Соотношение системных и агрегатных (стадных) качеств во многом определяется и решение старого спора между социальными психологами о том, группа или индивид склонны к более экстремальным решениям. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализируется.

Русская поговорка: «Мужик умен, да мир дурак» - передает мысль о потере личности здравого смысла в массе.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией. Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

 

3. Известный российский психолог и социолог А.П. Назаретян классифицирует толпу по основному признаку «активность - пассивность». Приведите примеры активных и пассивных толп. В чём выражается, на ваш взгляд, относительность этого критерия?

Всякая толпа имеет определенный уровень активности, который оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям {наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-и центростремительном направлении свидетельствует о ее активности.

Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав) по разным характеристикам Несколько проще выявляется структура толпы по половозрастным признакам, сложнее -- по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий, если нет непосредственно указывающих на это признаков

Наиболее сложно выявлять структуру толпы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и г д. Однако именно последнее практически наиболее необходимо, так как позволяет заранее выявлять толпы с неоднозначными ценностями Это является предпосылкой к агрессивному поведению внутри толпы и требует соответствующей профилактики -- разведения антагонистически настроенных частей толпы

4. Опираясь на имеющиеся у вас знания социальной психологии, дайте рекомендации человеку, случайно оказавшемуся в толпе.

Любые массовые сборы чреваты весьма опасными последствиями. Если не соблюдать меры предосторожности можно серьезно пострадать. Как показывает статистика, наибольшее число жертв при возникновении беспорядков и террористических актов наблюдается в местах массового скопления народа. Люди, находясь в толпе, при возникновении экстремальной ситуации подвергают опасности свое здоровье, а порой и жизнь. Поэтому очень важно знать следующие основные правила безопасного поведения в толпе:

Ø  Всегда обходите толпу стороной.

Как это ни странно, на улице толпа еще опаснее, чем в закрытых пространствах. Не надо подходить из праздного любопытства, чтобы узнать, что происходит. Если толпа преграждает Вам дорогу, лучше найдите обходной путь.

Ø Оказавшись в толпе случайно, ни в коем случае не возмущайтесь и тем более не ведите себя агрессивно. Даже если вы кардинально не согласны с идеями собравшихся - это не место заявлять о своей точке зрения. Такое поведение может спровоцировать агрессию и привести к весьма печальным последствиям. Поэтому лучше сделать вид, что разделяете убеждения собравшихся, при необходимости можно даже поддерживать некоторые лозунги, при этом стараясь спокойно и неторопливо покинуть толпу.

Ø Настроение толпы надо чувствовать и прогнозировать. Одним глазом необходимо смотреть на толпу, а другим - постоянно искать укрытия на месте событий.

Ø Если толпа плотная, но неподвижная, из неё можно попробовать выбраться, используя психосоциальные приемы, например, притвориться больным, пьяным, сумасшедшим, сделать вид, что вас тошнит и так далее.

Ø Самое опасное место в толпе - с краю. Людей просто размазывают по стенам. Любой выступ может быть смертельным.

Ø Если Вы оказались в толпе и вынуждены передвигаться в массе народа - помните: Главное - это сохранить равновесие.

Падение, скорее всего, приведет к тому, что Вас затопчут. Во избежание этого застегните и заправьте одежду, чтобы не за что не зацепиться. В случае если при себе оказались какие-то предметы (зонт, сумка) - их лучше прижать к телу. В критической ситуации от них вообще нужно избавляться без сожаления, жизнь и здоровье важнее.

Если зажали вас с ребенком, бросьте все лишние предметы (сумку, рюкзак и т. п.). В давке они будут цепляться, и из-за них вы можете упасть.

В плотной толпе при правильном поведении вероятность упасть не так велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди.

Толчки сзади нужно принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук. Психологический толпа паника

Если толпа остается на месте, надо развернуться так, чтобы с двумя соседними людьми образовывать плечами треугольник: это сохранить вам небольшое пространство для движения грудной клетки.

§ Толпа живет по своим звериным законам. Ей неведома жалость, и с ней невозможно договориться.

 

5. С какими элементами феномена толпы вы можете столкнуться в педагогической практике? Как, по вашему мнению, можно предупредить их негативные последствия? ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

6. Что характеризует панику как социально-психологическое явление?

Паника - это стихийное поведение большого числа людей, находящихся в эмоциональном возбуждении связанное с чувством неконтролируемого страха. Это стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей. Наиболее важными характеристиками паники являются следующие: паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей); паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; паника это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей; для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

 

7. Какие социальные условия способствуют возникновению паники в больших социальных группах? Приведите примеры.

Наиболее важными характеристиками паники являются сле­дующие:

 

- паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численно­сти (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

 

- паника вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

 

- паника — это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

 

- для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекват­ность поведения в целом).

 

8. На какие группы (типы) разделяются люди по их поведению в условиях паники? 

Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событии и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации, по-JTOMy попытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращались к соседям, знакомым, на радио и т. п , и толь­ко после эгого приходили к отрицательному заключению)

В третью группу вошли тс, кто, испытав сильное чувство страxa, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о пол­ной реальности вторжения марсиан.

И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить

 

9. — Ой, что деется! Вчерась траншею рыли —

     Откопали две коньячные струи!

     — Говорят, шпиёны воду отравили … самогоном!

     Ну а хлеб теперь — из рыбной чешуи!

