Социальная психология образования изучает социально-психологические особенности людей, их поведения и деятельности, а также социальных групп, включенных в образовательное пространство и детерминирующих эффективность учебно-воспитательного процесса. Или, что она изучает социально-психологические закономерности проявления личностного как группового, а группового как личностного в контексте системы образования.
Цель новой научной дисциплины – создание социально-психологическими средствами условий для гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства. Предстоит обозначить и обсудить также задачи и круг проблем, решаемых средствами социальной психологии образования.
Многие из этих задач уже сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей являются формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения. Необходимыми становятся социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги все чаще обращают к психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Кроме того, важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя.
Наиболее распространено представление о том, что социальная психология — это отрасль психологического знания, изучающая закономерности общения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих групп. Таким образом, социальная психология пытается дать ответ на ряд важнейших психологических вопросов: что такое человеческое общение, в чем его особенности и механизмы? Что происходит с человеком, как меняется его поведение и личностные структуры, когда он вступает в общение с другими людьми, становится членом определенной социальной группы? что определяет поведение человека в группе: его внутренние психические особенности или характеристики той группы, в деятельность которой он включился? Что представляет собой сама группа: является ли она простой суммой составляющих ее людей или может быть представлена как целостная система, живущая и развивающаяся по своим законам? Как, наконец, соотносятся различные группы между собой, что определяет правила и закономерности межгруппового взаимодействия?
Можно сказать, что существует несколько сфер, или направлений социально-психологического анализа, каждая из которых в своих исследованиях пытается ответить на некоторые из поставленных выше вопросов:
1. Взаимодействие в системе «Я» — «Другой». Речь идет об изучении межличностных отношений, возникающих между людьми в процессе общения, исследования механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации их общей деятельности. Кроме того, сюда же относятся исследования, направленные на выявление средств и возможностей влияния одного человека на другого.
2. Исследование влияния различных социальных условий на поведение личностные особенности человека. Прежде всего сюда относится проблема социализации человека как процесса усвоения социальных норм и ценностей своего общества входе всей жизни (и особенно на ранних этапах— в дошкольном и школьном возрасте). Изучаются социальные установки человека, существующие у него социальные предпочтения, исследуется, какими именно путями группа и общество в целом оказывают воздействие на формирование и изменение человеческой личности.
3. Влияние «Я» на социальные условия. Речь идет, об изучении социально-психологической истории человека не только, с точки зрения тех социальных условий, которые определяли возможности человека, но и со стороны активного влияния личности на окружающий ее социальный мир. Здесь человек рассматривается как автор собственной жизни, системы своих социальных связей, создатель тех ролей и позиций, которые он реализует в ходе взаимодействия с другими людьми.
4. Взаимодействие в системе «Группа» — «Группа». Социальная психология рассматривает группу как целостную социальную систему, живой самоорганизующийся и саморазвивающийся организм, имеющий определенные цели в своей деятельности, обладающий определенными уникальными чертами. Естественно, что группа способна вступать в контакты, как с отдельными людьми, так и с другими социальными сообществами. Такое взаимодействие не всегда протекает гладко, часто межгрупповые отношения сопровождаются взаимной агрессией, непониманием, неприятием другой группы. Социальная психология изучает механизмы межгруппового взаимодействия, занимается поиском средств и методов повышения эффективности общения различных социальных групп.
Таким образом, интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах, исследования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств и качеств личности.
Социальная психология — это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение. Социальная психология имеет широкое прикладное значение, так как вся сфера человеческой жизни пронизана общением, внутри- и межгрупповым взаимодействием. В частности, эта наука имеет колоссальное значение для практики обучения и воспитания, организации педагогического взаимодействия. Ниже мы остановимся на характеристике важнейших понятий социальной психологии, имеющих прикладное, психолого-педагогическое значение.
ТЕМА 2.
ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
1. Закончите определение: «Немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время — это малая группа.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 801.