Вопрос: О каком социально-психологическом феномене идёт речь в стихотворении В. Высоцкого? ——————————————————————————————————————————

10. Лично вы принимали участие в создании и распространении слухов? Какие мотивы вами двигали? ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

11. Какие социальные условия, по вашему мнению, являются благоприятным для возникновения и распространения слухов в больших социальных группах? ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

12. Как вы думаете, в чем состоят основные функции слухов? На ваш взгляд, возможна ли профилактика слухов в больших городах? ————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Закончите определение: «Общности людей, отличающиеся наличием слабых постоянных контактов между всеми представителями, но объединённые и сплочённые зачастую не меньше, а потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь — это большие социальные группы».

14. Какие виды больших социальных групп вам известны? Приведите примеры.

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы: интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

 

15. Объясните основные понятия этнической психологии.

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. С древних времен существовала потребность в психологических харак­теристиках этносов, обусловленная дипломатическими, военными и иными нуждами.

Основные понятия. В настоящее время в мировом этническом процессе прослеживаются две тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической идентичности.

Выделяют следующие общественно-исторические типы этни­ческих общностей: нация, народность, племя и род. Примени­тельно ко всем группам используется понятие «этническая психо­логия». По отношению к нации и народности иногда применяет­ся понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психология» (в России употребляются понятия «родоплеменная психология» и «родоплеменные пережитки»).

В англо-американской научной литературе вместо понятия «этническая психология» принято название «кросскультурные ис­следования»,или «кросскультурная психология», что предполагает проведение эмпирических работ, цель которых — сравнение пси­хологических характеристик одного, двух, а иногда и большего количества представителей разных народов.

Этническая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей народа, обусловленных единством его про­исхождения.

Этнические (национальные) стереотипы — широко распространен­ные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представите­лях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др.), просмот­ренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы. Гетеростерео -тип — это представление об этнопсихологическом облике другого на­рода (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения.

Этническое (национальное) сознание представляет собой отра­жение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в духовной и материальной культуре, а также в обыденном созна­нии (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).

Процесс перемещения народов с одних мест в другие принято называть этническими миграциями, а приспособление к новым, ранее неизвестным для них условиям, — этнической адаптацией. Процесс адаптации к языку и культуре, сопровождаемый сложностью и на­пряженностью, носит название аккультурации, а процесс социаль­ной адаптации — эджастмент (приспособление)

 

16. По вашему мнению, зачем необходимо знать функции этнопсихологических явлений? Аргументируйте своё мнение примерами.

Этнопсихология, как и любая наука, выполняет в обще­стве свои функции. Выделяют следующие функции этнопси­хологии:

• гносеологическую;

• описательную;

• прогностическую;

• культурологическую;

• коммуникативную;

• этнополитическую;

• воспитательную.

Под гносеологической функцией следует понимать задачу познания закономерностей, возникающих в психике субъек­тов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматри­вает также изучение возможности познания и отношение зна­ния к объективной реальности, в ходе чего исследуются сту­пени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Под описательной функцией следует понимать задачу рас­познания и определения характерных черт и признаков каж­дой этнической общности. Это функция психологического ис­следования, состоящая в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей при помощи определенных систем обозначения, принятых в науке.

Как одну из функций этнопсихологии, имеющую большое значение для государств на современном этапе, выделяют про­гностическуюфункцию. Суть ее заключается в теории и прак­тике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихоло­гии. При помощи прогностической функции этнопсихологии можно получить, например, сведения о возможности возник­новения этнических конфликтов на территории определенно­го государства либо спрогнозировать межличностные отноше­ния членов нескольких этнических общностей.

Под культурологической функцией понимается изучение этнопсихологией культурных процессов, происходящих в кон­кретном этносе, а также особенности обычаев, обрядов, фольк­лора, присущих определенной этнической общности.

Коммуникативная функция предполагает изучение процес­сов межличностного общения членов различных этнических групп. Другой стороной коммуникативной функции является изучение особенностей поведения членов различных этничес­ких групп в межличностном общении.

Этнополитическая функция этнопсихологии предполагает тщательное изучение политических процессов, происходящих в этнических группах, с соответствующей выработкой рекомен­даций по бесконфликтной политике государства по отноше­нию к населяющим его этническим группам, учитывая инте­ресы национального большинства и меньшинства страны.

Под воспитательной функцией понимается изучение психо­логии представителей различных этнических групп с целью формирования наиболее эффективной программы образования и воспитания с учетом специфики их психических особеннос­тей. С другой стороны, воспитательная функция позволяет из­бегать формирования этнических предрассудков и способствует интернациональному воспитанию общественности, целью ко­торого является бесконфликтное общение в пределах много­национального государства.

 

17. Назовите основные характеристики межэтнического общения и поясните, как их надо учитывать при взаимодействии с представителями разных этносов.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

- дружественный;

- нейтральный;

- конфликтный.

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

 

 

18. Приведите примеры проявления этноцентризма в отношениях между представителями разных этнических групп, наблюдаемые вами в обыденной жизни.

Этноцентризм- (от греч. ethnos — группа, племя и лат. centrum — центр, средоточие) взгляд на мир через призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона, основы для оценки и выработки суждений о других культурах; предпочтение собственного образа жизни всем остальным, отражение отношений как внутри самой группы, так и ее отношений с другими группами. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца. Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога Э.Лича, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения, кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый лучший. Одним из проявлений этноцентризма является «ксенофобия» – немотивированная, негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам, к иностранцам.

 

19. Выделите, пожалуйста, у себя как у представителя этноса, к которому вы принадлежите, типичные характеристики своего народа. ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————–—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————


 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 2348.